{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как я сломал ключицу и без денег запустил сеть из 80 сообществ во «ВКонтакте», собрав в ней 5 миллионов подписчиков

История появления тех самых «бесплатных» пабликов, из-за которых новостные ленты пользователей «ВКонтакте» были забиты репостами розыгрышей айфонов, пиццы, роллов и других штук.

Вот такими:

Поскольку эта статья когда-то являлась своего рода инструкцией "как сделать так же", публикую я её только сейчас, спустя 6 лет, став чуть взрослее и перестав бояться вырастить себе новых конкурентов. Также по ходу дела я расскажу о парочке менее заметных, но не менее значимых проектов, которые привели меня к созданию этой самой сети сообществ.

Предыстория

Это был май 2014 года, я тогда занимался акробатикой и собирался брать кредит на 30 тысяч рублей, чтобы оплатить обучение и стать фитнес-инструктором, а еще любил кататься ночью на самодельном лонгборде по беспределу:

например, цепляясь за машины

А так выглядели мои "лонгборды":

слева это толстый кусок фанеры, справа — фигурно обрезаный скейт с большими колесами, которые вселяли в меня безоговорочную уверенность в том, что теперь то это тот самый лонгборд, как у крутых ребят, спускающихся по горным серпантинам, просто поменьше

На этом полускейтборде, который справа, я и кувыркался той ночью по асфальту в момент, когда в едущей на соседней полосе тачке стрелка спидометра почти доползла до 60км/ч. Повезло. Отделался парой швов в районе виска и гипсом с пол торса на следующие 4 недели.

это я пришел домой

До этого я дома вообще не сидел и двух дней подряд, а тут целый месяц. Переставил мышку на компуктере под левую руку и началось: сериалы, фильмы, поисковые запросы в гугле «как заработать в интернете», медленными тычками пальца левой руки по клавиатуре.

Теперь можно и о том, как же я докатился именно до пабликов ВКонтакте

Я насмотрелся записей передачи "Корпорации монстров"(выпуски про it-стартапы по несколько раз) и захотелось сделать что-то свое. Ключевую мысль, к которой подвели меня эти видосики заключалась в том, что сейчас было больше всего шансов запустить свой проект в углублении какой-то сферы и вот, что я имею ввиду:

Вот такое понимание возможностей для меня было той самой путеводной звездой, за которой я плыл как только мог, гребя изо всех сил одним только левым веслом

Это про то, что появление новых ярких и заметных проектов происходит в виде своеобразного углубления в более узкую направленность технологически или тематически, например, я давно уже не слышал о каких-то новых сайтах или соцсетях, но зато все чаще замечал появление пабликов ВКонтакте. Тем более, что навряд ли однорукий я без копейки в кармане смогу занять место на существующем рынке создав сайт или социальную сеть, то ли дело сообщество внутри соцсети — можно начать самому и не нужно тратить деньги на создание и поддержку проекта.

А какой делать паблик и про что?

После всех этих роликов про гугл и фейсбук, мне было понятно только то, что контент в паблике должен нести какую-то пользу или выгоду человеку, чтобы прочитав пост он получил знание, дающее ему какое-то преимущество в чем-то. И никак иначе.

Провалявшись неделю с этой мыслью я вспомнил несколько странных лайфхаков и сделал с ними сообщество "Счет, пожалуйста!", стилизовав его в духе мультика "Что с Энди?" и собственно взяв за название его любимую фразу после удачно сделанной проделки. Теперь дело за контентом.

Просидев около часа, я породил целых две публикации:

Используя эту лазейку, если что, всегда можно было обвинить весы, которые выдали не тот штрихкод и не быть уличенным в этой махинации
А этот трюк я увидел случайно, просто проходил мимо одного из автоматов, а там несколько парней бегали и перезагружали его, вытаскивая содержимое с первых попыток

Ну вот, какой-то паблик готов, целых два поста, а откуда взяться подписчикам?

К этому моменту я уже познакомился c сервисом allsocial, который показывает, какие паблики выросли и на сколько за последний промежуток времени. Удобно, можно, например мониторить отдельно взятый город и отслеживать новые тренды и все такое. Изучив все интересные мне сообщества на предмет того, как же они выросли, я заметил один, достаточно понятный мне(человеку далекому от всех этих смм и продвижений) способ:

ВКонтакте были такие закрытые городские сообщества "Курицы Белгорода", ну, в общем, "курицы + название города", в них публиковались фото доступных, по мнению подписчиков, девушек.

Модель органичного распространения информации о группе лаконичная и простая: будучи охваченным интересом, зашедший видит, что для того, чтобы попасть в группу — нужно сделать репост со страницы администратора, тем самым рассказав всем своим друзьям об этом и охватив интересом уже их.

Вот как выглядела такая группа при первом посещении:

"Хочешь попасть в группу" — делай репост со страницы админастратора!

А вот тот самый пост, который нужно было репостнуть со страницы администратора:

В силу того, что большинство тех сообществ не дожили до сегодняшнего дня в первозданном виде, собирал примеры по крупицам, но в общей сути, во всех городах принцип и пост на стене было одним и тем же, только название города менялось.

Что делаю я

1) закрываю сообщество и пишу в описании, что вход строго за репост:

это выглядело примерно вот так(я сейчас реконструирую иллюстрации, поскольку за 6 лет почти ничего не осталось в прежнем виде)

2) Публикую на странице два этих поста:

как-то так это выглядело

В итоге, все мои друзья, увидевшие парочку этих занятных лайфаков(тогда еще не было умной ленты и пост могли увидеть действительно все) ломанулись смотреть, что же это такое и заинтригованные содержимым конечно же наделали репостов.

Это единственная статистика, которая осталась доступна с тех дней

Вот, получилось охватить около 10 тысяч пользователей, репостов было около 500, а количество подписчиков с нуля взлетело до примерно 700-900(я не проверял репосты, а просто раз в сутки принимал все приходящие заявки). И тут деваться уже некуда, пришлось придумывать и делать контент, который через пару месяцев в моей голове и закончился. Как и эта история с пабликом "Счет, пожалуйста!".

Появление Бесплатных пабликов

Оказавшись в кризисе жанра и пытаясь отыскать новые идеи для этого самого "Счет, пожалуйста!", я понял, что в основном все эти лайфхаки приводят человека к чему-то бесплатному. И подумал, а почему бы не публиковать анонсы бесплатных мероприятий в разных городах.

Так и не определившись до конца с названием(я помню, как тупо звучало оно в момент появления в моей голове) и набросав аватарку с хот-догом(в попытке нетривиально донести суть сообщества) я запускаю вот это:

именно с этого момента и началась та волна репостов, в которой многие узнали, кто из их друзей любит репостить роллы и прочую дичь в бесконтрольном количестве засоряя ленту новостей

А поскольку сообщество было посвящено именно мероприятиям, первые анонсы выглядели вот так:

о том, как можно сходить на бесплатный спектакль
про бесплатный концерт

Поняв, что двигающей силой сообщества должны стать репосты, первоначально идея была в том, чтобы находить в региональных группах кафе, баров, ресторанов анонсы событий, проходящих у них, публиковать их и просить эти группы сделать взаимный репост. Эти два поста были взаимно опубликованы и показали, что такой подход почти не работает. Ну не получается такая же же вирусность, как это было у "куриц какого-нибудь Старого Оскола".

Почему бы не попробовать провести конкурс за репост, "чисто, чтобы добавить немного аудитории и дальше заниматься анонсами". Тогда мы достаточно часто пересекались с Сашей, который делает татуировки, поэтому достаточно быстро пришли к тому, чтобы сделать первый конкурс именно про тату.

Вот таким он получился:

судя по оставшимся лайкам(когда человек делает репост, лайк ставится автоматически), то репостов тогда собралось больше 200 штук, кстати, Саша за вырученные гроши с полученных такой "рекламой" заказов через пару недель умчал на море

Составляя пост я очень хотел, чтобы он выглядел, как какая-то авантюра от чьего-то знакомого, нежели какая-то промо-акция. Потому, что конкурсы были и до меня, и выглядели они так:

тут и обязательные условия и обращение "на ты" и какие-то генераторы

Но суть не в том, как выглядели конкурсы, а в том, сколько их

Поняв, что один такой конкурс может дать, допустим, 100 репостов и 100 новых подписчиков, я прикинул, что если каждый день размещать по 3-5-10 таких публикаций, то:

Репостов будет больше, значит новых подписчиков придет больше, а значит и репостов последующих конкурсов будет больше, а значит придет еще больше новых подписчиков...и так далее. Думаю, тут понятно, что запустив эту цепную реакцию, сообщество будет расти чуть ли не по экспоненте.

Забегая немного вперед, покажу график роста охвата того самого первого сообщества "Бесплатный Белгород" в первые полгода его существования:

Это график охвата уникальных пользователей по месяцам

Сегодня в городе проживает 390 тысяч человек. В каком-то смысле, можно сказать, что публикации Бесплатного Белгорода в декабре 2014 так или иначе видели все жители города, зарегистрированные ВКонтакте на тот момент. И такое можно было наблюдать во многих сообществах сети.

Но вернемся к пустым пабликам и тому, что я делал, чтобы они начали резко расти

Поскольку знакомых татуировщиков в других городах у меня не было, то я начал просто писать всем администраторам сообществ пиццерий, фитнес-клубов, кофеен и других потенциальных "спонсоров конкурсов" примерно следующее:

«Александр, здравствуйте, я директор по развитию федеральной сети сообществ «Бесплатный», мы запускаемся в Курске хотим предложить вашему тату-салону рекламу на безвозмездной основе. Что скажете?»

В 90% случаев Александр недоумевает, но интерес к бесплатной рекламе его бизнеса берет верх и он пишет в ответ, мол, объясните. (Тут было перепробовано много вариантов, этот оказался самым работающим, выводя человека на диалог и таким образом не позволяя сообщениям улетать в спам.

После ответа Александра(если это не прямой отказ), ему приходит следующее сообщение:

«Расскажу вкратце: вот один из примеров нашего проекта в других городах: vk.com/belfree, теперь и в Курске запускаемся:) По случаю запуска размещаем вас бесплатно и с первыми 5 партнерами также бесплатно в дальнейшем будем работать. Суть проекта - конкурсы, люди делают репост вашего конкурса и один случайный из них получает приз. Чем больше репостов - тем больше людей о вас узнают) Для участия пришлите мне несколько фото приза/сертификата и ссылку на ваш паблик - и мы разместим конкурс»

В хорошую погоду 70% оставшихся Александров увидев достаточно большое по меркам того времени число репостов в «одном из пабликов сети» (а на самом деле единственном) соглашаются на эту авантюру(ибо если Александр молчит, то мы сообщаем ему, что мест в пятерке осталось всего два) и когда уже конкурс опубликован, наш адресат получает заключительное и самое важное сообщение:

«Не забудьте сделать репост конкурса к себе в группу, чтобы участники видели, что конкурс с вами согласован»

После этого курские Александры репостят получившиеся конкурсы в свои группы. Их подписчики, будучи лояльны к Александрам проявляют искренний интерес ко всей этой авантюре и массово репостят конкурсы, приводя все больше и больше новых подписчиков в Бесплатный Курск.

Такой подход давал ежедневно несколько сотен репостов и +300-600 новых подписчиков в Бесплатные города. Можно сказать, что я угощал спонсоров конкурсов большим пирогом, частью которого каждый из них и являлся.

А теперь о том, откуда взялся паблик с миллионом подписчиков

Через несколько месяцев суммарная аудитория бесплатных городских сообществ насчитывала около миллиона подписчиков, неплохо, конечно, но это была куча небольших пабликов, а мне хотелось рассказывая чем я занимаюсь, показать одну страничку с миллионным сообществом, а не какой-то список городов.

Принцип развития был такой же, как и с городами, только здесь я писал не администраторам пабликов локального бизнеса, а в интернет магазины, имеющие свои группы ВКонтакте. А для ускорения процесса все конкурсы репостились во все бесплатные города.

Первая публикация в будущем миллионнике:

Судя по следу из лайков, на этом посте было порядка 25 тысяч репостов

Так продолжалось около полугода, канал вырос тысяч до отметки в 300 тысяч и дальше двигаться не собирался. Мы даже айфон разыграли от спонсора, который собрал 200 тысяч репостов:

Вот так выглядел этот пост, по лайкам видно, что репостов было порядка 200к

Даже с айфоном скорость роста будущего милионника была всего 1-2 тысячи в сутки — нужно было много таких конкурсов, как айфон, и они нашлись. Мы заметили, что когда в городских сообществах разыгрываются коробки со сладостями, то они собирают значительно больше репостов. И шлепнули один такой конкурс в наш флагманский паблик, зарепостив его во все города и собираем им за пару недель 90 тысяч репостов.

Вот так в 2015 выглядели 90 тысяч репостов с затратами в 1,5 тысячи рублей на эту самую коробку с киндерами

И паблики начинают заполняться конкурсами со сладостями, а статистика по охватам начинает стремительно взлетать за тот месяц и уже говорит о цифре в 14 миллионов пользователей. По-моему, тогда ВКонтакте не было ни одного сообщества с такими показателями.

