Маркетинг
Alina Tolmacheva

«Следующий Рембрандт»: Как создавался проект, получивший высшие награды на «Каннских львах»

В апреле 2016 года несколько компаний, в том числе Microsoft и финансовая организация ING Bank, представили оригинальный портрет в стиле Рембрандта. На работу ушло два года — экспертам пришлось проанализировать 346 картин художника. Специалисты распечатали изображение на 3D-принтере для сохранения текстуры картины, написанной на холсте маслом.

Представители департамента стратегических технологий «Microsoft Россия» подготовили для vc.ru рассказ о проекте с комментариями тех, кто в нем участвовал.

Идея проекта зародилась, когда креативный директор агентства JWT Amsterdam Бас Корстен (Bas Korsten) увидел новость о том, что ученые восстановили «истинный» облик Христа, используя современные методы криминалистики. Он заинтересовался возможностью применить этот подход к творчеству Рембрандта.

Почему именно Рембрандт

Рембрандт Харменс ван Рейн умер почти 400 лет назад, но фламандский живописец до сих пор является одним из величайших мировых художников и ключевых лиц голландской истории. Именно он воплотил в произведениях всю гамму человеческих эмоций, заглянул в духовный мир человека и выразил его в картинах с такой точностью, с которой до него этого никто не делал.

Над созданием проекта работала команда специалистов из Microsoft, Делфтского технического университета, Дома-музея Рембрандта в Амстердаме и Королевской галереи Маурицхейс в Гааге. Им удалось выполнить портрет, воссоздающий кисть великого мастера с исключительной точностью. Работа вызывает множество вопросов о природе творческого процесса, размывая границы между искусством и технологиями, human design и цифрами, жизнью и смертью.

«Сегодня многие люди используют информацию крайне рационально: чтобы быть в курсе последних новостей и трендов, получать самые свежие знания и сохранять эффективность в работе, — рассказывает директор направления SMB Markets «Microsoft Нидерланды» Рон Августус (Ron Augustus). — Наш проект показывает, как можно использовать данные, чтобы жизнь стала прекрасней. Он действительно затрагивает душу».

ДНК Рембрандта: от пикселя к пикселю

На протяжении своей жизни художник написал множество автопортретов и портретов на заказ. В его творчестве встречаются библейские сцены и даже несколько пейзажей. Он всегда считался мастером светотени и работал с чрезвычайно разными жанрами.

После анализа 346 доподлинно известных картин Рембрандта специалисты получили 168263 фрагментов (или 150 ГБ данных). «Мы получили огромное количество технических данных из произведений Рембрандта. Картины мы брали из разных коллекций», — уточняет профессор Делфтского технического университета Джорис Дик (Joris Dik).

Первоначально команда определила для себя демографические признаки того, будет изображен: мужчина-европеец, на лице которого присутствуют усы и борода, одетый в черную одежду с белым воротником и шляпу. Его примерный возраст — 30-40 лет, лицо повернуто вправо.

При создании новой картины было важно сохранить уникальный стиль Рембрандта. Художник во время работы добивался уникального эффекта: все внимание он концентрировал на светлых элементах, в то время как остальная часть картины окутывалась тенью.

«Если ты хочешь нарисовать картину, то примерно представляешь себе, как она будет выглядеть. В нашем случае этого не было. Нам пришлось создать картину, используя только полученные данные», — рассказывает AI-разработчик Бен Хаанстра (Ben Haanstra).

Чтобы стилистика произведения походила на стиль Рембрандта, специалисты разработали уникальное программное обеспечение и использовали вычислительные ресурсы Microsoft Azure для анализа данных. С помощью алгоритма распознавания лиц команда определила наиболее типичные штрихи и геометрические узоры, присущие мастеру. Исходя из расстояния между чертами лица на существующих картинах Рембрандта, эксперты сгенерировали пропорции нового портрета. Завершающим штрихом стало распределение светотени.

