Циклы развития рынков - в какой момент появляются "Единороги"?

Ваш продукт существует не в вакууме и никогда не оторван от окружающей бизнес среды. И эта самая бизнес среда - очень подвижна и непостоянна. Однако, всегда есть законы развития этой среды. Зная эти законы, вы будете понимать как строить go-to-market стратегии или стратегии развития своего продукта.

Именно в понимании этих законов и помогает теория зрелости или цикличности рынков.

Как правило, цикл такой:

1 этап.

Новые технологии или бизнес-модели дисраптнули старый, давно существующий рынок и зародили новый «Молодой рынок».

Дисрапция - изменения правил игры и расстановки сил на рынке, за счет появления новых игроков, использующих новые технологии или бизнес-модели

Новые технологии или бизнес-модели сделали доступными новые продукты или типы услуг.

- Компаний-гигантов еще нет, начинающих игроков довольно много, они появляются постоянно.

- На эти рынки начинают стекаться первые pre-seed и seed инвестиции.

- Количество потребителей пока невелико, но постоянно стремительно растет.

Заходить следует с быстрых проверок, но придется “учить” аудиторию, которая еще не имела дела с похожими продуктами. С ЦА определиться сложно, возможно необходимо искать среди non-consumers смежных рынков.

Конкуренты не важны и равняться на них не нужно. Вы создаете что-то новое просто продолжайте делать это наилучшим образом. Вырасти можно и без внушительных стартовых затрат.

Важно успеть до перехода рынка на вторую стадию. Всегда сложно сказать какой рынок сейчас находится на этой стадии, но если поймать волну, можно хорошо заработать. Некоторое время назад были разговоры о том, что VR – это основа для нового дисраптивного рынка, сейчас есть сомнения на этот счет. Возможно, сейчас банковская среда имеет потенциал к зарождению некоего рода новых рынков.

2 этап.

“Зрелый рынок”.

Тут горячо: начинают появляться лидеры, их пока немного и отрыв невелик.

- Много маленьких компаний, инвестиции льются рекой, клиентов уже много, денег много, продукты понятны.

Выходить на рынок нужно не без оглядки на конкурентов – ваш продукт не нов, пользователь уже знает, чего ожидать.

Стратегия продажи должна меняться от обучающей (как на молодом рынке) к сравнительной – почему купить нужно именно ваш, а не чужой аналогичный. Преимуществом может оказаться как цена или качество, так и простота доставки до юзера.

Вероятнее всего, начать без денег не получится или будет очень сложно. Зато если справитесь - то какую-то долю рынка точно получите – почва в этот момент благодатная.

Пример: рынок shared products: каршеринги, самокат-шеринги, коливинги, в какой-то степени групповые закупки. Здесь сейчас хорошо, денежно и “всем нужно”. Очень интересно посмотреть, куда в итоге выльется эта движуха.

Цикл развития рынка

3 этап.

“Стареющий рынок”.

Здесь есть крупные гиперлидеры.

Скорее всего, вам не влезть на этот рынок в сейчас и в данной конфигурации. Есть компании, собравшие гигантское количество клиентов и денег на прошлой стадии, и теперь они просто заливают деньгами платные каналы, демпингуют цены в расчете на одного юзера (как непобедимые закупочные мощности крупных ритейл сетей в оффлайне).

Как правило, их продукт более функционален, чем начинающий бизнес сможет сделать за десятилетие.

Пример – тревел индустрия. Есть гигантские агрегаторы типа букинга или airbnb, есть метапоисковики вроде aviasales и тд. Если вы сейчас откроете онлайн-тревел-агентство (неважно, какого характера – экскурсии, отели, авиабилеты, концерты и т.д.), то цена за рекламный клик в гугле у вас будет очень высока.

И в то же время наличие крупных лидеров, как правило, играет на руку нишевым бизнесам, формула прибыли которых не конфликтует с лидерскими. Тот же самый букинг является каналом привлечения и в некотором роде управляющей платформой (прослойка между бизнесом и клиентом, выполняющая часть операционных процессов и берущая часть рисков на себя).

Aviasales имеют travelpayouts — аффилятскую программу, помогающую монетизировать любой тревел-ресурс. “Впечатления” на airbnb помогают вести бизнес гидам и маленьким event-бизнесам по всему миру.

Выполнять нишевую функцию на таких рынках можно очень успешно. Масштабироваться и конкурировать с большими ребятами типа aviasales нельзя.

Затем, т.к. это цикл, старый рынок должен превратиться в молодой за счет возникновения новых дисраптивных стратегий, основанных на ранее недоступных технологиях или измененных бизнес моделях.

Большинство текущих "единорогов" - в свое время как раз-таки и были дисрапторами на старых рынках:

Airbnb - дисраптор старого устоявшеговся рынка бронирования отелей и жилья для путешественников. Вышли на старый рынок, будучи маленькой компанией.

Uber - дисраптор старого рынка такси и пассажироперевозок. Частично задели рынок личных автомобилей. Основывали продукт на глубинной JTBD "Мне нужна машина через 5 минут", изменили схему получения дохода - выиграли.

Netflix - уничтожили рынок видеопроката, использовали развитие технологий и изменение паттернов поведения полльзователей.

Tesla - дисраптят рынки производства автомобилей, топливных заправок, такси и возможно еще пары смежных.

Одна из ключевых закономерностей, которая действует на любом рынке - это дисрапция. Если хотите разобраться, что это такое - приходите на вебинар "Дисрапция: как победить конкурентов и захватить рынки, используя разрушительные инновации" 19го ноября.

0
26 комментариев
Написать комментарий...
Al Sark

Без принесения в жертву девственницы единороги не появляются!

Ответить
Развернуть ветку
Bahtiyar Khuja

пока эти компании что-либо из себя стали представлять, столько было сожжено баблищща, что легкий каприз маркет-онолитегов называть это disruptive - простительная мелочь.

Только какое это имеет отношение к читателям ВС, пока не очень ясно. Лайкните коммент, если у вас ярд и я фундаментально неправ.

Ответить
Развернуть ветку
Bahtiyar Khuja

Василина, на чем вы сделали свой первый ярд? 

Ответить
Развернуть ветку
Василина Леушина
Автор

На вебинарах по дисрапции само собой)

Ответить
Развернуть ветку
Василина Леушина
Автор

Коммент лайкну, хоть у меня и не ярд, а вы и не фундаментально не правы) 
маркет-онолитики стали называть disruption закономерность. Можно так представить - у вас есть скриптик, который на при отрабатывании выдает Х, этот самый Х - и будет следующим дисраптором. Но вопрос еще и в том - к чему скриптик применяется - к определенному набору похожих друг на друга элементов, только несколько из которых волей судеб (а не деле стретегиями) попадают таки в скрипт. Смысл описывать закономерности в том, чтобы проще было выстраивать свои стратегии на старте. 
Что-то как-то еще путаннее объяснила по-моему

Ответить
Развернуть ветку
Bahtiyar Khuja

Была замечательная книжка, лет 10 назад читал ее. Квантовая экономика, кажется, называлась. Авторы хорошо описали появление/внедрение новой технологии, но тогда еще Убера не было, так что они не учли, что бывают такие технологии, которые меняют способы ведения бизнеса кардинальным образом во многих отраслях. Их можно понять, у авторов был пример появления ДВС, паровой машины, электричества, но они не могли представить, как интернет может поменять отрасли. 

Ответить
Развернуть ветку
Василина Леушина
Автор

"Квантовая экономика" это хорошо)) 
За 10 лет много чего напроисходило - можно переосмыслить предыдущий опыт с новой позиции)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Мурзакаев

Знание этих законов поможет вам рассказать как крутые компании, стали крутыми, но это не точно)

Ответить
Развернуть ветку
Василина Леушина
Автор

Понимать, как кто-то стал крутым тоже бывает полезным) Это вроде не не точно)

Ответить
Развернуть ветку
Insaf Galiullin

Интересный контент, спасибо! )
На первом этапе крупные игроки со второго и третьего могут с легкостью перехватить инициативу 

Ответить
Развернуть ветку
Василина Леушина
Автор

Это, кстати, хорошее замечание! Действтительно, маленьких и дисраптивных крупные игроки смежных рынков уже научились вылавливать и поглощать)
Ну или реализовывать то же решение, но сразу лучше -как фейсбук со всеми конкурентами поступает

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Василина Леушина
Автор

и не говорите...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Василина Леушина
Автор

Ну вы в общем-то ничего, что шло вразрез со статьей не написали, хотя немного спутали понятия - здесь описана концепция циклов развития, и да - в какой-то момент рынок меняется, и становится "новым" как вы и написали. Но это не хаотичные процессы, а постоянно двигающиееся по одним и тем же циклам - спиралям, если хотите. 
Что касается второго вашего абзаца "простое условия - рынок растет темпами выше среднего" - все так. Только возникают вопросы - а почему он вдруг начал так расти? А почесу не все игроки стали единорогами, а только некоторые? И следует ли ждать новых доткомов или уже сейчас есть компании с потенциалам к, простите ради бога, дисрапции уже существующих рынков? 
В общем, говорите вы все в принципе правильно, но только не объясняя событий, а константируя постфактум

Ответить
Развернуть ветку
Bahtiyar Khuja

В общем, да и в частности тоже, приводимые вами примеры убера и эйрбнб - прямой результат его величества энторнета. Так бывает - приходит новая технология, и по мере/силе/глубине ее влияния на традиционные отрасли, меняется что-то в этих отраслях. Да, интернет пришел и на рынок гостиничного бизнеса хлынули миллионы домовладельцев. Да, интернет пришел и на рынок прилетели десятки миллионов киргизов-таджиков-узбеков, простите, таксистов. Что кардинально изменилось-то в их потреблении? В образе жизни? Ни та, ни другая компания не создала ничего нового. Они просто из шахмат сделали шашки и радуются. Шеринг, понимаете ли, иканомика. 

Тесла - до Теслы тоже были электромобили. Что там еще из примеров?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Bahtiyar Khuja

Это советские люди в магаз за хлебом не ездили, все остальные ездили. 

А если серьезно, дискуссия не про термины, надеюсь. Я лично общественного блага от убера с эйрбнб не вижу. Может, вы видите? Расскажите, пожалуйста. 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Одному человеку, точно благо стало

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Al Sark

Навязанный, совершенно никому не нужный продукт, который только загрязняет окружающую среду. Маркетологов следует убивать при появлении.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
LA FLAME

Очень интересно..
Так функционируем МЫ
Дисрапция это Феникс ,он сгорает и перерождается 
Следовательно МИР это наше биологическое тело, а процессы проистекающие в нем, есть психологическая трансформация

Ответить
Развернуть ветку
Василина Леушина
Автор

Самый метафизический коммент за всю историю моего постинга)

Ответить
Развернуть ветку
LA FLAME

 скидку тогда бы  -50% )
я бы записался)

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Раскрывать всегда