Как копирайтеру зарабатывать 100 тысяч рублей в месяц

Я работаю копирайтером 10 лет и прошла путь от SEO-рерайтов по 60 рублей за килознак до комфортного по моим меркам уровня дохода. Хочу поделиться опытом с тем, кто хочет зарабатывать только на текстах нормальные деньги.

Я знаю, что многие зарабатывают больше меня и особо гордиться тут нечем. Я не какой-то супер-крутой автор, ни на что не претендую и просто делаю свою работу. И первые 6 лет своего опыта откровенно профукала, так что фактический нормальный опыт в этой сфере у меня года 4. Но вижу, что многие спрашивают, как зарабатывать 50 или 100 тысяч, и решила, что таким людям этот гайд может быть полезен.

Вот 8 шагов к тому, чтобы нормально зарабатывать на текстах

1. Забыть про рерайт

На рерайте статей из интернета сложно зарабатывать больше 100 рублей за килознак. Заказчики с высокими ценниками хотят видеть реально уникальные статьи, с новой структурой и свежими мыслями. Чтобы писать такие статьи, нужно:

Самому иметь крутую экспертизу в какой-то сфере. Я так пишу статьи только по копирайтингу и контенту — в других сферах моей компетенции не хватает. Важно, чтобы экспертиза была практическая: если вы закончили медвуз, но не работаете врачом, со статьями могут быть проблемы. Какие-то основы для новичков написать получится, но более глубокие материалы — уже нет.

Я считаю, что путь собственной экспертизы не самый лучший. — он сильно ограничивает в выборе тем. И кроме того обязывает работать и по специальности, и автором, а так не получится углубиться ни в одну, ни в другую сферу.

К примеру, статью про аренду квартиры без посредников я писала на собственной экспертизе, потому что сама знаю, как обойти риэлторов. Но такие статьи с личным опытом нужны не так часто — карьеру на них не построишь.

Уметь быстро вникать в информацию и объяснять ее простым языком. Это чем-то похоже на рерайт, но конечный результат сильно отличается. Вы также ищете информацию в сети, но изучаете кучу источников, перевариваете это все в голове и потом пишете понятно, живо и с примерами. Часто источники — это не чужие статьи, а законы РФ, какая-то документация, обрывочная информация с разных сайтов и т.п.

Чтобы это делать, нужно уметь две вещи:

  • Быстро вникать в сложные темы: быстро читать, внимательно выхватывать самое главное, продираться через канцелярский язык. Это практический навык, его можно освоить, если читать и пересказывать много материала.
  • Уметь объяснять понятным языком. Это тоже практический навык: чем больше объясняете, тем лучше получается. Можно подтянуть его, если почитать какие-нибудь учебники по педагогике и преподаванию.

Уметь искать экспертов и брать интервью. В интернете полно экспертов, которые ради публикации в СМИ готовы дать вам комментарий. О том, где их искать, я как-то писала у себя в блоге — это тема для отдельной статьи. После этого вам нужно договориться с экспертом, правильно сформулировать вопросы, вытянуть интересные ответы. Это чуть-чуть журналистика, но довольно простая: у нас чистая информация, а не какие-то скандалы и личные подробности.

С интервью пишутся кейсы, разные маркетинговые материалы и почти все сложные статьи. К примеру, я писала статью про франшизы питания и брала интервью и франчайзеров, франчайзи и маркетологов, чтобы нигде не ошибиться и дать реально полезную, но не общедоступную информацию.

2. Научиться писать нормально

Нормально это значит:

  • Кратко и по делу, без воды и канцелярита.
  • Структурировано, переходя в объяснениях от простого к сложному.
  • Со знанием где расставить акценты и как привлечь читателя.
  • С пониманием, кто будет вас читать и как написать, чтобы именно этому конкретному читателю было интересно.

Я освоила эти навыки по куче книг, открытых курсов и статей. Вы можете сделать как я, пойти на платный курс, найти ментора — вариантов много. Но важно много практиковаться и всегда держать в голове, что вы пишете не для себя, и даже не для заказчика, а для читателя. Тогда статьи будут получаться хорошими.

3. Быть ответственным

Чтобы нормально зарабатывать на копирайтинге, его нужно воспринимать как работу. Для меня это значит вот что:

  • Преимущественно быть на связи в будние дни, если вдруг появится срочная задача или правки.
  • Не пропадать без предупреждения.
  • Заранее предупреждать, если что-то не успеваешь.
  • Не брать на себя больше, чем можешь сделать, адекватно оценивать свои силы.

Судя по отзывам редакторов, с которыми я работаю, за такое отношение прощают даже косяки в текстах. Человека можно научить писать, но если он безответственный — ничто уже не поможет.

4. Заиметь в портфолио пару хороших статей

С начинающими авторами часто не хотят работать. Это порождает порочный круг: в портфолио только дурацкие seo-рерайты, и заказчики приходят только за ними. Есть два способа его порвать:

  • Сделать парочку рерайтов очень круто: собрать разную информацию и классно ее структурировать. Такое будет не стыдно положить в портфолио.
  • Самому написать статью в ВК, на VC, в свой блог. Это может быть какая-нибудь подборка, анализ или статья на основе вашей экспертизы. Да, бесплатно, но лучше потратить пару дней сейчас, чем страдать и дальше. Пусть статья вообще не соберет просмотров, но заказчик по ней сможет понять ваш уровень.

Лично я делала и то и другое. Стала лучше писать свои seo-статьи, а потом запилила в свой блог гайд по Трелло. Так ко мне пришла редактор, с которой я работаю до сих пор.

