Быстрее, чем кролики: экспресс-брендинг для стартапа

Если вы читаете наши статьи, то знаете, что в процессе работы мы постоянно проводим кучу исследований. Это даёт безошибочные результаты, хотя и занимает очень много времени. Но что, если вы молодой стартап и вам нужно упаковать бизнес быстро: без долгого анализа и миллионных бюджетов?

Сегодня мы расскажем, как решаются подобные задачи, на примере одного из наших самых скоростных проектов (месяц на всё про всё!):

  • первая неделя — кабинетные исследования, стратегия бренда и слоган;
  • вторая и третья недели — концепция фирменного стиля;
  • четвёртая неделя — разработка необходимых макетов.

Два самых популярных вопроса

Почему так долго?

Стандартный тайминг проекта по разработке бренда — от трёх до восьми месяцев. Что мы обычно успеваем за это время, можно почитать тут.

Почему так быстро?

Это продукт для малого бизнеса и стартапов: часто у них нет времени и ресурсов на разработку бренда в полном объёме. Мы оставляем только самые необходимые этапы, чтобы как можно скорее вывести клиента на рынок и проверить продукт боем.

Предыстория проекта

К нам в Opencore обратились собственники бизнеса в процессе запуска достаточно необычной чайной. Ребята решили по-новому посмотреть на русскую чайную традицию и переосмыслить её в современном формате. Место для открытия чайной было выбрано максимально точно — Тула.

В чём была проблема? До нас разные дизайнеры бились над разработкой фирменного стиля несколько месяцев, но ни один не попал в цель. Обычно заказчики в таких ситуациях говорят, что дизайнер «не чувствует их бренд» или просто бестолковый. Но мы-то знаем, что часто дело совсем не в этом, а в неправильной постановке задачи. Поэтому мы начали не с логотипа и фирменного стиля, а со стратегии бренда (пусть и в максимально кратком формате).

Стратегия бренда

Мы провели индивидуальные интервью с ключевыми участниками команды заказчика, супербыстро просмотрели конкурентное окружение и лучшие практики рынка со всего мира и ворвались на совместную с клиентом стратегическую сессию. На ней отсмотрели весь собранный материал, описали целевые группы, ценностное предложение, собрали позиционирование и платформу.

Тут же вместе с клиентом мы на основе всего этого придумали слоган глобального позиционирования. Всё: с этого момента у нашего бренда был хоть и быстро возведённый, но крепкий фундамент.

С платформой мы сверяли все наши дальнейшие движения, в том числе разрабатываемые коммуникации бренда. Теперь мы оценивали решения не с позиции «нравится / не нравится», а с точки зрения соответствия или несоответствия стратегии.

Визуальные коммуникации

Дальше мы перешли к визуальным коммуникациям: разработке логотипа и концепции фирменного стиля. Заказчики думают, что это самое сложное, но если стратегический фундамент заложен верно, то сделать точную айдентику легче лёгкого. В момент мы собрали референсы, согласовали их с клиентом и строго по ним создали два варианта фирменного стиля. Без шума и пыли.

Мы презентовали обе концепции: и та и другая точно попадали в стратегию — само собой, какая-то должна была понравится больше. Концепцию приняли с первого раза. А разве могло быть иначе, если у нас изначально было понимание, что именно нужно нарисовать?

Если вы давно с нами, то знаете, что любой дизайн неслучаен (по крайней мере, должен быть неслучаен) и бьёт по конкретной аудитории и её особенностями. Бренд чайной «Чайка» должен одинаково хорошо работать на тех, кто имеет гедонистический и рациональный вектор. Про сегментацию потребителей можно почитать тут, это крайне интересно.

Фирменный знак сделан нарочито простым и индексальным: именно такие стилистические решения откликаются у наших целевых групп. То есть мы нарисовали максимально упрощённый символ чайки не потому, что нам так захотелось, а потому что такая стилистика нужна под конкретные целевые группы бренда.

