Маркетинг — это логика, а не магия: почему вам не нужен специалист с идентичным вашей задаче опытом

Люди обожают раскладывать себя и других по коробочкам, хотя это может вредить бизнесу. Вот Rusbase в статье приводит цитату маркетолога:

В очередной раз удивляюсь такому узкому, но, к сожалению, популярному взгляду на специалистов. Креатив — это не великое знание, которое с небес приносит муза. Это умение понять посыл, который нужно донести, и подобрать к нему хорошую иллюстрацию. Это всего лишь логика. Весь маркетинг — это логика, а не магия. Конечно, исключая те случаи, где делают креатив ради креатива.

Так почему на собеседованиях многограннось опыта специалиста вызывает удивление и даже отторжение? Однажды меня спросили (в большой известной компании по изучению языков): «А как это вы и таргет делали, и комьюнити-менеджментом занимались?» Эээ. А ничего, что это практически одно и то же? И там, и там нужно понять боли и правильно на них ответить. Знать, какие кнопки нажимать в рекламном кабинете — это, конечно, тоже скилл, требующий изучения, но в основе лежат более глубинные вещи, и они — едины. Если ты их понимаешь, выучить всё остальное не составит труда.

То же самое относится к опыту на разных рынках. Есть много маркетологов, работающих в какой-то одной сфере: в технологиях, в бьюти, в детско-родительской и тд. Это ок, если кому-то интересно заниматься чем-то одним. Но и такие же запросы поступают со стороны работодателей: «нам маркетолога, обязательно работавшего с юридическими конторами» или «без опыта продвижения шиномонтажей вы наш не продвинете». Ну камон. Базовый навык маркетолога — изучить продукт и рынок, на котором он находится, и это первое, что нужно будет делать перед продвижением. Анализ, стратегия и вот это всё. Тогда зачем вам тот, кто работал в какой-то похожей компании, особенно, учитывая, что инструменты, сработавшие для одних, могут не сработать для вас?

Здесь можно поспорить, мол, человек в теме уже знает, какие есть в целом форматы и инструменты. Это ценно, конечно, но в этом же и ловушка. Имея опыт в разных сферах, легче «выходить за рамки предложенного»: применять инструменты, которые здесь еще никто не применял, и выигрывать.

В сфере, где я сейчас работаю, — 3D-печать композитов — очень много неповоротливого маркетинга, и многое, как мне кажется, делается потому, что «так делают все». Например, все ездят на выставки — это самый популярный канал получения лидов. Выставки — это очень сложно и дорого, особенно когда они зарубежом (наш случай), при этом выхлоп за редким исключением мизерный. Но все же ездят на выставки! Как можно не ездить. А вот так. Мы отказались от неэффективных выставок: ездим (ездили в доковидную эпоху) только на 1-2 самых крупных, откуда получаем и лиды в приемлемом количестве, и пиар-эффект, и признание на рынке. Что касается остальных мероприятий — оказалось, что такое же количество лидов можно получить в 4 раза дешевле онлайн-методами, просто сидя в офисе на стуле. Поняв это, мы сделали три вещи:

— заменили их выступлениями спикеров от компании: отправить одного человека в командировку гораздо дешевле и проще, чем тащить туда гору оборудования и часть команды;
— стали перенаправлять приглашения на локальные выставки дистрибьюторам, работающим в соотетствующих странах, и обеспечивать их хорошими материалами: презентациями, образцами изделий, напечатанных на наших принтерах, листовками и тд.;
— от части мероприятий отказались вовсе.

То же касается и контента, который мы делаем. Типичный видос из сферы 3D-печати и производства — это инженеры рассказывают про машины, вот еще немного машин и вот печатается деталька. Типичный пост в соцсетях: покупайте наш принтер, в нем такие-то плюшки или компания ИП Васильков напечатала на нашем принтере детальки, и вот что вышло. Да, это B2B, да, тут всё серьезно, направлено на профессионалов и так далее. Но поверьте, профессионалы — это тоже люди (шок ньюс: даже инженеры — тоже люди!). B2B не может существовать без C, а значит, человеческие истории всегда будут в ходу. Мы думаем в том числе над тем, как, простите, затронуть струны души специалиста, который посмотрит видео. Думаем, как помочь ему узнать себя в юзере нашего продукта. А иногда и просто развлекаем. Так рождаются видео с посылами более высокими, чем «вот наш продукт, он делает то-то», человеческими ассоциациями и простыми историями. Это находит отклик не меньший, чем типичный для нашей сферы контент.

