Почем личное мнение: 12 способов распознать фейковые отзывы

Эпидемия сделала свое дело, экономика «упала», и теперь мы не торопимся расставаться со средствами к существованию. Приходится все чаще читать отзывы о товарах, чтобы принять решение о покупке. Но не всем им стоить верить. Почему? Потому что их продают и покупают, причем иногда в больших объемах.

Как отличить настоящий отзыв от фейка? Расскажем подробно о двенадцати способах.

Материал составлен на базе опроса сотрудников контент-агентства 2red.

На каких сайтах-отзовиках встречаются фейковые отзывы?

На всех. Если существует сайт с отзывами, хоть сколько-нибудь интересный пользователям – для него будут покупаться и размещаться отзывы. Это неизбежно. При этом проплаченное мнение будет идти вперемешку с реальным.

Пробуют ли отзовики бороться с ненастоящими откликами? Конечно да. Кто-то имеет умные сети, которые вычисляют и «отстреливают» фейковые отзывы, кто-то пользуется услугами модераторов. Подозрительные профили регулярно «банятся», но проблема все равно остается.

Как определить, фейковый отзыв перед вами или настоящий?

Со 100%-ой гарантией никак и никогда. Но все же сыграть в Холмса и отсеять хотя бы часть заказных отзывов можно:

1. Регион.Согласитесь, как-то подозрительно, когда московский шиномонтаж хвалит парень из Екатеринбурга, девушка из Перми и некто «дед777» из Тамбова. Конечно, все может быть невинно, и все трое приезжали в столицу по делам. Но это маловероятно. Особенно если в отзывах есть высказывания типа «ремонтируюсь у них пять лет регулярно». Ну не гоняют же они в Москву машину из Перми каждые несколько месяцев, в самом деле.

2. Время размещения. Как правило, отзывы заказываются «пачками». И размещаются так же. Присмотритесь – если все десять отзывов для компании «НоуНейм продакшенс» размещены с разницей в пять-десять минут в один день – перед вами фейки. Верить таким откликам не стоит.

3. Профиль автора. Для регистрации нового аккаунта на сайте-отзовике требуется телефон (почти всегда). Логика проста: один номер – один аккаунт. Естественно, регистрировать под каждый 50-рублевый отзыв новый аккаунт неудобно, муторно и тратит время. Поэтому такой автор отзывов будет иметь один аккаунт для всего. Присмотритесь, что еще обозревал комментатор и ищите нестыковки. Если хрестоматийный «дед777» из Тамбова пишет пять отзывов об автосервисах во всех регионах подряд и везде он «пользуется только ими на протяжении десяти лет», сбрасывайте его мнение со счетов. Точно фейк. Будет верна и обратная логика. Если вы заходите на страничку, а там сплошь позитивные отзывы от авторов, которые оставили только один отклик (плюс аватарки нет и имя странное) – это подозрительно.

4. Длина отзыва. Ищите перегибы. Самая популярная длина заказных отзывов – 190 или 500 символов. Проводите замеры, считайте символы. Если все десять отзывов на «НоуНейм продакшенс» строго 500 (или 200) букв, и они однотипные – вы видите фейк. Противоположная сторона – слишком большие отзывы. Вот скажите, лично вас хоть когда-нибудь распирает острое желание написать хвалебный отзыв на несколько вордовских страниц? Вряд ли. Вот негатив на такое количество написать вы можете. На эмоциях. Но что должно мотивировать человека описывать пояс из собачьей шерсти два часа? Ну ладно, предположим, он потрясен, этот пояс – лучшая покупка в его жизни. Но если таких пять? Десять? Не подозрительно ли, что тут слишком много экзальтированных товарищей на квадратный метр?

5. Личная информация. Да, это нормально, когда человек говорит о себе. Но насколько адекватно в отзыве о том же поясе из шерсти писать, что автор – пенсионер, недавно дети купили ему в подарок дачу, небольшую такую, с яблоневым садом, теплицами и ровным газоном. Вот только крыша на даче никакая, сын второй месяц обещает отремонтировать. И вот под дырой в крыше стоит кровать автора. И он на ней спит. И одним ненастным осенним днем, 23 сентября, пошел дождь. Он проснулся от падающей воды и вот тут доселе здоровую спину кааак прищемило. И все, месяц не спал, ходил скрюченный, картошка пропала, огурцы пропали, все пропало.

И тут появился в жизни пояс из собачьей шерсти. И в жизни все наладилось. Картошку откопали колорадские жуки, крышу починил сын приятеля дяди Толи, а огурцы спас лично Митра. Такие подробные (и никому не интересные) детали – ярчайший признак фейкового отзыва. Почему? Потому что нужно как-то набивать количество букв. А рассказать не о чем – продукт автор в руках не держал. Вот и напирает не на его физические и фактические качества, а на связанные с ним эмоции и жизненные события.

Насколько важно знать о месте службы порекомендовавшего пояс товарища?

6. Стиль написания. Каждому автору присущ собственный стиль. Длина предложений, определенные метафоры, использование прилагательных, знаки препинания, грамматические ошибки. Метод тут будет очень неточной, но присмотритесь ко всем отзывам. Если везде вы видите однотипные ошибки, однотипную длину предложений и знаки препинания – скорее всего, отзывы писал один и тот же автор.

7. Сколько раз в тексте встречается название компании? Посчитайте, серьезно. И подумайте – а сколько раз употребили бы его вы? Ну ладно, один за отзыв. А если два? Три? Об одном отзыве это мало говорит (может, такой стиль у автора сам по себе). Присмотритесь ко всем описаниям. Если десять человек в тексты несколько раз пихают название фирмы, притом полное и едва ли не с «ООО» – перед вами SEO оптимизация. То есть фейк.

Во всех отзывах полное название компании повторяется по 2 раза. Скорее всего, требование технического задания для автора.

8. Текст отзыва. Слишком много прилагательных в превосходной степени (лучшая компания, высококлассные технологии). Есть штампы, они же устойчивые словосочетания. Расстрельный список: «оптимальные цены», «отличное соотношение цена/качество», «европейский сервис», «высокопрофессиональные сотрудники», «качественная услуга» и так далее. Чувствуете, что отзыв какой-то прилизанный, писан как по учебнику? Скорее всего фейк.

9. Количество деталей. Если человек никогда не пользовался продуктом – точно он его не опишет. Будут общие фразы насчет «высокого качества» и «помогло очень». Он не расскажет о весе, запахе, вкусе, тактильных ощущениях. Не сможет описать, как техника «встала» на законное место на кухне, с какими маленькими трудностями (например, «не сразу нашел пульт от пылесоса в упаковке») он столкнулся. Фантазии не хватит. Или ее будет лень за малые деньги напрягать. Если отзыв обтекаемый и без деталей вообще – фейк.

Деталей нет. Только превосходные и абстрактные похвалы.

10. Отсутствие ошибок. Все отзывы безукоризненно грамотные, везде расставлены правильно запятые и тире, нет ни одной опечатки, словарные слова верно написаны – скорее всего что-то здесь не чисто. Не все обладают врожденной грамотностью, а программы опечатку не всегда подчеркнут, как ошибку. Зато ее заметит корректор или редактор. Все отзывы компании безупречны? Повод насторожиться.

11. Так называемые «артефакты». То есть доказательства. Аудио и видеозаписи, личные фотографии. Хорошо, если они есть. Особенно если видно, что сьемка не студийная, а доморощенная «на коленке» с бардаком на заднем плане и подрагивающим кадром. Редко какая компания будет заморачиваться и требовать от копирайтера купить товар или оптом делать такие вот «домашние» фото.

12. Присмотритесь к самому отзыву (этот пункт будет касаться «Айрекоменд»). Если есть вот такая плашка – перед вами отзыв о полученном бесплатно товаре. Такие отзывы полностью откровенными не будут – если автор дурно отзовется о товаре, то ему больше пробников не пришлют (и денег за обзор не заплатят). Будьте бдительны.

Да и в целом, если позитивных отзывов слишком много, это подозрительно. Почему? Потому что люди обычно не торопятся писать хорошие теплые слова. Это лишняя трата времени.

Иное дело – если услуга плохая. Вот там нормальны большие развернутые отзывы, где об опыте работе с компанией будет рассказано все и в деталях. Могут быть приложены чеки или фото неработающих устройств.

И кому верить?

Себе и людям, которых вы знаете лично. Или убедительным профилям в соцсетях и на сайтах-отзовиках. Еще можно верить профильной прессе. Почему? Потому что им обычно высылают товар и просят о нем рассказать. Притом журналистам особо не страшно, если товар не пришлют повторно, у них свободы слова больше, чем у тех же авторов с «Айрекоменд». Причем огульно верить им тоже нельзя.

Нужно изучать разные сайты. И блогосферы, и группы во ВКонтакте или Фейсбуке, и сайты-отзовики. Категорически не стоит доверять сайту фирмы. Оценивать все нужно в совокупности.

И если вы собираетесь потратить деньги или доверить жизнь какой-то компании – всегда проверяйте отзывы. Профессиональный заказной отзыв вы никогда не отличите от настоящего, но хотя бы самые дешевые и низкопробные отсеются. Зачастую этого достаточно.

0
52 комментария
Написать комментарий...
Дмитрий Зорин

Вот уже 10 лет не могу найти интересную статью на vc. Перепробовал все. Минусовал авторов, обращался к администрации, публиковался сам. Бесполезно. Из-за низкого качества контента развилась депрессия, появились проблемы в общении с предпринимателями, ушла жена. 

Уже думал переходить на хабр, но недавно знакомый копирайтер из проекта, который мы делали совместно в мае 2014 года, отправил этот материал. Терять все было нечего и я кликнул. 

Уже через 5 минут появилось понимание, что именно это я мечтал добавить в закладки всю жизнь. Повысили на работе, бизнесмены начали предлагать долю в компании, через год вернулась жена уже с готовым ребенком! Превосходная статья, талантливый автор, невероятная польза. Большое вам спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Александра Погребная

шедеврально)

Ответить
Развернуть ветку
Вася Михеев

Верю! Браво!

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Зачем вообще читать положительные отзывы? Все положительное уже сказано в рекламке и в описании товара.

Ответить
Развернуть ветку
Александра Погребная

описания иногда через то самое место делают) вот крем покупала намедне. в описании сплошные "органико-инновационные технологии и экстракты". в отзвах уже про упаковку читала, текстуру, запах.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Valeriya Savenkova

Грустно, что  в наше время отсутствие ошибок в речи или в тексте - это повод задуматься.

Ответить
Развернуть ветку
Полина Лютце
Автор

Именно в отзыве – да. Ведь он может быть заказной и проверен предварительно редактором)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Вася Михеев

"9. Количество деталей. Деталей нет. Только превосходные и абстрактные похвалы."
О-о-о-о, вы недооцениваете авторов того же е-коммент. Работа выматывающая, ибо больше 8-10 отзывов в день на 500...1000 символов придумать сложно. Но за час вполне реально управиться, на кофе с ништяком хватит.  Кстати, где вы взяли 190? Стандарты 500, 1000, 2000, 5000.

"10. Отсутствие ошибок. " Отсутствие ошибок - это уважение к тем, кто будет читать. Если вы не проверяете перед отправкой то, что напечатали, то вы, видимо, либо грамотны на 146%, либо никогда не получали по шапке. 
Отсутствие пробела в первом же абзаце "1. Регион.Согласитесь," говорит в пользу второго предположения.

Или эта ошибка говорит в пользу вашей гипотезы, что вы настоящая? Это ваша первая статья, и можно? Ну не знаю, хотя бы довериться ворду вы могли, раз сами вычитку не сделали.

Ответить
Развернуть ветку
Полина Лютце
Автор

1. Знаю автора, который писал пачками такие отзывы на е-тексте несколько лет назад. Именно по 190-200. Короткий отзыв из пары предложений хорошо уживается на Яндекс и Гугл картах. Суть пункта в том, что все отзывы одной длины)

2. Не у всех грамотность врожденная. Дядя Витя, слесарь из Тобольска, говорит витиевато, образование у него 9 классов и техникум, он и не подозревает, где нужно ставить запятые.

P.S. Благодарю вас за ваш зоркий глаз. Отсутствие пробела, конечно, очень портит этот текст)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Андрей Никифоров

Всё верно, когда смотришь и видишь сколько проплаченного копирайтинга перестаёшь вообще что либо читать, пускай копирайтеры сами читают свои произведения и обсуждают какие они классные и роботы им в помощь. 

Ответить
Развернуть ветку
M Bot

0. Русский язык :)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Калинин

Здесь скорей всего юзер, сделавший скриншот поставил галку "переводить на [мой] язык. И Али прогнал отзывы через переводчик с русского на русский.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Борис Васильев

Мы производители.
Отзывы не покупаем. Блогерам за продукцию не заказываем.

Вот звонит покупатель, 10 минут соловьем поет, как ему быстро и хорошо помогло, 5-10 лет болело (колено, шея, кисти рук, и т.п.) - прошло за первую ночь после применения.
Просим: оставьте на сайте отзыв.
Спасибо, если напишет полторы сухих строки.

Если, не дай Бог, энцефалопатия, и речь шла об инвалидности, и человек из кресла на колесиках вышел на работу - тут да, могут из реальной благодарности продиктовать 10 строк.
А здесь же рекомендуют вообще не верить отзывам на сайте.

Отсюда вывод: в околомедицинской тематике - проверяйте в первую очередь официальные документы, потом ищите отзывы специалистов.

Ответить
Развернуть ветку
Полина Лютце
Автор

Спасибо за ваш комментарий) Могу посоветовать вам просить ваших покупателей оставлять отзывы аудиозаписью. Или скринами переписки. Я даже объясню почему) Когда покупатель ищет отзывы на компанию, он натыкается на отзывы в виде текста, аудио или видео. Чему он больше поверит? Скорее всего аудио и видео, особенно если есть ссылка на соцсети этого человека, который оставил отзыв, – ему можно написать и спросить все о товаре, убедиться в правдивости его слов)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Антон Кухта

Интересная статья.

> Категорически не стоит доверять сайту фирмы.

Не всегда. Мы сервис, который занимается агрегацией отзывов с отзовиков и маркетплейсов с их дальнейшей трансляцией на сайты компаний (производителей). Так вот если отзывы собраны с разных источников и нет фильтрации негативных отзывов - есть аргументированные предпосылки сайту доверять.

Но, конечно, таких сайтов мало и это больше исключение, чем правило.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Shelvakh

Айрек и Отзовик поддерживают отзывы товаров полученных от брендов, там надо метку ставить. Тут понятие фейковости спорное, хоть авторы действительно заботятся о будущих запросах.

Ответить
Развернуть ветку
Александра Погребная

После статьи из интереса начала искать информацию по поводу айрека и брендов. Нашла анонимное интервью на ютубе. Черт знает, насколько можно верить, но там про сотрудничество с брендами суровые вещи рассказывают. Говорят, даже ТЗ выдают с указанием писать отзыв на 4/5 или не писать вообще. Если отказываешься - никаких товаров больше. И сроки ставят жесткие.
Действительно, фейк тут понятие спорное, но и некоторый шкурный интерес у авторов есть, безоговорочно верить тоже нельзя.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Светлана Завацкая

Статья действительно полезная, спасибо! Недавно была ещё одна интересная на руссабилити. Ребята на инфографике показали типажи авторов, которые как раз отзывы и пишут. Очень смешно😂
А в целом, что касается отзывов, в Украине Розетка развернула большую рекламную кампанию, мотивирует покупателей писать отзывы. Думаю, это будет иметь успех

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов

Так вот откуда ноги растут, Полина... )
Да, именно об этом вопросе я и писал в комментах. 

Идея статьи отличная! Правда, материала маловато и он весьма субъективен - видно, что писался на основе личного/агентского опыта, а не специализированной аналитики. 

Про 10 п. - ошибки - тут уже писали, но скажу отдельно еще раз: smm-щиков учат специально писать с ошибками, жаргонизмами и мемами. Как раз обычный человек редко так будет делать. Большинство отзывов, написанные отличным русским языком - это реальные отзывы. На том же отзовике, например. Или на сайтах о работе. 

В сухом остатке, идея отличная, начало положено - собирайте еще симптомы и выкатывайте второй релиз! )

Ответить
Развернуть ветку
Александра Погребная

Спасибо за текст. На текстерре вроде выходил на ту же тему с полгода назад, но там они опрашивали копирайтеров и прямо ответы публиковали. Тоже полезно, но не так структурировано

Ответить
Развернуть ветку
Irvin Goodspeed

Что касается написание "пачки" отзывов в одно время, то у меня было такое бывает когда просим своих клиентов написать отзывы о нашей работе и продукции, например в честь дня рождения сайта или акции.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Kruglov

Гораздо интереснее было бы сравнить как мы зарабатываем с кешбеком в случае, если у вас есть кэшбек рублями и вы платите именно за обслуживание, а не за снятие. Спасибо! Да, это очень по-разному! Можно ещё немного информации по поводу обналички, но опять же, это не так.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Diana Aliskantova

Мне кажется, можно добавить информацию про такие сайты, как Озон. Там нет доступа к комментариям без покупки товара. Это ведь тоже хороший отсев? Или я чего-то не знаю?) 
И даже если покупаю товар в другом месте, я лично часто читаю отзывы о нем на озоне. И сама оставляю их. И если товар понравился — то и опишу по-максимуму: грамотно, объемно, эмоционально, с конкретикой. Просто чтобы помочь другим покупателям. 

Ответить
Развернуть ветку
Irvin Goodspeed

Вы редкий покупатель, которому нравиться писать отзывы. В большинстве случаев если покупатель получил что хотел то он ничего писать не будет. А вот добавление на сайт возможности помечать кто написал отзыв (например пометка: покупал данную модель) очень хорошо работает для новых покупателей.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Margarita Zamolodskaya

Не знаете. Половина отзывов там фейки. Если не больше. Потому что покупка товара понятие растяжимое.  От покупки всегда можно отказаться.  А возможность написать отзыв останется. Этим "инструментом" все и пользуются для увеличения количества отзывов.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Полина Лютце
Автор

Да, верно подмечено, спасибо!) То есть можно с уверенностью предположить, что на Озоне настоящие отзывы) И восторженные в том числе)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Есть один момент с отзывами на Озоне, когда в отзыв пишут о проблемах доставки. Понимаю, что задержали, разбили, прислали не того цвета. Но это же не говорит о качествах самого товара. А ставят в таких отзывах обычно сразу одну звезду.

Почему Озон это не удаляет непонятно.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Buslaev

Читать и делать выводы надо по отрицательным отзывам, разумеется...
Лохотрон основан на заманивании положительными отзывами и "рекомендациями"..
Это как реклама в стиле "я не халявщик, а партнёр"...
Про Москву в самом начале не соглашусь. Сам работал около 2-х лет в Москве и каждые 2 недели ездил домой в Санкт-Петербург как на личном авто, так и на Сапсанах с самолётами... Потому не мало моих отзывов осталось в Москве и её области :) :)

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Buslaev

Нынче более года тружусь во Владивостоке... и что?!
Мне ниХто не верит? ))))
Печаль )))))

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Zinenko

Я когда-то хотел написать отзыв о телефоне, которым пользовался 5 лет. Написал листа на два текста, а потом забил и ничего не отправил)

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда