Почему специалисты с техническим складом ума не хотят идти в маркетинг

Мнение представителей агентств

Издание Campaign опубликовало колонку директора по глобальному маркетингу Travelex Доминика Граунсела, в которой он поднимает проблему того, что сегодня маркетинг нуждается в людях с техническим складом ума, которые, однако, предпочитают развиваться в других профессиональных сферах. Редакция vc.ru подготовила адаптированный перевод заметки и пообщалась с представителями российских агентств о проблеме.

Граунсел пишет, что за последние 10−15 лет индустрия маркетинга сильно изменилась. Диджитализация и развитие технологий привели к тому, что в компаниях накопилось большое количество данных. По мнению директора Travelex, это изменило условия, в которых работают маркетологи.

Он говорит, что традиционные роли в агентстве, такие как работа над брендингом, разработка инсайтов и маркетинговые коммуникации по-прежнему важны, но индустрия нуждается в новых талантах, которые разбираются в технологиях.

По мнению Граунсела, маркетингу нужны люди, способные справиться с огромным потоком данных, произвести комплексный анализ и понять техническую природу digital-каналов. Такие люди обычно занимаются наукой или становятся инженерами, а это традиционно те области, из которых не приходили маркетологи.

Граунсел сожалеет, что маркетинг не является привлекательным для людей с техническим складом ума. Он выделяет несколько проблем, которые предлагает решать с помощью маркетинговых инструментов, когда сама профессия — это бренд, а ее целевая аудитория — «технари».

1. Студенты с техническим образованием не собираются начинать карьеру в маркетинге

Граунсел рассказывает об опыте общения с молодыми специалистами, которые готовы были стать бухгалтерами, работниками технологических фирм, заниматься корпоративными финансами. С самого начала они даже не рассматривают маркетинг как область, в которой можно развиваться.

Проблема: целевая аудитория не знает о бренде.

2. Маркетинг ассоциируется с творческими и несерьезными профессиями

Маркетинг вызывает ассоциации только с производством рекламы, хотя подразумевает проведение предварительных исследований, составление и оптимизацию финансового плана рекламных кампаний и многое другое. По мнению Граунсела, команда, которая хочет выиграть в «Каннских львах», только чтобы попасть на страницы издания Harvard Business Review, не производит серьёзного впечатления. Такая организация кажется группой художников, среди которых «технари» не ищут работу.

Проблема: искажённое восприятие бренда.

3. Маркетинг незаметен среди других профессий

Даже если молодые люди знают о возможности начать карьеру в маркетинге, они не стремятся это сделать. Они хотят работать над собственным продуктом, например, разрабатывать приложение для электронного сервиса. Поэтому работа в Google, Facebook или Uber более привлекательна для молодых технических специалистов. Если они не хотят идти в большие компании, то запускают собственные стартапы.

Проблема: незаметность на рынке профессий.

У этих проблем, как считает эксперт, нет простого решения, но маркетинговая индустрия способна его предложить. Проблему поиска людей с техническим образованием необходимо решить, чтобы успевать за развитием рынка в мире технологий и цифровых данных.

Редакция vc.ru спросила представителей российских агентств, есть ли подобные трудности в России.

Андрей Михальцовтехнический директор Grape

На российском digital-рынке сейчас наблюдается большой дефицит кадров, которые одинаково хорошо разбираются в теме digital-рекламы и в то же время обладают техническим складом ума. Технари в агентстве — это необязательно разработчики и верстальщики. Аналитикам, менеджерам по проектам и аккаунтам часто не хватает технической базы для принятия правильных решений. Структурный подход к управлению всё же лучше дается выходцам из технических вузов, а маркетинг у нас больше относят к гуманитарным направлениям, что не всегда верно.

В ИТ-тусовке тема рекламы поднимается только тогда, когда заходит разговор про высокие нагрузки или про используемые технологии в новом продукте для рекламного рынка, например RTB-системах. Сложные кейсы, награды на фестивалях — это всё пустые слова для разработчиков или выпускников технических вузов.

Частично согласен с автором статьи в плане причин, по которым это происходит. Добавлю еще одну — в сообществе разработчиков существует такая культура поведения, что, когда компания использует часть открытых и бесплатных opensource-программных продуктов, то она считает своим долгом вернуть в эти продукты свои собственные наработки в виде патчей или обновлений. При этом компании могут быть формально конкурентами, но складывается атмосфера, в которой все друг другу помогают.

В рекламе люди менее склонны делиться знаниями, но не всё так плохо. Есть хорошие конференции вроде Digital Marketing Conference или «Digital без силикона», на которых люди действительно готовы делится опытом, а не проводить выступление самопиара.

