Как найти деньги на создание успешного онлайн-курса

Методология успеха на примере онлайн-обучения в бьюти-сфере

У профессионала сферы красоты есть два очевидных варианта повышения дохода: увеличить стоимость услуг или успевать брать больше клиентов.

Повышать ценник можно и даже нужно: когда растёт ваш профессионализм, должна расти и цена за услуги. Но невозможно это делать бесконечно. Точнее, расти бесконечно можно. А вот повышать цену до бесконечности трудно.

С увеличением количества клиентов примерно та же история: работать без перерывов и выходных в принципе можно. Но не нужно.

Современный и безболезненный выход из этой ситуации — передавать свои знания другим людям. Записав онлайн-курс один раз, можно продавать его сотням и тысячам людей.

Но преподавание подходит не всем. Во-первых, у вас должна быть какая-никакая экспертность. Чтобы было, чему учить. Важны и личные качества. Если вам нравится делиться опытом, рассказывать и объяснять, вас не раздражает общение с людьми и ответы на их вопросы — попробовать можно. Вам самому должно нравиться учиться, ведь нельзя передавать какие-то старые и неактуальные знания. Ну и стоит здраво оценить свою харизму, энергичность и другие привлекательные для слушателей качества.

Выбираем площадку

В 2016 году бьюти-преподаватели выбирали для занятий приложение Periscope и проводили там закрытые трансляции за деньги. Сегодня же сервис почивает на заслуженном отдыхе где-то вместе с форумами, «аськой» и «Ответами Mail.Ru». Серьёзное обучение происходит в других местах.

Если преподаватель хочет только протестировать курс, понять, как реагирует аудитория и вообще не уверен в великих продажах, можно начать с социальных сетей. Закрытые сообщества в Инстаграм — совершенно нормальная практика для первых курсов. Интерфейс Инстаграма интуитивно понятен и ученикам и преподавателям. Разобраться, как попасть на занятие, как пересмотреть лекцию, будет легко. Также в период пандемии популярным стали занятия в Zoom и Google Meet. В них удобно вести живые трансляции и получать моментальную обратную связь от аудитории.

Единственный момент и соцсетей и подобных приложений — вопрос солидности. В суровых реалиях бизнеса платежи на карту и проверка домашних работ в Telegram или WhatsApp выглядят немного по-дилетантски. Но если вы действуете в одиночку, то вариант вполне работающий.

Если бюджеты и амбиции позволяют, стоит присмотреться к специализированным площадкам для онлайн-курсов: Getcourse, Meleton, Eduardo, Антитренинги и другим. Такие платформы — венец эволюции дистанционного обучения. Они дают возможность полноценно учиться. От вас зависит только качество записанных уроков и оперативность ответов ученикам. Всё остальное площадки берут на себя.

Многие площадки включают в себя и CRM, а значит на них удобно работать с базой: звонить, переписываться, отслеживать историю заказов и оплат, создавать и отправлять email-рассылки.

Стоимость пользования платформой зависит от разных факторов: где-то — от количества активных учеников и данных, которые планируете хранить, где-то — это фиксированный процент от оборота и банковских транзакций.

Цены начинаются от 990 рублей за месяц и заканчиваются шестизначными числами. Почти везде есть бесплатный тестовый период с полным функционалом.

Инвестиции и команда

Напрашивается логичный вопрос — где на всё это взять деньги. В инфобизнесе популярен принцип предпродажи: курс сначала продаётся, а только потом записывается. Схема такая: вы проводите бесплатный вебинар, на котором анонсируется курс, заинтересованные пользователи покупают доступ, и эти средства идут на производство.

Сколько понадобится денег? Зависит от ваших амбиций и универсальности. Можно снять приличный курс на телефон и самостоятельно его смонтировать. А можно арендовать профессиональную студию (в Москве — около 4000 рублей/час) и отдать на монтаж (около 2000 рублей за сорокаминутный ролик).

Технические вопросы легко решаются, если работать в сотрудничестве с продюсером курсов. Он берёт на себя все задачи, связанные с запуском курса и продвижением. Вам остаётся только выступить в качестве эксперта. Прибыль, как правило, делится в процентном соотношении. Какой-то продюсер отдаёт преподавателю 30%, а какой-то и все 50%.

Если хочется большей независимости, то стоит собрать свою команду. Руководитель проекта изучает нишу и спрос, разрабатывает стратегию развития проекта и определяет цены. Маркетолог занимается всем, что связано с продвижением: социальные сети, работа с пабликами и блогерами, реклама и таргет. Неплохо бы иметь и менеджера по продажам, который целиком возьмет на себя работу с клиентами, ответы на комментарии и звонки. Видео Производством занимаются видеограф, оператор вебинаров и монтажер.

Как запустить и откуда брать учеников?

Когда курс готов, нужно заявить о нём миру. Привлекать учеников эффективнее всего через социальные сети и email-рассылки.

Если вы решили работать через специальную платформу, то, как правило, она уже включает в себя так называемые CRM-системы — возможность взаимодействовать с клиентами, в том числе через рассылки.

А вот начать работать с подписчиками в социальных сетях гораздо проще.

Если вы позиционируете себя как эксперт, и уже имеете какой-то вес в своей нише в Instagram, у вас наверняка есть группа фанатов, которые наблюдают за вашим творчеством и просто лояльно настроены. Они и будут первыми людьми, которым потенциально интересен ваш курс.

В инфобизнесе, как правило, продаётся спикер, а не продукт. Спикер должен нравиться. Даже если человеку очень важна тема, которую он собирается изучить, но нет симпатии к преподавателю, учиться будет трудно.

Анастасия Лукша, Основатель онлайн-школы Nails Pro Academy

В социальных сетях работать можно с уже имеющейся аудиторией, со своими подписчиками, а можно (и нужно) привлекать новую.

Макро-инфлюенсеру (блогеру с аудиторией от 100 000 подписчиков) достаточно начать стандартную кампанию по запуску курса, чтобы собрать необходимое количество учеников. Процесс обычно выглядит так: подготовка, «прогрев», запуск.

Первый этап включает в себя создание страницы курса (на платформе или в соцсетях) и подключении системы приёма оплат. Популярные варианты — Яндекс Касса, Robokassa, PayAnyWay, PayPal.

Прогрев аудитории — это постепенное привлечение внимания к своему продукту, завоевание расположения людей. Нужно подготовить какой-то подводящий к продаже бесплатный контент: посты, сториз.

Анастасия Лукша рассказала, как это выглядит на практике:

— Однажды мы проводили интенсив по работе стекловолокном. Это такой материал для укрепления и наращивания ногтей. Сначала мы разместили сториз, где показали работу этим волокном и спросили у подписчиков, знают ли они, что это такое. Тогда это не было сильно популярной техникой. Люди задавали вопросы, мы вместе беседовали и рассуждали. Таким образом они постепенно заинтересовались техникой. Через какое-то время мы выложили информацию о предстоящем вебинаре, показали работы, сделанные с помощью стекловолокна. К тому моменту аудитория уже была очень заинтересована новым материалом, и многие хотели научиться. Набрали 320 человек за 5 дней.

Начинать «прогревать» нужно в срок от одного дня до двух недель до старта мероприятия.

А вот эксперту с гораздо меньшей аудиторией нужно быть готовому к рекламным вложениям. Всё ещё хорошую отдачу в привлечении учеников даёт таргет. Эту задачу лучше сразу отдать на аутсорс. Можно попробовать и рекламу у блогеров со смежной аудиторией.

Защита интеллектуальной собственности

Воровство в сфере информационного бизнеса — это уже практически данность. Всё, что попадает в сферу онлайн, можно украсть. Основатель онлайн-школы Nails Pro Academy призывает относиться к пиратству философски:

Я не думаю, что стоит слишком драматизировать, если твой курс кто-то скопировал. Вместо того, чтобы тратить время и деньги на юристов и расследования, потратить силы на актуализацию своего продукта, сделай его более классным, вложись в него. Опять же, как только ты заявляешь открыто, что курс у тебя украли и перепродают где-то за копейки, часть аудитории уйдёт к пиратам, просто потому что у них дешевле.

От воровства контента может защитить вот что.

Первое — это размещение курса на специализированной площадке. Скачивать с платформ для онлайн-обучения с каждым годом становится всё сложнее. Разработчики об этом заботятся. А вот сохранять прямые эфиры и видео из социальных сетей научились уже многие. Поэтому если вас заботит вопрос защиты данных, то очевидно, что от Инстаграма нужно постепенно отказываться и переходить на более профессиональные площадки.

Второй момент, который сделает воровство бесполезным: ценность курса должна быть не только в записанном материале.

— Ценность наших курсов — в проверке домашних заданий, в обратной связи. Посмотреть видео, как наращивать ногти, можно и на YouTube бесплатно хоть сейчас. Но этого недостаточно. Нужно, чтобы именно твою ошибку рассмотрели и сказали, как сделать правильно. Только тогда можно чему-то научиться.

Третье — попробуйте сказать в начале видео о том, что любое незаконное копирование и распространение материалов преследуется по закону. Кого-то это действительно может остановить.

Конкуренты

Когда в онлайн перешли, кажется, уже все, сложно выделиться среди конкурентов. Интересные результаты может дать выход на международный рынок. Причём, как утверждает Анастасия Лукша, обучать людей в Европе и США можно параллельно с преподаванием для российской аудитории. То есть не нужно ждать, когда твоя школа полностью захватить российский рынок. Двигаться можно одновременно.

Конкуренции на международном рынке сейчас практически нет. А потребность в хороших школах есть. Ну и потом это просто отличная возможность роста.

Но есть несколько нюансов. Во-первых, нужно хорошо изучить запросы учеников той страны, в которой вы хотите преподавать. Например, в США более востребованы наращивание и дизайн ногтей, а вот чисто делать маникюр мастера почему-то не хотят учиться.

Поэтому эксперт или продюсер должны понимать, что обычная калька с русских курсов в этом случае не подойдёт. Уроки придётся пересмотреть: что-то доснять, что-то убрать.

Во-вторых, нужно учитывать менталитет аудитории.

Сначала я делала всё точно так же, как в России, но это не работало. Со временем я стала понимать, чем отличаются западные ученики от наших: они не привыкли учиться долго, не привыкли к большим объемам информации. И эти детали должны отражаться на уроках. Их нужно делать более простыми, не такими загруженными информацией, разбивать на более мелкие. Также нужно учитывать материалы, которыми будут работать ученики. Нужно показывать работу на гелях и лаках, которые они легко смогут найти в своей стране.

Анастасия Лукша, Основатель онлайн-школы Nails Pro Academy

В-третьих, цены. Ценовая политика на курсы в разных странах разная. Со сферой бьюти всё особенно непонятно: из-за отсутствия аналогичных курсов сложно определить, какая цена будет приемлемой. Нужно тестировать и пробовать. Иначе не узнать.

Возможностей для развития красивого бизнеса онлайн много. Самостоятельно или в команде, с большими затратами или на голом энтузиазме — здесь всё зависит от вас. Особенно стоит обратить внимание на дистанционку сейчас, когда учёные предсказывают вторую волну пандемии, и, вероятно, нам всем снова придётся на какое-то время закрыться дома.

Не стоит бояться и большой конкуренции: курс с качественным и эксклюзивным контентом, который приносит реальную пользу ученикам, всегда будет в топе.

0
1 комментарий
Варвара Графова

А как отличить хороший курс от плохого? Было бы интересно, если бы в статье рассказали. А то очень много курсов сейчас.

И спасибо за советы.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда