Почем личное мнение: 12 способов распознать фейковые отзывы

Эпидемия сделала свое дело, экономика «упала», и теперь мы не торопимся расставаться со средствами к существованию. Приходится все чаще читать отзывы о товарах, чтобы принять решение о покупке. Но не всем им стоить верить. Почему? Потому что их продают и покупают, причем иногда в больших объемах.

Как отличить настоящий отзыв от фейка? Расскажем подробно о двенадцати способах.

Материал составлен на базе опроса сотрудников контент-агентства 2red.

На каких сайтах-отзовиках встречаются фейковые отзывы?

На всех. Если существует сайт с отзывами, хоть сколько-нибудь интересный пользователям – для него будут покупаться и размещаться отзывы. Это неизбежно. При этом проплаченное мнение будет идти вперемешку с реальным.

Пробуют ли отзовики бороться с ненастоящими откликами? Конечно да. Кто-то имеет умные сети, которые вычисляют и «отстреливают» фейковые отзывы, кто-то пользуется услугами модераторов. Подозрительные профили регулярно «банятся», но проблема все равно остается.

Как определить, фейковый отзыв перед вами или настоящий?

Со 100%-ой гарантией никак и никогда. Но все же сыграть в Холмса и отсеять хотя бы часть заказных отзывов можно:

1. Регион.Согласитесь, как-то подозрительно, когда московский шиномонтаж хвалит парень из Екатеринбурга, девушка из Перми и некто «дед777» из Тамбова. Конечно, все может быть невинно, и все трое приезжали в столицу по делам. Но это маловероятно. Особенно если в отзывах есть высказывания типа «ремонтируюсь у них пять лет регулярно». Ну не гоняют же они в Москву машину из Перми каждые несколько месяцев, в самом деле.

2. Время размещения. Как правило, отзывы заказываются «пачками». И размещаются так же. Присмотритесь – если все десять отзывов для компании «НоуНейм продакшенс» размещены с разницей в пять-десять минут в один день – перед вами фейки. Верить таким откликам не стоит.

3. Профиль автора. Для регистрации нового аккаунта на сайте-отзовике требуется телефон (почти всегда). Логика проста: один номер – один аккаунт. Естественно, регистрировать под каждый 50-рублевый отзыв новый аккаунт неудобно, муторно и тратит время. Поэтому такой автор отзывов будет иметь один аккаунт для всего. Присмотритесь, что еще обозревал комментатор и ищите нестыковки. Если хрестоматийный «дед777» из Тамбова пишет пять отзывов об автосервисах во всех регионах подряд и везде он «пользуется только ими на протяжении десяти лет», сбрасывайте его мнение со счетов. Точно фейк. Будет верна и обратная логика. Если вы заходите на страничку, а там сплошь позитивные отзывы от авторов, которые оставили только один отклик (плюс аватарки нет и имя странное) – это подозрительно.

4. Длина отзыва. Ищите перегибы. Самая популярная длина заказных отзывов – 190 или 500 символов. Проводите замеры, считайте символы. Если все десять отзывов на «НоуНейм продакшенс» строго 500 (или 200) букв, и они однотипные – вы видите фейк. Противоположная сторона – слишком большие отзывы. Вот скажите, лично вас хоть когда-нибудь распирает острое желание написать хвалебный отзыв на несколько вордовских страниц? Вряд ли. Вот негатив на такое количество написать вы можете. На эмоциях. Но что должно мотивировать человека описывать пояс из собачьей шерсти два часа? Ну ладно, предположим, он потрясен, этот пояс – лучшая покупка в его жизни. Но если таких пять? Десять? Не подозрительно ли, что тут слишком много экзальтированных товарищей на квадратный метр?

5. Личная информация. Да, это нормально, когда человек говорит о себе. Но насколько адекватно в отзыве о том же поясе из шерсти писать, что автор – пенсионер, недавно дети купили ему в подарок дачу, небольшую такую, с яблоневым садом, теплицами и ровным газоном. Вот только крыша на даче никакая, сын второй месяц обещает отремонтировать. И вот под дырой в крыше стоит кровать автора. И он на ней спит. И одним ненастным осенним днем, 23 сентября, пошел дождь. Он проснулся от падающей воды и вот тут доселе здоровую спину кааак прищемило. И все, месяц не спал, ходил скрюченный, картошка пропала, огурцы пропали, все пропало.

И тут появился в жизни пояс из собачьей шерсти. И в жизни все наладилось. Картошку откопали колорадские жуки, крышу починил сын приятеля дяди Толи, а огурцы спас лично Митра. Такие подробные (и никому не интересные) детали – ярчайший признак фейкового отзыва. Почему? Потому что нужно как-то набивать количество букв. А рассказать не о чем – продукт автор в руках не держал. Вот и напирает не на его физические и фактические качества, а на связанные с ним эмоции и жизненные события.

Насколько важно знать о месте службы порекомендовавшего пояс товарища?

6. Стиль написания. Каждому автору присущ собственный стиль. Длина предложений, определенные метафоры, использование прилагательных, знаки препинания, грамматические ошибки. Метод тут будет очень неточной, но присмотритесь ко всем отзывам. Если везде вы видите однотипные ошибки, однотипную длину предложений и знаки препинания – скорее всего, отзывы писал один и тот же автор.

7. Сколько раз в тексте встречается название компании? Посчитайте, серьезно. И подумайте – а сколько раз употребили бы его вы? Ну ладно, один за отзыв. А если два? Три? Об одном отзыве это мало говорит (может, такой стиль у автора сам по себе). Присмотритесь ко всем описаниям. Если десять человек в тексты несколько раз пихают название фирмы, притом полное и едва ли не с «ООО» – перед вами SEO оптимизация. То есть фейк.

Во всех отзывах полное название компании повторяется по 2 раза. Скорее всего, требование технического задания для автора.

8. Текст отзыва. Слишком много прилагательных в превосходной степени (лучшая компания, высококлассные технологии). Есть штампы, они же устойчивые словосочетания. Расстрельный список: «оптимальные цены», «отличное соотношение цена/качество», «европейский сервис», «высокопрофессиональные сотрудники», «качественная услуга» и так далее. Чувствуете, что отзыв какой-то прилизанный, писан как по учебнику? Скорее всего фейк.

9. Количество деталей. Если человек никогда не пользовался продуктом – точно он его не опишет. Будут общие фразы насчет «высокого качества» и «помогло очень». Он не расскажет о весе, запахе, вкусе, тактильных ощущениях. Не сможет описать, как техника «встала» на законное место на кухне, с какими маленькими трудностями (например, «не сразу нашел пульт от пылесоса в упаковке») он столкнулся. Фантазии не хватит. Или ее будет лень за малые деньги напрягать. Если отзыв обтекаемый и без деталей вообще – фейк.

Деталей нет. Только превосходные и абстрактные похвалы.

10. Отсутствие ошибок. Все отзывы безукоризненно грамотные, везде расставлены правильно запятые и тире, нет ни одной опечатки, словарные слова верно написаны – скорее всего что-то здесь не чисто. Не все обладают врожденной грамотностью, а программы опечатку не всегда подчеркнут, как ошибку. Зато ее заметит корректор или редактор. Все отзывы компании безупречны? Повод насторожиться.

11. Так называемые «артефакты». То есть доказательства. Аудио и видеозаписи, личные фотографии. Хорошо, если они есть. Особенно если видно, что сьемка не студийная, а доморощенная «на коленке» с бардаком на заднем плане и подрагивающим кадром. Редко какая компания будет заморачиваться и требовать от копирайтера купить товар или оптом делать такие вот «домашние» фото.

12. Присмотритесь к самому отзыву (этот пункт будет касаться «Айрекоменд»). Если есть вот такая плашка – перед вами отзыв о полученном бесплатно товаре. Такие отзывы полностью откровенными не будут – если автор дурно отзовется о товаре, то ему больше пробников не пришлют (и денег за обзор не заплатят). Будьте бдительны.

Да и в целом, если позитивных отзывов слишком много, это подозрительно. Почему? Потому что люди обычно не торопятся писать хорошие теплые слова. Это лишняя трата времени.

Иное дело – если услуга плохая. Вот там нормальны большие развернутые отзывы, где об опыте работе с компанией будет рассказано все и в деталях. Могут быть приложены чеки или фото неработающих устройств.

И кому верить?

Себе и людям, которых вы знаете лично. Или убедительным профилям в соцсетях и на сайтах-отзовиках. Еще можно верить профильной прессе. Почему? Потому что им обычно высылают товар и просят о нем рассказать. Притом журналистам особо не страшно, если товар не пришлют повторно, у них свободы слова больше, чем у тех же авторов с «Айрекоменд». Причем огульно верить им тоже нельзя.

Нужно изучать разные сайты. И блогосферы, и группы во ВКонтакте или Фейсбуке, и сайты-отзовики. Категорически не стоит доверять сайту фирмы. Оценивать все нужно в совокупности.

И если вы собираетесь потратить деньги или доверить жизнь какой-то компании – всегда проверяйте отзывы. Профессиональный заказной отзыв вы никогда не отличите от настоящего, но хотя бы самые дешевые и низкопробные отсеются. Зачастую этого достаточно.

0
52 комментария
Написать комментарий...
Дмитрий Зорин

Вот уже 10 лет не могу найти интересную статью на vc. Перепробовал все. Минусовал авторов, обращался к администрации, публиковался сам. Бесполезно. Из-за низкого качества контента развилась депрессия, появились проблемы в общении с предпринимателями, ушла жена. 

Уже думал переходить на хабр, но недавно знакомый копирайтер из проекта, который мы делали совместно в мае 2014 года, отправил этот материал. Терять все было нечего и я кликнул. 

Уже через 5 минут появилось понимание, что именно это я мечтал добавить в закладки всю жизнь. Повысили на работе, бизнесмены начали предлагать долю в компании, через год вернулась жена уже с готовым ребенком! Превосходная статья, талантливый автор, невероятная польза. Большое вам спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Александра Погребная

шедеврально)

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда