«Привычка выпить пива дарит новый взгляд на жизнь»: как ретро-реклама алкоголя продавала мифы о здоровье и красоте Статьи редакции

В 21 веке открытую рекламу спиртного то запрещают, то ограничивают. Но в прошлом маркетологи работали без запретов: обещали в рекламе похудение, счастье в семейной жизни и крепкие нервы.

Польза для здоровья

Многие рекламные кампании скрывали вред от употребления алкоголя, приписывая ему лечебные свойства. Например, реклама сухого джина Gordon позиционирует его как успокаивающее и тонизирующее средство.

Gordon & Co, 1916

«По яблоку в день — первое правило для хорошего самочувствия», — говорится в рекламе сидра Bulmer's. Маркетологи постарались ассоциировать сидр со здоровьем: раз яблоки полезны, а напиток делают из яблочного сока, то «пить его каждый день — приятный способ поддерживать себя в форме».

Bulmer's Cider, 1954

В рекламе Dewar's White Label виски приводит микробов в ужас и побеждает простуду.

Dewar's White Label, 1936

Jack Daniel's сравнивает свой виски с родниковой водой: «Думаем, что глоток нашего виски расскажет вам, почему мы ценим наш источник» (из него берут воду для виски, поскольку в ней нет железа, губительного для напитка).

В рекламных кампаниях старались ассоциировать алкоголь со спортом. Пиво Michelob в 1980-х рекламировали выдающиеся игроки в теннис: «Восемь великих победителей за одно прекрасное пиво». Они представляли Michelob в теннисных соревнованиях по всей Америке.

В этой коллекции винтажных объявлений виски продают, говоря о его пользе для здоровья и советах врачей.

Спасение для домохозяек

В некоторых кампаниях прошлого века маркетологи «сочувствовали» домохозяйкам, которые весь день проводили с детьми и ждали своего мужа с работы, и предлагали «помощь» — алкогольные напитки.

Phosferine — вино, обогащённое травяной добавкой, обещало поднять настроение и успокоить измученные нервы. «Успокойтесь и прогоните депрессию. Если вы истощены, встревожены или расстроены, это великолепное тонизирующее вино укрепит вас и восстановит жизненные силы».

Реклама пива Schlitz также продавала свой продукт как спасение в разных ситуациях. Сюжет некоторых постеров таков: неловкая жена сжигает обед или переворачивает лодку, и муж выручает её со словами: «Не расстраивайся, дорогая, ведь я спас Schlitz».

Некоторые алкогольные компании продвигали пиво как напиток, от которого можно похудеть.

Польза для всей семьи

В 2020 году федеральный закон России запрещает использовать образы людей (в том числе несовершеннолетних) в рекламе алкоголя, похожие ограничения есть и в других странах. Но в прошлом запреты были мягче и бренды продвигали алкоголь под видом безвредного напитка для разной аудитории.

В рекламе Blatz 1916 года, к примеру, пиво описывается как необходимость для матери с ребёнком: «Солод в пиве обладает питательными качествами, нужными во время кормления, хмель же действует как тонизирующее средство».

Французский плакат прошлого столетия гласит: «Пиво очень питательно».

В другой рекламе, 1906 года, пиво советуют как молодым, так и пожилым, чтобы укрепить здоровье и начать новую жизнь.

«Привычка выпить пива позволяет излучать здоровье и дарит новый взгляд на жизнь. Никакая медицина не сравнится с этим тонизирующим средством». Другой постер: «Чистый воздух, чистая вода и чистые напитки необходимы для здорового образа жизни».

Кое-где использовали изображения детей — в рекламе безалкогольного пива Hires Root Beer.

Алкоголь и отдых на воде

Такая реклама долгое время была популярной, несмотря на то, что, по данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, употребление алкоголя среди подростков и взрослых служит причиной до 70% смертей во время отдыха на воде.

Алкоголь влияет на равновесие, координацию и рассудительность, и под воздействием солнца и тепла этот эффект усиливается. Однако идея отдыха на пляже с алкоголем часто использовалась в рекламных кампаниях.

Если в одной рекламе акцент делали на беззаботном отдыхе, то в другой прямым текстом предлагали «выпить и поплавать».

«Летний круиз — собираете свои лодки, команду и специальный тайник Smirnoff, спрятанный на борту».

Smirnoff, 1979

Французский аперитив крепостью 40% предлагали сделать своим любимым видом водного спорта.

В 2020 году во многих странах, в которых допускается реклама алкоголя на радио и телевидении (в Великобритании), в кампаниях запрещено изображать деятельность или место, где употребление алкоголя будет небезопасным.

Алкоголь и путешествия

В 2020 году запрета на провоз алкоголя в ручной клади нет, но есть ограничения. Можно брать на борт не больше литра жидкости при максимальном объеме одной ёмкости — 100 мл. Это десять небольших сувенирных бутылок.

Правила употребления спиртного на борту определяет авиакомпания. Раньше таких ограничений не было, и фирмы часто использовали в рекламе алкоголя тему перелётов.

У производителя виски Chivas была рекламная кампания на тему путешествий — какие перевозчики работают с его продукцией.

Chivas Regal, 1967

Виски Ancient Age предлагают в качестве универсального приветственного коктейля: «Добро пожаловать. Где угодно. Когда угодно».

Ancient Age, 1948

Алкоголь как оправдание

В кампаниях не только обыгрывались преимущества алкоголя. Спиртным предлагали удовлетворить любые чувства человека — от удовольствия до стыда.

Предложение оправдаться, обвинив во всем мартини. Fleischmann's Gin, 1968

Слоганы вроде «если виски мешает вашему бизнесу, бросайте бизнес» представляли алкоголь решением для любой ситуации.

Old Reliable, 1907

В части стран рекламу начали регулировать только в 20 веке: в США Федеральная торговая комиссия (FTC) получила такие полномочия в 1938 году, в Великобритании регуляцией занялось Управление по стандартам рекламы (The Advertising Standards Authority) в 1955 году. В России законы о рекламе начали обсуждать в 1990-х, после распада СССР.

Теперь рекламодатели придерживаются схожих ограничений: не рекламируют алкоголь детям и не заявляют о его пользе для здоровья. Но есть и свои спорные моменты — в том числе ответственность за рекламу алкоголя в интернете.

0
47 комментариев
Написать комментарий...
Alexander Bazarkin

Алкоголь - ха!
Как насчёт пасты с радием и героина от кашля? 

Ответить
Развернуть ветку
Timofey Dyrin

Про второе дед рассказывал - в 20-х годах в каждой аптеке был порошок от кашля, 26 копеек стоил бумажный пакетик ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Timofey Dyrin

Дык постом выше же написано! Он самый и был

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иващенко

Я выбираю панцершоколад!

Ответить
Развернуть ветку
semen matrasov

На дискотеке?)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иващенко

Ага, на школьной :)

Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй

Да с балтийским чаем! Ммм!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лошаков

Интересно, что реклама алкоголя и табака зачастую делала СМИ независимыми, т.к. приносила большую часть дохода. С введением ограничений, многие загнулись или поменяли приоритеты.

Ответить
Развернуть ветку
Useforlogin

В этом есть смысл. Во времена, когда алкашка еще не была запрещена в рекламе в интернете — огромные агентства обслуживали разные алко-бренды и зарабатывали очень большие деньги. Грубо говоря, 90% всего бюджета делали именно на алкоголе. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Таран

Интересно почитать, какое отношение было к алкоголю тогда и сейчас, но, думаю, лет через пятьдесят кто-то похожие статьи про Beyond Meat напишет

Ответить
Развернуть ветку
критичный скептик
Предложение оправдаться, обвинив во всем мартини. Fleischmann's Gin, 1968

Нет, совсем не так. Gin советует нам обвинять их в существовании сухого мартини. Не пример для этой статьи)

Ответить
Развернуть ветку
Гриша Булыжников

а про сигареты будет? когда врачи рекомендуют кемел и лаки страйк)

Ответить
Развернуть ветку
Lucy Arutiunian

уже есть, ага) 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Алексеев

Root beer безалкогольный напиток и к пиву отношения не имеет - так что он тут лишний ) а в его рекламе можно любую дичь показать ) он же безалкогольный )

Ответить
Развернуть ветку
Anderson Silva

Это все маркетинг, лучше вообще не пить!   Эта и другие рекомендации от Дурова https://t.me/durov/137

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иващенко

Лучше вообще не слушать Дурова и других дурных "ыкспертов".

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Тот случай когда, фамилия играет не малую роль в данном предложении. 

Ответить
Развернуть ветку
Del Ins Up

40 градусные травники, типа Вереск, и сейчас продают чуть ли не как полезное аптечное лекарство.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Ну там главное попасть в момент, когда только-только заболеваешь. И даже если без трав, а просто водка с красным перцем - сработает. А вот уже как заболел - любой алкоголь не на пользу.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Это теория. А есть и практика. Она может быть нелогичной, но тем не менее, работает.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Скажем так: чрезмерное употребление - это вред.
Но тот же джин изначально был дженевером, которым реально спасались от множества неприятностей со здоровьем. А потом тот же джин использовали как повседневное питьё - потому что любая другая жидкость была намного опаснее. И морякам 18-19 века расскажите, насколько плохая штука - ром.
Впрочем, они уже умерли, это я погорячился.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Для мозга алкоголь вреден в любом количестве. Если человек не обременен интеллектом (как моряки 18-19 века), то количество алкоголя не имеет значения.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Миф. Эндогенный этанол - естественная часть физиологии. Уровень естественного этанола в крови у детей выше, чем у взрослых, и снижается со временем. У алкоголиков не вырабатывается вообще, поэтому они вынуждены поднимать его искусственно. А за что отвечает эндогенный этанол - читайте. Чтобы не говорить про опасность алкоголя в любых дозах для мозга. Эдак ведь можно и про "пукающих бактерий" начать рассказывать с серьезным видом.

Ответить
Развернуть ветку
Эффект Доплера

Ирония в том, что пукающие бактерии и вред алкашки для мозга в любом количестве  - исходит из одного источника. Так что вы не ошиблись,серьезного вида хоть отбавляй 

Ответить
Развернуть ветку
Eduard

классика https://youtu.be/kNs8VOO8Qpw. Сейчас также макдональдс в России начнёт продвигать культуру питья кофе как полезный напиток и многие поверят

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дональд Трумп

Давно не летал авиакомпаниями, но частники как-то не препятствуют напиваться на борту, хочешь пей, не хочешь не пей. Если что к дивану пристегнут. Только таможенный контроль проходишь и все, я лично не большой фанат алкоголя, а так даже без разницы трезвый ты или пьяный, главное что бы паспорт был и ты не где в розыске не был. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
semen matrasov

Куда траф девать то?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аглалия Фурс

Это же не рекламу я сейчас прочитала?

Ответить
Развернуть ветку
Сектор Бизнеса

Обожаем маркетинг))

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Напомнило

Ответить
Развернуть ветку
44 комментария
Раскрывать всегда