Галина Аникинауправляющий партнер медиаагентства UM

Абсолютно верно выявлен тренд развития профессии маркетолога. От специалиста в маркетинге, а особенно в медиа и в digital всё чаще требуются не столько «традиционные» гуманитарные и коммуникативные навыки, сколько математическое мышление, способность работать с «большими данными» и даже базовые навыки программирования.

Например:

1. Programmatic, RTB, CPA-закупки, работа со счетчиками — задачи больше для математика и/или программиста, чем для маркетолога.
2. Электронный документооборот, SAP, электронные медиаторги — задачи для человека с навыками программирования.
3. Переход многих клиентов от постоянных контрактов к тендерам по проектам, в связи с чем возрастает значимость оптимизации размещений, а это задача для математика.
4. Переход от имиджевых долгосрочных проектов к целевым, повышающим
5 Изменение стиля работы: стремительный темп, моментальная коммуникация, связь 24/7 — «мультитаскинг», к которому тоже больше склонны люди с техническим складом ума.

При этом в России пока нет проблемы с привлечением выпускников технических вузов, как описано в материале. Студентам или выпускникам, начинающим свою карьеру, наоборот, интересен маркетинг. Особенно их притягивает к себе магическая привлекательность интернет-агентств с возможностью быстрого роста, молодым веселым коллективом, новыми инструментами, возможностью быстро видеть результаты своей работы и так далее. Также это направление соответствует имиджу современной молодежи. Обучающиеся в технических вузах тут не исключение.

У нас в агентстве как на начальных, так и на руководящих позициях работает много людей с техническим образованием: от кибернетиков до специалистов по ядерной физике. На мой взгляд, в России важнее стоит вопрос не привлечения молодых талантливых выпускников с таким образованием, а их удержание и развитие, так как они действительно склонны во всем искать потенциальную идею для открытия своего бизнеса, использования знаний, полученных в институте, постоянного роста. И мы должны показать им, что маркетинг и медиа — динамично развивающиеся индустрии, где есть применение их талантам.

Марина ШвоеваHR-директор BBDO Group

Для меня всегда маркетологи и технари — это люди с двумя совершенно разными складами ума. В маркетинге максимум на 50% можно что-то просчитать, все остальное — гипотезы, иногда на уровне бреда, которые потом совершенно немыслимым образом приносят деньги, хотя по всем рациональным законам такого вообще-то не должно было быть. Технарям важна точность прогнозов, просчет всего наперед, предсказуемость и четкость результатов.

Мне кажется, в работе этих двух групп людей задействованы совсем разные доли мозга, к тому же, пусть это и общее место, маркетологам для успеха, как правило, важны коммуникативные навыки и экстравертивность, а технари — гораздо чаще интроверты. И я совершенно не уверена, что индустрия нуждается в маркетологах-технарях. Скорее, она нуждается в повышении эффективности их взаимодействия, возможно, в передаче минимальных знаний о маркетинге технарям и наоборот, повышении технической осведомленности хороших маркетологов, но не более того.

0
34 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Нет технического склада ума или гуманитарного. Есть умные и глупые, активные и ленивые.

16

Комментарий удален

Мнение не странное, а чужое. Нельзя техническому складу ума противопоставлять глупость. Нельзя быть глупым, если вам не нравится изучать что-либо. Ум не равно "все знать".

1

Ум — понятие субъективное. Многие до сих пор не могут дать этому слову адекватное определение. Это образованность, эрудированность, сообразительность, мудрость, рассудительность? Всё это в равной степени можно отнести к уму, но при этом всё это — разные понятия.

0

Полностью поддерживаю. Везде постоянно говорят о различных и полярных складах ума. Многие основывают на этом свою деятельность (педагоги, HR), хотя по факту лично я не видел ни одного научного исследования, доказывающего именно физиологическую природу подобного разделения.
Я сам, по такой логике, чистый гуманитарий, т.к. у меня гуманитарное образование и я всегда имел склонность к творческой и коммуникативной составляющей, однако это нисколько не помешало мне освоить математику и программирование, пусть даже на базовом уровне.
Рекомендую видео по теме: https://www.youtube.com/watch?v=XAYCMexrzt8

2

Комментарий удален

В вашем исследовании речь шла исключительно о математических заданиях. Не были исследованы "гуманитарии" аналогичным образом - так себе исследование. Ну и даже если его разбирать, то ничего удивительного - математикам было над чем подумать, нубам нет.

0

Комментарий удален

Комментарий удален

Точнее, нет людей с чисто техническим или чисто гуманитарным складом ума. Это два полюса, в живой природе не встречающиеся.
Как и 100% активного и 100% ленивого человека не найдешь...

0

Комментарий удален

Я не знаю, как в других странах, но в России маркетолог - это часто нечто в диапазоне от дизайнера и смм-щика до чуть ли не тамады на корпоративах. Ясен пень, у людей это "ассоциируется с творческими и несерьезными профессиями".

10

По личному опыту быть технарем-маркетологом, гораздой веселее чем быть просто технарем.
Как минимум начинаешь видеть бесполезность многих проектов над которыми усердно трудятся чистые технари :)

6

Вот вот, я сам технарь по первому обр., но маркетинг изучаю с удовольствием. Без него никакой бизнес не построить.

0

Ясно же сказано выше, что маркетологи могут просчитать всё только на 50%, остальное всё от балды, равно как и наоборот. Противоречие, однако.

0

"Технарь-маркеолог" - это левелап, когда технарь научился продавать свои знания

0

Просто технари, которые еще и рубят в маркетинге долго в компаниях не задерживаются. Зачем пахать на дядю, если они видят весь процесс как на ладони и сами потом стараются его организовать, уже самостоятельно.

4

Мне кажется, что спрос на технарей в маркетинге как-то слишком сильно преувеличен. Да, где-то он и есть, в каких-нибудь специфических (или особо прогрессивных) конторах, но чтобы повсеместно... Крайне сомнительно.

А раз нет рынка (платежеспособного спроса со стороны работодателей), то нет и предложения (желающих поработать).

Все просто: money makes the world go round ;-)

2

Нужда в маркетологи среди технарей — это как нужда в разработчиках танков среди производителей самокатов.

1

Иными словами: из пушки по воробьям, так ? ;-)

0

Тут еще нужно понимать, что руководителем технаря по сути становится маркетолог, человек глубоко гуманитарного склада ума, с креативным взглядом на жизнь, в то время как техническое образование накладывает свой отпечаток на человека и обычно сработаться вместе они могут ибо сложно идти работать в подчинение человека "с другой планеты", да и сами руководители еще на собеседованиях понимают что технари с точки зрения управления для них не есть хорошо.

Что касается анализа данных, то и у нас, да и у них есть подряды на анализ данных выполняемые все теми же технарями для маркетинга в виде фриланса, и по моему всех все устраивает, или же Доминик Граунсела жалуется что они не идут в штат, ну так в штате они сильно и не нужны - их работа показать закономерности и дать результат анализа - дальше вся "магия" это результат креатива самих маркетологов.

1

с креативным взглядом на жизнь

Это следует читать как "думающий мышцами", часто ягодичными.

2

Девушка в статье внесла важное уточнение об интровертах, среди которых мало маркетологов из-за необходимости стихийной коммуникации. Думаю, этот аспект не стоит игнорировать.

0

Я маркетолог с математическим складом ума.
Программить начал в классе 3-5ом на basic, в классе 9ом сделал свой первый сайт, затем поступил на "информационные системы и технологии", программил на С++, написал на .NET в 2010 году свою мобильную прогу по постингу фоток на стену в вк (тогда таких приложений не было).

На текущий момент занимаюсь интернет маркетингом. Вообще у меня своя теория по Интернет маркетингу. Чуточку структурировал я всю информацию.

Если есть у кого серьезные предложения, готов к диалогу, рассказать свою теорию, кейсы. Можете писать в vc.

1

Если честно, хреновый из тебя специалист. Знаешь почему я так думаю?

Вот это:
"Вообще у меня своя теория по Интернет маркетингу. Чуточку структурировал я всю информацию."

Ты не чувствуешь ЦА. Я очень удивлюсь если здесь на ЦП кто-то заинтересуется "своей теорией". Мимо.

2

Спасибо, Денис. :)

0

Шутка.
Надо понять, что люди делают ошибки и это нормально.
Что люди не идеальные. А если жить в мире, где все условно, где все разделено на правильно и неправильно, то можно сойти с ума.

Например, сейчас Денис, вы демонстрируете гордыню. Но я нормально к этому отношусь, вы говорите не от компетенции, а по случаю, вам так показалось. Да и я не готовил специальный спич.

Я 3+ года в интернет маркетинге более-менее серьезно, были и бюджеты большие, и десятки маленьких бизнесов раскрутил. Это уже факт, потому что это уже случилось.
Но главным из всего этого, я считаю свою теорию, и мне интересно ее дополнять и применять.

Если я хочу диалог вести от своей теории, то как вы можете определить что правильно, а что нет. Вы же не знаете, чего хочу я.

Но если не лезть в детали, все просто, ваше эго сыграло и вы решили показать себя самым умным. И это называется гордыня. Ну ок, так бывает.

0

Куда тебе написать?

0

Я, например, как разработчик со стажем, никогда не пойду в маркетинг. Ибо считаю неправильным поддержание работы "великой машины впаривания".

0

Вообще то именно эта машина впаривания приносит деньги вашему работодателю который платит вам зарплату :)

3

Увы, мы боремся с этой машиной - рекламу блокируем. И на этом зарабатываем :)

0

Действительно талантливый и полезный продукт требует минимальной рекламы, так что согласен с Revertron.

0

Комментарий удален

Не постесняюсь спросить, вот я значит студент-технарь, с предположительным желанием работать в сфере маркетинга, способности, а что самое главное, любовь к математике есть, необычный, я бы даже сказал, гуманитарный(как бы странно это не звучало) подход к жизни есть, и с чего вот мне всему такому необычному начать свой путь в сфере маркетинга?

1

Считаю лучшими три варианта:

Совсем без образования - бросаем на н-курсе и становится олигархом,

техническое,

техническое затем гуманитарное.

К слову вчера услыхал:

"гуманитарии - одна говорильня, настоящее образование может быть только техническим, поэтому мы набираем..." Павел Фисин глава СВР.

0

Пробовал технарь в маркетинг податься. Несерьезно это, бабский бизнес. Только здесь есть такой рабочий термин, как "Fuck Up", ни в одной другой отрасли такого не было.

0

маркетинг маркетингу рознь. одно дело идти винтиком или замом в маркетинговую службы это да не наша тема. другое дело курировать маркетинг своего бизнеса или консультировать чужой с высокого уровня. это чисто мужские темы уровня Игоря Манна, Алексея Иванова (МФТИ закончил кстати и один из сильнейших маркетеров), Анатолия Дуракова (жалко, умер), Алекс Левитас, Дамир Халилови др.). Девчонок в маркетинге тоже полно отличных, Бет Хайден и др.

0

С 14 лет программист, но к 17 стал интересен больше маркетинг. В итоге поступил на маркетолога и к 24 основал агенство, где и программирование и маркетинг для клиентов применяем, а то и во все смесь(автоматизация).

Людей таких и правда мало, но они есть. Компаниям, которым такие нужны - проще их вырастить, чем найти

0

Странная статья, нет же никакой проблемы. Даже хорошо, что люди с техническим складом ума заняты серьезными вещами, а не рекламой. Не нужны вам люди с техническим складом ума, все итак на своих местах.

–1
Читать все 34 комментария
Российско-швейцарская WayRay представила свой первый прототип электромобиля с AR-остеклением Статьи редакции

За четыре года стартап хочет подготовиться к серийному производству и получить разрешения на движение по дорогам общего пользования.

WayRay Holograktor WayRay
Что юридически создают эксперты — маркетологи, коучи, спецы по продажам, и как им защитить авторские права на продукты

Рабочее решение для экспертов по защите своих продуктов. Рассказываем на основе кейсов эксперта по продажам и ее продуктов. Концепцию может взять на вооружение любой эксперт, не только специалист по продажам.

Омикрон проверит работоспособность стратегии покупки акций на спадах

Появление варианта омикрон позволит вновь проверить работоспособность стратегии покупки на спадах, которая в этом году пока сбоев не давала.

Невидимый убийца: как воздух в вашем офисе делает вас глупее

Важное исследование, которое должно заставить все компании пересмотреть свои офисы.

Бизнесменам разрешат перевести личные фонды в российские офшоры

Согласно проекту поправок Минэкономразвития РФ к закону "О международных компаниях и международных фондах" министерство планирует разрешить бизнесменам регистрировать в так называемых русских офшорах - специальных административных районах (САР) в Калининграде и Владивостоке - личные фонды и трасты.

Что такое digital nomad виза и как ее получить?

Одним из плюсов жизни цифрового кочевника (digital nomad) является возможность попасть в страны, закрытые для всех туристов во время пандемии. Ещё digital nomad виза, которую иногда также называют визой удаленного работника, дает право проживать и работать в определенной стране на протяжении большого периода времени. В статье мы расскажем о ее…

Все, что нужно знать об оценке REITs
Мысли создателя FastAPI Себастьяна Рамиреса из интервью Evrone

Себастьян Рамирез — энтузиаст open source, создатель таких популярных инструментов, как FastAPI, Typer и SQLModel. В интервью он поделился мнением о собственных проектах, образовании для разработчиков и собственной популярности в Twitter. Полный текст доступен по ссылке.

Дизайнер Виталий Яковлев. Как я пытался вернуть деньги за несостоявшееся обучение
Сервис «Кухня на районе» отменил бесплатную доставку еды Статьи редакции

Пока доставка стоит 1 рубль, но в ближайшее время цена будет динамической — в зависимости от погоды и нагрузки курьеров.

null