Маркетинг Оля Королёва
13 223

«Работай с умом, а не с усердием»: Мошенник заставил партнёров поверить в поддельные контракты с Coca-Cola, McDonald's и Jack Daniel's

Издание Adweek опубликовало расследование обмана нескольких крупных рекламных агентств США. Мошенник Билл Гризак несколько лет использовал поддельные контракты с крупными компаниями, чтобы продвинуться по карьерной лестнице и, в конечном итоге, стать партнёром рекламного агентства.

Редакция vc.ru узнала у управляющих российскими агентствами, как обман такого масштаба мог оставаться нераскрытым в течение нескольких лет. Они также объяснили, как следует относиться к соискателям с неправдивым резюме.

В 2010 году Гризак начал работать с рекламным агентством Pave Advertising (сейчас The Variable) в качестве фрилансера. Как пишет Adweek, у него были высокие амбиции и он хотел стать не просто работником с высокой зарплатой, а партнёром компании. Условия получения партнёрства были такими: Гризак должен был заключить контракты для Pave на общую сумму $500 тысяч.

Гризак действительно предоставил контракты с заказами на полмиллиона, но часть из них были поддельными. Два самых крупных — соглашение с Coca-Cola на $200 тысяч и с Brown-Forman (производитель виски Jack Daniel's) на $500 тысяч — Билл Гризак предоставил агентству в 2012 году. Чтобы соглашения казались правдоподобными, мошенник подделывал счета, документы контрактов, переписку с сотрудниками мнимых клиентов и даже телефонные разговоры с управляющими компаний.

В 2014 году Гризак заявил партнёрам, что заключил сделку с Coca-Cola на сопровождение спонсорства чемпионата мира по футболу. Этот проект был более крупным, чем выдуманные ранее Гризаком. Обман вскрылся только когда в The Variable поняли, что в агентство не поступают деньги по контрактам. Агентство уволило Гризака, а также несколько десятков сотрудников, которые работали над несуществующими проектами.

После этого Билл Гризак поработал ещё в двух компаниях, консалтинговой компании Egg Strategy и агентстве Dailey Advertising. Там он действовал по схожей схеме: предоставлял фальшивые контракты, а взамен получал бонусы. Одним из ненастоящих клиентов, над которыми работал Гризак от имени Egg Strategy был McDonald's. С контрактом на $14 миллионов он получил должность исполнительного директора консалтинговой компании.

Портрет Гризака в фирменном стиле Dailey Advertising

Один из коллег, который работал с Гризаком над несуществующим контрактом с McDonald's сказал, что кредо работы мошенника было: «Работай с умом, а не с усердием». Как рассказал Adweek один из его бывших коллег, Гризак был приветливым и поддерживал разговоры о семьях своих сотрудников.

Всё это время Билл Гризак обновлял информацию своего профиля в LinkedIn, Facebook, Twitter и Youtube. В рабочем профайле всё ещё можно найти информацию о сотрудничестве Гризака с McDonald's, Coca-Cola и Jack Daniel's.

Гризак получил обвинение в мошенничестве только в октябре 2015 года. Несмотря на это, он смог получить должность в агентстве Interbrand и одновременно стать фрилансером ещё в двух фирмах. По информации Adweek, Гризак использовал махинации с больничными листами, чтобы никто не знал, что он получает зарплату сразу в трех компаниях.

Редакция vc.ru узнала у управляющих российских рекламных агентств, почему история Билла Гризака стала возможной и как они относятся к фальсификации данных о предыдущем месте работы.

Виталий Быковгенеральный директор Red Keds

Я не знаю точно, как Гризак смог подделать контракты. Предполагаю, что услуга, которую предлагало агентство, автоматизированная, поэтому проверить подлинность контрактов было сложно: встречи с клиентами минимальные, иногда достаточно просто показать переписки по e-mail.

К нам очень редко приходят лживые резюме, я даже таких случаев не помню. Узнать, врет ли человек, не просто. Можно позвонить в прошлые места работы кандидата и выяснить мнение знакомых о нем. Но следует учитывать, что в случае с креативными сотрудниками не все так однозначно: возможно, в одном агентстве он не прижился, а в другом ему будет комфортно.

Существуют разные виды обмана на работе. К примеру, есть люди, которые хотят открыть свой бизнес на рынке рекламы. И они просто устраиваются в рекламное агентство, чтобы понять изнутри, как этот бизнес работает, а через полгода уходят. Такие сотрудники ничего полезного не приносят компании, их нужно избегать.

Сотрудники, которые занимаются фрилансом, имея постоянное место работы, — тоже обманщики, на мой взгляд. Если у специалиста есть фриланс в компании со свободной атмосферой, он либо занимается проектами на аутсорсе в рабочее время, так как за ним никто не следит, либо он не отдыхает и не в состоянии работать качественно.

Юрий Фединуправляющий директор IWill

История, конечно, фантастическая. Лично мне сложно представить, чтобы наша компания попала в такую ситуацию.

Основная ошибка — скорее не в факте перепроверки информации, а в неправильном выстраивании взаимоотношений между агентством и клиентом. В данном случае, очевидно, все общение замыкалось на менеджере проекта. В России, кстати, такой формат весьма популярен. Наше агентство отказалось от него еще пару лет назад: во-первых, когда вы соединяете финансистов и юристов напрямую, скорость и качество согласования материалов вырастает в несколько раз (как и заинтересованность в документообороте), во-вторых, повышается степень контроля процесса финансистами и юристами. У нас есть отдельный департамент, есть въедливый финансовый директор, который отвечает за такие вещи, есть даже внутренние процедуры проверки подрядчика и клиента на добросовестность.

Вторая ошибка — в том, что топ-менеджеры компании не ездили на ключевые встречи с клиентами. Конечно, представители руководства должны присутствовать на брифинге в рамках питча и, по меньшей мере, на первой встрече, посвященной старту предстоящего проекта — чтобы, как минимум, познакомиться с клиентом и иметь хотя бы общее представление о проекте.

Третья ошибка — это неправильная работа HR-менеджера. Отсутствие проверки информации о кандидате на предыдущих местах работы. Мы для этого обзваниваем предыдущих работодателей, а иногда и клиентов с просьбой дать фидбэк по работе сотрудника.

С враньем на интервью и в резюме сталкиваться приходится ежедневно — в основном это, мягко говоря, некорректная интерпретация должностных обязанностей. Сотрудник приходит и рассказывает о том, сколько всего он сделал на предыдущем месте работы, сколько всего от него зависело, как много компания выиграла от его деятельности, а при звонке работодателю выясняется, что тот даже и не помнит, как этого сотрудника звали, и отработал он у него, оказывается, не 6, а 3 месяца.

Пару раз сталкивались с ворованным портфолио — такие вещи фильтровать сложнее, надо связываться с заказчиками работ и общаться с ними, или по меньшей мере показывать своим коллегам с вопросом, не видели ли они это где-то ещё.

Управленцы — отдельная сложная категория для поиска, здесь люди зачастую интерпретируют информацию в резюме неосознанно, из-за низких управленческих компетенций, хотя большинство считают их высокими. 80% пишут в резюме про «создание отдела с нуля» и «систематизацию и структурирование бизнес-процессов». Буквально пары вопросов хватает, чтобы выяснить, что «с нуля» — это значит, что до него в отделе был один человек, а с его приходом стало два, а «систематизация и структурирование» — это просто «отдавал распоряжения и контролировал их выполнение».

В целом я бы рекомендовал коллегам не экономить на инвестициях в HR — у нас при штате в 80 человек в отделе HR работает 2 сотрудника, и мошеннические схемы при отправке резюме или на собеседовании практически исключены.

Игорь Пискунов генеральный директор Mosaic

Я сам за то, чтобы творчески подходить ко всему: и к работе и к резюме. Если это не нарушает закон, контракты, не вводит в заблуждение ваших клиентов, то почему нет. Мы свой бизнес начали в 2009 году с фейковой новости. Артемий Лебедев, насколько я слышал (не знаю, правда или нет), тоже начинал делать студию с портфолио из крутых несуществующих сайтов для крутых клиентов.

Правда в этом мире никому не нужна, по-видимому. Всех интересует только трендовая, понятная среднему мозгу ахинея. Так как люди в большинстве своем даже в бизнесе и корпорациях не творцы, а потребители. Им нужен человек как готовый, понятный бренд и продукт, а не его интеллект и гипотезы о будущей пользе. Когда ты бедный и безработный даже самые умные и прозорливые слова, таланты и суперуспешные кейсы твои никому не нужны.

Я в 2009 году был без работы и без денег. За плечами у меня было 12 лет безупречной работы, принесшей миллионы долларов владельцам компании, с десяток прибыльных проектов и ни одного неприбыльного. Это все никому не было интересно. Я был просто в шоке, что меня не носят на руках, а вежливо говорят: «Спасибо, но вы какой-то не такой».

В 2009 году, задумывая Mosaic, мы заявили совершенную белиберду о партнерстве с американской компанией WildFire (это был абсолютный пузырь и дурацкий проект, который потом зачем-то купила Google). Об этом написал десяток СМИ и все эксперты рекламного и digital-рынка дали восторженные отзывы о нас, как о перспективной компании будущего. Это помогло нам выйти на рынок, не имея ничего, кроме мозгов.

Сейчас у меня есть успешное предприятие, какие-то деньги. Я могу позволить писать себе все, что угодно в Facebook, потому что люди уважают успех. И теперь я слышу: «Да, Пискунов, конечно, мракобес и странный, но что-то в этом есть… Он определенно не глупый человек… Все-таки, несмотря на его посты, он крут».

А я такой же как и в 2008 году, может даже и подотстал по знаниям от себя — того, безработного.

Павел Гительмандиректор perfomance-агентства RTA

Приходилось ли сталкиваться с враньем в резюме и на собеседованиях? Конечно. Людям свойственно преувеличивать заслуги. Люди преувеличивают из-за двух причин: либо это попытка скрыть неуверенность и низкая самооценка, либо попытка «визуализировать» будущие достижения.

Но это нормально. Перестаньте оценивать людей и вешать на них ярлыки. «Все врут», «Меня хотят обмануть». Примите людей такими какие они родились. У каждого человека внутри скрыт таланты. Задача работодателя создать среду для развития этого зерна. Если кандидат «врунишка», значит он талантливый писатель сказок. Если вам не нужен писатель сказок, вы не берете его на работу.

Учитесь находить применения природным способностям человека. В этом плане меня вдохновляет проект Hackerone. Площадка, где хакерам платят деньги за то, что они взламывают ваш сервис. Это гениально. Остается вопрос в том, насколько вы умеете помогать окружающим людям приносить пользу бизнесу.

#Маркетинг #поиск_сотрудников #hr #мошенничество_в_рекламе

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Оля Королёва", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u043e\u0438\u0441\u043a_\u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432","\u043c\u043e\u0448\u0435\u043d\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e_\u0432_\u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0435","\u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0438\u043d\u0433","hr"], "comments": 22, "likes": 22, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 16989, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 19 Jul 2016 18:27:56 +0300" }
{ "id": 16989, "author_id": 59134, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/16989\/get","add":"\/comments\/16989\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/16989"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199113 }

22 комментария 22 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
6

Чтобы соглашения казались правдоподобными, мошенник подделывал счета, документы контрактов

Wat?
А приход денег у них не принято проверять? Или он и деньги от Колы присылал?
Отношусь к такому либо как к вранью, либо как к надерганным фактам.

Ответить
1

Читайте следующее предложение: «Обман вскрылся только когда в The Variable поняли, что в агентство не поступают деньги по контрактам».

Ответить
14

Я внимательно читал, Филипп.
Через 2 года вскрылся. 2 года не проверяли приход! Извините, не верю.

Ответить
1

Наверняка была выдумана рассрочка какая-нибудь. Типа не 500 000 сразу, а мелкими платежами, которые не так легко отследить.

Ответить
1

У них бюрократия похлеще нашей будет. У нас такое невозможно настолько, что даже в голове не умещается

Ответить
6

"Если у специалиста есть фриланс в компании со свободной атмосферой, он либо занимается проектами на аутсорсе в рабочее время, так как за ним никто не следит, либо он не отдыхает и не в состоянии работать качественно."

Гораздо чаще он просто вынужден, т.к. зарплаты на основном месте работы не хватает.

Ответить
5

Сотрудники, которые занимаются фрилансом, имея постоянное место работы, — тоже обманщики, на мой взгляд.

Может, ещё к столам людей приковывать? Что мешает художнику рисовать на аутсорс то, что ему нравится, а не то, что требуют по основному месту работы, или программисту в свободное от написания тонны кода для какого-нибудь немецкого банка время кодить для перспективного стартапа?

Ответить
1

Мне это тоже понравилось. А также "Есть люди, которые хотят открыть свой бизнес на рынке рекламы. И они просто устраиваются в рекламное агентство, чтобы понять изнутри, как этот бизнес работает, а через полгода уходят. Такие сотрудники ничего полезного не приносят компании, их нужно избегать." Нельзя раскрывать секреты рекламного бизнесса кому попало)

Ответить
0

А если человек на полставки оформлен и работает полдня, то он все равно не может по выходным подрабатывать, нехорошо это!

Ответить
2

Завис на фразе "присутствовать на брифинге в рамках питча"...

Ответить
0

Врач года офтальмолог кажется, оказалось купил диплом и нигде не учился. А вы говорите контракты подделал... Покупаешь диплом, открыл википедию и пошел делать операции на глазах.

Ответить
2

Главное что успешно, и насколько. Похожий кейс был у прототипа главного персонажа в "Поймай меня, если сможешь"

Ответить
6

Не знаю как в жизни, а в кино он всячески избегал ситуаций, где требовался настоящий профессионализм. Грубо говоря, он ездил на горбах других, ловко находя причины почему вот именно сейчас он не может участвовать в деле, но полностью доверяет коллегам и готов по-отечески наставлять их, если что. Кстати, многие начальники, не считающиеся мошенниками тоже обладают этим талантом.

Ответить
0

Если бы я покупал диплом врача, купил бы диплом венеролога. С конца капает? Выпейте таблетку

Ответить
1

Если сотрудник запрещает о себе проверять информацию - отличный повод не брать его на работу и не мучаться потом сомнениями.

Ответить
0

Да, что-то не так получилось, как это обычно показывают в голливудских фильмах...
Или у них там не принято пользоваться "1С-Бухгалтерией"?
Надо честно сказать, что в России такой обман раскрылся бы на следующий день после неоплаты счёта.
Вы согласны со мной?
(свидетели iPhona могут не отвечать на этот вопрос)

Ответить
0

Понравился комментарий Павла из RTA)

Ответить
0

"Третья ошибка — это неправильная работа HR-менеджера. Отсутствие проверки информации о кандидате на предыдущих местах работы."
Собственно, без разрешения самого сотрудника проверять ничего нельзя. Он вполне мог запретить что-либо говорить о себе.

Ответить
0

Меня удивляет другое. Что ему стоило с такими талантами действительно заключить контракт с кем угодно, даже с лидерами рынка ? Или же в Макдоналдсе и иже с ним еще прожжённее люди работают ? ;-)

Ответить
0

С талантами подделки документов? А где связь? Для заключения реального контракта нужно разрабатывать стратегию, заниматься брендингом и прочими подобными вещами. Никак не могу понять с чего вы взяли, что мошенник обладает этими талантами.

Ответить
0

Талант подделки документов это одна сторона, но без умения втираться в доверие к людям документы - ничто. Если мошенник мог быть столь убедителен, то вполне мог бы получить и реальные контракты, если бы поставил цель. Я думаю так.

Ответить
0

Все в этой жизни так.

*наверно

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }