Сезонность в контекстной рекламе: как действовать, чтобы не облажаться
Всегда ли можно спрогнозировать сезонность? У всех ли сфер повышение и спад спроса привязаны к временам года, праздникам или распродажам? Довольно легко предсказать сезонность флористам, магазинам костюмов, санок, купальников и шуб, но что делать юристам, мебельщикам, массажистам, продавцам штор?
Все не так очевидно. Хотя сезонность есть у каждого бизнеса.
Как определить и среагировать — разберемся дальше.
Как вычислить сезонные тенденции
Определить сезонные паттерны можно самостоятельно на основе данных про объем показов за 1-2 года. Такой временной отрезок и разбивка по месяцам позволит увидеть колебания и отследить тенденции. В этом помогут:
- Google Analytics и данные трафика: в отчете вы увидите спад/подъем. Например, вот так отображается сезонность велосипедов:
- Keyword Planner и Google Trend покажут сезонность поисковых запросов. Например, вот так выглядят явные колебания запросов купальников:
Не стоит полагаться исключительно на свой опыт при определении сезонности, поскольку ситуация может с годами меняться. На колебания влияют внешние факторы, конкуренты, культурные и погодные изменения. К примеру, на товары для занятий спортом дома обычно спад весной, потому что теплеет и люди начинают тренироваться в группах в залах. Но в 2020 году весеннего спада не было, потому что был карантин и люди занимались дома.
Когда вы точно знаете время спада и повышения спроса, нужно подготовиться к ним и продумать условия игры при сезонных колебаниях.
Действия во время спада спроса
Спад в Google Поиске — неприятно, но это только открывает новые возможности. Ведь есть еще контекстно-медийная сеть (КМС)! При грамотном подходе КМС поможет не только повысить узнаваемость, но станет отличным коммерческим источником.
Если видите спад поискового трафика, попробуйте создать новые офферы через контекстно-медийную сеть. Продумайте, что может «болеть» у ваших клиентов в не-сезон и опирайтесь на это. Например, у массажиста наблюдается спад в летний период, когда пора отпусков и каникул. Но ведь это довольно стрессовое время для родителей: в этот период дети чаще дома, требуют внимания, нужно готовить, развлекать. Т. е. летом возрастает нагрузка, а чтобы расслабиться стоит сходить к массажисту. Чем не крутой оффер?
Рекламу в КМС легко адаптировать для периода повышенного спроса. Например, на Новый год предлагать выбрать подарки не только для других, но и подумать о себе. Так вы сможете расширить аудиторию клиентов и увеличить средний чек.
Когда рекламировать однозначно сезонные товары
Кажется, что вопросов по рекламе сезонных товаров не может быть. Когда рекламировать купальники, коньки, обогреватели? В сезон: купальники — летом, сапоги — зимой.
Но так ли это на самом деле?
И насколько решение о рекламе сезонных товаров в не-сезон оправданно?
Давайте разберемся. Например, пальто и сапоги пользователи нередко ищут и летом. Но это не значит, что такие товары продаются одинаково хорошо в любое время года. При этом львиная доля запросов — некоммерческие. Конечно, часть пользователей хотят купить товар, но зачастую ищут хорошие скидки.
Поэтому рекламироваться во время сезонного спада имеет смысл, если:
- вы смогли проанализировать запросы, поняли поведение пользователей и увидели коммерческие цели;
- в не-сезон вы делаете большие скидки;
- в вашей целевой аудитории таки есть «охотники» за распродажами. Если же у вас магазин с ценами выше среднего, то вряд ли это ваша аудитория.
При этом не забывайте адаптировать объявления: показывайте нетипичные выгоды и преимущества, которые будут убеждать аудиторию и открывать способы использования продукта с другой стороны.
За 2-3 месяца до сезона важно пересмотреть кампании и их настройки. Ведь, например, сапоги начинают искать в октябре-ноябре, тогда как реально они станут нужными в декабре. И это касается всех товаров.
На что еще обратить внимание? На местоположение, климат и погодные условия. Если вы работаете с несколькими городами, регионами или странами, важно делать гео-корректировки. Например, вы продаете кожаные курточки по Украине и России. Ноябрь, в Одессе +10, а в Москве -5, и кожаная курточка для Москвы неактуальна.
Или вы продаете рулонные газоны с травой разных сортов. Один сорт устойчив в жаре, другому нужен каждодневный полив, и их можно рекламировать для разных регионов.
Что делать с бюджетом и ставками в РРС с учетом сезонности
Если вы знаете тенденции во время колебаний из-за сезонности:
- в не-сезон — снижайте ставки и сокращайте бюджет, поскольку конкуренция в это время уменьшается (часть компаний отключает рекламу);
- за +-10 дней до начала сезона — поднимайте ставки и бюджет, так вы сможете охватить большую аудиторию;
- во время сезона — следите за результатами и корректируйте ставки и бюджет, исходя из ситуации.
Если вы не знаете сезонность, для понимания ситуации на рынке отслеживайте:
- статус «Ограничено бюджетом»: появляется, когда текущего бюджета недостаточно для рекламы по всем запросам. Если раньше было все ок, а сейчас видите этот статус, важно понять, почему так случилось;
- процент полученных показов. Если он уменьшился, возможно, стоит повышать ставки и бюджет, поскольку текущего уровня не хватает для показа.
Рекомендуем вносить изменения в ставки и бюджет плавно — +20 %. Отслеживать результаты и постепенно повышать, пока эффективность кампаний не станет нужной.
Вы не можете повлиять на сезонность и спрос, но можете сгладить колебания и все-таки заработать даже не в сезон. Главное — понять влияние сезонности на бизнес и вовремя реагировать на изменение метрик.