Как найти деньги на создание успешного онлайн-курса
Методология успеха на примере онлайн-обучения в бьюти-сфере
У профессионала сферы красоты есть два очевидных варианта повышения дохода: увеличить стоимость услуг или успевать брать больше клиентов.
Повышать ценник можно и даже нужно: когда растёт ваш профессионализм, должна расти и цена за услуги. Но невозможно это делать бесконечно. Точнее, расти бесконечно можно. А вот повышать цену до бесконечности трудно.
С увеличением количества клиентов примерно та же история: работать без перерывов и выходных в принципе можно. Но не нужно.
Современный и безболезненный выход из этой ситуации — передавать свои знания другим людям. Записав онлайн-курс один раз, можно продавать его сотням и тысячам людей.
Но преподавание подходит не всем. Во-первых, у вас должна быть какая-никакая экспертность. Чтобы было, чему учить. Важны и личные качества. Если вам нравится делиться опытом, рассказывать и объяснять, вас не раздражает общение с людьми и ответы на их вопросы — попробовать можно. Вам самому должно нравиться учиться, ведь нельзя передавать какие-то старые и неактуальные знания. Ну и стоит здраво оценить свою харизму, энергичность и другие привлекательные для слушателей качества.
Выбираем площадку
В 2016 году бьюти-преподаватели выбирали для занятий приложение Periscope и проводили там закрытые трансляции за деньги. Сегодня же сервис почивает на заслуженном отдыхе где-то вместе с форумами, «аськой» и «Ответами Mail.Ru». Серьёзное обучение происходит в других местах.
Если преподаватель хочет только протестировать курс, понять, как реагирует аудитория и вообще не уверен в великих продажах, можно начать с социальных сетей. Закрытые сообщества в Инстаграм — совершенно нормальная практика для первых курсов. Интерфейс Инстаграма интуитивно понятен и ученикам и преподавателям. Разобраться, как попасть на занятие, как пересмотреть лекцию, будет легко. Также в период пандемии популярным стали занятия в Zoom и Google Meet. В них удобно вести живые трансляции и получать моментальную обратную связь от аудитории.
Единственный момент и соцсетей и подобных приложений — вопрос солидности. В суровых реалиях бизнеса платежи на карту и проверка домашних работ в Telegram или WhatsApp выглядят немного по-дилетантски. Но если вы действуете в одиночку, то вариант вполне работающий.
Если бюджеты и амбиции позволяют, стоит присмотреться к специализированным площадкам для онлайн-курсов: Getcourse, Meleton, Eduardo, Антитренинги и другим. Такие платформы — венец эволюции дистанционного обучения. Они дают возможность полноценно учиться. От вас зависит только качество записанных уроков и оперативность ответов ученикам. Всё остальное площадки берут на себя.
Многие площадки включают в себя и CRM, а значит на них удобно работать с базой: звонить, переписываться, отслеживать историю заказов и оплат, создавать и отправлять email-рассылки.
Стоимость пользования платформой зависит от разных факторов: где-то — от количества активных учеников и данных, которые планируете хранить, где-то — это фиксированный процент от оборота и банковских транзакций.
Цены начинаются от 990 рублей за месяц и заканчиваются шестизначными числами. Почти везде есть бесплатный тестовый период с полным функционалом.
Инвестиции и команда
Напрашивается логичный вопрос — где на всё это взять деньги. В инфобизнесе популярен принцип предпродажи: курс сначала продаётся, а только потом записывается. Схема такая: вы проводите бесплатный вебинар, на котором анонсируется курс, заинтересованные пользователи покупают доступ, и эти средства идут на производство.
Сколько понадобится денег? Зависит от ваших амбиций и универсальности. Можно снять приличный курс на телефон и самостоятельно его смонтировать. А можно арендовать профессиональную студию (в Москве — около 4000 рублей/час) и отдать на монтаж (около 2000 рублей за сорокаминутный ролик).
Технические вопросы легко решаются, если работать в сотрудничестве с продюсером курсов. Он берёт на себя все задачи, связанные с запуском курса и продвижением. Вам остаётся только выступить в качестве эксперта. Прибыль, как правило, делится в процентном соотношении. Какой-то продюсер отдаёт преподавателю 30%, а какой-то и все 50%.
Если хочется большей независимости, то стоит собрать свою команду. Руководитель проекта изучает нишу и спрос, разрабатывает стратегию развития проекта и определяет цены. Маркетолог занимается всем, что связано с продвижением: социальные сети, работа с пабликами и блогерами, реклама и таргет. Неплохо бы иметь и менеджера по продажам, который целиком возьмет на себя работу с клиентами, ответы на комментарии и звонки. Видео Производством занимаются видеограф, оператор вебинаров и монтажер.
Как запустить и откуда брать учеников?
Когда курс готов, нужно заявить о нём миру. Привлекать учеников эффективнее всего через социальные сети и email-рассылки.
Если вы решили работать через специальную платформу, то, как правило, она уже включает в себя так называемые CRM-системы — возможность взаимодействовать с клиентами, в том числе через рассылки.
А вот начать работать с подписчиками в социальных сетях гораздо проще.
Если вы позиционируете себя как эксперт, и уже имеете какой-то вес в своей нише в Instagram, у вас наверняка есть группа фанатов, которые наблюдают за вашим творчеством и просто лояльно настроены. Они и будут первыми людьми, которым потенциально интересен ваш курс.
В социальных сетях работать можно с уже имеющейся аудиторией, со своими подписчиками, а можно (и нужно) привлекать новую.
Макро-инфлюенсеру (блогеру с аудиторией от 100 000 подписчиков) достаточно начать стандартную кампанию по запуску курса, чтобы собрать необходимое количество учеников. Процесс обычно выглядит так: подготовка, «прогрев», запуск.
Первый этап включает в себя создание страницы курса (на платформе или в соцсетях) и подключении системы приёма оплат. Популярные варианты — Яндекс Касса, Robokassa, PayAnyWay, PayPal.
Прогрев аудитории — это постепенное привлечение внимания к своему продукту, завоевание расположения людей. Нужно подготовить какой-то подводящий к продаже бесплатный контент: посты, сториз.
Анастасия Лукша рассказала, как это выглядит на практике:
— Однажды мы проводили интенсив по работе стекловолокном. Это такой материал для укрепления и наращивания ногтей. Сначала мы разместили сториз, где показали работу этим волокном и спросили у подписчиков, знают ли они, что это такое. Тогда это не было сильно популярной техникой. Люди задавали вопросы, мы вместе беседовали и рассуждали. Таким образом они постепенно заинтересовались техникой. Через какое-то время мы выложили информацию о предстоящем вебинаре, показали работы, сделанные с помощью стекловолокна. К тому моменту аудитория уже была очень заинтересована новым материалом, и многие хотели научиться. Набрали 320 человек за 5 дней.
Начинать «прогревать» нужно в срок от одного дня до двух недель до старта мероприятия.
А вот эксперту с гораздо меньшей аудиторией нужно быть готовому к рекламным вложениям. Всё ещё хорошую отдачу в привлечении учеников даёт таргет. Эту задачу лучше сразу отдать на аутсорс. Можно попробовать и рекламу у блогеров со смежной аудиторией.
Защита интеллектуальной собственности
Воровство в сфере информационного бизнеса — это уже практически данность. Всё, что попадает в сферу онлайн, можно украсть. Основатель онлайн-школы Nails Pro Academy призывает относиться к пиратству философски:
От воровства контента может защитить вот что.
Первое — это размещение курса на специализированной площадке. Скачивать с платформ для онлайн-обучения с каждым годом становится всё сложнее. Разработчики об этом заботятся. А вот сохранять прямые эфиры и видео из социальных сетей научились уже многие. Поэтому если вас заботит вопрос защиты данных, то очевидно, что от Инстаграма нужно постепенно отказываться и переходить на более профессиональные площадки.
Второй момент, который сделает воровство бесполезным: ценность курса должна быть не только в записанном материале.
— Ценность наших курсов — в проверке домашних заданий, в обратной связи. Посмотреть видео, как наращивать ногти, можно и на YouTube бесплатно хоть сейчас. Но этого недостаточно. Нужно, чтобы именно твою ошибку рассмотрели и сказали, как сделать правильно. Только тогда можно чему-то научиться.
Третье — попробуйте сказать в начале видео о том, что любое незаконное копирование и распространение материалов преследуется по закону. Кого-то это действительно может остановить.
Конкуренты
Когда в онлайн перешли, кажется, уже все, сложно выделиться среди конкурентов. Интересные результаты может дать выход на международный рынок. Причём, как утверждает Анастасия Лукша, обучать людей в Европе и США можно параллельно с преподаванием для российской аудитории. То есть не нужно ждать, когда твоя школа полностью захватить российский рынок. Двигаться можно одновременно.
Конкуренции на международном рынке сейчас практически нет. А потребность в хороших школах есть. Ну и потом это просто отличная возможность роста.
Но есть несколько нюансов. Во-первых, нужно хорошо изучить запросы учеников той страны, в которой вы хотите преподавать. Например, в США более востребованы наращивание и дизайн ногтей, а вот чисто делать маникюр мастера почему-то не хотят учиться.
Поэтому эксперт или продюсер должны понимать, что обычная калька с русских курсов в этом случае не подойдёт. Уроки придётся пересмотреть: что-то доснять, что-то убрать.
Во-вторых, нужно учитывать менталитет аудитории.
В-третьих, цены. Ценовая политика на курсы в разных странах разная. Со сферой бьюти всё особенно непонятно: из-за отсутствия аналогичных курсов сложно определить, какая цена будет приемлемой. Нужно тестировать и пробовать. Иначе не узнать.
Возможностей для развития красивого бизнеса онлайн много. Самостоятельно или в команде, с большими затратами или на голом энтузиазме — здесь всё зависит от вас. Особенно стоит обратить внимание на дистанционку сейчас, когда учёные предсказывают вторую волну пандемии, и, вероятно, нам всем снова придётся на какое-то время закрыться дома.
Не стоит бояться и большой конкуренции: курс с качественным и эксклюзивным контентом, который приносит реальную пользу ученикам, всегда будет в топе.
А как отличить хороший курс от плохого? Было бы интересно, если бы в статье рассказали. А то очень много курсов сейчас.
И спасибо за советы.