{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Нетрогательная ситуация

Что ждет бренды и customer experience в эпоху экономики дистанцирования

Россия выходит из «самоизоляции». После нескольких месяцев интенсивной перестройки и прохождения всех стадий от отрицания до принятия мы как будто возвращаемся к normal life. Вернее, к new normal.

Каким будет новый мир после локдауна? Как сильно изменятся рынки и отрасли? Как сильно изменятся потребители в ходе этого тяжелейшего стресса и социального эксперимента с элементами A/B тестирования? Какими будут бренды и customer experience в новой экономике дистанцирования, где маски и расстояние 1,5 метра минимизируют эмоциональный контакт, а главной ценностью становится не свобода и «жить полной жизнью», а безопасность? И почему об этом важно думать прямо сейчас, когда ничего не понятно и многим кажется, что вот-вот все вернется на круги своя?

Три сценария восстановления экономики

Сегодня мы проживаем период колоссальной неопределенности. Для макроэкономики, корпораций, бизнеса, маркетинга и брендов у завтрашнего дня может быть несколько сценариев. Есть довольно популярная теория V-U-L, которую экономисты применяют к ситуации с COVID-19.

V-curve: мягкий сценарий. Что если пандемия пройдет быстрее, чем ожидают некоторые эксперты? Что если эффективные общественные меры в сочетании быстрым тестированием на вирус выведут нас из фазы кризиса в ближайшие несколько месяцев? Малый и средний бизнес, безусловно, пострадают, и экономические последствия не могут быть незначительными. Но что-то вроде «нормального» течения жизни возможно в горизонте 6 месяцев.

U-curve: суровый сценарий. Что если пандемия продлится дольше, с волнами заражения летом и, возможно, до осени, удерживая нас в кризисном режиме в течение нескольких месяцев? Длительное снижение спроса в сочетании с потрясениями финансовой системы наносит серьезный ущерб социальной и экономической жизни. Но, возможно, не все страны страдают в одинаковой степени. Те, кто столкнулся с пандемией раньше и отреагировали более агрессивно, быстрее приходят в норму, в то время как те, кто медленнее или менее последовательны в мерах, страдают глубже и дольше.

L-curve: тяжелый сценарий. Что если текущая ситуация вводит нас в заблуждение, заставляя думать, что мы добиваемся успеха? Что если страны, которые сегодня контролируют ситуацию, столкнутся с возвращением вируса, а те, кто все еще борется сегодня, обнаружат, что пандемия опережает все усилия по сдерживанию? А что если мы обнаружим, что мир слишком велик и вирус циклично мутирует, мигрируя между богатыми странами и развивающимися, с которыми они торгуют?

Безусловно, эти сценарии могут выполняться частично, и уже сейчас многие сходятся на большей вероятности U-варианта. Здесь важно оказаться не безупречно правым, а хорошо подготовленным.

Эпоха low touch

Это новая экономическая реальность, вызванная страхом вируса, а также новыми государственными и экономическими ограничениями. Мир переходит от экономики интенсивных контактов (жизнь в мегаполисах, скопления людей в барах и самолетах, шеринг-модели) к экономике ограниченных контактов —минимизация взаимодействия людей, социальное дистанцирование, рассредоточение населения из мегаполисов, повышенные требования к безопасности.

Есть четыре определяющих фактора:

  • Социальная дистанция: не приближаться к другим людям, ограничить взаимодействия, по возможности оставаться дома.
  • Гигиенические меры: мытье рук, маски, перчатки, дезинфекция помещений, периоды обсервации.
  • Ограничение перемещений между странами и внутри страны для людей и товаров.
  • Ограничение собраний: никаких массовых мероприятий, ограничение семейных встреч.

Все это довольно сильно форматирует нашу привычную повседневную жизнь, меняет потребительские привычки — и, как следствие, меняется экономический и маркетинговый ландшафт.

В поведении людей происходят значительные сдвиги. Вот только некоторые из них:

Негативные эмоции. Все становятся более нервными и тревожными. Многие потеряют работу, столкнутся с болезнями и сложностями в отношениях.

Оптимизация работы из дома. Дом приобрел абсолютно новое значение с точки зрения организации комфортной работы и work-life баланса со всеми членами семьи.

Доставка всего. Теперь на дом доставляют даже то, о чем раньше не могли подумать, — бары, квесты, любые товары.

Важно отметить, что и в пандемию у России, конечно, свой особый путь. Многие мировые тренды действуют у нас слабее, зато есть своя специфика, особенно ярко выраженная в регионах. Для россиян сегодня характерны крайне низкий уровень доверия официальной информации и статистике, отсутствие опоры на меры экономической и социальной поддержки. Мы боимся потерять доходы и обеднеть больше, чем заразиться и умереть. Более 30% россиян, согласно опросам ВШЭ, не верят в опасность коронавируса или считают его выдумкой заинтересованных лиц. Разные меры ограничений в регионах порождают разные модели отношения к пандемии и безопасности, напряженность и нетерпимость нарастает. Есть и позитивные эффекты — пожилые пришли, наконец, в e-commerce и им там понравилось, люди обустраивают свои дома и дачи, больше времени проводят с близкими и за любимым хобби. Согласно исследованиям Kantar-TNS люди даже после снятия режима самоизоляции не готовы отказываться от появившихся в их жизни саморазвития, большего количества сна и спорта, удаленной работы.

Анализируя данные и наблюдая за изменениями, происходящими под влиянием пандемии, мы можем прогнозировать, как будут развиваться бренд-коммуникации и CX в новой экономике. Раньше для людей в приоритете были впечатления, а теперь безопасность становится важнее. Как брендам вести себя и как обеспечить новый позитивный опыт?

Сценарии для брендов и CX

Пандемия и значительные сдвиги в потребительском поведении сильно повлияли на разные отрасли. Некоторые выигрывают благодаря тому, что их товары и услуги оказались резко востребованными и проявился взрывной спрос. Другие страдают от снижения интереса и невозможности оказывать услуги в связи с ограничениями. Важно отметить, что успех или неудача тех или иных отраслей прямо связаны с дистанцией и контактами между потребителями.

1. Дистанция – возможность для прорыва (e-commerce, сервисы видеосвязи, онлайн-обучение). Позитивное влияние COVID-19. Бизнес зарабатывает на дистанцировании людей и сейчас имеет хорошие возможности для роста.

2. Временные затруднения от изоляции (одежда, электроника, косметика). Слегка негативное влияние COVID-19. Бизнес пострадает от карантина и изоляции, но вернется к докризисным показателям со временем.

3. Кризис близкого взаимодействия (HoReCa, ритейл, салоны красоты). Суровое влияние COVID-19. Бизнес пострадает от необходимости соблюдать дистанцию в повседневной жизни, страхов и дополнительных гигиенических норм.

4. Катастрофа массового взаимодействия (туризм, авиация, events). Драматическое влияние COVID-19. Бизнес коллапсирует из-за ограничения массовых скоплений людей.

Сейчас мы видим, как мир постепенно выходит из карантина и учится жить, соблюдая социальную дистанцию. Для многих брендов, особенно из третьей группы отраслей, это время значительной перестройки в привычном способе оказания услуг. Новые правила безопасности и новые ожидания потребителей приводят к тому, что облик большинства заведений драматично меняется. Появляются перегородки между столиками в кафе, увеличивается расстояние между ними, рестораны вводят цифровые меню вместо привычных многоразовых «книжек», приборы подают в закрытой упаковке после дезинфекции. Появляются зоны для санитайзинга, официанты и другой обслуживающий персонал носят маски. Посещение магазинов становится утилитарным и быстрым — люди не готовы долго ходить и выбирать, сидеть в кафе в торговых центрах, стоять в очереди в примерочные. В моду входит эскапистский дизайн.

Для бренд-коммуникаций и работы с клиентским опытом также есть различные сценарии — в зависимости от отрасли и варианта восстановления экономики (V-U-L модель).

Позитивное влияние COVID-19

Такие отрасли, как e-commerce, сервисы видеосвязи, доставка продуктов должны катализировать рост и закреплять успех.

Захват рынка и поиск новых возможностей. Повышенный спрос на ваш продукт или услугу сохранится, поэтому время тестировать гипотезы для кратного роста и развивать потребителей. В данном сценарии агрессивная конкурентная борьба становится важным маркером категорий, которым повезло, и задача бренда — усилить позиции и вырасти.

Новые привычки потребителей. Онлайн-сервисы и новый опыт потребления плотно входит в нашу жизнь. Клиенты меняют свои обычные сценарии по мере того, как социальное дистанцирование становится новой нормой. Брендам важно переосмыслить опыт, который получают люди, подкрутить недостатки и обогатить скудное взаимодействие в digital новыми эмоциями.

Укрепление бренда и позиционирование. Время думать не только о performance-коммуникациях, но и об усилении бренда. Важно отстроиться от конкурентов и товаров-заменителей и разработать актуальное позиционирование и платформу бренда.

Слегка негативное влияние COVID-19

Потребительские отрасли (FMCG, одежда, электроника) должны найти новые точки роста.

Пересмотр продуктового предложения. Очевидно, если пандемия и самоизоляция не закончатся скоро, люди будут реже покупать платья для вечеринок и чаще – пижамы. Будет снижаться демонстративное потребление и расти важность удобных функциональных вещей. Подумайте, как переработать ассортимент и предложение, чтобы стать более актуальными изменившемуся спросу.

Денег меньше — дисциплины больше. Люди начнут больше планировать, составлять списки, меньше совершать спонтанных покупок. Нужно простимулировать планирование и дать для этого инструменты: графики, подписки, напоминания. Для других категорий потребителей важно будет оставить себе хоть немного свободы и радости спонтанных покупок, люди будут «праздновать» обыденный поход в магазин и любую покупку вне плана. Помогите им с этим, обогатите опыт, поддержите их в выражении спонтанности.

Неизбежно будет снижаться частота покупок и средний чек. Если раньше ваша экономика рассчитывалась с ориентацией на новых клиентов, много покупок в год и чек выше среднего — пора пересмотреть модель. Лояльность клиентов будет стоять во главе угла вашего маркетинга. Никого нельзя терять, lifetime value станет главной метрикой успеха. Научитесь работать с клиентами «в долгую», не разочаровывать их плохим сервисом и продуктом.

Суровое влияние COVID-19

Сервисные отрасли, сконцентрированные в офлайне (HoReCa, ритейл, салоны красоты) должны будут значительно переформатироваться и изменить модель обслуживания.

Готовность к разным сценариям. После долгого сидения дома для людей поход в ресторан может стать чем-то вроде национального праздника. Но возможен и такой поворот событий, что для некоторых это станет ненужным, недопустимым, слишком рискованным. Ваш бренд должен быть готов как принять большой поток изголодавшихся людей, так и переориентироваться на меньший трафик и разовые посещения.

Безопасность во главе. Нужно четко осознать — теперь любые публичные места могут представлять угрозу. Люди, скорее всего, не готовы будут отказаться от впечатлений, но захотят ощутить себя в большей безопасности, быть уверенными, что ресторатор позаботился о них. Бренды должны транслировать эмоции безопасности, продуманной заботы о здоровье своих посетителей. Важно, чтобы эта безопасность не была совершенно стерильной и безжизненной, — нужно находить баланс с сутью вашего бизнеса (получение эмоций и впечатлений).

Распределенное посещение. Страх перед этим и новыми вирусами может привести рестораны и кафе к обязательным ограничениям на вход, чтобы соблюдались безопасные расстояния между людьми. Может появиться еще один дополнительный шаг в consumer journey — букирование временного слота на посещение заведения. Кроме того, заведения могут ввести жесткое зонирование ячейками 1,5 на 1,5 метра для сохранения дистанции за столиками, перед стойками ресепшен, в лифтах и так далее.

Драматическое влияние COVID-19

Наиболее пострадавшие отрасли (events, туризм, авиация) должны значительно изменить бизнес-модель и внедрить инновации, чтобы остаться на плаву.

Актуализация брендов. Пока основной бизнес на паузе, есть время обновить бренд, переосмыслить позиционирование, подготовить коммуникации к новому старту. Кроме того, возможны изменения продуктового наполнения —введение в ассортимент туров по России, локальный гастротуризм и так далее. Все это также может найти отражение в обновленном бренде.

Органические инновации. Очевидно, что восстановление бизнеса в его привычном виде, уже не произойдет. Компаниям нужно искать новые ниши, новые продукты, новое ценностное предложение. Традиционные B2C-компании могут переориентировать часть бизнеса на B2B — организовывать более закрытые корпоративные мероприятия. Можно будет развиваться в премиальные сегменты — путешествия станут привилегией богатых.

Очистка имени от негативных шлейфов. Скорее всего, компании из данного сегмента в начале пандемии предпринимали непопулярные действия, которые могли плохо отразиться на репутации. Бренд и репутация — это важные активы для вас сегодня. Позаботьтесь о том, чтобы нивелировать последствия сложных решений, найдите, чем поощрить пострадавших клиентов, и будьте честны и прозрачны с ними.

В заключение

Сценарное планирование в такой мало предсказуемой ситуации — это не стеклянный шар и не таблетка от всех бед. Это возможность немного упорядочить хаос и разработать планы А, Б и В, чтобы действовать чуть более согласованно и четко в ежедневно меняющемся мире.

Больше про сдвиги в потребительском поведении и сценарии для бренд-коммуникаций читайте в специальном разделе на сайте Plenum.cx. Там мы собираем аналитику, кейсы и публикуем лекции на тему брендинга в новой реальности.

0
6 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Света Конфета

По существу нечего?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Света Конфета

А как же биометрия, QR коды, иммунные паспорта?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Света Конфета

Лично я боюсь этой принудительной страной вакцинации, потому что можно элементарно этим сокращать время человеческой жизни. А поводу  остального, очень легко стирается грань между машиной и человеком и навязывается заранее обусловленная свыше реальность. Примерно как сейчас СМИ, выключаем одни события и раздуваем другие.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда