Метод ящика идей: как создать миллиард продуктов за 10 минут

Вы - производитель печенья и перед вами задача – за 2 минуты придумать 256 новых видов печенек. Попробуйте решить такую задачу.
Не получается? Я покажу вам один прекрасно работающий инструмент, с которым разберется даже школьник.

Изображение из открытых источников 

Генерация идей бывает разной. Одно дело придумать что-то одно, но великое, и совершенно другое придумывать нечто более приземленное. В примере я задал задачу про печенье. Глупости, скажете вы? Но поставьте себя на место производителя печенья и мгновенно поймете, что это вполне реальная проблема. Та же проблема может возникнуть и маркетологов, дизайнеров, рекламщиков и др.

Если решать задачу в лоб, вы просто потеряетесь от числа возможных вариантов. Мозг, работая без рамок, сходит с ума и распыляется в разные стороны. Когда нельзя количественно оценить ту или иную проблему (дав мозгу естественное ограничение) как нельзя кстати подходит метод морфологического ящика (или морфологический анализ, если угодно). Метод был создан швейцарским астрофизиком Фрицом Цвикки для решения многомерных задач, где причинное моделирование и симуляция не дают нужного результата.

Как это работает? Все просто. Разберем метод на практике на примере уже упомянутого выше печенья.

Для начала запишем свойства печенья, которые нам важны:

Свойства (они же измерения) - важные для нас показатели у конечного продукта

Далее распишем варианты каждого измерения:

Варианты - то, что мы можем сделать или то, каким конкретно может быть выбранное измерение продукта

Поздравляю, мы только что создали морфологический ящик с 256 вариантами (количество столбцов в степени количества строк, в моем случае 4 в 4). Теперь выбирайте любое значение из каждой строки и получите совершенно отличающийся продукт.

Например:

В ходе выбора мы получили вариант квадратного овсяного печенья с плотной текстурой и шоколадом. Звучит уже как описание конкретного продукта

Чем больше свойств мы опишем, тем более четкое описание получим. А дальше - подключаем экспертов, которые знают, как создать именно то, что мы придумали, делаем MVP, тестируем на пользователях и запускаем в серию. А если не понравится - просто выбираем новые свойства.

На все у нас ушло несколько минут, а пользоваться такой таблицей можно очень долго.

Общую схему можно представить в виде 6 шагов:

1. Точно формулируем проблему

Любое решение начинается с вопроса. И чем точнее записан этот вопрос, тем проще вам будет на него ответить. Спросите себя: "А что же я хочу получить?".

2. Определяем измерения проблемы

Измерения — это те самые верхнеуровневые свойства в примере выше: форма, цвет, размер, тип и пр. Чем больше измерений будет в задаче, тем точнее вы ее опишете и тем больше будет количество возможных вариантов конечного продукта. Оптимальное количество измерений лежит в интервале от 4 до 10

3. Определяем качества измерения

Качества измерений — это варианты выбора. Выше мы писали: "Тесто: бисквит, песочное, овсяное, заварное", т.е. давали каждому измерению четкие характеристики.

Сами характеристики могут быть какими угодно, от классических качественных (размер, форма, цвет и пр.) до абстрактных и чувственных ("не любит людей", "кусается", "чтобы приятно лежало в руке"). Их ограничивает только ваша фантазия. Оптимальное количество лежит в интервале от 5 до 10.

4. Строим морфологический ящик

Мы выбрали свойства и записали их характеристики, отлично. Настало время построить морфологический ящик, т.е. объединить все в единую систему. Когда вы работаете один или с командой над всеми измерениями, этот пункт кажется очевидным. Но попробуйте раздать измерения разным людям в команде или вообще различным командам и результат будет впечатляющим.

Я рекомендую использовать модель таблицы. И кстати — не обязательно (но желательно) искать одинаковое количество определений для всех измерений. В некоторых случаях их может быть больше, а в некоторых меньше (к примеру, в случае бинарных свойств на «да»/»нет»).

5. Задаем критерии выбора

Критерии очень важны. Задайте вопрос — по каким принципам вы будете определять, что вам подходит? Самое вкусное печенье? Самое дешевое? Самое новое? Необычное?

Помните, некоторые сочетания в ящике могут быть абсурдными для одних критериев, но прекрасно подходить для других.

6. Анализируем идеи

Итак, ящик построен, критерии определены. Настало время анализа. Выбирайте в каждом измерении по одному тезису и смотрите, что получилось в итоге. Насколько полученный вариант подходит под ваши критерии отбора? Как это можно реализовать?

Метод прекрасно подходит для придумывания простых и понятных товаров, генерации идей и снимает проблемы выбора, ограничивая мозг. Особенно хороша эта техника для писателей, которые придумывают персонажей: просто опишите достаточное количество их свойств и комбинируйте как вам угодно — каждый раз у вас будет получаться новый герой с уникальными свойствами.

При помощи метода морфологического ящика различные решения сложной проблемы можно найти уже на этапе проектирования. Цвикки, например, применял метод ящика к своим исследованиям космоса и разработке реактивных двигателей и ракет.

Подведем итог

Метод морфологического ящика — прекрасный и простой инструмент решения многомерных неопределенных задач. Его основные достоинства:

  • Многомерность: метод позволяет рассматривать все грани сложных проблем одновременно, ничего не упуская.
  • Простота: построить морфологический ящик не сложно, он не сильно напрягает мозг и подходит всем, от детей в детском саду до профессоров в университетах.
  • Универсальность: не важно, какого рода проблема будет разобрана. Метод отлично справится и с вариантами салатов, и с бизнес-идеями, и с космическими кораблями.

Попробуйте, вам очень понравится. А я пойду печь 212й вариант печенья.

0
33 комментария
Написать комментарий...
Anna Petrova
Ответить
Развернуть ветку
Трейдер мамкин

А вот и она - методичка путина по ответам

Ответить
Развернуть ветку
Опель Вектра

Точно

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.
Ответить
Развернуть ветку
max smirnoff

Автору больше нечем заняться, кроме как засорять информационное пространство бесполезным бредом?

 за 2 минуты придумать 256 новых видов печенек

Нахуа? ))) Новые продукты в линейку добавляются достаточно редко, и формируются они точно не по табличным ячейкам за 2 минуты, а кондитерами-экспертами по результатам многомесячного исследования рынков маркетологами.

Ответить
Развернуть ветку
Илья М.

Как-то у вас плохо с абстрактным мышлением.
В статье описан метод, который можно применять к чему угодно.
А вы прицепились к конкретному примеру.

Ответить
Развернуть ветку
max smirnoff

Неделя абстракций на VC?

Метод морфологического ящика вообще притянут за уши к маркетингу, и крайне слабо применим в этой сфере, что и доказывает приведенный выше крайне неудачный пример использования.

Ответить
Развернуть ветку
Mihail

Такое есть в ТРИЗе, да и Остап Бендер приторговывал инструкцией😁

Ответить
Развернуть ветку
Ипполит Воробьянинов

Было дело...

Ответить
Развернуть ветку
Sandy Bell

Табличные формы в общем универсальны. В тризе тоже используются.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Очень полезно. Тут же зароились десятки содержательных вариантов нашего продукта.
Осталось найти инвестора на производство.

Ответить
Развернуть ветку
Миша Герц
Автор

Поделитесь, что за продукт?)

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Миша Герц
Автор

О, нет. Скампер отдельная техника и о ней тоже будет статья:)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Миша Герц
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Николай

По сути, это просто перебор всех комбинаций значений в нескольких словарях

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Леонтьева

Адаптация способа для генерации более креативных идей. Берутся несколько любых слов. И заполняются свойства применительно связи с ними. Это позволяет получать нестандартные решения.
К печенью, например, берем: география, психотерапевт, диван, улей... . Заполняем:
География: Форма - материки, страны. Тесто -? . Вкус: начинки по популярным в странах продуктах. Цвет - национальный. 
Психотерапевт: Форма - конвертик с гаданиями, пятна теста роршаха. Вкус: горечь, кислота, сладость - соответствуют настроению. Тесто - ? Цвет - черный, цвет настроения синий? 
Потом из получившегося бреда попытаться вычленить разумное зерно. 

Ответить
Развернуть ветку
Миша Герц
Автор

Этот метод называется методом фокальных объектов и действительно позволяет на уровень выше генерировать идеи. Про него также планируется статья:)

Ответить
Развернуть ветку
Nespam

А как была сформулирована проблема в этом кейсе с печеньем?

Ответить
Развернуть ветку
Nespam

Не задача, а именно проблема, решением которой уже и явилась описанная задача.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Филиппов

Классный материал. Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov
Ответить
Развернуть ветку
Vera Krasavina

Хорошая статья. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Гусев

Очень интересно! 

Ответить
Развернуть ветку
С Ром

Эта идея - элемент из ТРИЗ.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Chernykh

SELECT (*) table1, table2, table3, table4

Ответить
Развернуть ветку
Scott Freak

Это один из инструментов, который используется в концептуальном подходе. Который в целом позволяет более осознанно искать свой оптимум

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фирсов

интересный метод встряски мозгов. но вот ко всем ли продуктам это применимо? например наборы для рукоделия. хотя зачем себя ставить в рамки?!

Ответить
Развернуть ветку
Миша Герц
Автор

Конечно не ко всем. Не существует универсальных методов, а если они и есть (типа скампера или мозгового штурма) - обычно они достаточно сложны для мелких проблем. При большом желании можно любую сову на любой глобус натянуть, но нужно ли?:) 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фирсов

у меня нескромный вопрос - а зачем вообще сову на глобус натягивать? :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
30 комментариев
Раскрывать всегда