На рендеринг данных (получения изображения по модели с помощью компьютерной программы) ушло больше 500 часов.

Визуальное сходство — это еще не все. Картины воссозданы не только в формате 2D. Их трехмерность выражается в мазках и слоях краски. Чтобы передать этот эффект, участникам проекта потребовалось изучить 3D-сканы картин Рембрандта. Специалисты создали два алгоритма, которые проанализировали текстуру холстов и слои краски. Эта информация преобразовалась в цифровые данные, которые позволили имитировать мазки художника.

После этого использовалась техника 3D-печати. Ультрафиолетовые чернила накладывались поверх друг друга, чтобы получить необходимую текстуру. В общей сложности получилось 13 слоев краски и разрешение в 138 миллионов пикселей.

Связь с брендом

Проект «The Next Rembrandt» разработало агентство JWT Amsterdam для своего клиента — ING Bank. Работа призвана подчеркнуть приверженность банка к инновациям и поддержке классического искусства. На международном фестивале рекламы «Каннские львы» 2016 года работа получила два гран-при в категориях Cyber Lions и Creative Data Lions. Жюри оценили то, что «Следующий Рембрандт» стал источником креативности, а не его результатом.

Сами участники проекта отмечают, что их цель состояла в исследовании творчества великого художника с помощью современных технологий. Художественная ценность в данном случае не играла большой роли.

0
2 комментария
Популярные
По порядку
Artem Shevchenko

Интересно

Ответить
0
Развернуть ветку
Vadim Vitkovski

Крутота! Что тут еще скажешь)

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
Аллилуйя: платные комментарии на vc.ru существуют

Не замечали в статьях на vc.ru про крупные банки (да и не только про банки) странные комментарии? Вдруг десятками слетаются любители бренда и начинают его защищать от нападок. Исследую, существует ли рынок платных комментариев для «Виси‎», и уже нашел первые следы.

Эффективность рекламы через YouTube-блогеров для малого бизнеса

Лучшим толчок для развития регионального бизнеса или стартапа, будет рост новых клиентов, совершающих покупки. Но каждый новый клиент стоит слишком дорого, так как у продукта или торговой марки нет узнаваемости.

Как пандемия изменила рынок онлайн-страхования

Выяснили и рассказываем, как изменился онлайн-спрос на услуги страхования с начала пандемии.

«Холакратия, любимые мемчики и прозрачность»: программист о работе в Точке, моделинге и запуске треков на Spotify

Точка — это про людей. Про сотрудников, которые создают удобный банк для бизнеса. Мы запускаем серию интервью с нашей командой, чтобы рассказать, как у нас всё устроено.

«Общность условий жизни — вот что необходимо для воспитания нового человека»: почему на заре СССР появились дома-коммуны Статьи редакции

В «машинах для жилья» власти пытались воспитать человека, который бы отбросил личное и сосредоточился на общем деле. Теперь люди объединяются в коливинги, потому что хотят вместе веселиться, развиваться и получать поддержку.

Статус бота Veles
В Москве появился фонд, инвестирующий в перспективные транспортные проекты

Фонд развития московского транспорта будет поддерживать стартапы, разрабатывающие прорывные технологии.

Вы ВТБ или календарь праздников?

Зачем в мобильном приложении ВТБ каждый день показывают клиентам, какой сегодня день в истории? Нет, я очень уважаю Эйзенштейна, Сезанна и Винни-Пуха, но вам не кажется, что клиенты заходят совсем не за этим?

«Инновации — это поле для сражений»

Как фуд-ритейл внедряет новые технологии.

Сегодня стартовало закрытое бета-тестирование NFT Market на Chives Swap!
Как я ходила на собеседование в ВТБ и оказалась в начале 2000-х

Итак, быстро ввожу в курс дела. Мне чуть более 40 лет, 16 из которых я продаю разные банковские продукты... На сайте давно, но как читательница. Теперь решила написать про личный опыт и впечатление от свежего собеседования в госбанке.

null