Портфолио не обязательно должно быть большое. Пусть там будет три статьи, но крутые: у заказчика все равно нет времени смотреть сотни статей.

5. Найти крутого редактора

Моя карьера пошла в гору, когда я устроилась в блог одного банка и стала работать с редактором. Я уже неплохо писала, но редактор подтянула меня еще выше: подсказывал, как лучше написать, где я ошибаюсь, в чем мои косяки. Это было круче всех курсов вместе взятых. Кроме того, эта редактор стала меня рекомендовать другим и звать в новые проекты — я работаю с ней до сих пор.

С редактором можно работать в каком-то конкретном проекте: обычно это блог компании. Либо в агентстве — там тоже можно получить крутой опыт и прокачаться.

Чтобы хороший редактор стал с вами работать, вы уже должны отказаться от рерайта, более-менее нормально писать, быть ответственным и иметь пару достойных статей в портфолио. Хороший редактор — следующий шаг после четырех предыдущих.

6. Адекватно реагировать на правки

Редакторы всегда будут много править. Пока вы неопытный, правок будут тонны: иногда вас будут просить переписать текст целиком. Иногда это больно, обидно и неприятно: кажется, что написал шедевр, а редактор все разнес в пух и прах. Жалко и времени, и сил. Но с этим ничего не поделаешь.

Важно уметь правильно принимать правки: вносить их, подробно расспрашивать, что не так и учитывать этот опыт на будущее.

Если после правок хочется послать заказчика в жопу, не торопитесь. Закройте ноутбук, налейте чаю, может быть даже отправьтесь спать. А наутро сядьте, посмотрите еще раз и спокойно все внесите.

Иногда редакторы и заказчики реально бывают самодурами. Если вам хамят, посылают вас матом или просят в сотый раз поменять одно слово на другое — это не нормально. Я с такими людьми не работаю и вам не советую. Но важно уметь отличать тупые придирки от реально полезных исправлений, которые помогают вам стать лучше.

7. Научиться писать быстро

Если вы пишете круто, но выдаете одну статью в неделю — это плохо. Вы вряд ли найдете заказчика, который платит за статью 25 000 рублей, так что сотню в таком темпе не заработаешь. Учитесь писать быстрее:

  • Освойте какой-нибудь десятипальцевый набор или просто научитесь печатать более резво.
  • Не пытайтесь с первого раза сделать все идеально и тратить на статью десятки часов. Сделайте просто нормально — в большинстве случаев этого достаточно. А правки все равно будут.
  • Учитесь быстро читать и вычленять полезную информацию, сразу понимать, хороший это источник или плохой. Такое приходит с начитанностью и опытом.
  • Подумайте о том, чтобы завести себе корректора. Вы потратите на вычитку статьи и исправление опечаток кучу времени, а ваше время теперь стоит дорого. Лучше заплатить корректору — пусть он сделает все за вас.
  • Обновите ноутбук. Если он тормозит у вас даже на гугл доках — это проблема, она способна серьезно испортить жизнь. Присмотрите какую-нибудь простенькую модель хотя бы с 4 Гб оперативной памяти и процессором Intel i3 — работа пойдет легче.

8. Открыть ИП или стать самозанятым

Крупные заказчики работают только по официальному договору. Они скорее всего не будут переводить вам деньги на карту или Яндекс.Кошелек. Я год назад открыла ИП и ни о чем не жалею — теперь я спокойно работаю без предоплаты, потому что есть договор, и могу сотрудничать с крупными компаниями.

Сейчас вы можете не париться с ИП, а стать самозанятым. Это делается за пять минут. Еще день потратьте, чтобы разобраться в документообороте — и сможете работать нормально и официально.

И что делать дальше?

Дальше просто двигайтесь в этом направлении. Пишите нормально, будьте ответственным, учитесь работать лучше и быстрее — и все у вас будет круто. Собственно, все как и в любой другой профессии.

Некоторые отдельные темы я не раскрыла, но статья и так получилась огромной. Так что если остались вопросы — прошу в комментарии, постараюсь ответить по мере своих сил.

0
147 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda

Это путь в никуда. Тут не только рост исключен. Тут вырабатывается туннельное мышление и уже сложно человеку писать осмысленные тексты - сплошные штампы. 
Да и риски потерять заказы велики. Тенденция такова,  качество более востребовано чем количество. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda

Сейчас спрос на качественные тексты растет. Контент-маркетинг набирает обороты. Так, что хорошие авторы будет зарабатывать все больше.
Насчет временного. Вы знаете сколько зарабатывают авторы книг?)
 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda

А вот и нет. Поисковики не настолько глупы и прекрасно определяют качество текста. Тут даже не столько бигдата и алгоритмы, сколько поведенческие. На плохих статьях будут низкие поведенческие.
Мы вообще уже не пишем обычный рерайт. Он просто не работает. Только семантика, ТЗ, уникальная структура и слог по делу.
У нас есть рекорд. Одна статья приводила из поиска 19 тыс посетителей в месяц. Сколько обычного рерайта надо написать для такого результата?
Дешёвые статьи не окупаются. Проверено.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda

Вот моя математика:
За год мы написали 106 статей и месячная посещаемость сайта выросла до 3143 человек.

Затем мы начали писать нормальный контент с учетом поисковых запросов пользователей и за год наваяли 580 статей. Месячный трафик вырос до 155 338.

Получается, что дешевый рерайт приводит в 9 раз меньше трафика. При этом он дешевле всего в 3 раза.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
144 комментария
Раскрывать всегда