{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Маркетинг — это логика, а не магия: почему вам не нужен специалист с идентичным вашей задаче опытом

Люди обожают раскладывать себя и других по коробочкам, хотя это может вредить бизнесу. Вот Rusbase в статье приводит цитату маркетолога:

В очередной раз удивляюсь такому узкому, но, к сожалению, популярному взгляду на специалистов. Креатив — это не великое знание, которое с небес приносит муза. Это умение понять посыл, который нужно донести, и подобрать к нему хорошую иллюстрацию. Это всего лишь логика. Весь маркетинг — это логика, а не магия. Конечно, исключая те случаи, где делают креатив ради креатива.

Так почему на собеседованиях многограннось опыта специалиста вызывает удивление и даже отторжение? Однажды меня спросили (в большой известной компании по изучению языков): «А как это вы и таргет делали, и комьюнити-менеджментом занимались?» Эээ. А ничего, что это практически одно и то же? И там, и там нужно понять боли и правильно на них ответить. Знать, какие кнопки нажимать в рекламном кабинете — это, конечно, тоже скилл, требующий изучения, но в основе лежат более глубинные вещи, и они — едины. Если ты их понимаешь, выучить всё остальное не составит труда.

То же самое относится к опыту на разных рынках. Есть много маркетологов, работающих в какой-то одной сфере: в технологиях, в бьюти, в детско-родительской и тд. Это ок, если кому-то интересно заниматься чем-то одним. Но и такие же запросы поступают со стороны работодателей: «нам маркетолога, обязательно работавшего с юридическими конторами» или «без опыта продвижения шиномонтажей вы наш не продвинете». Ну камон. Базовый навык маркетолога — изучить продукт и рынок, на котором он находится, и это первое, что нужно будет делать перед продвижением. Анализ, стратегия и вот это всё. Тогда зачем вам тот, кто работал в какой-то похожей компании, особенно, учитывая, что инструменты, сработавшие для одних, могут не сработать для вас?

Здесь можно поспорить, мол, человек в теме уже знает, какие есть в целом форматы и инструменты. Это ценно, конечно, но в этом же и ловушка. Имея опыт в разных сферах, легче «выходить за рамки предложенного»: применять инструменты, которые здесь еще никто не применял, и выигрывать.

В сфере, где я сейчас работаю, — 3D-печать композитов — очень много неповоротливого маркетинга, и многое, как мне кажется, делается потому, что «так делают все». Например, все ездят на выставки — это самый популярный канал получения лидов. Выставки — это очень сложно и дорого, особенно когда они зарубежом (наш случай), при этом выхлоп за редким исключением мизерный. Но все же ездят на выставки! Как можно не ездить. А вот так. Мы отказались от неэффективных выставок: ездим (ездили в доковидную эпоху) только на 1-2 самых крупных, откуда получаем и лиды в приемлемом количестве, и пиар-эффект, и признание на рынке. Что касается остальных мероприятий — оказалось, что такое же количество лидов можно получить в 4 раза дешевле онлайн-методами, просто сидя в офисе на стуле. Поняв это, мы сделали три вещи:

— заменили их выступлениями спикеров от компании: отправить одного человека в командировку гораздо дешевле и проще, чем тащить туда гору оборудования и часть команды;
— стали перенаправлять приглашения на локальные выставки дистрибьюторам, работающим в соотетствующих странах, и обеспечивать их хорошими материалами: презентациями, образцами изделий, напечатанных на наших принтерах, листовками и тд.;
— от части мероприятий отказались вовсе.

То же касается и контента, который мы делаем. Типичный видос из сферы 3D-печати и производства — это инженеры рассказывают про машины, вот еще немного машин и вот печатается деталька. Типичный пост в соцсетях: покупайте наш принтер, в нем такие-то плюшки или компания ИП Васильков напечатала на нашем принтере детальки, и вот что вышло. Да, это B2B, да, тут всё серьезно, направлено на профессионалов и так далее. Но поверьте, профессионалы — это тоже люди (шок ньюс: даже инженеры — тоже люди!). B2B не может существовать без C, а значит, человеческие истории всегда будут в ходу. Мы думаем в том числе над тем, как, простите, затронуть струны души специалиста, который посмотрит видео. Думаем, как помочь ему узнать себя в юзере нашего продукта. А иногда и просто развлекаем. Так рождаются видео с посылами более высокими, чем «вот наш продукт, он делает то-то», человеческими ассоциациями и простыми историями. Это находит отклик не меньший, чем типичный для нашей сферы контент.

Невозможно сделать всё это, не имея разнообразного опыта. В то же время, невозможно нанять человека, имеющего такой опыт, без способности видеть в кандидате не набор формальных скиллов, а то, что стоит за ними. Знаете, кто будет отличным менеджером? Тетенька, которая последние 5 лет провела в декретном отпуске с 3 детьми. Навыки тайм-менеджмента и решения конфликтов между подчиненными, ответственность и умение держать в голове кучу дел сразу, эмпатия, стрессоустойчивость и твёрдость — и всё это получено в бою. С большой вероятностью такой человек будет работать гораздо лучше, чем тот, что закончил факультет менеджмента, а еще читает менеджерские книжки и ходит на бизнес-завтраки.

Вам нужен не тот, кто наизусть знает волшнебные буквы LTV, CPA, ARPU, RTB, а тот, кто понимает суть. Если знает буквы и понимает суть, то еще лучше, но прикол в том, что выучить буквы гораздо легче, чем всё остальное. А всё остальное очень часто учится совсем не там, где это формально предполагается. Развивая эмпатию и умение слышать, можно научиться формулировать эффективные тексты для баннеров. Навык читать, понимать и упорядочивать большое количество сложной информации (привет факультетам истории, социологии, политологии) даст возможность сделать хороший дизайн, ведь человек сможет проникнуть в суть продукта и показать его наиболее наглядно. Стажировка в агентстве, делающем вебсайты, и курс по html, пройденный из любопытства, поможет сэкономить на мокапах для дизайнеров и разобраться с кодами систем аналитики без консультаций с программистами.

Практически любые знания пригождаются, одни навыки поддерживают другие. Поэтому не стоит отказывать себе в удовольствии учиться чему-то просто так и идти работать туда, где интересно, даже если это, кажется, не вписывается в намеченный карьерный путь. «Точки невозможно соединить, смотря вперёд».

Со стороны работодателя нужно обязательно помнить о том, что люди многогранны, а многим навыкам легко научиться в процессе. Вам не нужна идеально подходящая к вашему пазлу деталька (равно человек с абсолютно таким же опытом). Вам нужен тот, кто способен быть разными детальками, в зависимости от того, какой паззл ему попался.

0
88 комментариев
Написать комментарий...
Чайка О.

"Развивая эмпатию и умение слышать, можно научиться формулировать эффективные тексты для баннеров. Навык читать, понимать и упорядочивать большое количество сложной информации... даст возможность сделать хороший дизайн, ведь человек сможет проникнуть в суть продукта и показать его наиболее наглядно."

Эммм... От удивления упала со стула.

Ответить
Развернуть ветку
Ayaz Umbatov

А я понял мысль. Когда вы много прочли, изучили о продукте, уже не составит труда упорядочить это в виде некого визуального образа. Способ рабочий, недавно сам по такой схеме делал листовку.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Я была копирайтером, знакома с дизайном довольно близко, работаю с информацией. Именно поэтому вижу большую разницу между результатами "универсала" и профи.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Наливайко

Полностью поддерживаю. Разница огромная. Универсал всегда потянет средней паршивости проектик, но с реально серьезными и большими вещами он справится только взяв маленькую и специализированную часть.

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Ну если всю жизнь интересно быть специалистом в духе «я таргет в фб делаю, а больше нигде, потому что о боже там другие кнопки», то да. А мне интересно видеть картину в целом и этим большим-серьезным управлять. В компаниях, где на большое-серьезное нет соответствующего бюджета, многое нужно уметь самой, и вот тут как раз важнее смелость попробовать и мозги научиться, чем уже освоенный-отточенный до идеала навык в резюме. Там, где бюджет есть, надо уметь ставить задачи, а значит разбираться, но естественно тоже не на уровне узкого специалиста, ибо профи во всём быть не получится, зато получится иметь мозги и логику. И было бы круто, если бы сами компании это понимали, а не в тупую искали 100% метч с вакансией. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Наливайко

Надежда, тогда вы говорите уже про роль менеджера, а не маркетолога. Это немного про разное)
Если в компании нет денег на "большое-серьезное" это лишь значит, что для компании это не такое большое и серьезное. Такое бывает)

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

эээм ну как бы дофига есть стартапов, у которых просто нет пока бюджетов на команду 10 узких специалистов. маркетолог на определенном этапе становится менеджером, если хочет, невозможно всё делать самому, даже если нравится и получается

Ответить
Развернуть ветку
Александр Наливайко

Надежда, у меня в голове никак не укладывается.
Вы пишите:
"А мне интересно видеть картину в целом и этим большим-серьезным управлять".
И в этом же контексте говорите про стартапы, которые не могут быть "этим большим-серьезным". 

Моя мысль заключается в следующем: есть роль менеджера (управленца), но она не идет в привязке к маркетологу. Слово "маркетолог" можно заменить на что угодно и смысл не поменяется))

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

значит, у нас разное понимание маркетолога. для меня это в целом человек, умеющий продвинуть продукт и принести прибыль (окей, качественные лиды) бизнесу. управляет ли он при этом или делает многое руками — второстепенный вопрос. я могу и хочу делать и то, и то. и не очень понимаю, когда люди запирают себя в рамках какого-то одного узкого скилла или, наоборот, считают менеджерами, которые руками ничего делать не умеют. мне так неинтересно

Ответить
Развернуть ветку
Александр Наливайко

Ну тогда это уже личное мнение по поводу развития вас, как маркетолога, который (по видимому) работыет в определенном сегменте компаний. Но сам текст статьи создает впечаление, что маркетолог это такой многорукий-многорук, который может все, если захочет.
Это не очень корректно. Но ваше мнение имеет право быть, тут не поспоришь))

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

хз, я себя вижу как специалиста, который может всё, если захочет. и разнообразие опыта это подтверждает. и в целом профессия маркетолога мне кажется как раз такой, где главный скилл — умение понять, подстроиться и научиться тому, что нужно в текущий момент. отсюда и всё остальное

в определенном сегменте — это каком?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Наливайко

"хз, я себя вижу как специалиста, который может всё, если захочет", - так думает почти что каждый чловек в различных индустриях)))

Что касается сегмента, то лично у меня сформировалось впечатление о компаниях, которые не имеют сильных институтов процессов и маркетинга. Скорее это обычные компании, проекты в области среднего бизнеса. Бюджеты из расчета на компанию не выше 5кк рублей в месяц. 

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

так не думает каждый, учитывая, что шаг вправо, шаг влево, и люди уже ничего не могут. большинство у нас «смм-менеджер инстаграма», «таргетолог вк» и тд.

бюджеты бывали и больше, сильный маркетинг тоже, правда в процессе формирования, так что в отдельных его частях было запустение, это да. на самом деле, очень хотелось бы поработать там, где маркетинг и в целом бизнес-процессы выстроены отлично. пока что не попадалось такого, у всех только на словах высочайшие требования, а по факту куча косяков

Ответить
Развернуть ветку
Александр Наливайко

Надя, вот можете прислушать, а можете забить на мое мнение, но: если человек работает с ВК на большом бюджете, то у него просто нет времени работать ни с чем другим. Большой бюджет это хотя бы от 1кк/мес. 
Я тоже раньше думал, что легко могу все и везде. Мой опыт показал, что это не реально, может у вас получится.
Но вот пример: как-то давно я делал SEO, даже сайтики на первой страничке яндекса есть по широким запросам, но стоило мне столкнутьс с SEO из одного крупного маретплейса, как я понял, что мне до его уровня еще год-два точно, хотя до этого я так не считал. Все познается в сравнении и делать все хорошо не получится, наверное))

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

я делала таргет в фб с бюджетом 1,5 млн там же, где параллельно было комьюнити. а последний год вообще занималась кучей каналов, пока не появилась команда, с которой, конечно, стало легче и больше возможностей для развития маркетинга. я совершенно не спорю с тем, что специалисты, копающие вглубь, будут круче, чем тот, кто занимается многими направлениями. прикол в том, что далеко не у всех компаний есть бюджет на команду глубинных суперпрофи, поэтому я не понимаю, топорных требований на 100% метчиться с вакансией, особенно в тех ее частях, где легко освоить новое. а со стороны работника я не понимаю, как может быть интересно заниматься чем-то одним, но тут уж кому что.

Ответить
Развернуть ветку
85 комментариев
Раскрывать всегда