Невозможно сделать всё это, не имея разнообразного опыта. В то же время, невозможно нанять человека, имеющего такой опыт, без способности видеть в кандидате не набор формальных скиллов, а то, что стоит за ними. Знаете, кто будет отличным менеджером? Тетенька, которая последние 5 лет провела в декретном отпуске с 3 детьми. Навыки тайм-менеджмента и решения конфликтов между подчиненными, ответственность и умение держать в голове кучу дел сразу, эмпатия, стрессоустойчивость и твёрдость — и всё это получено в бою. С большой вероятностью такой человек будет работать гораздо лучше, чем тот, что закончил факультет менеджмента, а еще читает менеджерские книжки и ходит на бизнес-завтраки.

Вам нужен не тот, кто наизусть знает волшнебные буквы LTV, CPA, ARPU, RTB, а тот, кто понимает суть. Если знает буквы и понимает суть, то еще лучше, но прикол в том, что выучить буквы гораздо легче, чем всё остальное. А всё остальное очень часто учится совсем не там, где это формально предполагается. Развивая эмпатию и умение слышать, можно научиться формулировать эффективные тексты для баннеров. Навык читать, понимать и упорядочивать большое количество сложной информации (привет факультетам истории, социологии, политологии) даст возможность сделать хороший дизайн, ведь человек сможет проникнуть в суть продукта и показать его наиболее наглядно. Стажировка в агентстве, делающем вебсайты, и курс по html, пройденный из любопытства, поможет сэкономить на мокапах для дизайнеров и разобраться с кодами систем аналитики без консультаций с программистами.

Практически любые знания пригождаются, одни навыки поддерживают другие. Поэтому не стоит отказывать себе в удовольствии учиться чему-то просто так и идти работать туда, где интересно, даже если это, кажется, не вписывается в намеченный карьерный путь. «Точки невозможно соединить, смотря вперёд».

Со стороны работодателя нужно обязательно помнить о том, что люди многогранны, а многим навыкам легко научиться в процессе. Вам не нужна идеально подходящая к вашему пазлу деталька (равно человек с абсолютно таким же опытом). Вам нужен тот, кто способен быть разными детальками, в зависимости от того, какой паззл ему попался.

0
88 комментариев
Написать комментарий...
Anton Reut

Статья - исповедь маркетолога на все руки мастера,  понимаю автора, сам продолжаю закрывать кучу задач в самых разных направлениях. Быть узким специалистом в маркетинге практически невозможно. 

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев
Быть узким специалистом в маркетинге практически невозможно.

И важно: НЕ нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Capitan Price

Технически возможно. Заниматься только таргетом и закупкой. Но это сильно сужает возможности для роста в будущем. 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Capitan Price

Аналогично. 7+ лет в digital маркетинге. 
Работал с детскими товарами, бытовой техникой, телеком, банкинг, такси, софт - везде по-разному конечно, но какие-то принципы ведения рекламы и бизнеса совпадают. 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Вера Гагарина
Есть много маркетологов, работающих в какой-то одной сфере: в технологиях, в бьюти, в детско-родительской и тд. Это ок, если кому-то интересно заниматься чем-то одним. Но и такие же запросы поступают со стороны работодателей: «нам маркетолога, обязательно работавшего с юридическими конторами» или «без опыта продвижения шиномонтажей вы наш не продвинете»

Полная хуйня. Автор и какая-нибудь торшина может сколько угодно удеждать, что сегодня можно продавать резиновые члены подросткам, а завтра заниматься маркетингом юр. конторы в б2б сегменте. И типа принципы везде одни и те же.
Полная хуйня. Это только в теории звучит правдоподобно.
По факту — совершенно разная специфика, вникать в нуюансы которой можно годами.
Поэтому требования заказчика иметь релевантный опыт — вполне себе оправдано. 

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Нет.

Поэтому требования заказчика иметь релевантный опыт — вполне себе оправдано.

Требования иметь релевантный опыт в применении на практике правильных инструментов - ДА.
А требования, типа, вы ранее шарики этими инструментами делали, а у нас - кубики, и это другое - не следует учитывать.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Alex Solonsky

Может когда-то, это и было актуально. Сейчас полно кейсов для любой ниши, изучив которые можно не хуже продвинуть бизнес, чем тот кто это уже делал. Плюс анализ конкуренции и каналов продвижения сейчас на столько развиты, что можно легко узнать кто и как продвигается и сколько получает трафика.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Антон Гранд

Согласен полностью и сам пытаюсь такое мнение доносить. Когда переходил из продажи одежды в сегмент доставки продуктов питания думал одно и то же. Как же я заблуждался. Пришлось 3-6 месяцев делать 1000 ошибок.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Andrey Vladimirsky

Всего один пример из жизни из сферы, а сколько догматизма! 

А в нишу, где люди за доли процента воюют, мобильные игры, к примеру, тоже так с ноги двери откроете и научите жить сходу?
Люди ищут специалиста с опытом в их нише, чтобы получить почти гарантированный, пусть при этом и не выдающийся, результат. Чтобы маркетинг не был ещё одним риском.

Также это ещё и вопрос времени. Да, толковая и целеустремленная мама трех детей с IQ выше среднего обязательно разберется и поймет, как надо. Но когда? Сколько уйдет времени и тестовых бюджетов, чтобы понять, что не работает? А бизнесу надо продавать уже сегодня, ибо не получив оборотный капитал сегодня не сможешь заплатить за маркетинг завтра 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Наливайко

Автор молодец. Целью статьи было привлечь внимание и сделать активность. Результат достигнут.
Что касается реально сложной работы: ну автор явно говорит про шараж-монтаж конторки, которые делают проекты для компаний, у которых очень плохо с маркетингом. В таких Компания любое решение, принесёт какой-то результат. Это как с data science, там куча специализаций, но все упорно это не анонсируют. А мамочки с 3 детьми потом на фб расскажут какие они крутые и их перекупят в компании с выстроенными процессами, где система не даст облажаться.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Чайка О.

"Развивая эмпатию и умение слышать, можно научиться формулировать эффективные тексты для баннеров. Навык читать, понимать и упорядочивать большое количество сложной информации... даст возможность сделать хороший дизайн, ведь человек сможет проникнуть в суть продукта и показать его наиболее наглядно."

Эммм... От удивления упала со стула.

Ответить
Развернуть ветку
Ayaz Umbatov

А я понял мысль. Когда вы много прочли, изучили о продукте, уже не составит труда упорядочить это в виде некого визуального образа. Способ рабочий, недавно сам по такой схеме делал листовку.

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Степан Королев

10 из 10👍

Ответить
Развернуть ветку
English with Polina on GSlides

Спасибо! Отличный пример про тетеньку с 3-мя детьми. 🔥

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Вот сразу видно человека, который мало общается с инженерами.

Расскажу, как бывший инженер: мне вообще пофиг КАК вы мне этот товар продаете. Самое главное - его качества. (читай "безгеморронойсть"). Чтобы станок точно выполнял свои функции без неполадок. И немаловажно, какого качества продукт выйдет из под этого станка.

Именно поэтому, в основном тех.специалисты и рассказывают тех.подробности в роликах.

И даже, если вы надавите на меня, как на человека, то ваши приемы разобьются о сметчиков, бухгалтеров, директоров. Которые посчитают экономическую целесообразность станка и отправят меня (и считай вас) в пешее эротическое.

Да-да, статья не про то...я знаю...

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov

Инженеры очень часто не понимают, в чем суть маркетинга, вот прямо, как вы :) Но это нормально, ведь маркетологи тоже часто не шарят в технике. Каждый занимается своим делом, и это прекрасно.

Отличие маркетинга в том, что все считают, что разбираются в нем - ну а че такого, тут слова, слова я читать и писать умею, тут реклама, тоже вроде ничего такого, ну и т.д.

Только вот нюанс в том, что сила маркетинга в том, что не лежит на поверхности - он скрыто воздействует на вас (а также на сметчиков, бухгалтеров и директоров), а вы этого даже не замечаете.

Да, я знаю, что вы, скорее всего, будете это отрицать, но от этого ничего не поменяется :)

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Ага, как раз последние полтора года работаю среди инженеров и продаю тоже инженерам и иже с ними. Вполне успешно) 

Ответить
Развернуть ветку
Антон Храпов

Отлично и интересно написано, Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Марина Сухова

Присоединюсь к беседе, релевантный опыт полезен при анализе конкурентов.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov

Все верно написано. Спор в комментах из-за разговора о разном уровне "стратегичности" маркетинга. Стратегический маркетинг (тот, что про позиционирование, потребителя, потребности и т.д.) - да, в целом индустрия неважна - везде есть свои нюансы, в которые надо въехать, но подходы одинаковы.

Таргет, контекст, коммьюнити менеджмент, контент-маркетинг и пр. - это специализации, и я таких узких специалистов так и предпочитаю называть, например, "специалист по рекламе", кстати в английском тоже так принято - PPC specialist, а вовсе не marketer. Тут опыт в определенной индустрии может дать плюсы, но такие специалисты необязательно маркетологи. Если ты выучил кнопочки в интерфейсе и научился резать креативы, это не означает, что ты маркетолог. Это не хорошо и не плохо, потому что узкие специалисты, знающие кнопочки, тоже (пока) нужны.

Ответить
Развернуть ветку
Соня Карлова
«А как это вы и таргет делали, и комьюнити-менеджментом занимались?» >Эээ. А ничего, что это практически одно и то же?

Попробуйте поработать на нормальном проекте и вы вдруг узнаете, что это совершенно разные вещи и занимаются ими совершенно разные люди, обычно из разных отделов или агентств. Удивительно, как вам с такими «знаниями» хватает времени писать такие патетичные статьи, вам бы бежать учиться.

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

что для вас нормальный проект, интересно? параллельно таргет я делала и комьюнити-менеджмент в суперизвестной в своем сегменте компании со штатом 100+ и большим отделом маркетинга. может, это вам нужно подучиться, если вы не можете освоить хардскиллы из разных сфер и не понимаете, что в основе всех маркетинговых активностей лежит понимание того, что нужно донести до «слушателя» и как, чтобы это принесло желаемый результат? 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Michael Shramko

Подтвердила плоскость мышления, не браво !

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Omelyan

Интернет-маркетиг это уже давно не креативность и не глубина воображения.

Это лет 10 назад так было, как автор описал)))

Ответить
Развернуть ветку
Pavel

Автор написал про логику, а под нее уже подбирается все остальное. Главное - увидеть продукт глазами ЦЫ, под ЦУ сделать креативы и нормально отстроить таргетирование.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Pavel

Более того, могу с уверенностью сказать, глубокие знания продвигаемого продукта могут навредить работе. Уйдет взгляд от лица потребителя.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Reut

Есть выражение проще - "глаз замылился".

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Машинист

Клево, мне нравится и обнадеживает) Хочется задать вопрос, но я столько хейта сегодня под своей статьей получил, что не хочу вдруг тоже задеть автора хахаха Короче, все гуд! Буду использовать. 

Ответить
Развернуть ветку
Denis Manchenko

Всё математически верно изложено.

Однако, вместо "креатива ради креатива", как раз и выступают
расширяющие сферы присутствия платформы.

Готовы соответствовать - заходим.

Ответить
Развернуть ветку
Just Grow

В точку!)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Solonsky

Как старый Интернет-маркетолог присоединяюсь к выше написанному!) Про наборы букв полностью согласен, на собеседованиях в основном всем нужны знания аббревиатур, а не умение решать поставленные нестандартные задачи. Порой показатели этих аббревиатур для работодателей первостепенны и ждут от кандидатов Дэвида Копперфильда и такие поиски у них неоправданно затягиваются )) То, что в рекламе принесло успех вчера, не сможет принести успех сегодня!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Наливайко

А на основании чего сделан вывод в вашем последнем предложении?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Valentin Omelyan

Согласен с автором во многом.
НО многим просто "не дано" заниматься интернет-маркетингом и это факт))

Ответить
Развернуть ветку
Kazakh

Полностью согласен. В продажах тоже самое. За 10 лет опыта в 7 разных сферах вывел для себя правило: хороший продажник может продавать что угодно, хоть салфетки хоть самолеты. Главное изучить продукт, рынок и ЦА. Да, придется потратить время на изучение, но зато подходы к маркетингу и продажам будут очень нетривиальны, по сравнению со специалистами которые 10 лет сидят в одной сфере.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Shramko

Hr задумайтесь
Вот интересно , будут ли те, кто назовёт данную проблематику нытьём.
Лично мне понравилось все что описано. Как батяня написал.
Сам в рекламе 7 лет.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Николай Тихомиров

Если вы ищите качественную рекламу которая охватит большой спектр аудитории то вам поможет postmarket.pro т.к только тут низкие цены и высокое качество работы рекомендую!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Мошин

Кто как, а я сразу к профи обратился postmarket.pro. Они мне и рекламную компанию организовали, и ноомального популярного блогера в Инстаграм нашли, и рекламу у него разместили.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
85 комментариев
Раскрывать всегда