Стартап Mention: как победить конкурента от Google

Как небольшой SaaS-стартап продал услуги гигантам вроде Facebook, Microsoft и Spotify и вырос до выручки в $6 млн.

Профиль компании Mention из социальной сети LinkedIn Mention

Сервис Mention, или, как его прозвали основатели, «Google Оповещения на спидах», умеет отслеживать заданные вами ключевые фразы в Интернете и социальных сетях. Ключевой фразой может быть название компании или продукта.

С помощью Mention можно:

  • Находить мнения о собственном бренде.
  • Собирать отзывы о конкурентах.

И всё это — в режиме реального времени.

1 сентября 2018 года стартап был продан компании Mynewsdesk. Сумма сделки не раскрыта. К тому моменту Mention располагал штатом до 50 сотрудников, выручка составила $6 миллионов, финансирование — всего $1 миллион. Услугами сервиса пользовались 750 тысяч пользователей, 4 тысячи из них — ещё и за деньги.

Сервис Mention: быстрый обзор продукта

Сначала продукт компании Mention целился в профессиональных клиентов, которые искали решения для своего бизнеса: предпринимателей, фрилансеров, микроорганизации.

Основным конкурентом Mention были Google Оповещения с 27 миллионами пользователей. Правда, им регулярно прилетали жалобы на неудачный интерфейс и невозможность отслеживать упоминания в режиме реального времени. Создатели Mention прислушались — и сделали круче, чем Google.

Google Alerts

Сначала юзеры клюнули на бесплатный план услуг. Затем отметили: чёрт возьми, этот сервис намного удобнее. Многие остались на новой платформе: в сравнении с конкурентом сервис Mention был более user-friendly.

Сарафанное радио

Как привлекали новых клиентов? Через реферальную программу.

Результат превысил ожидания: в погоне за бесплатными доп. услугами пользователи стали подтягивать друзей и подписчиков. Блогеры писали о Mention, снимали туториалы по использованию сервиса.

Прикладывали к публикациям реферальные ссылки: каждая регистрация позволяла им увидеть больше упоминаний бренда. Например, один влиятельный французский блогер в статье осветил возможности сервиса. Это привлекло столько новых клиентов, что серверы Mention впервые крашнулись из-за скачка нагрузки.

Реферальная программа, помноженная на сарафанное радио, дала тысячи новых пользователей. Уже через год услугами Mention пользовались 100 тысяч человек.

Как побудить клиента платить за бесплатные услуги

Бесплатный план привлек немало регистраций. Затем команда заметила: сервисом начали пользоваться крупные компании — Facebook, Microsoft, Spotify. Созданный софт был настолько хорош, что пользовался спросом на уровне b2b. Стало ясно: Mention стремительно теряет деньги.

Пришлось покинуть нишу профессиональных покупателей, микроорганизаций и ИП. Мишенью стала совсем другая ЦА. Речь шла, как пояснил бывший CEO компании Mention Матье Вакслер, не о списке Fortune 1000, а, скорее, о «Fortune 5 миллионов»: теперь сервис целился в любые компании со штатом от 5 до 250 сотрудников.

Бывший CEO компании Mention Матье Вакслер groovehq.com

«Для нас было непросто повысить цены», — признается Вакслер. Однако обновление ценовой политики затронуло только новых пользователей: стиснув зубы, команда Mention решила, что «старички» продолжат платить (или не платить) прежнюю стоимость.

Постоянные изменения в ценах — это нелегко, но я чувствую: если мы не будем этого делать, то буквально упустим деньги наших клиентов. Я стараюсь менять цены не реже раза в квартал, чтобы проверить гибкость пользователей и то, как это влияет на рост компании.

Матье Вакслер, бывший CEO компании Mention

Изменения сразу отразились на доходе: MRR превысил отметку 100 тысяч. Некоторые клиенты еле адаптировались к новой структуре ценообразования, но по мере того, как Mention переориентировался на рынок b2b, проблема постепенно угасла.

Формула успеха: простота > кастомизация

Что выделяет сервис Mention среди конкурентов, так это простота продукта. Однако, по признанию Вакслера, с крупными клиентами всё сложнее эту простоту сохранять. Компаниям-гигантам требуется больше функций и возможностей, чем, например, микроорганизациям и фрилансерам. Но Mention твердо стоит на своем: что обычный пользователь, что Spotify — опыт использования должен быть одинаковым для обоих.

Еще один принцип: никакой кастомизации для корпоративных клиентов. Даже за крупную сумму. Вакслер утверждает: «Мы не намерены отвлекаться от нашей основной задачи — разработки максимально качественного сервиса».

Сотрудники компании Mention

Роль стартап-студии в основании Mention

Предыстория Mention началась в 2010 году. Была основана компания PressKing по распространению пресс-релизов. Проект создавался в инкубаторе стартап-студии eFounders (это французские эксперты в b2b- и SaaS-решениях).

Наибольшее любопытство внутри сервиса PressKing вызывала функция мониторинга. Когда компании высылали журналистам пресс-релизы, они хотели отследить их судьбу после публикации и узнать, что юзеры сети говорили об их продукте или бренде.

eFounders быстро смекнули: нужен сервис, полностью заточенный на отслеживание мнений. В 2011 году CTO компании Арно Леблан написал первую строчку кода. В апреле 2012 года стартап-студия eFounders основала компанию Mention, а уже в июне через жернова её софта прошел первый миллиард зафиксированных отслеживаний.

CEO и CTO компании Mention не владеют всей компанией. Стартап-студия eFounders — нечто среднее между венчурным фондом и инкубатором. Как правило, она развивает собственные идеи. Так вышло и в этот раз: eFounders собрала команду вокруг нового проекта и наняла CEO и CTO, чтобы запустить его.

Отвечая за финансирование и идеи, студия сохраняет существенный процент акций компании Mention за собой. Такой подход позволяет запускать до четырех стартапов в год.

История сервиса: что привело к продаже

Официальный запуск проекта состоялся в 2013 году, когда Mention получила €800 тысяч на seed-раунде. Среди инвесторов числились студия eFounders, её основатель Кантен Никман, а также венчурные фирмы Point Nine Capital и Alven.

Стартап-студия eFounders и ее проекты

В октябре 2014 года стартап Mention открыл офис в центре Нью-Йорка, США. К тому моменту его услугами пользовались 250 тысяч юзеров. Уже в конце лета Wired Magazine назвал Mention одним из самых хайповых парижских стартапов года. Среди платных клиентов сервиса числились GitHub, CrunchBase и Microsoft.

В январе 2016 года запустили план подписки Mention Enterprise для поддержки деятельности крупных корпораций. Сегодня его стоимость — от $450 в месяц.

1 сентября 2018 года компания была выкуплена крупной скандинавской новостной платформой Mynewsdesk, входящей в состав норвежского медиа-конгломерата NHST Media Group.

Как утверждает бывший CEO Mention Матье Вакслер, ныне занимающий позицию COO в материнской компании, команда вовсе не планировала продажу в этом году. Изначально собирались запустить новый раунд. Однако предложение Mynewsdesk запало менеджменту стартапа в душу. Ну, или в бумажник.

Есть ли жизнь после M&A

Приобретение существенно повлияло на развитие компании. Например, в июне 2019 сервис Mention добавил возможность управления социальными сетями. В конце осени был назначен новый CEO Жан-Филипп Баэр.

Новый CEO компании Mention Жан-Филипп Баэр

«Каждый день в социальных сетях появляются новые функции, возможности, ограничения и идеи. Для нашего продукта они могут быть как возможностью, так и препятствием, — сообщает месье Баэр. — Одним словом, индустрия MarTech — это ежедневный вызов».

План на 2020 год сосредоточен вокруг реструктуризации и реорганизации команды, а также пересмотра бюджета совместно с материнской компанией. А для Mention это крайне актуально: с момента покупки сервис финансируется за счет Mynewsdesk и NHST Media Group. К концу года сервис намерен ввести полный набор инструментов для отслеживания ключевых фраз в социальных сетях.

Что касается долгосрочных планов, Жан-Филипп Баэр назначает дедлайн на 2023–2024 годы: сервис Mention должен усилить присутствие на рынке. Новая аналитика обучит программу охватывать более широкий массив данных. Однако серьезным целям нужен серьезный софт — а он пока находится в разработке.

Если у вас есть вопросы или идеи, то их можно обсудить тут или в чате стартап-студии Admitad Projects в Telegram.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Dmitry Ryzhov
Стартап Mention: как победить конкурента от Google
Как небольшой SaaS-стартап вырос до выручки в $6 млн.

гугл повержен!

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Ага. «Мы откушали небольшой кусок рынка продукта, который не является для Гугл ключевым» = «Ура, мы победили Гугл!»

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ерёмин

Google и apple не представляет как хорошо мне с тобой бывает ))

Ответить
Развернуть ветку
Saucedo Puetz

Для простых бесплатно а для толстосумов за деньги-респект за такое. Толстосумы должны платить

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Победить гугл можно только таким покерфейсом

Ответить
Развернуть ветку
Александр Овчинников

Простота от слова рост) Вы крутыши)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда