Почему рекламу кока-колы невозможно забыть? Нейроэстетика — наука привлекать внимание

Разбираемся в новых представлениях искусства.

Нейроэстетика, нейроискусство, искусственный интеллект и много других непонятных слов, которые бесконечно путают, но часто употребляют все, кому не лень. Мы решили разобраться, что такое нейроэстетика и почему так популярны слова с приставкой -нейро. Выяснилось, что интерес ко всему новому и его воплощение в искусстве — неизбежны.

Все мы помним культовую рекламу Coca-Cola 1995 года, которая обещала привезти нам праздник на ярко красной фуре — это самый лучший пример того, как работает нейроэстетика.

И дальше мы расскажем почему.

Что такое нейроэстетика и с чем ее едят?

Нейроэстетика — наука, изучающая биологические основы эстетического восприятия. Да, нейроэстетика не связана с нейроискусством (живописью нейронами или предметами искусства, созданными искусственным интеллектом). Нейроэстетика изучает те принципы, по которым мы выбираем любимых режиссеров, художников или запоминаем рекламу. Впервые этот термин был предложен нейробиологом Семиром Зеки в 2002-м году, сравнительно недавно, поэтому нейроэстетика считается новой область науки, которая только начинает развиваться.

4 базовых слоя нейроэстетики:

1. Врожденно значимые сигналы, которые действуют на центры потребностей и вызывают эмоции.Любое искусство воздействует на потребности.
Например, витальные (они же жизненно необходимые потребности) и социальные потребности особенно интересны для разглядывания. Поэтому так много картин с пирами (пищевая потребность), страхом и сражениями (пассивно- и активно-оборонительной реакциями), ленью и любыми изображениями с вальяжно сидящими людьми или полными детьми (экономия сил, материнство), груминг (уход за телом, например, известная «Причёсывающаяся женщина» Эдгара Дега), любовь и забота (социальные потребности).

Удовлетворение любой врожденной программы, а также наблюдение за ними, приносит положительные эмоции, реклама Coca-Cola воздействует сразу на несколько потребностей: пищевую, инициации (желание праздновать важные даты), материнства (всегда фигурируют дети), любви и заботы (праздник как акт единения семьи). Предмет является интересным и приятным, если соответствует нашим биологическим и психологическим потребностям.

2. Принципы работы сенсорных систем мозга, то есть как мы вычленяем главное или на что смотрим в первую очередь.
Эти системы приоритетов — необходимые условия развития и функционирования центральной нервной системы. На этих принципах строится реклама, статьи на Дзене, вся живопись и многое другое. Есть цвета и формы, привлекающие внимание, законы оптики, оптические иллюзии. Возвращаясь к Coca-Cola, цвет марки — ярко красный, запоминающийся, привлекающий внимание. Предмет нравится, так как вовлекает в работу сенсорные системы.

3. Система зеркальных нейронов.
Зеркалить можно поведение и эмоции, преимущественно, бессознательно. Один из основных нейромедиаторов — дофамин отвечает за единение, которое лежит в основе командного духа, сопричастности. Мы способны моделировать реальность, в которой сами не находимся. Особенно хорошо на этом принципе работают книги и фильмы, благодаря которым мы можем оказаться в любой эпохе или вселенной, переживать за героев или плакать при просмотре «Хатико». Моделирование виртуальной реальности вызывает реальный всплеск эмоций (особенно дофамина и кортизола), поэтому в рекламах мы так часто видим нарочитое счастье. Предмет нравится, потому что вызывает эмоции и позволяет без лишних движений и чрезмерных переживание получить легкое и понятное удовольствие.

4. Любопытство к новизне.
У мозга есть нейроны — детекторы новизны, которые активируют зону промежуточного мозга, который отвечает за желание подойти поближе к неизвестному объекту и рассмотреть его более детально. Затем активируется кора больших полушарий, которая запускает активность рук — потрогать объект, посмотреть, что внутри. Собирать новую информацию, исследовать — одна из базовых потребностей человека, так как это провоцирует много сложных мозговых процессов от ассоциаций и речевого обобщения до прогнозирования. Предмет запоминается, потому что включает любопытство.

А где про нейроны? Страшно непонятное искусство

Современное искусство и нейроискусство в первую очередь оперируют к любопытству. Нам так нравится разглядывать то, что мы не увидим в реальности только потому, что этим мы как бы закрываем гештальт. Мы каждый день видим свое тело, примерно знаем, как оно работает, но точно не видели его изнутри. Нейроискусство помогает прикоснуться к невозможному и ощутить свою уникальность и эстетичность без физической боли и стресса (витиеватые разноцветные отростки, сплетающиеся в сложные узоры — удивительная часть человека, которую нельзя увидеть, как руки, ноги и дефекты на коже в отражении зеркала). А с точки зрения науки, точное воссоздание нейронных связей помогает и расширяет потенциал лечения болезней и способов продления жизни. Таким образом, человеку интересно, а науке — полезно, идеальный мэтч.

Одними из первых о создании картины из реальных нейронов задумались ученые из Сиэтла в 2014-м году. Онисоздали карту взаимосвязей между клетками мозга мышей. Это не самый этически корректный эксперимент: исследователи вводили флуоресцентный вирус зеленого цвета в одну из зон мозга живой мыши. Этот вирус распространялся по всему мозгу и за три недели ученые получили целую карту взаимосвязей нейронов. На основе экспериментов с мозгом мыши были воссозданы нейромодели человеческого головного мозга.

Мозг мышей

К мозгу человека ученые относятся более гуманно. На создание самой крупной в мире трехмерной карты нейронных связей головного мозга было потрачено более 10 лет. Ученые из Калифорнийского университетаобнаружили, что семантическая система (область коры больших полушарий) создает сотни семантических доменов. Позже стали создавать нейронные карты сердца и других органов человеческого тела.

Человеческий мозг и ассоциации лавы

Таким образом, нейроэстетика не так страшна, как ее малюют. Это всего лишь объяснение нашего интереса к различным областям искусства, основанное на нейробиологии. А нейроискусство — доступный способ познания себя через нейронные карты частей животных, человека или вселенной.

Нейроискусство воздействует на мозг примерно также, как и объекты современного искусства или искусства, созданного искусственным интеллектом. Они интересны за счет атипичности, нереалистичности, яркости и ассоциаций, тем самым расширяя границы возможного и приемлемого, что комплексно способствует развитию. Если при просмотре нейрокарт или граффити вы про себя произносите «вау!» или «а что, так можно было?», то совсем не потому, что не цените Серова или Дега, просто конкретное произведение срезонировало вам по одному из слоев воздействия нейроэстетики.

Не пропустите новые публикации! Все анонсы в нашем telegram-канале.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий

Вижу красное - опасность!
Кокакалории! Ортофосфорная кислота для ржавых гаек. Веселый фонтан с какими-то круглыми таблетками. Вот и весь мой ассоциативный ряд. Пью воду или чай. Никогда кока-колу - ЯД. Так и представляю как она разъедает мои зубы. 600 000 р пройти ТО у стоматолога. Какая кола? Что со мной не так, доктор?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Fefelov
Автор

Доктор: у вас появилась тяжелая болезнь - рационализм

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

на эмоциях я могу потратить слишком много денег. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Fefelov
Автор

на то и весь расчет

Ответить
Развернуть ветку
ЯжПрограммист

Мысль к гениальной картинке про "Прочитаешь это..." я бы ещё предложил такой вариант "гениального умозаключения" - Сначала ты прочитаешь это потом вот это потому что ты читаешь слева на право и сверху вниз.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Fefelov
Автор

Есть разные схемы, главное тут смысл передан;)

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Николашина

Александр, а как вы считаете, оперирует ли эта реклама кока колы к 4 механизму нейроэстетики - тяги к новому?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Fefelov
Автор

Абсолютно нет)

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Николашина

Даже то как видоизменяется классическая реклама новогодней колы отражает действительность. Всегда меняется угол. Где-то больше новогодних пейзажей, где-то семейных ценностей, где-то молодёжных тусовок

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Fefelov
Автор

Девушка, эту статью написали вы, может и ответите сами себе))

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Николашина

 Может и отвечу)

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Николашина

Вы уверены? Согласна, что на все четыре механизма воздействовать не обязательно, даже один, но качественный, может работать. Но тяга к новому в случае с колой точно есть, реклама же каждый год изменяется и мы ее ждём, есть обзоры, пасхалки

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Николашина

И обязательно ли воздействовать на все четыре механизма для успеха?

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда