{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Маркетинг — это логика, а не магия: почему вам не нужен специалист с идентичным вашей задаче опытом

Люди обожают раскладывать себя и других по коробочкам, хотя это может вредить бизнесу. Вот Rusbase в статье приводит цитату маркетолога:

В очередной раз удивляюсь такому узкому, но, к сожалению, популярному взгляду на специалистов. Креатив — это не великое знание, которое с небес приносит муза. Это умение понять посыл, который нужно донести, и подобрать к нему хорошую иллюстрацию. Это всего лишь логика. Весь маркетинг — это логика, а не магия. Конечно, исключая те случаи, где делают креатив ради креатива.

Так почему на собеседованиях многограннось опыта специалиста вызывает удивление и даже отторжение? Однажды меня спросили (в большой известной компании по изучению языков): «А как это вы и таргет делали, и комьюнити-менеджментом занимались?» Эээ. А ничего, что это практически одно и то же? И там, и там нужно понять боли и правильно на них ответить. Знать, какие кнопки нажимать в рекламном кабинете — это, конечно, тоже скилл, требующий изучения, но в основе лежат более глубинные вещи, и они — едины. Если ты их понимаешь, выучить всё остальное не составит труда.

То же самое относится к опыту на разных рынках. Есть много маркетологов, работающих в какой-то одной сфере: в технологиях, в бьюти, в детско-родительской и тд. Это ок, если кому-то интересно заниматься чем-то одним. Но и такие же запросы поступают со стороны работодателей: «нам маркетолога, обязательно работавшего с юридическими конторами» или «без опыта продвижения шиномонтажей вы наш не продвинете». Ну камон. Базовый навык маркетолога — изучить продукт и рынок, на котором он находится, и это первое, что нужно будет делать перед продвижением. Анализ, стратегия и вот это всё. Тогда зачем вам тот, кто работал в какой-то похожей компании, особенно, учитывая, что инструменты, сработавшие для одних, могут не сработать для вас?

Здесь можно поспорить, мол, человек в теме уже знает, какие есть в целом форматы и инструменты. Это ценно, конечно, но в этом же и ловушка. Имея опыт в разных сферах, легче «выходить за рамки предложенного»: применять инструменты, которые здесь еще никто не применял, и выигрывать.

В сфере, где я сейчас работаю, — 3D-печать композитов — очень много неповоротливого маркетинга, и многое, как мне кажется, делается потому, что «так делают все». Например, все ездят на выставки — это самый популярный канал получения лидов. Выставки — это очень сложно и дорого, особенно когда они зарубежом (наш случай), при этом выхлоп за редким исключением мизерный. Но все же ездят на выставки! Как можно не ездить. А вот так. Мы отказались от неэффективных выставок: ездим (ездили в доковидную эпоху) только на 1-2 самых крупных, откуда получаем и лиды в приемлемом количестве, и пиар-эффект, и признание на рынке. Что касается остальных мероприятий — оказалось, что такое же количество лидов можно получить в 4 раза дешевле онлайн-методами, просто сидя в офисе на стуле. Поняв это, мы сделали три вещи:

— заменили их выступлениями спикеров от компании: отправить одного человека в командировку гораздо дешевле и проще, чем тащить туда гору оборудования и часть команды;
— стали перенаправлять приглашения на локальные выставки дистрибьюторам, работающим в соотетствующих странах, и обеспечивать их хорошими материалами: презентациями, образцами изделий, напечатанных на наших принтерах, листовками и тд.;
— от части мероприятий отказались вовсе.

То же касается и контента, который мы делаем. Типичный видос из сферы 3D-печати и производства — это инженеры рассказывают про машины, вот еще немного машин и вот печатается деталька. Типичный пост в соцсетях: покупайте наш принтер, в нем такие-то плюшки или компания ИП Васильков напечатала на нашем принтере детальки, и вот что вышло. Да, это B2B, да, тут всё серьезно, направлено на профессионалов и так далее. Но поверьте, профессионалы — это тоже люди (шок ньюс: даже инженеры — тоже люди!). B2B не может существовать без C, а значит, человеческие истории всегда будут в ходу. Мы думаем в том числе над тем, как, простите, затронуть струны души специалиста, который посмотрит видео. Думаем, как помочь ему узнать себя в юзере нашего продукта. А иногда и просто развлекаем. Так рождаются видео с посылами более высокими, чем «вот наш продукт, он делает то-то», человеческими ассоциациями и простыми историями. Это находит отклик не меньший, чем типичный для нашей сферы контент.

Невозможно сделать всё это, не имея разнообразного опыта. В то же время, невозможно нанять человека, имеющего такой опыт, без способности видеть в кандидате не набор формальных скиллов, а то, что стоит за ними. Знаете, кто будет отличным менеджером? Тетенька, которая последние 5 лет провела в декретном отпуске с 3 детьми. Навыки тайм-менеджмента и решения конфликтов между подчиненными, ответственность и умение держать в голове кучу дел сразу, эмпатия, стрессоустойчивость и твёрдость — и всё это получено в бою. С большой вероятностью такой человек будет работать гораздо лучше, чем тот, что закончил факультет менеджмента, а еще читает менеджерские книжки и ходит на бизнес-завтраки.

Вам нужен не тот, кто наизусть знает волшнебные буквы LTV, CPA, ARPU, RTB, а тот, кто понимает суть. Если знает буквы и понимает суть, то еще лучше, но прикол в том, что выучить буквы гораздо легче, чем всё остальное. А всё остальное очень часто учится совсем не там, где это формально предполагается. Развивая эмпатию и умение слышать, можно научиться формулировать эффективные тексты для баннеров. Навык читать, понимать и упорядочивать большое количество сложной информации (привет факультетам истории, социологии, политологии) даст возможность сделать хороший дизайн, ведь человек сможет проникнуть в суть продукта и показать его наиболее наглядно. Стажировка в агентстве, делающем вебсайты, и курс по html, пройденный из любопытства, поможет сэкономить на мокапах для дизайнеров и разобраться с кодами систем аналитики без консультаций с программистами.

Практически любые знания пригождаются, одни навыки поддерживают другие. Поэтому не стоит отказывать себе в удовольствии учиться чему-то просто так и идти работать туда, где интересно, даже если это, кажется, не вписывается в намеченный карьерный путь. «Точки невозможно соединить, смотря вперёд».

Со стороны работодателя нужно обязательно помнить о том, что люди многогранны, а многим навыкам легко научиться в процессе. Вам не нужна идеально подходящая к вашему пазлу деталька (равно человек с абсолютно таким же опытом). Вам нужен тот, кто способен быть разными детальками, в зависимости от того, какой паззл ему попался.

0
88 комментариев
Написать комментарий...
Valentin Omelyan

Интернет-маркетиг это уже давно не креативность и не глубина воображения.

Это лет 10 назад так было, как автор описал)))

Ответить
Развернуть ветку
Pavel

Автор написал про логику, а под нее уже подбирается все остальное. Главное - увидеть продукт глазами ЦЫ, под ЦУ сделать креативы и нормально отстроить таргетирование.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Наливайко

Очень странная постановка задачи. Хочу лишь напомнить, что маркетинг является функцией обеспечения бизнеса. Продукт глазами ЦА видит продакт, коллеги, а не маркетолог. Маркетолог, когда планирует промо, может основываться на правильности разработки продукта продактом. Сделать пару тестов и все. Я не знаю кто ставит задачи "увидеть продукт глазами ЦА". Какую цель помогает достичь такая задача?)

Ответить
Развернуть ветку
Pavel

Продукт - загородные участки для ПМЖ
ЦА от продакта - 25-55 лет, м/ж 50/50, доход от 120 т.₽
Продажи - "0"

Подключается маркетолог
Логика: экологичная жизнь в загородном доме хороша для детей (мамы с мозгами, бабушки). М весь в работе, думает про семью, но чуть отстранено. Отсюда перекос в сторону Ж. Удаленная работа доступна и интересна топам или владельцам бизнесов. Состоявшиеся люди могут чуть больше времени уделить себе, семье, комфорту и спокойному отдыху, при этом имеют возможность всегда держать руку "на пульсе".

ЦА - 30-45 и 55-75 лет, м/ж 30/70, семейные с маленькими детьми, возможностью удаленной работы, доход от 200 т.₽, определены интересы.

Итог: пошли продажи даже при минимальном бюджете (300 т.₽)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Наливайко

Это лишь набор гипотез. Разделение по гендору немного странное, ведь мы говорим про выборки, в которых мы не знаем четкое распределение ЦА (не парься, просто матан) + как реально шло распределение активной аудитории в рамках выборки остается тайной.
Позиционирование продукта или создание оффера это хорошо, но как конкретно такая сделка формируется, кто покупатель?
Потому как ТОП и владелец бизнеса попадает в 500+ а не 200+, а это, согласись, весомая разница.

Короче есть куча вопросов по поиску того6 что именно сработало. Маркетолог подключился, молодец)) Явно не в этом дело))

З.Ы. ну какой продакт у земельных участков)) ты не про то вообще)))

Ответить
Развернуть ветку
Pavel

Саша, лучше на Вы. )

Для начала маркетолог в принципе работает с гипотезами. Ещё не было ни одного человека, кто точно бы сказал "это аксиома. Нужно делать именно так".

Формируется сделка очень просто:
1. Потенциальный клиент видит рекламу, которая его трогает, переходит на сайт и оставляет контакт.
2. Смотрит глазами, дышит носом, ходит ногами по поселку
3. Думает
4. Подписывает договор и вносит деньги

При том, что опрос лидов показал - инициатором являлись Ж, гендер сработал. Класс автомобилей лидов, посетивших поселок тоже подтвердил гипотезу.

Даже один покупатель в месяц полностью перекрывает затраты на РК и некоторые остальные траты.

Если продаж до подключения маркетолога не было, можно предположить - сработали вспышки на Солнце. Продажи после завершения РК тоже прекратились - снова коварные вспышки. )))

В любом случае, интернет-маркетинг - сфера логики и удачи, как в прочем и любой бизнес.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Наливайко

Классическая интерпретация ошибки выжившего и ничего более)) Ну честно. 
Описание ЦА стиля жизни и прочего на столько размыто, что под это можно подписать что угодно. 
Гипотеза по поводу авто была какая?) Цикл сделки сколько длится? Кто тогда занимался рекламой, если не маркетолог?)))

Опрос лидов. А как оцифровывалось CJM в данном слечае. Мы же тут типа маркетологи для маркетологов, зачем буллшит друг другу втирать)))

Ответить
Развернуть ветку
Pavel

Сейчас детали не нужны. Сейчас говорим про принцип. Естественно на живом проекте больше деталей.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Наливайко

Принцы "все болезни нужно лечить", но он бесполезен с прикладной точки зрения. А ведь Вы)))) именно про прикладную сторону говорите. Но не суть))

Ответить
Развернуть ветку
Федор Задков

Запустили директ, радио, наружку, до этого этого не было и поэтому пошли продажи. Но если это написать, то работа уходит в ноль. Придумываем эти выборки, которые на рекламе, кроме клише никак не обременялись.
300к на продажу участков, даже не представляю, что можно сделать с таким бюджетом... 

Но и группы ЦА взяты очень примитивные и типовые. Плюс непонятно, что стало драйвером роста и где искали эти ЦА? Так как эти ЦА это поллМосквы.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel

Кроме РСИ и СИА + небольшого количества таргета в сосаити-сетях (бюджет до 70 т.₽) не было ничего. Ни радио, ни наружки. Запускались в постсезон, с сентября по ноябрь включительно. В среднем за 1 месяц было 25 контактов, из них приехали половина, с договорами 7 чел.

Ответить
Развернуть ветку
85 комментариев
Раскрывать всегда