Маркетинг культуры: как я собрал аншлаг на открытии выставки за 11 дней

Пошагово рассказываю, как я почти вдвое перевыполнил план по продажам билетов на выставку художественного музея без бюджета на маркетинг. Нахожу ошибки в собственном кейсе и исправляю их.

Привет! Меня зовут Юрий Печкин. Я разрабатываю маркетинговые стратегии для музеев, театров, филармоний, даже всей городской культуры. Мой первый текст о том, как я привожу людей в культуру, отлично зашел. Многим не хватило реального кейса с подробным разбором, цифрами и результатами. Публикую его.

Предуведомление: я описываю кейс создания и продвижения события, прошедшего в сентябре 2017 года. Многие механики актуальны до сих пор. Также я пишу о том, что бы я исправил, если бы делал это открытие прямо сейчас.

Задача

В 2017 году департамент культуры Тольятти предложил мне помочь местному художественному музею с маркетингом. Нужно было создать событие и придумать для него стратегию продвижения, научить музейщиков простым приемам маркетинга, которые они смогут применять сами.

Исходные данные

Тольяттинский художественный музей создали в 1987 году как филиал Самарского художественного музея. Самостоятельный статус музей получил в начале девяностых. В коллекции порядка 10 000 произведений. Основа — работы, переданные в фонды еще во времена СССР. Фамилии художников, картинами которых гордятся музейщики, известны только искушенным ценителям прекрасного.

У музея несколько небольших выставочных залов в помещениях бывшего гастронома и микроскопическая парковка. Важный плюс: нет постоянной экспозиции, которая висит десятками лет без изменений.

Под событие отдали дальний зал. В остальных — выставка казанских художников. Директор музея поставила план — 70 билетов. Она не слишком оптимистично оценивала шансы на успех.

Выставки в музее обычно открывали по другой схеме:

  • бесплатный вход;

  • персональные приглашения знакомым художникам и фангруппе выставляющихся;
  • начало в будний день, в 16:00

Наш бюджет на организацию события, включая маркетинг, около 3000 руб.

Идея

Я решил, что для выставки нужно отобрать из фондов музея 12 лучших работ, по версии кураторов и местных инстаблогеров. Сделал ставку не на экспозицию, а на атмосферу светского события.

Идея родилась, когда я листал каталог музея. Некоторые работы мне нравились, другие совсем нет. Я подумал, что многих известных местных блогеров заинтересует предложение стать «кураторами». Кроме того, я только что провел инстатур по музеям для блогеров, которые пишут для мам с детьми.

Мнение «в этих ваших музеях один нафталин», сменилось восторженными отзывами. Мы даже полностью закрыли экскурсионный план одного маленького музея на месяц вперед. Так что с лидерами мнений проблем не должно было возникнуть.

Привести обычных горожан посмотреть работы художников, фамилии которых очень сложно гуглятся, задача невыполнимая.

Я решил сосредоточиться на антураже:

  • рекомендуемый коктейльный дресс-код;
  • фуршет с шампанским;
  • диджей и легкая музыка;
  • хороший фотограф, который снимет гостям контент для социальных сетей;
  • краткая лекция об искусстве для любителей интеллектуальных развлечений;
  • детский мастер-класс для тех, кому не с кем оставить дома свое чадо;
  • выездная точка с кофейшиков с капингом.

Идеи мне согласовали и даже пообещали подключить продажу электронных билетов на сайте музея и взять на себя поиски кофейного партнера.

Что бы я исправил в 2020 году: ничего. Я все еще уверен (и не раз использовал этот прием позднее), дресс-код отлично мотивирует людей пойти на культурное событие, разумеется, вместе с другими факторами. Опыт продвижения мероприятий показывает, посетителям приобщиться к культуре все еще важнее, чем ее понять.

Программа открытия

Поход в кино, на концерт или спектакль легко спланировать. Вы заранее знаете, сколько продлится событие. С выставками сложнее. Даже большую экспозицию легко пройти за 20 минут. Что делать потом? Выстраивая маркетинговую стратегию открытия выставки, я всегда уделяю большое внимание внутреннему таймингу. Иначе у посетителя непременно возникнет вопрос: «Я что отдал деньги за двадцатиминутную прогулку»?

На сбор гостей мы отвели 30 минут. Торжественное открытие с речами всех важных людей в 19:30. Потом свободное время, экскурсия от куратора и две активности параллельно: лекция об искусстве и мастер-класс для детей. Потом снова можно сфотографировать в фотозоне, допить шампанское, послушать сет и выпить кофе.

Лекцию прочла сотрудница музея и известный в городе куратор, фотограф (его фотографиями оформлена эта статья) и диджей согласились поучаствовать за трансфер, респект, шампанское и промо. Недостающее звуковое оборудование одолжили в другом учреждении культуры.

Что бы я исправил в 2020 году: почти ничего. Я все еще люблю кураторские экскурсии и побочные активности: краткие лекции или мастер-классы. Я все еще уверен, что фотоотчет известного в городе фотографа и диджей-сет добавляют стоимости событию в глазах потенциального посетителя. Горячий кофе в начале сентября — провальная идея.

Подготовка. Контент и маркетинг

Афиша и оформление социальных сетей

Я очень хотел, чтобы событие отличалось от всего, что раньше проходило в музее. Мне было важно, чтобы потенциальные посетители поняли: «На этом мероприятии все по-другому». Если вы хотите отстроиться от остальных культурных событий в любом провинциальном городе, сделайте хорошую афишу. Этим я и занялся.

Основной трафик должен был пойти на событие ВКонтакте. Знакомая девушка-дизайнер подготовила афишу и весь визуал для ВКонтакте и Instagram бесплатно. Размеры шапки, аватарки и картинок для постов взяли из рекомендаций социальных сетей.

Афиша события

Для основного поста с описанием события и программы я придумал сделать еще и карточки. Картинка и краткий текст с основными УТП открытия. ВКонтакте хорошо размещает в одном посте 6 картинок. Из этого я и исходил. В Instagram сделали «карусель».

Что бы я исправил в 2020 году: опять ничего. «Карточки» стали важным форматом для медиа. На афише невозможно разместить много текста. А внимание в ленте все еще удобно цеплять таким подходом.

Нейминг, тексты и контент

Я всегда стараюсь называть события так, чтобы потенциальный посетитель понял, что он увидит. Особенно это касается музеев. Их сотрудники очень любят «музейный язык», который добавляет важности и напускает тумана. Это отлично работает, если вы «Гараж» или МАММ. В других случаях, лучше не превращать потенциального посетителя в ежика из известного мультфильма.

Событие назвали Выставка-вечеринка «Фонды на свет». «Выставку-вечеринку» придумал я, а название — работники музея. Это был компромиссный вариант, потому что «выставка-вечеринка» их очень смущала. Но я очень хотел максимальной отстройки от любого музейного события. Идея очень понравилась самому главному руководителю музейных начальников.

Когда я пишу любой коммерческий текст, стараюсь ставить себя на место потенциального потребителя. Рассказываю о событии просто и понятно. Говоря о культуре, очень легко скатиться в восторженные описания или начать говорить профессиональными терминами или рядами существительных, как это любят музейщики. Есть даже специальный термин «Музейный язык». Когда на нем начинают говорить и писать, обычный человек читает и чувствует себя дураком. А если он что-то не понимает или боится показаться необразованным, то никогда не купит билет.

Я создал краткий контент-план на 11 дней и написал такие посты:

  • основной пост — описание выставки, ее программа и УТП, побуждение сделать репост за скидку при покупке билета;
  • описание каждого УТП — картинка из тех, что я собрал в основном посте и более развернутое описание;
  • «работа кипит» — показал, как музейщики отбирают картины в фондохранилище;
  • «два по цене одного» — рассказал о выставке казанских художников, которую можно посмотреть по единому билету;
  • выборы мастер-класса для детей — любая активность — это хорошо. Музейщики предложили три мастер-класса. Разместили голосование. Посетители выбрали один из самых простых. Демократия.
  • … осталось билетов — напоминание о том, что билеты кончаются и призыв их скорее выкупать.

Фото для постов сделали сотрудники музея. Мне осталось только их обработать, превратить в посты и поставить в отложку.

Основной пост с карточками

Что бы я исправил в 2020 году: ко всем постам, кроме главного, сделал одинаковый «подвал» с призывом бронировать билеты и ссылкой на покупку. Странно выглядит, но работает.

Маркетинг

Даже максимальная отстройка от всех мероприятий музея с помощью афиши и понятных текстов не приведет людей. Нужно было решить, как лить трафик, если нет денег даже на самый простой таргет ВКонтакте.

Действовали так:

В наполненную контентом встречу «приглашали» участников из сообществ музея и еще нескольких партнерских сообществ. 100 рублей на оплату капчи взяли из бюджета события. Эта серая схема и прямо сейчас ее использовать я никому не рекомендую, но на ней до сих пор строится маркетинг многих провинциальных концертов.

Лиды приходили на основной пост и репостили его, чтобы получить скидку (150 рублей за билет, вместо 200). Мы запустились 28 августа и собрали в этом месяце полный охват 6923. В сентябре — 8038.

Когда провел событие 3 года назад и забыл заскринить статистику

Проблема: онлайн-оплата на сайте музея так и не запустилась.

Пришлось срочно придумывать выход. Решили, что будем собирать заявки на бронь билетов и предлагать выкупить их в кассе музея заранее. Сотрудники наотрез отказались принимать деньги на карту и тут же сдавать их в кассу. Даже топорных онлайн-продаж не вышло.

Схема бронирования выглядела так:

  • в максимальном числе постов я указал ссылку на сотрудницу, у которой необходимо забронировать билет. Билетов всего 70 и на всех их не хватит. Мы завели гугл-форму, чтобы отмечать брони;
  • я написал скрипт, а сотрудница музея писала его всем, кто указал, что «точно пойдет» на событие.

Последний пункт был самым адским. За сутки можно написать только 20 сообщений и выглядит это легким вторжением в частную жизнь. Однако брони пошли.

Я написал всем знакомым инстаблогерам. Критерии: от 2000 до 9000 подписчиков, ER больше 8%, осмысленная аудитория 25+. Предложил разместить посты и истории в обмен на «кураторство» выставки (выбрать по одной работе из каталога музея).

В начале кампании:

  • 15 блогеров согласились разместить истории;
  • 3 блогера разместили посты;
  • 5 решили стать «кураторами».

За день до открытия:

  • 8 блогеров разместили истории.

Отобрал работы из каталога всего один блогер. Музейщиков это только порадовало. Они очень переживали, что не смогут грамотно развесить картины.

Лучшая конверсия в брони у блогера, пишущего для мам с детьми (8000 подписчиков, ER 11%).

Итоги бронирования:

  • Более 150 билетов забронировано;
  • отлично работает «сарафанное радио» и рекомендации блогеров;
  • билетов, выкупленных заранее очень мало.
Таблица бронирования: когда устал нумеровать брони

Что бы я исправил в 2020 году: только электронные билеты, никаких сообщений в личку. Обычно музеи очень плохо продают билеты заранее. Посетители знают, что можно прийти и купить билеты в кассе. Это не концерт, где зал могут продать подчистую. В музее немноголюдно и места хватит всем. Исключение — любое уникальное событие, например, открытие выставки. На него необходимо продавать электронные билеты. Странно, что это нужно объяснять в 2020 году, но: нет электронных билетов, нет конверсии с сайта и социальных сетей.

День X

Маркетинг события не заканчивается на бронировании билета или его продаже. Важная часть — впечатления посетителей. Особенно, если публика абсолютно новая.

Я пришел за полтора часа до открытия, встал у кассы и приготовил толстую пачку мелких купюр. Хорошо, что банки в 2017 году не так пристально относились с десятку переводов на одну и ту же сумму. Мне отправляли деньги на карту, я выдавал кэш, с которым посетители отправлялись в кассу.

В кассе не было терминала для приема денег с карт и практически моментально закончилась сдача. Если ставишь некруглую цену билета — запасись разменом.

Очередь заканчивалась на лестнице у входа в зданий. Конечно мы не повторили очередь на Серова, но тольяттинские музеи редко видят такой ажиотаж на выставке из собственных фондов.

Когда мы резво преодолели планку в 70 билетов, ко мне подошла директор музея и сообщила, что закроет двери, кажется, из-за пожарной безопасности или несоблюдения еще каких-то норм. Договорились все-таки продолжить пускать посетителей.

Места на парковке закончились мгновенно. Я десять раз пожалел, что не писал о том, что в музей стоит ехать на такси или общественном транспорте. Машины оставляли на проезжей части вдоль здания. Хорошо, что эвакуаторы в 2017 году почти не работали.

Многие соблюли дресс-код, смотрели картины, пили шампанское и фотографировались. В музей пришла публика, которая никогда или почти никогда в нем до этого не была.

Итоги в цифрах:

  • 127 проданных билетов по средней цене в 167 рублей;
  • 21209 руб. — выручка (на самом деле, чуть больше);
  • 100 руб. — затраты на маркетинг (оплата капчи в парсере);
  • план перевыполнен почти вдвое;
  • абсолютно новая публика на событии;
  • сотрудники музея научились простым инструментам маркетинга.

Выводы

  • событие можно собрать за минимальный бюджет, вообще не опираясь на контент (картины и имена художников);
  • можно потратить на маркетинг 100 рублей и очень много поработать руками, но добиться результата;
  • афиша и визуальный контент решают;
  • если сделать новое событие под старым брендом, люди придут посмотреть даже из интереса.

Исправления

  • только электронные билеты. Никакого ручного бронирования (в ближайшее время сравню основные билетные системы, я работал почти со всеми, и напишу об этом);
  • больше взаимодействия с блогерами. Instagram отлично работает. Концепция H2H — почти то же самое, что сарафанное радио, если говорить о микроинфлюенсерах (до 8000 подписчиков) с четким геотаргетом. Я реально видел на выставке подписчиков тех самых блогеров-«кураторов»;
  • цена билетов должна быть выше. Все мои попытки установить цену в 400 рублей вместо 200 встречали непонимание у руководства. Если вы придумали контента и маркетинга на 1000, а продаете за 100 рублей, к вам не пойдут, потому что будут чувствовать подвох. Дорого = Хорошо.
  • Таргет вместо парсеров. Никаких серых методов.

Подпишитесь на мой блог «Околокультурщик».

Там я в самое ближайшее время начну писать о маркетинге музеев, театров, филармоний и ДК.

Другие статьи автора:

Автор в социальных сетях:

0
73 комментария
Написать комментарий...
Lada Shaka

что делать, если руководство отказывается выделять деньги на рекламу, предлагая только бартер ("мы поговорим с нашими, они репостнут" или "мы не против если блогер нас порекламирует, а мы его в афишу на окошке тоже повесим") или "ну вы там если на что-то тратите - записывайте, мы вам после мероприятия с выручки возместим"?

Ответить
Развернуть ветку
Yury Pechkin
Автор

Денег нет - это суперчастый ответ. Что делать:
1) провести аналитику бесплатных активностей. Наши репостнули - охват у наших вот такой, 20 блогерам предложили - согласилось столько. Если показатели около ноля, приходить сразу с решением, биться за каждый рубль. Мне удавалось выстроить неплохие бартерные схемы с крупнейшими городскими сообществами ВКонтакте (репост меняли на билеты).
2) четко оценить ресурсы, которые есть у вас. Тут же понять круг партнеров, которым эти ресурсы интересны. Например, в кейсе я пишу про кофейщиков - со стоимости аренды места мы перекрываем часть затрат на событие. Если есть окна, на которых висит афиша, значит есть здание. Можно договориться: я привожу бизнес на почасовую аренду, а вы эти деньги тратите на маркетинг.
3) использовать все возможные методы продвижения, включая серые. Стоит помнить, что ВКонтакте жестко наказывает за рассылку приглашений, если поймает вас на этом.
4) делать такую "обертку" события, которую захотят репостить бесплатно.

Ответить
Развернуть ветку
70 комментариев
Раскрывать всегда