Как развить стартап с нуля: несколько крутых идей MVP

Многие бизнесмены мечтают о создании суперуспешного, «идеального» сервиса. Они тратят месяцы или даже годы, разрабатывая и улучшая этот продукт, доводя его до такой формы, чтобы «не стыдно было сделать релиз». Чтобы он победил конкурентов практически на старте. Но так бывает крайне редко.

Хотя такая стратегия хорошо работает в некоторых отраслях (например, выпускать незавершенную игру — как известно, не лучшая идея), в сфере онлайн-сервисов и приложений в последние годы укоренилась другая стратегия — Lean Startup.

Сначала выпустить MVP, минимально жизнеспособный продукт, не затрачивая особых денег и времени. Потому что даже если потратить годы — зачастую стартап упадёт. А с идеей MVP можно не быть настолько привязанным к конкретному продукту, и использовать даже такую возможность для сбора полезных данных и опыта, которые помогут компании в дальнейшем стать успешной.

О том, что такое MVP, мы на vc.ru уже писали. Вкратце — это минимально жизнеспособный продукт. Возможность получить оценки, набрать пользователей и подтвердить перспективность идеи стартапа. А также начать понимать, в каком направлении вообще стоит двигаться (и стоит ли).

Наиболее частая причина фейла стартапов, по мнению Эрика Риса, автора бестселлера The Lean Startup, — отсутствие реальной коммуникации с потенциальными клиентами. Основатели компании сидят у себя в голове, и думают, что их решение станет незаменимым. Но итоговое слово всегда за рынком. Поэтому почему бы не вывести сервис в свет как можно раньше, и проверить, стоит ли игра свеч?

Но как лучше донести до пользователей идею проекта, и оценить их реакцию? Вот несколько опробованных вариантов, которые на старте своего развития использовали очень успешные (теперь) проекты.

1. Демо-ролик как пример MVP

В качестве минимального продукта может выступать даже короткое видео. Это отличный способ спросить аудиторию, что она думает по поводу предлагаемых вами решений, и удовлетворяют ли они её потребностям.

Самый известный MVP из этой категории принадлежит Dropbox. В 2008-м — 2009-м идея того, что ваши цифровые данные могут храниться где-то у чужого дяди в «облаке», была вполне инновационной. Не все были уверены в том, что её хорошо воспримет массовый пользователь. Инвесторы не очень-то горели желанием давать на такое миллионы долларов.

Основание Dropbox

Компания создала 3-минутное видео, показывающее и объясняющее функциональность. Этого хватило, чтобы получить отличный фидбек, кучу лайков-комментариев и в итоге — финансы, необходимые для продолжения разработки. Сейчас капитализация Dropbox составляет $9 млрд.

Подробнее о ранней стратегии развития minimum valuable product у Dropbox (на английском) можно почитать тут. В том числе там есть презентация от Дрю Хьюстона, основателя и гендиректора компании. Как не тратить сотни тысяч долларов на то, что может остаться невостребованным. И вместо этого сделать и раскрутить видео, которое доступно объяснит идею потенциальным пользователям и инвесторам.

2. Краудфандинг минимально жизнеспособного продукта

MVP может быть не только у сайта или сервиса. Компании, производящие физические изделия, тоже могут использовать эту стратегию. Представить идею или маленький аспект продукта, чтобы посмотреть на реакцию и собрать данные. В том числе о том, сколько таких изделий вообще стоит производить.

Одним из ярких примеров такого подхода стали Pebble, «умные» часы с экраном из электронной бумаги. В 2012-м они стали самым успешным проектом на Kickstarter.

Реальных часов пока не было, их пример MVP получил более $10 млн, и подтвердил, что пользователям был бы интересен такой оригинальный продукт. Больше того: увидели, какая из версий будет самой популярной, и на каком аспекте стоит сосредоточиться. В итоге компания продала больше 2 млн часов, а потом стала частью Fitbit.

3. Лендинг как MVP

Разрабатывать целый сервис — долго и затратно. Тем более нет никакой гарантии, что он будет хоть сколько-то востребован. Чтобы как-то это проверить, придумали очень простой способ — создать лендинг-страницу. Минимально вложиться в её раскрутку, оптимизировать под результаты поиска. И сразу по метрикам отследить, кто туда заходит и какой у них интерес.

На этой странице можно отображать промоматериалы по поводу продукта, его особенности, пытаться заинтриговать покупателей. Собирать базу ранних пользователей, по которым потом можно будет проводить опросы или A/B-тестирования.

А в США такие страницы даже используют, чтобы ходить по инвесторам: намного проще получить финансирование, если у тебя уже есть хотя бы что-то реальное, что можно показать.

Есть сервисы, которые помогают упростить создание таких лендингов. Некоторые из них мы приводили в предыдущей стать о разработке MVP:

  • http://quickmvp.com/ — полноценная (насколько это возможно) проверка бизнес-идеи. Позволяет за несколько минут создать лендинг, и тут же запустить для него рекламу в Google. Чтобы посмотреть, как реальные клиенты реагируют на вашу бизнес-идею, и кого она привлекает (все метрики на сайте тоже есть). Сервис запущен в 2014-м, вот материал о принципах его работы в журнале Entrepeneur.
  • https://instapage.com/ — позволяет быстро создавать лендинги. Удобнее, если их продвижением вы собираетесь заниматься сами — скажем, через соцсети. Разнообразие дизайнов получше, есть аналитика, сплит-тесты и мультивариантное тестирование, детальная тепловая карта для сайта. Можно быстро создавать уникальные лендинги под каждую рекламу.
  • https://sumo.com/ — один из способов набора базы клиентов с вашего MVP. Позволяет собирать их e-mail с неплохой конверсией.

В качестве примера проекта, успех которого начался с простого лендинга, можно привести Buffer. Это небольшой сервис, позволяющий откладывать посты и твиты, и публиковать их по графику. А также в одном интерфейсе анализировать, что и как «зашло» пользователям.

В 2010 году Джоэл Гаскойн, единственный основатель и разработчик, создал простейшую лендинг-страницу. На ней можно было только посмотреть общую идею интерфейса (цвета, кнопки, текст), а также кликнуть на “Plans & Pricing”, чтобы посмотреть, какая у сервиса идея, как долго он будет в разработке, и сколько в итоге будет стоить. Чтобы получать апдейты о развитии Buffer, пользователям предлагалось оставить email.

Продукта пока что и близко не было, но Джоэл хотел посмотреть, может ли к нему возникнуть интерес. Его способы продвижения в итоге принесли на сайт несколько сотен пользователей, в основном — SMM-щиков, желающих немного упростить себе жизнь.

Гаскойн чуть-чуть развил свой лендинг и попросил заходивших туда юзеров выбрать один из трёх планов: бесплатный, $5 в месяц и $20 в месяц. Многие выбрали второй вариант. Тогда Джоэл начал строить первую версию продукта, полновесный MVP.

Создание более-менее работающего сервиса заняло у него 7 недель. Новый сайт пока что умел постить только в Twitter, но через четыре дня у него уже был первый платный клиент. Через несколько недель клиентов стало больше сотни! После достижения определенного числа регистраций, программист бросил основную работу и основал компанию Buffer. Число юзеров за первые 9 месяцев выросло до 100 тысяч.

Сейчас Buffer позволяет постить в Twitter, Facebook, Instagram, Pinterest и LinkedIn, а также отвечать на комментарии, анализировать результаты постов, видеть тренды, работать над контентом совместно с командой. Его использует больше 75 000 бизнесов, и сервис зарабатывает около $5 млн в год. Потом Джоэл с командой использовали похожую стратегию minimum viable product для релиза Buffer Analyze.

4. Собираем крутой MVP по частям

Идея этого способа создания MVP в том, чтобы не изобретать велосипед, а взять готовые инструменты и сервисы, и имплементировать их в своём проекте. Создать жизнеспособный продукт с минимальными усилиями, собрав широко известные части так, чтобы у них появилась новая ценность. Новый функционал, новый вариант продвижения или качественно другой пользовательский опыт.

Классический пример такого «Лего»-MVP — это Groupon. В 2007-м Эндрю Мейсон запустил The Point, веб-платформу, позволяющую мобилизировать людей из социальных сетей, чтобы вместе достигать каких-либо целей. Продукт довольно медленно развивался в пределах Чикаго, пока одна часть пользователей не решила «организоваться» с его помощью для экономии денег.

Они начали объединять людей, чтобы вместе покупать товары, и получать скидку за опт. Это направление показалось основателям самым успешным, и из The Point в ноябре 2008-го родился Groupon.

Купоны и коллективные скидки на разные вещи существовали давно, но Groupon презентовал их в новом виде, объединив с интерфейсом интернет-магазинов и наработками The Point. Теперь каждый мог найти по категориям и купить себе купон, открывающий доступ к эксклюзивному предложению от ресторана, театра, турагентства, клуба или другого бизнеса.

Результат — новый продукт, со своей уникальной ценностью. Сложившийся из паззлов других существующих сервисов. Groupon за несколько месяцев вырос от пары десятков сотрудников до 350. И достиг капитализации $1 млрд всего через 16 месяцев, став в своё время самым быстрым «единорогом» в мире.

5. Волшебник Изумрудного города как пример MVP

Необязательно быть самым крутым сервисом на планете, чтобы показаться таким своим пользователям. Можно, как Гудвин, научиться наводить туман и хорошо притворяться. Проект может выглядеть полностью функциональным и технологичным снаружи, в то время как внутри всё оперируется вручную и держится только за счёт того, что у вас пока мало пользователей.

Если никто не заглянет за ширму, такой MVP может казаться вполне солидным и успешным сервисом. А вы тем временем собираете данные, проверяете интересы вашей аудитории. И набираете нужную базу.

В общем, получается как машина Фреда Флинстоуна, которая сверху вроде как прилична, а снизу её тянут его ноги. Отсюда и второе название этой стратегии развития стартапа — «MVP Флинтстоуна». Действительно, если разработка движка (и для машины, и для сервиса) — долгое и затратное дело, так почему бы сначала не проверить, что в нём действительно будет потребность?

Хороший пример MVP из этой категории — Zappos. Самый популярный в Америке интернет-магазин обуви. Но в 1999-м основатель Ник Свинмурн совсем не был уверен, что кто-то захочет покупать обувь онлайн. Он сделал несколько фото товаров из магазина и разместил их в интернете. И несколько людей действительно сделали заказы!

Ещё несколько месяцев Свинмурн продолжал физически сам ходить в магазины, и брать ботинки нужных размеров, чтобы потом отправлять покупателям. В этом и заключался весь его "интернет-бизнес", пока он не получил первые $2 млн инвестиций от компании Venture Frogs.

Теперь Zappos — компания, стоящая миллиарды. В 2009-м её продали Amazon за $1200 млн. Кстати, основатель Amazon и самый богатый человек в мире Джефф Безос тоже сначала развозил посылки с книгами на почту вручную, получая информацию о заказах на свой e-mail.

Ещё пять примеров — для вдохновения:

