Не ориентируйтесь на конкурентов

И от руководителей компаний, и от сотрудников я часто слышу фразу «Сделал, как у конкурентов» или в другой форме — «Давайте сделаем, как сделали конкуренты». Сегодня расскажу, почему копипаст конкурентов — крайне опасная вещь для бизнеса и не имеет ничего общего с конкурентной стратегией. Автор основывается на опыт коллег (печальный) и дает рекомендации для тех, кто не хочет его повторить.

Сразу оговоримся, что мы сейчас рассуждаем о заимствованиях у конкурентов, с которыми сами заимствующие одного поля ягоды. Это не вариант локализации и перенимания общемировых тенденций: давайте сделаем свой Facebook или TikTok. Это взаимоотношения одной уже существующей компании с тем, что она видит в открытом поле у другой такой же, существующей в этом же поле.

Как это выглядит

Суть проста. Представители одной компании берут что-то, что реализовано у другой, не имея на руках данных об успешности уносимого. Например, сделать сайт, как у конкурента, провести похожее мероприятие, сделать похожие визитки.

Это не имеет отношения к конкурентной стратегии. Для формирования и реализации последней комплексно анализируется конкурентное поле. Вводятся считабельные показатели. Например: какой стала статистика сайта конкурента после внедренных изменений, сколько новых клиентов заключили договор с компанией после проведенного ею мероприятия. На основании этих показателей, согласуясь с собственными целями компании и может формироваться стратегия.

Но также в ней будут учтены и другие показатели. Например, угрозы вхождения новых игроков, изменения в поведении клиентов и другое.

Почему опасно копипастить?

  • Вы не знаете, была ли эта стратегия успешной.

Пример из моего опыта. Одно время я был интересен ряду компаний в качестве сотрудника, потому что они хотели, чтобы я повторил успех мероприятий, которые проводила одна из моих предыдущих компаний.

О том, что это очевидно был успех, потенциальные заказчики понимали предположительно из фото- и видеоотчетов, которые публиковала компания-организатор. Но то, что по итогам мероприятия получились классные снимки, означает ровно то, что я умею находить подрядчиков, ставить им четкое ТЗ и контролировать его исполнение и результат. (На самом деле, не всегда: случались и казусы). Не больше, не меньше.

Но руководители компаний с мероприятий надеются получить клиентов, а не только фото. А где они обнаружили связь между красивой картинкой (даже, если она была абсолютно правдива и зал ломился от участников, а холл — от спонсорских стендов), для меня загадка.

Даже старая добрая пиарья цель — охват и популяризация бренда — не всегда достигается получением красивых картинок. Вы же не знаете, не перессорилась ли компания в процессе организации мероприятия со своими партнерами. Красиво — не всегда результативно.

  • Вы всегда на шаг позади.

Компания реализует определенные вещи, ориентируясь в лучшем случае на современную ситуацию (а то и вовсе на те же самые красивые картинки). Копи-пастеры, которые оживляют уже прошедшую инициативу конкурентов, отсылают себя в прошлое.

  • Эта история не про вас.

Компания реализовывала определенные проекты, опираясь на свои цели. У вас слабые места и, соответственно, цели могут быть другими.

  • Вы ориентируетесь не на того

Почему вы выбрали именно этого конкурента? Вы уверены, что у вас одинаковая целевая аудитория, ваши бренды и продукты воспринимаются одинаково?

А как надо?

Решение обратно пропорционально выводам, которые делаются в следующей истории. “Почему во всех пабликах пишут: “Приготовила, муж доволен”. А ты сама-то довольна? Тебе вообще как? Вкусно?”

Поймите, какая ваша бизнес-цель и кто ваш клиент. И работайте от него, а не от себя и своих демонов. Если вы хотите, допустим, какой-то акцией или мероприятием показать, что лично у вас больше, выпуклее или округлее, это не бизнес-цель. Это личный запрос, с которым работают психологи.

Нужно ориентироваться на ваших клиентов. Ведь это они приносят вам деньги, а не ваш конкурент.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Oksana Sholoh

Если воровать, то как художник — создавать превосходящее

Ответить
Развернуть ветку
Az Idea

Согласен. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Уоррен Баффет

Можно конечно бездумно собезьянничать... А можно сделать так, чтобы в вашей реализации идея конкурента получила превосходящее развитие. Или допустим конкурентов у вас 2 и более, и вы у себя скрестили две разные идеи.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Здесь о том, что идея может быть попросту не рабочей. Скрестили две неработающие идеи и получили убытки и потерю времени. Превосходящее развитие убыточной идеи, тот еще опыт.

Ответить
Развернуть ветку
Уоррен Баффет

Только хорошо бы еще различать убыточность идеи и ее реализации.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Согласен, силиконовые и настоящие не отличишь пока не пощупаешь.

Ответить
Развернуть ветку
Dante Teodori
Автор

Дмитрий ниже уже написал про это, но уточню. Смысл в том, что ты не знаешь, успешную ли ты идею повторяешь. Поэтому можно получить еще более неудачное решение, че решение конкурента. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Melnik

Согласен с автором. Сталкиваюсь с таким, когда говорят "Сделайте сайт, как у конкурентов".

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

Копируют очевидно успешное. Проверенные гипотезы.

Ответить
Развернуть ветку
Dante Teodori
Автор

Случается, что копируют кажущееся успешным или даже не задумываясь, успешна идея или нет. 

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

Случается всякое

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

"Воровать как художник" - достаточно эффективная стратегия, просто в маркетинге это нужно делать хоть на каких-то данных и их анализе. В условиях, когда время важнее бюджетов креативить с нуля - так себе идейка.
Всё в упирается в банальное непонимание ЦА. Было бы хотя бы это - можно было бы пренебрегать изучением практик конкурентов. А уж понять, насколько была удачной та или иная стратегия и тактика в том же интернет-маркетинге - не самая сложная задача.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда