Как проводить клиентские исследования за рубежом: опыт Контура
В Контуре мы разрабатываем продукты для разных аудиторий и рынков, а для этого постоянно проводим клиентские исследования. Но пытаясь «прощупать почву» за рубежом, мы поняли, что наш опыт далеко не везде применим. В этой колонке Любовь Федюшина, руководитель Управления маркетинга в Контуре, расскажет, с какими открытиями мы столкнулись и какие установки пересмотрели в других странах.
Постсоветское пространство: здесь ещё рады звонкам
Мы достаточно часто смотрим на «соседние» страны: у нас есть опыт исследований в Беларуси, Узбекистане, Казахстане, на Украине. Ищем респондентов через открытые источники, плюс помогают партнеры.
Хотя после развала союза прошло уже почти 30 лет, в этих странах на исследования из России реагируют нормально, готовы говорить на русском, если владеют им. Мотиваторы действуют те же, что и у нас в стране:
- небольшое вознаграждение за интервью, сувениры, подарки;
- отсылка к конкретному человеку в духе «Иван Иваныч рекомендовал обратиться к вам»;
- признание экспертности респондента.
Открытием стал Узбекистан. Здесь у нас была дикая конверсия в интервью около 50% : люди были ошарашены, что им кто-то звонит с исследованием и хочет узнать их мнение.
США: к фермерам через родню
В Америке впервые оказалось, что наш годами наработанный опыт не особо нам помогает. Разрушителями иллюзий стали фермеры: именно на них нам предстояло проверить одну из наших бизнес-гипотез.
Быстро выяснилось, что сообщество фермеров очень консервативное. Они общаются с другими фермерами в церкви, мало кому доверяют. Чтобы им что-то продать, нужно приезжать лично и становиться «своим парнем». Но нам-то нужно было «только спросить»!
Выручил контакт с сайта для фрилансеров upwork.com. Девушка разместила там профиль по интернет-маркетингу, а когда увидела, что мы ищем фермеров для интервью, сказала, что она дочка фермера и может свести нас с отцом и его друзьями.
Вторая проблема крылась в контексте: среди инструментов фермера были грабли и лопаты, а вот веб-сервисов не было. Однажды состоялся, например, такой разговор:
— Здравствуйте, меня зовут Майкл Смит, я студент университета Ватерлоо, провожу исследование по использованию новых технологий среди фермеров США, не согласитесь ли уделить 15 минут?
— Хорошо, спрашивайте. Что вас интересует?
— Хотел бы узнать, сколько у вас акров земли и что вы выращиваете.
— Столько-то акров, выращиваю кукурузу, сою…
— Какие инструменты (tools) вы используете для упрощения работы?
— Трактор, лопаты или что вас конкретно интересует?
— Я имею в виду какие сервисы, программное обеспечение?
— Не понимаю вас, что вы имеете в виду?
— Хорошо, скажите, пожалуйста, у вас есть компьютер?
— Нет, а зачем он мне?
Занавес.
И в этом же диалоге кроется еще одна особенность интервью с фермерами, о которой, к счастью, мы узнали заранее. Большинство из них — республиканцы, а многие из республиканцев недолюбливают русских, поэтому приходилось придумывать вот такие хитроумные легенды.
Китай: чай, нетворкинг и wechat
В Китае, как оказалось, действуют совсем другие принципы и ритуалы. Вознаграждение за интервью, например, не сработало, хотя в России это обычная практика.
Зато отлично зашли очные интервью: они получались глубокими и подробными, главное было — пить чай, не останавливаясь.
Онлайн-интервью мы тоже проводили. Лучше всего получалось, когда мы шли по нетворкингу, то есть ссылались на кого-то, кто порекомендовал обратиться именно к этому человеку. Ещё один хороший заход — говорить человеку, что он главный эксперт в своей области и единственный, кто может помочь.
Но нашлось и еще два способа выйти на контакт. Первый — псевдособеседование. Через сайт для поиска работы zhaopin.com мы находили подходящих специалистов и «собеседовали» их, попутно изучая процессы и проблемы, с которыми они сталкивались.
Второй неочевидный путь — профессиональное сообщество, маркетплейсы. Работая с пиломатериалами, мы использовали платформу anywood.com: публиковали предложения о покупке или продаже или статьи о заводах и получали лиды для интервью. И продавцы, и покупатели в этом сообществе откликались очень живо.
А вот сообщества в wechat не оправдали наших ожиданий. Эти группы ограничены 500 участниками, и попасть туда можно только по приглашениям. Мы сделали несколько заходов, но отклик каждый раз был слабый — как выяснилось, из-за постоянного потока спама.
Но все же wechat помог нам. В Китае номер телефона — это почти всегда доступ в wechat. А чтобы что-то опубликовать на любом ресурсе в Китае, нужно зарегистрироваться через свой телефон. Мы заходили на тематические форумы, например zhihu.com, сервис вопросов и ответов наподобие Яндекс.Кью, находили нужную тематику, общались, а потом через wechat приглашали пользователей на интервью. Сработало!
Англия
В Великобритании время людей дорого, а время экспертов, которые получают от 100 тысяч фунтов стерлингов в год, еще дороже. Поэтому мы даже не пытались предлагать интервью, а сразу пошли по пути псевдорекрутинга: делали вид, что ищем людей на проект.
Людей искали не сами: наняли на upwork.com опытную индийскую компанию рекрутеров, передали им критерии для поиска в LinkedIn экспертов в нише андеррайтинга из нужных нам компаний, описали вакансию и заказали рекрутинг. За две недели нам назначили 7 полуторачасовых интервью за 300 долларов с очень редкими и дорогими экспертами. Получилось глубоко прокопать все бизнес-процессы, по которым они работали. Способ быстрый, качественный, но остаётся вопрос, насколько это этично.
Индия
В Индии круто работает LinkedIn. Респонденты быстро откликаются, легко соглашаются на разговор. В целом индусы так любят общаться и оставлять заявки, что проблема не в поиске контактов, а в фильтрации мусорного трафика.
Сначала мы закапывались в море заявок, пытаясь выбрать подходящих кандидатов. А потом стали использовать анкеты и квизы: люди с их помощью сами себя квалифицировали, и на выходе получались качественные заявки.
Вьетнам
Во Вьетнаме мы совместили две тактики: нетворкинг и вознаграждение. На upwork.com мы искали специалистов с нужным опытом (это была бухгалтерия) и платили им за то, что они назначат нам интервью со своими знакомыми. В итоге, наняв 3 бухгалтеров-фрилансеров, мы за неделю провели 10 интервью.
Так как же искать респондентов в других странах
Каждое клиентское исследование за рубежом дает нам новый опыт и пополняет наш инструментарий. Сейчас в нашем арсенале 9 источников контактов, но этот список наверняка будет пополняться.
- Сервисы для рекрутинга респондентов: respondent.io , testingtime, userinterviews.
- Соцсети: LinkedIn, Facebook, Twitter, Instagram. В случае с LinkedIn используем бота-помощника LinkedIn Helper, который автоматизирует поиск, добавление людей и рассылку сообщений.
- Сайты для фрилансеров: upwork, youdo, freelancer.
- Базы контактов. Обзванивать их можно своими силами и наняв на upwork носителя языка.
- Мессенджеры WhatsApp, Viber, Telegram: контакты собираем по открытым источникам или берем из баз.
- Помощь фрилансеров: их можно нанимать как для рекрутинга, так и для проведения коротких интервью. Важно, чтобы они жили в стране, с которой вы работаете, и разбирались в теме.
- Рекрутинговое агентство. В некоторых странах не придется прибегать к псевдорекрутингу, потому что там есть исследовательские панели.
- Теория шести рукопожатий. У друзей, знакомых, родственников и коллег запросто может найтись нужный человек в нужной стране.
- Снежный ком: каждого нового респондента просим посоветовать знакомых, которые тоже могли быть дать интервью.
Если у вас есть интересные кейсы про поиск респондентов и исследования на международных рынках, расскажите о них в комментариях. Возможно, кому-то это поможет сэкономить деньги и время.