Логотип — современное переосмысление классики: всё собрано по-новому, но образ вполне привычный. Дополнительный знак с инициалами владельцев — символ, подтверждающий авторство.

При разработке цветовой гаммы мы вдохновлялись полотнами Кустодиева: он много писал русские чайные застолья. Названия цветов тоже оттуда.

При разработке фирменной графики мы учитывали, что бизнес небольшой — у владельцев нет возможности постоянно делать новые дорогие макеты.

Нужна была готовая система, на основе которой можно воспроизводить кучу новых макетов почти без дополнительных расходов. Поэтому мы сделали фирменный шрифт-паттерн, с помощью которого можно в два счёта оформить любые носители или сделать суперкрутые тематические иллюстрации. Работать с таким — одно удовольствие.

Дальше мы быстро раскидали всё это на необходимый для запуска перечень макетов и передали заказчику вместе с простым гайдлайном, чтобы вся необходимая информация по бренду всегда была под рукой.

Бонусом мы разработали концепцию дизайна упаковки, которую клиент сразу запустил в производство. Вышло отлично, хотя мы бы с ней ещё немного поработали.

Над этим проектом мы трудились довольно давно — с тех пор концепция заведения немного изменилась: теперь там можно выпить не только чай, но и крутейшие коктейли. Но разработанный нами бренд живёт и здравствует по сей день. Будете в Туле — обязательно загляните!

Кстати, Иван Глушков, лучший гастрономический критик Москвы по версии Where to Eat, колумнист GQ, Esquire, Aeroflot Premium, Коммерсант, РБК, The Village, высоко оценил «Чайку» и даже назвал её «идеальной чайной».

Ну и главное, что мне особенно нравится — это посыл, с которым «Чайка» работает. Без всех вот этих «в нашем ресторане вы почувствуете, будто вы не в России». Нет, они говорят – мы из Тулы, у нас тульское место, без Тулы не было бы русской чайной культуры, и мы эту культуру будем поддерживать и развивать

Иван Глушков, Гастрономический критик

Если вы запускаете новый бизнес и хотите быстро и точно закрыть вопрос с брендингом – приходите в Opencore. Мы готовы к любым задачам.

0
48 комментариев
Написать комментарий...
Denis Basevich

Буду в Туле, зайду👀Хороший проект👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Корыстов

если я не обшибаюсь, там теперь больше выпивают чем пьют чай

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

одно другому не мешает) 

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Сначала выпить, потом запить)

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Это смотря в какое время зайти)) 

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Спасибо, оно того стоит!)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Отличная работа! Очень приятный брэндинг

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Большое спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Bodrov

Если говорить про Дизайн, скажу как есть - так делали году в 2005. О том что «такая стилистика нужна под конкретные целевые группы бренда», конкретно рассмешили, надеюсь это шутка и вы сами понимаете, что это буллшит. Ориентируясь на результат - исследования и стратегия тут были на фиг не нужны. Развели клиента)

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Олег, рад вас слышать (читать). Вы не изменяете себе, и спасибо вам за ваше мнение.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Bodrov

Михаил, взаимно. Не изменяю в чём? В моем мнении нет предвзятости, всё ж по факту.

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

В бодрости и прямолинейности комментариев) Но мнение есть мнение и еще раз спасибо за него. Вопросы вкуса я обсуждать не вижу смысла, но одну вещь хочу уточнить. Вы когда пишите, что у вас вызывает смех соответствие используемой стилистики и целевой аудитории, вы что имеете ввиду? Вы отрицаете сам факт того, что под разные типы личности нужно делать разную коммуникацию или это опять же вопрос вкуса для вас?

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Bodrov

Говорить о том, что эта стилистика нужна именно этой целевой группе, а вот эта именно этой - профанация. Мир на черно-белое не делится. Или вы провели серьезное (научное) исследование на репрезентативной выборке? Поделитесь результатами? Таким образом, я сам могу подогнать обосновать и продать с лапшой любое графическое решение клиенту)
В подтверждение моих слов:  на основе данных вашего проекта десяток других брендинговых агентств сделают десяток разных графических решений для одной целевой группы, и каждое агенство будет утверждать, что их коммуникация самая точная. Вот вам, Михаил, и вопрос вкуса)

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Мне кажется, что вы не знакомы с тем инструментарием, который мы используем в работе. Поэтому, мне ваши выводы кажутся умозрительными и несколько поверхностными. 

Вряд ли вы захотите так глубоко копать, но вдруг. Тут мы описываем наш подход к работе:

https://vc.ru/marketing/137130-skazhi-mne-chto-ty-lyubish-i-ya-skazhu-kto-ty-psihotipy-potrebiteley

https://vc.ru/marketing/132906-v-krizis-prodavat-mozhno-obyasnyaem-na-primere-razrabotki-brenda-kottedzhnogo-poselka

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Bodrov

Да, удивили вашим «ноу хау»)) Так уж случилось, что с психографикой я знаком со времен рекламной карьеры 15 лет назад. И мне ваш подход (который стар как этот мир) в данном кейсе кажется поверхностным, что подтверждает финальный результат. Удачи!

Ответить
Развернуть ветку
кртбл брендинг

Я не поленился и посмотрел профиль на возраст. Чему такому научился в своей жизни Олег в 17 на первом курсе в психографике, чем можно козырять в комментах?
Можно почитать что-нибудь из ваших статей, чтобы понимать градус нашей ответственности?

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Bodrov

Градус ответственности меряется статьями? Вот такими как эта полагаю)? Давайте не будем морочить голову читателям терминологией. В любом деле важен РЕЗУЛЬТАТ. И результат этого кейса - дизайн-макеты фрилансера из Донбаса за 30-40 тыс.руб. поданные клиенту под соусом стратегии бренда) Это не уровень хорошего агенства.

Ответить
Развернуть ветку
кртбл брендинг

Неубедительно, Олег, неубедительно.
 Так что вы изучали в бауманке по психографике на первом курсе 15 лет назад?

Прошу ответить на этот вопрос, чтобы мы не сомневались в вашей экспертизе. 

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Bodrov

«Мы» это кто? Сейчас речь не обо мне. На заданные вопросы я тоже не получил внятного ответа, кроме жалобного упоминания психографики. Посему неубедительно выглядит результат вашего кейса, с совой натянутой на глобус). Успехов.

Ответить
Развернуть ветку
кртбл брендинг

Нет, именно о вас, Олег. Вы раскидываетесь своим опытом, полученным 15 лет назад в психографике, в то время когда вам тогда было 17 лет и вы были на первом-втором курсе Бауманки.
Я люблю верють людям, но здесь явно не тот случай.
Вы балабол, Олег, просто сетевой балабол.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Bodrov

Не передергивайте и не пытайтесь тут продать свою экспертизу, который, как выясняется нет. Любой базовый маркетолог понимает, что изложенное в статье и ваших комментариях обычное словоблудие. Всего доброго. 

Ответить
Развернуть ветку
кртбл брендинг

Ну так что там с психографикой, Олег???
У кого вы учились ей 15 лет назад? 😂😂😂😂

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Bodrov

Про психографические модели я впервые услышал в 2007, когда хорошие люди из Carat Rus Media посоветовали мне почитать Гантера и Фернхама). Погуглите, чтобы не ссылаться на «подход», который в вашем исполнении приводит к таким неумелым результатам. По существу заданных мной вопросов ответить видимо нечего? Не удивлен. Ещё раз повторюсь, всех интересуют результаты, а не методы, посредственно примененные. Не стыдно было клиента разводить, неизвестный иксперт? 😂😂😂

Ответить
Развернуть ветку
кртбл брендинг

Я не работал над этим проектом, Олег. Ваши прыжки очень забавные, удачи в комментных войнах.

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Когда вы пишете, что "вам кажется" как, например, дизайнер, то это ок. Но когда вы пишете что "вам кажется" как специалист по психографике, то это уже вызывает недоумение.

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Если захотите продолжить, то давайте пообщаемся как специалист по психографике со специалистом по психографике)))

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Bodrov

Недоумение может вызывать только ваше отрицание или не понимание того, что я уже написал выше. Учитесь пока на клиентах, лет через пять поговорим)

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Другого ответа я и не ожидал.

Ответить
Развернуть ветку
Армен Панушкин

А что по стоимости?

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Значительно дешевле чем стоит разработка бренда со всеми необходимыми исследованиями. Если у вас есть потенциальный проект, давайте обсудим вне комментариев.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

А слоган "новая чайная культура" тоже вы придумали?

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Да, это как раз слоган глобального позиционирования.

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Он четко вышел из разработанной стратегии бренда, по факту, даже придумывать ничего долго не пришлось.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

Вам не кажется, что претенциозность в слогане это пошло и смешно?

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Когда мы разрабатываем слоган глобального позиционирования, то мы исходим из сути бренда и самого позиционирования бренда. В данном случае это звучит так: "новое прочтение российской чайной культуры". Ровно из него и получается слоган.  Ни смешным, ни пошлым это мне не кажется.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

Глобальное позиционирование для чайной в Туле – это смешно. Это всего лишь чайная – о какой новой чайной культуре можно вести речь? Дуть щеки хорошо, но только чтобы чай остудить

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Михаил, я ничего не смогу поделать с тем, что вам от чего-то смешно. Дело ваше. Но я уверен в одном, любой самый сильный бренд когда начинался со своей "маленькой чайной в Туле" и моя задача помочь с самого начала донести ключевую суть бренда до своих потребителей. 

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

Любой сильный бренд стал сильным не потому что у него был идиотский слоган, а потому что люди работали много упорно и с головой над действительно важными задачами, а не "глобальным брендингом". "Новая чайная культура" – это пафосная фигня единственный смысл которой удовлетворить эго вашего заказчика. Какое-нибудь "наливаем чай" гораздо точней передаст смысл заведения чем эта претенциозная чушь. Какую новую культуру создала ваша чайная? В Волгограде, Москве и Лондоне о ней уже слыхали? Это как швейной мастерской в Угличе впарить слоган "Создаем моду", ну а че, вдруг вырастут в ДольчеГабану

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

"Удовлетворять клиентов" это не к нам) Предлагаю вам проверить ваши слоганы на реальном бизнесе, после этого можно будет делать какие-либо выводы. Но в любом случае спасибо за ваше мнение.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

О, так я как раз из реального бизнеса. У меня за последние десять лет издохла масса конкурентов, которые тратили деньги на таких как вы. Поэтому и вам спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Всегда пожалуйста)

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Харламов

Ребят, при всем уважении... А как связана эта чайная со стартапами? И зачем стартапам брендинг, если они за этот месяц разработки могут три раза пивот сделать?

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Привет! Мы имеем ввиду небольшой новый бизнес на старте, в т.ч. стартапы. Что касается возможных изменений в продукте (которые неизбежно могу возникнуть), то здесь я бы рекомендовал исходить из того, насколько близко лонч))) Если запуск, например, через месяц, то уже неплохо бы оставить все большие повороты позади, хотя бы пока гипотеза не будет протестирована рынком.

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Харламов

Ньюбиз – да. А вот со стартапами не уверен, они и после запуска разворачиваются не редко. После стадии А уже стабильнее, но в посеве резвятся, как хотят))

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Конечно, бывает и в процессе разворачиваются, поэтому этот продукт не за лям, как обычно выходит, а в разы дешевле))

Ответить
Развернуть ветку
кртбл брендинг

История про 8 месяцев и экспресс-дизайн не лайк. До Кустодиева можно было и пораньше допереть

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Ну так проект был сделан за месяц, а не за восемь.

Ответить
Развернуть ветку
кртбл брендинг

Тогда слабовато, не докрутили ещё на 7 месяцев клиента. Выгоняйте аккаунт-диретора

Ответить
Развернуть ветку
45 комментариев
Раскрывать всегда