Telegram-бот с выдачей уроков, ограниченным доступом и интеграцией с AmoCRM
📎 Заказчику требовалось разработать бота, который дает возможность пользователям получить доступ к трем урокам по созданию собственного короткого ролика и его продвижению. Также необходима интеграция с AmoCRM. В связи с обширностью функционала, мы подробно описали поставленные задачи в разделе «Цели и задачи».
👥Клиент и ЦА
Заказчик: блогер, продюсер Reels с многомиллионной аудиторией в социальных сетях.
ЦА: его подписчики со всех социальных сетей, заинтересованные в развитии навыков создания коротких роликов.
🎯Цели и задачи
- Создать Telegram-бота. После его запуска пользователь получает доступ к Уроку №1 только на 24 часа; после этого доступ к Уроку №1 должен быть закрыт. Всего в боте должно быть 3 урока.
- Реализовать возможность сдачи ДЗ после Урока №1 в виде текста, после Урока №2 в виде видео.
- Сделать интерфейс бота понятным, чтобы пользователь не путался и не попадал на этапы, на которых он не должен быть.
- Провести опрос из трех вопросов для пользователя перед получением доступа к Уроку №3. Первый и второй вопросы требуют выбора одного варианта ответа. В третьем вопросе можно выбрать несколько вариантов. Необходимо визуально показать пользователю, какие варианты он выбрал, и позволить завершить опрос только при выборе минимум одного варианта ответа в каждом вопросе опроса.
- После сдачи ДЗ №1 открывать Урок №2. После сдачи ДЗ №2 предлагать пройти опрос. После завершения опроса открывать Урок №3.
- Отслеживать количество пользователей, получивших доступ к каждому из уроков №1, №2 и №3; кто кликал на ссылки с уроками №1, №2, №3; кто начал проходить опрос перед Уроком №3, кто его завершил и кто ответил на вопросы опроса. Также отслеживать тех, кто нажимал кнопки сдачи ДЗ к Уроку №1 и №2, а также тех, кто сдал ДЗ №1 и №2. Определить ответственного за каждого пользователя в боте (Наставник 1, Наставник 2) и того, кто завершил мини-курс.
- После первого запуска бота пользователь должен быть случайным образом распределен между двумя Наставниками. В зависимости от этого пользователь должен видеть ссылку для связи именно с его наставником.
- Вся переписка с клиентом должна записываться в AmoCRM. После сдачи ДЗ №1 должна формироваться сделка, ответственным в которой будет тот, кто был назначен ответственным в боте после рандомного распределения. Также нужно создавать задачу «Связаться» и формировать примечание с ответом на ДЗ №1. Аналогичные действия выполняются и после Урока №2, а выбранные варианты ответа в опросе перед Уроком №3 должны сразу попадать в поля в AmoCRM. После завершения опроса должна создаваться новая задача «Связаться» для ответственного.
- Сделать 3 сообщения-напоминания о закрытии Урока №1.
- Обеспечить возможность пользователю получить доступ к уроку только один раз. Если он вводит /start повторно после получения доступа к Уроку №1, бот направляет его к наставнику.
🧩Процесс работы
1. В качестве визуального конструктора для проектирования бота был выбран Salebot. В нем есть всё, что нам нужно, включая готовую интеграцию с AmoCRM. Мы создаем бота в BotFather и переходим к реализации. Шаг с созданием схемы мы пропустили, так как заказчик хотел разработку этого бота поэтапно, а не сразу всего описанного выше.
2. Делаем так, чтобы при запуске бота пользователь был случайным образом распределен на одного из двух наставников. В зависимости от этого в сообщении пользователю будет отображаться никнейм его наставника в Telegram. Важно, что бот можно запустить только один раз, и доступ к первому уроку будет предоставлен на 24 часа. Также будет отслеживаться нажатие на кнопку с ссылкой на видео, и эта ссылка будет удалена через 24 часа (такое только в Уроке №1).
3. Теперь нужно сделать напоминания о закрытии Урока №1. Их будет три: через 3 часа после запуска, через 12 часов и через 22 часа. После отправки каждого следующего напоминания предыдущее должно удаляться, чтобы не засорялся чат. Также заказчику нужно сделать так, чтобы в сообщениях-напоминаниях были кнопки. При нажатии на них сообщение также должно быть удалено. Сообщение с напоминанием должно удалиться, если доступ к уроку закрывается или если пользователь сдает ДЗ №1.
4. Нужно сделать так, чтобы бот принимал ДЗ №1, а после принятия ДЗ передавал данные в AmoCRM, назначал ответственного в зависимости от того, на какого наставника назначен в боте. Если Наставник 1 в боте, то это, например, Михаил в AmoCRM, а если Наставник 2 в боте, то это, например, Андрей в AmoCRM. Бот должен также создавать задачу со сроком выполнения 1 час для того, чтобы менеджер проверил ДЗ и связался с клиентом. Необходимо загружать ответ пользователя на ДЗ №1 в AmoCRM в виде примечания, чтобы оно не потерялось.
5. Теперь нужно сделать так, чтобы для получения доступа к Уроку №3 пользователь должен ответить на 3 коротких вопроса. В первом и втором вопросах он должен выбрать по одному варианту ответа, а в вопросе №3 он может выбрать несколько, хоть все. В вопросе №3 нужно пользователю визуально показывать, что он выбрал, а также не давать возможность «проскочить» вопрос, если не выбран ни один вариант. Пользователю также нужно оставить возможность в любой момент вернуться к первому вопросу, пока тот не завершил опрос. Внизу должна быть кнопка, позволяющая вернуться к началу опроса. Все этапы и действия пользователей нужно фиксировать в статистике, чтобы понимать, на каком этапе и сколько пользователей «отвалилось». Также необходимо сделать так, чтобы ответы, выбранные пользователем, сразу подгружались в карточку сделки в AmoCRM.
💡Что в результате
Был разработан Telegram-бот, предоставляющий пользователю структурированный доступ к трем урокам. Урок №1 доступен на 24 часа с момента запуска бота, после чего доступ автоматически закрывается, в то время как Уроки №2 и №3 доступны без временных ограничений. Для сдачи домашних заданий были предусмотрены текстовый формат после Урока №1 и видеоформат после Урока №2.
Интерфейс бота был разработан интуитивно понятным, что позволяет пользователям легко ориентироваться и избегать попадания на недоступные этапы обучения. Перед Уроком №3 каждому пользователю предлагается опрос из трех вопросов: для первых двух вопросов требуется выбор одного варианта ответа, а для третьего — выбор нескольких вариантов. Все выбранные ответы визуализируются, обеспечивая пользователю прозрачное завершение опроса при выборе хотя бы одного варианта в каждом вопросе.
Также была настроена интеграция с AmoCRM для систематизации данных и отслеживания активности пользователей.
Созданы метки, позволяющие отслеживать количество пользователей по каждому уроку, успешное выполнение заданий и результаты опросов. Это обеспечивает эффективное управление обучающим процессом и оперативную и персонализированную обратную связь с клиентами.
Хочу отметить, что бот становился удобнее благодаря обратной связи и анализу поведения пользователей. В кейсе представлен его почти изначальный вариант, созданный в июне 2024 года.
По любым вопросам, в том числе по созданию ботов, можно писать мне в Telegram