Вот так сладости повлияли на паблик

А, нет, вру, у МДК месячный охват тогда был 20 миллионов пользователей.

По итогу

За время запуска сети было вручную отправлено около 50 тысяч уникальных сообщений спонсорам с предложением разместить конкурс, а за последующие 6 лет подарки за репост получили примерно 100 000 человек.

Это не единственный мой проект, в котором контент состоит из рекламы, например, в этом году я запустил телеграм-канал "Интересные ссылки", там сейчас 170 тысяч подписчиков. Если кому-то интересны другие мои кейсы, их можно посмотреть тут, а для желающих за очень дорого выкупить всю сетку сообществ есть вот эта сcылка.

А это полный список сообществ сети на сегодняшний день.

а это мы свитшотов напечатали с логотипом, славные были времена

Где-то тут меня покинуло вдохновение и я решил, что лучше уж опубликую статью как есть, чем буду тянуть с этим месяц

0
21 комментарий
Написать комментарий...
Дневник Продавца

Классные задумки и методы нагона трафика. Сколько получилось поднять за все время? Куда прибыль инвестировал ?

Ответить
Развернуть ветку
Nov Obzorro

Гениально

Ответить
Развернуть ветку
Никита Владимирович

Как вы гарантировали передачу приза? Были ли случаи когда подарки не доходили до конечного получателя и что вы делали со своей стороны?

Ответить
Развернуть ветку
Art.Spark

рекламодателю невыгодна Антиреклама

Ответить
Развернуть ветку
Art.Spark

профит в чем ? в определенный момент рекламодатели платили ?

Ответить
Развернуть ветку
Сархан Алиев

Да, публикация поста стоит денег. Скажу сразу, в моём случае (парфюмерия, одежда) это была самая бесполезная трата денег. В таких пабликах репостят лишь аккауны, которые принадлежат тёткам, у которых вся стена в репостах всяких розыгрышей. Из ЦА там никого. Возможно, в других сферах иначе. но у меня довольно печальный опыт)

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Bakay

Аплодирую.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Tikhonenko

Вот что значит направить энергию в мирное русло)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Беговатов

Крутая тема, спасибо за неё. В дополнение к своим городским сообществам запустил свой такой паблик и продал на пике, а вырученными деньгами финансировал стартап МойГород, когда он только начинал развиваться в 2015-2016 году.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Solonsky

Отличная мотивирующая статья! Побольше бы таких! Прочтешь и сразу делать хочется!)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Используется для нагона пользователей.
Вы делаете сообщество коммерческое под рекламу. Крутите рекламу, люди заходят, смотрят контент и делают заказ. Редко вступают. Но если сделать сообщество с нуля, то оно будет отталкивать количеством пользователей. Надо чисто визуально 200-300 человек нагнать. В такое сообщество закинул пару сотен, люди вступили и всё.

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Используется для нагона пользователей.
Вы делаете сообщество коммерческое под рекламу. Крутите рекламу, люди заходят, смотрят контент и делают заказ. Редко вступают. Но если сделать сообщество с нуля, то оно будет отталкивать количеством пользователей. Надо чисто визуально 200-300 человек нагнать. В такое сообщество закинул пару сотен, люди вступили и всё.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рогов

Рассчитано на идиотов же, чистой воды мошенничество

Ответить
Развернуть ветку
Ангелина З

Это офигенна идея! Ты крассавчик! 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Pavel B

Вот если бы 5млн в фб собрал, то снял бы шляпу. Это тож самое что вести колонку на яндексе)

Ответить
Развернуть ветку
Larurius
Автор

почему в фб, а не сразу в долларах или голосах избирателей?)

Ответить
Развернуть ветку
Anna Petrova

Для Казани есть группа?

Ответить
Развернуть ветку
Larurius
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Рома Шустер

А, я тебя нашел! Ужасный человек)))
Мы со знакомым примерно в это же время придумали идею объединить в одном паблике все розыгрыши и начали делать аналогичный паблик "Халява, приди!". Я помню как сидел на парах в универе и в свободную секунду написывал желающим что-нибудь разыграть за репост. За месяц мы открыли два сообщества и набрали первые полторы тысячи подписчиков. А через две недели кто-то запустил Бесплатный и он начал расти как на дрожжах. В каждом городе был бесплатный и там было в 10 раз подписчиков больше. Мы думали, что кто-то вкидывается в рекламу по-крупному. Тогда я бросил затею. Респект, что у тебя получилось!)

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Раскрывать всегда