{"id":13502,"url":"\/distributions\/13502\/click?bit=1&hash=a81ed6f897d123d854b91b907b479be2ea058a6a8ec03bd6f76bfc8a24665263","title":"\u0425\u043e\u0447\u0443 \u043d\u0430\u0440\u0438\u0441\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0438 \u0430\u043d\u0438\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c 3D-\u043c\u0443\u043b\u044c\u0442\u0444\u0438\u043b\u044c\u043c. \u0413\u0434\u0435 \u0443\u0447\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"7eb01878-f5ab-5bdb-ae26-b8e9a900dfa1","isPaidAndBannersEnabled":false}
Маркетинг
Philgood

Как мы помогали развивать интеллектуальное волонтерство в России: кейс платформы ProCharity фонда «Друзья»

Как создать онлайн-платформу, которая соединит НКО со специалистами, готовыми бесплатно выполнять для фондов разные задачи — от маркетинга до юридических услуг — систематизирует все взаимодействия и вовлечет в такую практику как можно больше заинтересованных лиц?

В материале я, управляющий партнер группы компаний Philin Philgood Евгений Фонталин, расскажу о кейсе платформы интеллектуального волонтерства ProCharity фонда «Друзья». Платформа объединила благотворительные организации, волонтеров, партнеров и спонсоров. Это был один из первых проектов, где работали специалисты, часть из которых впоследствии объединилась в команду Philgood. В июле 2020 компания вошла в состав группы компаний Philin Philgood.

В чем суть интеллектуального волонтерства

Интеллектуальные волонтеры — это специалисты, которые помогают НКО своими навыками и «интеллектом», разрабатывая дизайн веб-приложений, верстая имейл-рассылки, делая переводы на иностранные языки и выполняя множество других заданий. Чаще всего специалистам, кроме знаний, нужны только компьютер и интернет, отсюда и другое название данного вида волонтерства: онлайн-благотворительность.

Интеллектуальное волонтерство — это добровольная безвозмездная помощь своими профессиональными навыками или знаниями. Знания в любой области предполагают возможность ими поделиться, именно поэтому интеллектуальным волонтером может стать каждый из нас. Достаточно решить для себя, какими знаниями, талантами и экспертизой я готов поделиться. Причем, помощь может быть оказана как сотрудникам некоммерческих организаций, так и их подопечным — например, можно провести занятие для учащихся школы-интерната или устроить культурный вечер для постояльцев хосписа.

Наталия Малафеева
директор по маркетингу, куратор проекта ProCharity в фонде «Друзья»

В России такой способ творить добрые дела только набирает обороты, но за рубежом, в частности в Европе и в Америке, он уже стал практически частью повседневности у широких слоев населения. Например, в разгар всеобщего карантина «удаленные волонтеры» активно помогали организациям, а также уязвимым слоям населения справляться с трудностями.

Во время изоляции онлайн-помощь стала одним из немногих способов оставаться социально активным и участвовать в благотворительных инициативах. На это повлияло несколько факторов: во-первых, онлайн-помощь бесконтактна, а потому оказалась наиболее безопасной в период пандемии; во-вторых, кризис ударил по карману доноров и сократил уровень пожертвований в благотворительность, в результате чего для фондов любая безвозмездная профессиональная помощь приобрела особую значимость, а доноры получили возможность помогать не только деньгами; и наконец, условия удаленной работы позволили многим профессионалам свободнее распоряжаться своим временем и посвящать его не только рабочим вопросам, но и волонтерским проектам.

Наталия Малафеева
директор по маркетингу, куратор проекта ProCharity в фонде «Друзья»

И хотя Россия сильно отстает по количеству людей, вовлеченных в благотворительность, за последние месяцы стало очевидно — у нас в стране есть предпосылки, чтобы масштабировать эту историю.

Организовать системное интеллектуальное волонтерство труднее, чем собрать средства или провести офлайн-активность, в которой люди используются просто как рабочая сила. Во-первых, нужна IT-инфраструктура, которая дает возможность заказчикам находить исполнителей и выстраивать коммуникацию. А во-вторых, сами фонды должны быть готовы к партнерству, как минимум, они должны уметь грамотно ставить задачи, ведь от этого напрямую зависит результат. Это и есть предпосылки, о которых шла речь выше.

На сегодняшний день в России существует несколько площадок, которые способствуют развитию интеллектуального волонтерства. У каждой из них свои особенности: например, на платформе todogood фонды ищут исполнителей для сложных, стратегических и верхнеуровневых задач, а на ProCharity НКО в основном приходят с четкими задачами, которые могут быть закрыты специалистами конкретной области — например, как «сделать дизайн буклета» или «написать текст на сайт».

О масштабах интеллектуального волонтерства в России можно судить по следующим цифрам: к марту 2020 года на платформе ProCharity было зарегистрировано более 4000 активных пользователей, из них 1700 — волонтеры, выполнившие хотя бы одно задание, 380 — фонды и НКО, 14 — крупные компании, которые привлекают своих сотрудников к интеллектуальному волонтерству, и 20 — компании, предлагающие свою продукцию и услуги в качестве поощрений за потраченное время и добровольный интеллектуальный труд. Некоторые волонтеры сделали уже более 100 заданий, а в целом за 2019 год количество выполненных задач на платформе выросло в 10 раз — с одного до десяти в день.

Цифры ProCharity говорят не только о том, что фундамент заложен, но и о том, что тренд на интеллектуальное волонтерство быстро набирает обороты. Это серьезное достижение, учитывая что три года назад, когда у команды фонда «Друзья» и партнеров — Британской высшей школы дизайна, компании-разработчика «БюроБюро» и генерального партнера платформы компании Mastercard в России, — только начиналась работа над платформой, об интеллектуальном волонтерстве в России почти никто не слышал.

Как все начиналось

История ProCharity началась в 2017 году, когда фонд «Друзья», специализирующийся на профессионализации индустрии благотворительности и системной поддержке некоммерческих организаций, решил систематизировать работу с волонтерами. Для этого команде необходимо было решить две задачи: во-первых, создать удобную, многофункциональную площадку, которая объединит заказчиков и исполнителей. Во-вторых, научить НКО закрывать свои операционные задачи с помощью интеллектуальных волонтеров и нового, непривычного для них инструмента.

Разработкой платформы вместе с командой фонда «Друзья» под руководством экс-исполнительного директора фонда Евгении Белотеловой занималось агентство «БюроБюро», в котором я являюсь управляющим партнером. Так как потребность фондов в интеллектуальных волонтерах тогда находилась в стадии формирования, развивать проект приходилось в ситуации, когда «целевая аудитория не знает, чего хочет». Изначально многие благотворительные организации просто не понимали, какие задания можно отдавать на аутсорс, и что для этого нужно.

Отсутствие четкого ТЗ — серьезная угроза для IT-продуктов, но мы нашли способ, как в быстром темпе двигаться вперед. Для этого команда ProCharity в фонде «Друзья» при экспертном и менторском участии нынешних управляющих партнеров Philgood, меня и Евгении Белотеловой, запустила первую версию продукта (MVP), позвала туда наиболее активные фонды, сотрудничающие с «Друзьями», опытных волонтеров и стала постепенно внедрять нужный функционал, опираясь на обратную связь. Команда проекта регулярно проводила опросы, анализировала данные. Такая плотная коммуникация не только помогла сформировать пул фич (задач по доработкам), за которые брались программисты, но и позволила представителям НКО набить руку в работе с волонтерами-исполнителями.

Потребовалось полтора года, чтобы платформа ProCharity обросла необходимыми инструментами для эффективной и удобной работы пользователей: личным кабинетом заказчика и волонтера, рейтингами, градацией заданий по уровням сложности и системой верификации фондов. На платформе может зарегистрироваться любая российская НКО вне зависимости от возраста организации, размера штата и направления деятельности. Но чтобы иметь возможность получать бесплатную профессиональную помощь, каждая организация проходит тщательную валидацию — проверку юридических и уставных документов, контроль за соответствием предмета реализуемых программ основной миссии фонда, исследование прозрачности деятельности, наличия официальных информационных каналов коммуникации (сайт, страницы в соцсетях, упоминаемость в СМИ), наличия годового отчета и так далее. Ключевая задача такой верификации — отсеять недобросовестные и непрозрачные организации, в том числе мошеннические, и сделать так, чтобы волонтеры работали над задачами только проверенных благотворительных и некоммерческих организаций.

В личном кабинете можно зарегистрироваться в качестве волонтёра или в качестве фонда

В ходе работы над совершенствованием платформы команда ProCharity в фонде «Друзья» при экспертном и менторском участии нынешних управляющих партнеров Philgood также интегрировала в платформу систему онбординга (вводный инструктаж с подсказками), чтобы новым пользователям было легко сориентироваться на сайте. Кроме того, были добавлены шаблоны заданий, чтобы фонды имели подсказки и структуру при создании ТЗ для волонтеров и могли избежать типичных ошибок, которые возникают при постановке задач специалистам.

Параллельно с разработкой платформы команда проекта строила процессы, которые делают интеллектуальное волонтерство удобным способом сотрудничества — НКО, бизнеса и общества. Для этого была запущена масштабная образовательная кампания, в рамках которой в формате семинаров, вебинаров и личных консультаций представители фондов учились работать с интеллектуальными волонтерами, в том числе в рамках «удаленной» pro bono помощи.

Команда ProCharity вместе с приглашенными экспертами из разных сфер обучали НКО с любой степенью подготовки. Затрагивали как общие темы про важность диджитал-инструментов в благотворительной индустрии, так и узкие, практические проблемы, например, как корректно поставить задачу на разработку сайта. В результате компетенция фондов в вопросах аутсорса непрофильных задач значительно выросла, отразившись на качестве и количестве публикуемых задач.

Чтобы НКО еще больше расширили пул заданий для волонтеров, фонд «Друзья» как основатель ProCharity усилил образовательную составляющую проекта. Для этого был создан менторский совет из экспертов по маркетингу, диджитал, IT и другим направлениям. Так, в состав менторов вошел я как управляющий партнер компании-разработчика «БюроБюро», директор по маркетингу компании «ДоДо Пицца» Михаил Чернышев, генеральный директор Httpool Russia Сергей Доведов и директор по маркетингу Httpool Russia Евгений Козлов. Евгения Белотелова, на тот момент находившаяся в структуре фонда «Друзья» и собравшая совет, после того, как покинула фонд в начале 2019 года, также вошла в состав менторов проекта. Ежеквартально совет организовывал стратегические сессии, чтобы провести ревизию выполненных заданий, проработать возникшие вопросы, разобрать и проанализировать ошибки, построить планы по их устранению.

Таким образом, совместными усилиями команды проекта ProCharity и партнеров проекта, а также других команд, которые помогают благотворительным организациям в области pro bono, удалось поднять профессионализм фондов в вопросах цифровых коммуникаций и диджитал на новый уровень. НКО не только научились работать с интеллектуальными волонтерами, но и совместно с командой проекта стимулировали рост потребности в их услугах, научились структурировать свою деятельность и распределять административные и волонтерские ресурсы, исходя из потребностей и задач команды в настоящий момент. Другими словами, фонды стали чаще и смелее делегировать задания волонтерам, а те в свою очередь стали быстрее, ответственнее и качественнее выполнять свою работу.

Спустя полтора года модель интеллектуального волонтерства, выстроенная командой фонда, партнерами и подрядчиками, и сам проект ProCharity оказались готовы к масштабированию. На платформу проекта приходят все больше новых НКО, в том числе региональных, еще больше профессиональных исполнителей, а также компаний-доноров и компаний-партнеров, которые помогают развитию проекта.

Экспертиза дороже денег: почему фонду лучше помогать делами, если есть возможность

Чтобы фонд мог успешно выполнять свою основную миссию, а именно оказывать адресную и системную помощь подопечным и нуждающимся, ему не обойтись без широкого арсенала диджитал-инструментов. Все, начиная от постов в социальных сетях и заканчивая фирменным стилем, напрямую влияет на то, скольким людям будет оказана помощь. В кризисные времена интеллектуальное волонтерство особенно важно, потому что фонды, как и многие другие компании, сокращают затраты в первую очередь на непрофильную деятельность — например, дизайн, маркетинговые активности или IT.

Математика проста: один специалист, который поделится экспертизой, может помочь фонду привлечь десятки и даже сотни пожертвований, в том числе от крупных владельцев капитала и филантропов.

Сейчас больше всего заданий НКО размещают в следующих сегментах: веб-разработка и мобильная разработка, дизайн и верстка, маркетинг и коммуникации. В условиях всеобщей экстренной цифровизации, которая не обходит стороной и НКО, есть основания полагать, что количество подобных заданий будет только расти. Высококвалифицированные дизайнеры и разработчики стоят дорого, поэтому у НКО часто не остается вариантов, кроме как искать экспертов, готовых сотрудничать pro bono.

Данные исследования фонда «Друзья»

На платформе ProCharity зарегистрироваться в качестве волонтера может каждый, ведь задания бывают разного уровня сложности: некоторые требуют специальных компетенций, другие — только времени и желания помочь. Оценить сложность можно благодаря маркировке в виде количества кристаллов (от 1 до 5). Кроме того, в ТЗ указываются сроки, желаемый результат, референсы и требования к качеству. Вместе с тем, модерация волонтеров — также необходимый этап работы платформы, ведь ProCharity была создана, чтобы удовлетворять потребности НКО именно на высоком профессиональном уровне и потому должна гарантировать компетентность потенциальных исполнителей заданий. Качество навыков и уровень знаний каждого волонтера проверяется на стороне проектной команды фонда «Друзья» клиентским менеджером на основании информации и документов, которые волонтер размещает в личном кабинете при регистрации.

После регистрации и последующей модерации волонтерам становится доступен весь пул заданий, их можно фильтровать по сфере деятельности, уровню сложности и другим аспектам. Впоследствии умная система будет сама предлагать релевантные проекты. После того, как подходящее задание найдено, волонтер предлагает свои услуги. На одно задание могут откликнуться несколько волонтеров, и фонд будет решать, с кем из специалистов он продолжит сотрудничество. После выполнения задания исполнитель получает оценку, которая формирует его рейтинг на платформе.

Задания можно выбрать по направлениям, призовым баллам и городу

Сейчас НКО выбирают волонтеров, опираясь на несколько критериев. Естественно, смотрят на рейтинг, однако важную роль играет опыт работы и личная мотивация. Рейтинг — это в первую очередь возможность защитить фонды от недобросовестных подрядчиков, которые систематически нарушают требования или, например, без уважительной причины срывают сроки. Интеллектуальное волонтерство — не место для халявщиков, ведь в конечном итоге, на кону жизни людей.

Но на самом деле, такая ситуация — редкость, потому что интеллектуальным волонтерством занимаются в основном осознанные специалисты, мотивированные качественно делать проекты, ищущие дополнительные смыслы в своей профессиональной деятельности. Важно, что ими движет не только желание сделать мир лучше и принести пользу, но и стремление к самореализации. Фондам нужны смелые и креативные решения, поэтому интеллектуальное волонтерство — хороший способ раскрыть свой творческий потенциал и добавить яркий проект в портфолио.

Если вы начинающий специалист, работа с фондами может стать отличным стартом для карьеры. Главное, не переоценивайте свои силы и беритесь за проекты, которые вам по плечу.

Тем не менее в дополнение к этому команда ProCharity разработала систему дополнительной мотивации, которая стимулирует волонтеров уделять больше внимания благотворительности, привлекает на первичном этапе знакомства с интеллектуальным волонтерством как новым направлением помощи и поддерживает мотивацию помогать на регулярной основе. За выполненные заданий платформа предлагает небольшие поощрительные бонусы и подарки от компаний-партнеров, от книг до билетов в Большой театр или в Париж, в зависимости от объемов выполненной работы. В 2019 году фонд «Друзья» впервые провел премию интеллектуального волонтерства, на которой наградил самых активных участников платформы ProCharity по итогам года. А в 2020 этот опыт уже стал доброй традицией, и фирменные статуэтки из рук председателя попечительского совета фонда «Друзья» Ивана Урганта получили новые участники проекта, внесшие наибольший вклад в развитие движения за год.

Премия платформы интеллектуального волонтерства ProCharity

Хорошие дела — не только плюсик в карму

Развитию интеллектуального волонтерства способствуют и крупные корпорации, ведь причин стимулировать своих сотрудников участвовать в благотворительности много. Во-первых, это развивает soft skills и hard skills, а во-вторых, положительно сказывается на HR-бренде и помогает компании привлекать лучших кандидатов.

Преимущества есть, если посмотреть на ситуацию и с другой стороны: согласно исследованию, большинство рекрутеров предпочтут кандидата с опытом интеллектуального волонтерства, также многие склонны пропустить недостатки резюме, если в нем есть упоминание интеллектуального волонтерства. Сейчас с платформой ProCharity и фондом «Друзья» сотрудничают такие бренды, как «Билайн», KPMG, «Альфа-Банк», «Сибур». Для компаний партнерство с ProCharity является современным и технологичным направлением КСО (корпоративной социальной ответственности), а для формирующейся индустрии благотворительности платформа служит мостиком в корпоративный мир и неравнодушное профессиональное сообщество из бизнес-среды.

Должен предупредить вас напоследок: будьте осторожны, интеллектуальное волонтерство затягивает. Часть команды, которая стояла у истоков проекта ProCharity, так глубоко погрузилась в индустрию благотворительности, что решила остаться в ней надолго. Все кончилось созданием Philgood — компании, которая ставит своей целью заботу о благотворительности и повышение качества реализации социально значимых проектов.

0
2 комментария
Юлия Калугина

Классно, что интеллектуальное волонтерство развивается и в России!

Ответить
Развернуть ветку
Viktoria Vyakhoreva

а вот подборка в тему: http://benefitofvolunteering.com/best-volunteering-platforms/

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null