Маркетинг
Alina Tolmacheva

Стратегии, которые сделали Coca-Cola одним из самых узнаваемых брендов на планете

Уникальная формула, высокие стандарты, своеобразная бутылка

В феврале 2015 года вице-президент по инновациям и предпринимательству Coca-Cola Дэвид Батлер выпустил книгу о своей компании «Дизайн для роста: Как Coca-Cola совместила масштабируемость и ловкость (и как это можете сделать вы)». Издание Business Insider изучило по этой книге историю расцвета Coca-Cola как одного из самых узнаваемых брендов и составило список из семи критических моментов, которые повлияли на успех компании.

Редакция vc.ru публикует сокращенный перевод материала.

В 1886 году Coca-Cola была эликсиром, сделанным из листьев коки и орехов, а в 1929 году превратилась в сладкий газированный напиток. Сегодня миллионы людей более чем из 200 стран ежедневно выпивают 1,9 миллиарда порций.

Однако создать продукт, которым смогут наслаждаться люди, недостаточно для того, чтобы стать одной из самых ценных компаний на планете. Coca-Cola использует семь дизайн- и маркетинговых стратегий, которые делают ее узнаваемой как на улицах Шанхая, так и в парках Атланты, где был придуман напиток.

Уникальная и проверенная рынком формула

Coca-Cola начала как менее опьяняющая версия вина из экстракта коки, что уже было популярным в 19 веке. Этой идеей загорелся полковник Джон Пембертон после участия в Гражданской войне США — он захотел изобрести разновидность вина из коки на основе дерева колы с алкоголем и кокаином. Однако принятые в 1886 году законы в Атланте вынудили производителей создать безалкогольные версии напитков.

Пембертон отправил своего племянника Льюиса Ньюмана с образцами собственных формул к местной аптеке, где люди могли продегустировать этот ранний вариант газировки. Ньюман передал дяде отзывы о разных видах, и к концу года Пембертон разработал оригинальный рецепт, созданный с учетом вкусов первых клиентов. Оригинальный состав до сих пор заперт в сейфе в Атланте.

Кокаин изъяли из напитка в 1903 году. После этого были сделаны и другие незначительные изменения, но в 1985 году компания остановилась на рецепте, который с тех пор практически не менялся. Это решение помогло Coca-Cola масштабироваться, поскольку ее руководство перестало тратить время на адаптацию вкуса к разным рынкам по всему миру.

Использование вневременного шрифта в логотипе

Бухгалтер Пембертона Фрэнк Мейсон Робинсон решил, что логотип компании должен быть выполнен шрифтом Spencerian, который использовался в бухгалтерской среде, поскольку это отличило бы продукты от конкурентных товаров. Компания стандартизировала логотип в 1923 году, придя к выводу, что если дизайн упаковки может меняться, приспосабливаясь к разным временам, то логотип должен оставаться нетронутым.

Это привело к разработке лого, которое и спустя 100 лет отпечатывалось в сознании людей по всему миру.

Специфическая бутылка

В дизайне культовой бутылки Coca-Cola содержится отсылка к стручку какао. После того, как в 1888 году основным акционером компании стал бизнесмен Аса Григгс Кэндлер, он нацелился на продвижение напитка через маркетинг и сотрудничество с региональными бутилировщиками.

В 1915 году Кэндлер терял долю рынка, пока сотни конкурентов укрепляли свои позиции. Тогда он придумал национальный конкурс на новый дизайн бутылки, который должен был показать потребителям, что Coca-Cola — это премиальный продукт, который нельзя спутать с другими коричневыми напитками в идентичных стеклянных бутылках. Причем новую упаковку нужно было сделать с использованием прежнего оборудования.

Компания из Индианы Root Glass Company решила принять участие в конкурсе и сделать дизайн с намеком на название продукта. Изучая значение слова «coca» и аналогичных ему, руководитель фирмы увидел в словаре изображение стручка какао, которое привлекло его внимание. Форма растения показалось ему странной, но интересной, хотя сам напиток Coca-Cola не имеет с какао ничего общего. Тогда команда приступила к работе, а через год победила в конкурсе.

Coca-Cola использовала этот дизайн для оборонительного маркетинга, а также стала продвигать форму, ровно как вид бутылки и логотип. Даже когда пластик заменил стекло (из-за новых стандартов в упаковке в ряде стран), компания продолжила продвигать стеклянную бутылку как культовый символ.

Ответственный подход к поддержке высоких стандартов

Данная реклама 1890-х годов вписывалась в стратегию компании, которая стремилась оставаться премиум-напитком в отличие от конкурентов.

Компания Trust Company Эрнеста Вудрафа купила Coca-Cola у Кэндлера в 1919 году. Новый владелец сфокусировался на сохранении позиционирования высоких стандартов напитка.

Команда Coke приняла решение, что продукт должен попадать к потребителям с температурой 36 градусов по Фаренгейту (это около двух градусов по Цельсию), причем этот показатель никогда не должен превышать 40 градусов (около 4 градусов по Цельсию). Хотя сейчас это правило кажется неактуальным, раньше оно демонстрировало внимательное отношение компании к своему позиционированию и было одним из способов продемонстрировать премиальность.

Фиксированные цены в течение 70 лет

Сегодня для ИТ-стартапов это общепринятая тактика: компания начинает с предоставления услуг бесплатно, а потом повышает цену и ждет, пока клиенты к ней привыкнут. Еще до того, как эти сетевые эффекты стали стандартной практикой, Coca-Cola использовала тот же подход для масштабирования в США, а затем и по всему миру.

С 1886 по 1959 годы бутылка Coca-Cola стоила всего пять центов.

Маркетинг в виде «сарафанного радио»

Coca-Cola удалось разработать сообщение бренда, которое адаптировалось под все времена. Это стало очевидным после того, как Кэндлер, еще на ранних этапах жизни компании, сделал Coke не только напитком, но и потребляемым брендом. Одной из инициатив стало распространение среди ритейлеров брендированных продуктов, не связанных с компанией напрямую. Украшения, плакаты и кружки выдавались покупателям в качестве подарков. Ранее такой подход среди компаний никогда не использовался.

Большую роль также сыграла национальная, а затем и глобальная рекламная кампания, в которой бренд связывал себя со вкусом и свежестью.

Франшиза

Самое важное решение Кэндлера во время «воин газированных напитков» в 1880 году не имело ничего общего с брендингом, но сыграло огромную роль.

В 1899 году два теннессийских юриста — Бенджамин Томас и Джозеф Уайтхед — подошли к Кэндлеру и попросили у него попробовать Coca-Cola. Однако в то время напиток продавался в виде сиропа, который ритейлеры сами смешивали с газированной водой, — никто не пил Coca-Cola на ходу и не приносил домой. Тогда к Кэндлеру пришла идея продать право розлива всего за доллар, сохраняя свое право на сироп.

Это положило начало тому, что внутри компании называют The Coca-Cola System — франчайзинговому партнерству с бутилировщиками, которое позволило фирме серьезно повысить продажи. Сегодня существует 275 независимых бутилировщиков Coca-Cola по всему миру.

«The Coca-Cola Company — это не одна гигантская корпорация; это система маленьких компаний, — пишет Батлер. — И эта модель помогает ей масштабировать новые продукты, новую коммуникацию, новое оборудование...».

0
10 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Интересная статься, но ощущение будто статья не закончена.

10

автор, наверное, набил минимально достаточное кол-во знаков на статью)

3

дада; длинные статьи - слишком длинные, короткие - слишком короткие

0

я нашел автора статьи

3
Абстрактный дебаркадер

"Стремилась оставаться премиум-напитком в отличие от конкурентов" и "С 1886 по 1959 годы бутылка Coca-Cola стоила всего пять центов" - сколько же тогда стоили обычные, не премиум напитки?

2

цены в ссср вспомните

0

Только начал читать, а уже всё. Не надо так.

2

Комментарий удален

Комментарий удален

А где про войну с Pepsi?

1

Самое ценное гавно в мире.

1

Интересно....

0
Читать все 10 комментариев
Стоит ли инвестировать в акции нефтяных компаний
25% россиян подрабатывают ради новогодних подарков

Каждый четвертый россиянин готов выйти на подработку, чтобы купить подарки своим родным и близким на Новый год, выяснилось в ходе совместного исследования Авито Работы и сервиса part-time исполнителей GigAnt. Около 2/3 россиян откладывают деньги для этой цели, при этом, около половины из них копят на подарки по 2-3 месяца.

«Бизнесом чуть-чуть занимаюсь, чтобы не закиснуть мозгами»: Олег Тиньков рассказал о продолжении борьбы с лейкемией Статьи редакции

Бизнесмен считает, что победить болезнь окончательно невозможно.

Олег Тиньков
Как Embacy создает дизайн для клиентов из XXIV стран. Часть I: Привлечение Клиентов

Всем привет! Я — Вадим Орлов, основатель Embacy. Мы создаем брендинг, сайты и иногда интерфейсы для digital-компаний со всего мира — от Австралии до Калифорнии и от Норвегии до ЮАР. А это — первая статья из цикла о том, как у нас все внутри работает. Статья, как и все в цикле, будет длинная, присаживайтесь поудобнее. Если вы на встрече или…

Как я вывожу в ТОП YouTube-поиска коммерческие видео моих клиентов. Актуальная инструкция 2021

Привет! С вами Катя Городничева, основательница агентства YouTube-продвижения и защиты репутации в интернете You Story Global. Сегодня я поделюсь подробной инструкцией по оптимизации коротких коммерческих роликов и выведению их в ТОП поиска.

vc.ru превратился в книгу жалоб

Вам не кажется, что vc.ru превращается в сайт для жалоб на разные сервисы и компании?

«Сбер» представил «умную» колонку SberBox Time Статьи редакции

Стоит 7990 рублей.

«Сбер»
Как столярная мастерская из Рязани начала продавать товары по всему миру

И прошла путь от мебели ручной работы к деревянным игрушкам.

OPS-инструкция для стартапа по доставке: как выжить и наладить операционку

В преддверии первой годовщины запуска сервиса гиперлокальной доставки Прямиком, который развивает наша компания, вспомнили с ребятами из операционного отдела, как всё начиналось. Андрей Резник, региональный менеджер Master Delivery, и Анатолий Голованец, старший менеджер по франчайзингу, собрали ТОП-5 советов для тех, кто сейчас в самом начале.

ЦБ определит фиксированную сумму для возврата после кражи денег мошенниками Статьи редакции

За квартал банки вернули жертвам около 8% от украденных денег.

Глава СберМаркета Асан Курмангужин запустил подкаст Asan Talks в YouTube

В выпусках Асан берет интервью у топ-менеджеров крупных компаний и обсуждает вопросы саморазвития и лидерства

null