  1. Virgin Airlines. Одна из крупнейших в Великобритании авиалиний, созданная экстравагантным миллиардером Ричардом Брэнсоном. Летает в десятки стран и сотню городов, от Шанхая до Кейптауна. Какой у неё был MVP? Одно направление и один самолёт, летающий между Гатвиком и Ньюарком. Причем самолет они арендовали, это был старый и подержанный Boeing 747. Только через два года, в 1986-м, когда стало понятно, что на такую авиакомпанию есть спрос, Virgin Airlines купила второй Boeing 747 и начала открывать новые маршруты — в Майами, Нью-Йорк, Токио и так далее.
  2. Yahoo! История одной из самых известных компаний в интернете начиналась с простого MVP-вебсайта, одностраничника, содержащего ссылки на другие популярные сайты в сети. Для пользователей тогда его хватало, и этого стало достаточно для формирования базы ранних последователей. Постепенно каталог ссылок рос, и так родилась первая поисковая система Yahoo! — для возможности поиска ссылок непосредственно на сайте. Только после её успеха началась разработка системы поиска по всему интернету. Больше четверти века спустя, Yahoo! всё еще находится в топ-10 сайтов по популярности по данным Alexa, и зарабатывает больше $5 млрд ежегодно.
  3. Facebook. В 2004-м Facebook был просто классическим примером MVP-продукта. Цукерберг не вкладывал в него миллионы. Сервис состоял из простых профилей пользователей — студентов нескольких университетов, желающих быстро связаться со своими одногруппниками. Этого был самый настоящий минимальный продукт: убери любую функцию — и всё рассыпется. Тем не менее сервис доказал свою жизнеспособность, а Цукерберг смог использовать полученную информацию для постепенного расширения его до компании стоимостью $665 млрд.
  4. Foursquare. Ещё один хороший пример минимально жизнеспособного продукта. В 2009-м, когда Foursquare запустили, это было простейшее приложение, позволяющее людям оставлять чекины в определенном месте. Ни специального дизайна, ни каких-то особых функций. Просто MVP. Сейчас сервис вырос в мега-компанию, с несколькими продуктами (в том числе для бизнеса), 55 млн активных месячных пользователей и 7 млрд совершенных чекинов.
  5. Airbnb. Отличный пример «MVP Флинтстоуна». В котором сервис ведётся вручную, пока компания анализирует свою аудиторию и думает о том, стоит ли реализовать такой продукт на рынке (или, может, стоит сосредоточить свои усилия на чём-то другом). Летом 2008 года в Сан-Франциско проходила большая конференция индустриальных дизайнеров. Основатели Airbnb (тогда — три человека) решили предложить гостям недорогие апартаменты на эти дни. В своих собственных квартирах. Опубликовали информацию об этом на простом веб-сайте. И трое постояльцев всё-таки пришли к ним, вместо того, чтобы брать номер в каком-то далеком отеле. Таким образом их MVP подтвердил себя: люди были согласны платить за то, чтобы остановиться в чьих-то квартирах. 11 августа 2008-го был официально запущен сайт AirBedAndBreakfast.com, а через несколько месяцев (и с помощью этой истории) стартап смог получить финансирование и обучение от Y Combinator.

Иногда путь к миллиардной капитализации начинается очень скромно. И не требует ни инвесторов, ни миллионных затрат. Только успешной идеи и способа проверить её на практике.

Не нужно тратить время и деньги на создание полноценного масштабного продукта, который потом (может быть) никто не захочет использовать. Инвесторы тоже не слишком благосклонно относятся к продуктам, построенным на огромном бюджете, и не получившим никакой проверки на рынке.

Вместо этого выберите стратегию MVP, которая может сработать для вас. Выделите основу продукта, главную вещь, которой он должен увлечь рынок. И пройдите через несколько циклов Разработки — Измерения — Анализа, каждый раз улучшая свой продукт в соответствии с реальными запросами пользователей.

Помните, что успех не обязательно определяют первые несколько недель продукта. Если собрать и проанализировать данные, можно всегда сделать полезные выводы, и стать успешнее. Самый характерный пример здесь — Instagram, выцепивший ту единственную функцию, фильтры для фото, которая оказалась интересна пользователям в предыдущем провалившемся приложении Burbn.

Создание MVP убирает лишнее напряжение, и позволяет стартапу сфокусироваться на ключевой идее. MVP требует минимальных инвестиций, страхует на случай неудачи, и самое главное — позволяет вам развивать проект постепенно, собирая важные данные и реагируя на реальные потребности рынка. Это гарантирует, что конечный продукт действительно будет решать какую-то проблему у аудитории, и предприниматель не тратит полгода-год жизни на создание сферического коня.

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Начинатель

Люблю такие статьи и идеи. 
Прочитал и думаешь, ну погнали нах.й!
А потом садишься и не понимаешь, что конкретно делать. 
Теряется приоритетность идеи и порядок идея-тест. 
Остываешь и забиваешь. 

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Orlikov

Все конечно вдохновляюще, однако проблема не в MVP, а в первоначальной идее, которая действительно полезна и востребована аудиторией. В условиях, когда все более-менее серьёзные ниши заняты, появляются стартапы с очень мелкими идеями, которые часто копируют друг друга. Можно изучить что делают китайцы на Aliexpress, или стартапы на Kickstater или Indiegogo, или даже изучить статьи на VC, и убедиться, что идей то и нет. Всё что есть, это попытки откусить кусочек от устоявшихся бизнесов в весьма конкурентной среде. Никакой реальной пользы от идей таких стартапов нет и идёт очередное изобретение велосипеда. По сути всё это попытки отгрызть кусочек денег, не предложив взамен ничего ценного.
В наше время предложить УТП чрезвычайно сложная задача, которая не обойдётся минимальным бюджетом. Вопрос, где такие идеи искать остаётся открытым. 

Ответить
Развернуть ветку
Артём Прокопенко

Ну так это нормальная конкурентная среда, всегда все ниши заняты, везде сидят большие и неповоротливые воротилы бизнеса, а потом приходит какая-то небольшая компания, которая делает что-то качественней/быстрее/интереснее и отъедает себе кусок рынка.

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Orlikov

Качественнее, но, увы, не настолько чтобы это стало чем-то прорывным. Ну да, крохи собрать позволяет и, возможно, большинство это и устраивает. Но существенно это ничего не меняет. Это как ситуация с пауэрбанками. Сейчас их делают все кому не лень. И каждый подаёт их под соусом ноу-хау. А если присмотреться, то таже хрень и бантик сбоку. А выпустить батарейку, которая хотя бы месяц держала, никто не берётся. Не хватает знаний и идей. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Pepper510510 Rusty

Помнится изруквруки был практически монополистом, пришли авито и прочие...

Ответить
Развернуть ветку
Убит админом

Конспект хороший, даже лучший по MVP, но сколько уже можно одну  и туже книжку пересказывать?

Ответить
Развернуть ветку
Артём Прокопенко

Тоже самое хотел написать, статья хорошая, но уже раз 3-4 слышал про эти примеры MVP

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Убит админом

"Эрика Риса, автора бестселлера The Lean Startup"

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka

Помню времена, когда выпуск обновления считался если не чем-то позорным, то чем-то зазорным точно. Ибо выглядело это как свершившимся фактом признания наличия багов и косяков, а в этом признаваться никто не хотел, поэтому обновления часто выходили без шума, а то и вовсе молча.

Со временем процесс обновления превратили в какой-то культ: мол, выпускай своё новое приложение в максимально сыром виде, едва ли не сразу в альфе — чтобы изначально поставить выпуск обновлений на поток. Чем чаще ты выпускаешь обновление — тем лучше, тем выгоднее ты отличаешься от остальных, тем больше у тебя цитирований, тем выше твои рейтинги.

Когда произошёл этот сбой? Когда мы свернули не туда? 🤔

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Бавин

Обновление это не только и не столько закрытие дыр, как добавление функционала/дизайна/etc.

Сейчас приложения «на пульсе» всех изменений привычек пользователя, новинок и так далее.

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Samuilik

Странные у вас были времена, если честно.

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka

Так говоришь, словно ваше время лишено странностей 😏

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Как сделать сразу, что бы было. Не старайтесь сразу сделать, путайтесь, отступайте и снова. Помните что Apple. И Джобса тоже как вы помните. Он всегда, когда тогда сразу как только. Это и есть самое главное. Не всем это можно помочь. Но именно, когда вы освоите, тогда сразу все и начнется. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Samuilik

Я когда-то так и создавал свой. Никаких замарочек на дизайн, купил готовый - лишь допилил его.  Базовый функционал, некоторые фичи вообще выкатывал сделанные наполовину лишь чтобы посмотреть что пользователи ими пользуются (ну или по меньшей мере пытаются пользоваться).

Год на разработку. Через год стартап отбил все вложения: саму разработку ну и железо, которое пришлось приобретать.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Санников

Оо, можно еще денежку получить у Фонда Содействия инновации. Так, считай MVP реализовать можно
Через Tatpatent попробуйте, там бесплатностей ведут заявку.
MVP Сила !!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Аксёнов

Легко в 2020 писать про MVP интернет проектов из далёкого прошлого. Давайте вспомним первый мотоцикл Harley-Davidson, первый холодильник Liebherr. 
Каждый год требования к MVP растут, пользователи не готовы воспринимать сайт сделанный на коленке или тратить деньги на "сырой" продукт. Все "косяки" сразу превращаются в публичные негативные отзывы.
При этом MVP остаётся очень важным этапом в эволюции продукта.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Калашников

Спасибо, познавательно, полезно и вдохновляюще

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кудрявцев

Именно поэтому я пошёл учиться в Product University 😎 И уже проработал там решение, поднимающее конверсию в онлайн курсах или инфобизнесе в покупателей или Retention.

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда