Стратегия, вопросы и ответы -что их связывает?
В бизнесе часто используют слово «стратегия». Как только начинают говорить о развитии компании и функциональных направлений сразу появляется слово «стратегия».
Определение стратегии можно выбрать из соответствующих книг или придумать самим.
Если решили придумать , то первый шаг – выбор слов, которые создадут основу определения.
Для меня к таким словам относятся:
стратегические цели
осознанный выбор
ограниченные ресурсы
- решения
- направления деятельности
- создание ценности для клиентов
Из этих слов получается следующее определение.
Другой набор слов даст другое определение стратегии.
Прежде чем топ-команда начнет разрабатывать стратегию, важно сформировать согласованное понимание этого понятия.
Центральным элементом в определении служит «осознанный выбор».
Стратегия – это выбор.
Необходимость выбора диктуется ограниченностью ресурсов, которыми владеет компания.
В основе осознанного выбора лежат вопросы и ответы на них.
Примеры вопросов для разработки стратегии бизнеса:
Что компания продает?
Что покупают клиенты?
- Что отличает компанию от конкурентов?
- Насколько значимы эти отличия для целевых клиентов?
- В достаточной ли степени используются сильные стороны компании?
Давая ответы на сформулированные вопросы и реализуя их в текущей деятельности компании вы, таким образом, создаете и реализуете стратегию.
В конечном итоге какие вопросы Вы выбираете, такие ответы и получаете. Ответы лежат в основе решений о расходовании ресурсов.
Пример из практики.
Три сервиса по ремонту, у которых есть 2 общих владельца и 3 отдельных совладельца по отдельным точкам.
Каждый сервис работает независимо от других точек. При этом занимаются одним видом деятельности.Финансовые результаты каждого сервиса не устраивают владельцев.
Возникла идея: Провести объединение 3-х сервисов и сделать одну компанию.
На первой встрече собственники стали сразу обсуждать следующие вопросы:
Как изменить сайты?
Нужны ли перекрестные ссылки?
- Какую долю объема продаж направить на рекламу?
- Нужно ли сразу менять оформление помещений, в которых находятся сервисы?
В результате реализации полученных ответов произошли бы незначительные улучшения в финансовых результатах.
Однако владельцы в в результате объединения ожидали роста финансовых показателей на десятки процентов.
Я предложил сначала найти и согласовать ответы на другие вопросы:
- Что каждый из участников встречи понимает под объединением?
Каковы цели и задачи этого объединения?
- Какие существующие проблемы они хотят решить, объединяя сервисы?
- Вокруг какой идеи они хотят реализовать объединение?
При обсуждения выяснилось, что у каждого собственное представление, о том, что может представлять из себя объединенная компания. По итогам обсуждения сформулировали несколько возможных вариантов объединения этих сервисов в единую компанию.
Каждый из вариантов обладал своими достоинствами и недостатками по отношению к желаемым результатам и разным объемом инвестиций.
Получилось, что само по себе слово «объединение» ничего не означает. Нужно было наполнить его содержанием и получить согласованное понимание этого процесса.
А уже потом обсуждать последовательность действий.
Заключение.
- Исходная точка при разработке стратегии – понимание, что ресурсы компании ограничены
- Стратегия – это осознанный выбор направлений деятельности и создаваемой ценности для потенциальных клиентов.
При разработке стратегии сначала отвечайте на вопросы, связанные с сутью стратегии (в чем ее смысл?), а потом уже обсуждайте действия по ее реализации
Хотите иметь стратегию, которая приведет к новым результатам, начинайте с вопросов, которые изменят ваше видение текущей ситуации и помогут найти новые решения.
Александр Тимошин Whatsnextstrategy.com