{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

«Коммуникативный продукт» - товар, который сам себя продает

Каждый маркетолог, хотя бы раз в жизни, слышал фразу от собственника бизнеса или топ-менеджера, что «хорошему товару реклама не нужна – он сам себя продает».

Я 27 лет занимаюсь маркетингом, помог разработать и запустить на рынок много разных товаров, услуг, бизнесов и все время меня занимал феномен продукта, который «сам себя продает».

В результате, несколько лет назад я сформулировал понятие «коммуникативного продукта», разработал методологический подход, учил ему бренд-менеджеров и маркетологов в рамках своих лекция в Высшей школе маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.

Сразу скажу, что данный подход не заменяет, а дополняет большинство известных подходов по разработке нового или редевелопменту старого продукта. Более того, он включает в себя много традиционных инструментов (CJM, JTBD, AIDA, GAP), но в результате – помогает взглянуть на продукт с несколько иного ракурса.

Суть подхода:

"Коммуникативный продукт — это продукт, который будучи помещенным в целевую аудиторию, вызывает информационное возмущение (желание обсуждать, рассказывать, транслировать) без приложения дополнительных усилий (рекламы, пиара)."

Другими словами – вы придаете продукту/бизнесу/проекту, его отдельным и составным частям такие свойства, которые вызывают у целевой аудитории желание рассказать об этом продукте. Более того, они не только это хотят, но и могут сделать без ошибок и искажений.

Важно отметить, что речь не идет про вирусную (виральную) рекламу о продукте.

Актуальность подхода:

Мы живем в информационном мире, где каждый десятый – блоггер, мини-микро-нано-инфлюенсер, а каждый второй обладает социальными связями в сотни-тысячи человек. В этой ситуации большую важность начинают играть «слабые связи», то есть распространение информации усилиями самих людей, а не за счет рекламы, выставок, выкладок на полках.

Концепция силы слабых связей — это концепция американскогосоциолога Марка Грановеттера, согласно которой в межличностной коммуникации слабые связи имеют большее значение, чем сильные.

Благодаря силе слабых связей, коммуникативные свойства продукта помогают распространять информацию о нем без искажений, продвигать его гораздо быстрее и дешевле, сокращая расходы на вывод товара на рынок.

Примеры коммуникативного продукта:

Продукт может стать коммуникативным и сам по себе, если этому способствует окружающая среда, но эти качества можно и нужно проектировать.

В своих лекциях я говорю о том, что любая составная часть продукта или бизнес-процесса может сделать продукт коммуникативным – то есть, у любого продукта есть не одна, а множество точек, где продукт можно сделать коммуникативным.

Логистика

Благодаря раскраске средств доставки и броскому брендингу «Такси-бетон», питерской компании СЗНК удалось бесплатно попасть на все федеральные ТВ-каналы, многие федеральные деловые издания и быстро получить известность на новом для себя московском рынке.

Технология производства

Впервые появившись, эти фото несколько лет будоражили блоги и конференции фотографов, которые спорили – это фотография, фотошоп или они действительно нарисованы шариковой ручкой Big.

Состав продукта

Трудно рассказать про вкус чипсов, но если они делают ваш язык синим, то это можно сфотографировать и послать друзьям, а можно лизнуть подругу и сфоткать ее.

Дизайн изделия

Некоторые маркетологи ресторанов давно поняли, что если поработать над дизайном еды и придумать нестандартную подачу, то еда сама начнет о себе рассказывать - согласитесь, такой десерт так и хочется сфотографировать и выложить в интернет.

И так далее.

На первый взгляд, кажется все просто, но чаще всего мы сталкиваемся с тем, что продуктовые менеджеры, разработчики, предприниматели действуют совсем наоборот – сначала создают продукт, а потому думаю, рассказ о каких свойствах позволит продвинуть продукт лучше всего.

Проектирование коммуникативного продукта:

Проектирование коммуникативного продукта хорошо тем, что практически не требует дополнительных затрат в производстве – ваша задача просто найти те материалы, технологии, места продаж и производства, которые дадут продукту больше историй, больше коммуникативности и это не только не ведет к дополнительным затратам, но может и наоборот помочь сэкономить в производстве.

Любая девушка без труда назовет этот бренд, успех которого, в том числе, произошел потому, что они убрали обертку, позволив всем трогать, ломать, резать, миксовать, взаимодействовать с продуктом. О чем, на первых порах продвижения бренда, люди радостно делились и с теми, кому они делали подарки, и с друзьями, родными, коллегами, создавая продукту эффект сарафанного радио.

Для проектирования коммуникативного продукта в реальной работе, я использую микс таких инструментов, как Persona и Emotional Map для описание аудитории, LifeStyleMap для описания жизнедеятельности аудитории, Customer Journey Map для выявления точек контакта потребителя с моим продуктом в течение жизни и так далее. Чтобы не утомлять объяснением сложных моделей, я обычно привожу упрощенную версию, которую сделал для обучения начинающих:

ЧОХОМОКО (что-хочу-могу-кому или what-want-can-who (WWCW)) – это когда определенный человек в определенной среде / ситуации, контактируя с нашим продуктом, имеет, о чем рассказать, хочет про это рассказать, может это сделать и есть кому. ЧОХОМОКО – и есть точка проектирования коммуникативности продукта.

Например, если мы знаем, что большая часть нашего бизнеса связана с участием в выставках, то для включения «слабых связей» мы должны сделать так, чтобы посетитель захотел сфотографировать наш стенд и рассказать сотням тысячам людей, которые не пришли на выставку, а они должны захотеть наш продукт/услугу через этот снимок. Но на выставках часто не хватает места, чтобы весь стенд влез в объектив или свет расположен таким образом, что «заливает» фриз и не видно надписи – наша задача предусмотреть все, чтобы посетитель мог легко рассказать о нас.

В более продвинутых случаях, мы проектируем не одну акцию, когда человек, взаимодействующий с продуктом, переводит «сильные связи» в «слабые», а серию таких акций, когда люди не контактировавшие с продуктом должны захотеть о нем рассказать дальше – я это называю работой с «испорченным телефоном».

В этом случае, наша задача – заложить в качества продукта (а не рекламу) такие свойства, о которых захотят рассказывать даже те люди, которые не взаимодействовали с нашим продуктом / товаром / бизнесом.

.

Как больше узнать о подходе к разработке коммуникативного продукта

В рамках курса мы не просто поймем, как создавать такие продукты, а научимся их проектировать.

Также, можно подписаться на мои аккаунт в FACEBOOK или INSTAGRAM

0
2 комментария
Хаттори Ханзо

Разумная статья. Узнал новое +++

Ответить
Развернуть ветку
Константин Гаранин
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда