Don't stop the party: как event-индустрия адаптируется к кризису
2020 год стал испытанием для бизнеса по всему миру: десятки тысяч компаний закрылись или находятся в кризисе. Весной и летом резко упал спрос на ряд товаров и услуг, закрылись предприятия и розничные магазины, а люди оказались буквально заперты дома. Пандемия, несомненно, нанесла ущерб экономике, но она же подтолкнула компании переключиться на новую бизнес-модель. Антон Зима, генеральный директор ивент-агентства Advanza, рассказал, чему научил карантин индустрию мероприятий и какими должны стать современные ивенты.
Время обновления
Мероприятиям, конечно, пришлось непросто.
Катастрофическими последствиями обернулась отмена выставки Mobile World Congress, которую планировали провести в феврале в Барселоне: ущерб составил около $480 миллионов. Не менее впечатляющие потери понесли организаторы конференции SXSW (Остин, США) – $350 миллионов. В прошлом году эту выставку посетило около 280 тысяч человек, но в 2020 все эти люди сидели по домам в строгой самоизоляции. Однако для индустрии ивентов самоизоляция может стать шансом к обновлению и внедрению новейших технологических инструментов.
На самом деле миграция в онлайн началась еще до пандемии, но именно карантин стал дополнительным стимулом для развития отрасли в этом направлении. Сервисы, связанные с онлайн-коммуникацией, сейчас, наоборот, на пике роста. Так, например, Zoom за последний квартал заработал больше, чем за весь 2019 год, а спрос на виртуальные ивенты вырос на 1000%.
В то же время набирает обороты индустрия специализированных платформ для проведения виртуальных мероприятий. И такие платформы по функционалу и опыту использования отличаются от Zoom, напоминая скорее видеоигру, чем привычную онлайн-трансляцию. Одна из таких платформ в США провела уже 52 000 мероприятий с начала локдауна и бизнес продолжает расти. Поэтому можно предположить, что после окончательного завершения международной самоизоляции мы увидим расцвет смешанного типа мероприятий: оффлайн-формат соседствует с виртуальной реальностью, а возможности по расширению аудитории участников практически бесконечны.
Виртуальные миры с реальными возможностями
Прямые эфиры, активное использование социальных сетей и другие технологии уже успели стать привычной частью ивентов по всему миру. В прошлом году, например, студенты Central Saint Martins на Лондонской неделе моды использовали инструменты AR, чтобы добавить в показ анимированные элементы, – яркий пример мероприятия в “смешанной” реальности. Но по-настоящему революционным (а в условиях самоизоляции – еще и практичным) технологическим шагом в развитии индустрии стало использование специализированных платформ для проведения мероприятий в онлайне.
Участники такого мероприятия погружаются в виртуальную среду, заменяющей физическую локацию. На платформе ивента они могут взаимодействовать с другими пользователями, которые представлены в виде аватаров, свободно перемещающихся по пространству мероприятия, смотреть трансляции выступлений или записанные видео, скачивать материалы и обмениваться сообщениями. Такой формат обеспечивает высокий уровень вовлеченности каждого зрителя, а также позволяет организаторам подробно анализировать данные об участниках (чего сложно добиться в офлайне).
Вот лишь некоторые из преимуществ виртуальных мероприятий:
- возможность собирать и анализировать данные об участниках;
- возможность масштабировать ивент под любую аудиторию по всему миру – в интернете вы не ограничены размером площадки;
- независимость от внешних условий;
- на большинстве платформ можно сохранить весь контент мероприятия (выступления спикеров, презентации и т.п.) на площадке – он будет доступен к скачиванию всем участникам
В мире уже существует несколько десятков платформ для организации онлайн-мероприятий. Некоторые из них предназначены, в первую очередь, для крупных конференций, саммитов и выставок, другие лучше подойдут для небольших митапов, офисных совещаний или даже ежедневной удаленной работы распределенных команд.
Например, американская платформа VirBELA позволяет полностью перевести работу компании (или учебу в университете) в виртуальный кампус – что особенно актуально в пандемию. Формат этой платформы немного напоминает онлайн-игру: вы можете выбрать себе анимированного персонажа и, управляя им, исследовать виртуальное пространство. В нем можно устраивать совещания, лекции или же просто общаться с коллегами.
Похожую платформу Advanza запускает и в России – сервис называется Areena. Там также можно выбрать кастомизированного аватара-персонажа, который будет заменять вас на экране во время онлайн-мероприятия. Только если VirBELA нацелена, прежде всего, на офисную работу и сферу образования, Areena больше подойдет для организации выставок, конференций, шоурумов и митапов, так как располагает широким функционалом для прямых трансляций и презентаций. С помощью платформы можно создавать брендированные виртуальные миры.
Выход в новое поле
Вместе с преимуществами онлайн-мероприятий нельзя не отметить и новые вызовы, с которыми предстоит столкнуться организаторам таких ивентов. Во-первых, мигрируя в интернет, мероприятиям придется конкурировать не только друг с другом, но и с другими платформами: социальными сетями, мессенджерами и т.д. Все они постоянно сражаются за внимание пользователей, отправляя им уведомления и презентуя новые инструменты. Чтобы удержать внимание участника ивента, придется не отставать в изобретательности и креативности. Эта проблема – одна из причин, по которой платформы для виртуальных мероприятий располагают элементами геймификации. Если человеку станет скучно на офлайн-конференции, он выпьет кофе, может отдохнет полчаса, но вряд ли поедет домой. Если же устанет пользователь онлайн-ивента – он просто захлопнет ноутбук. За последние полгода мы все уже немного устали от обычных видеозвонков и презентаций – нам нужны новые гибкие инструменты.
Оглядываясь на месяцы самоизоляции, можно уверенно сказать, что индустрия мероприятий будет только развиваться дальше. Да, пандемия нанесла огромный урон отрасли, но не сломила ее.
В то же время наше отношение к реальности изменилось. Считать ли разговор по видеосвязи личным общением? Можно ли сказать, что онлайн-концерт, где музыкант в прямом эфире отвечает зрителям, – настоящий концерт? С растущей индустрией онлайн-ивентов эта грань будет неизбежно размываться.