{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Чек-лист плохого SMM: популярные ошибки в ведении соцсетей

Когда мне было 16, папа шутил, что пора бы уже примотать телефон к руке изолентой. Прошло 10 лет, и теперь в социальных сетях сидит 45% населения мира, включая моего папу. Полезный контент, холивар в комментах, мемасики и вайны в обмен на 3,6 млрд потенциальных клиентов. Только вот общаться с ними многие компании до сих пор так и не научились.

Несколько слов про рынок и мотивацию

SMM — едва ли не первый инструмент, который начинающие предприниматели внедряют в свою стратегию выхода на рынок. И в целом такой подход оправдан: 43% пользователей охотно ищут продукты и услуги в соцсетях; при этом чем моложе аудитория, тем выше ее покупательская активность.

Так что неудивительно, что на столь плодородной почве появилась целая грибница микробизнесов: интернет-магазинчиков, онлайн курсов, видеоблогов с культом личности, бизнес-тренингов — которым для процветания не нужны навороченные сайты и email-маркетинг. Качественного контента, таргета и инфлюенс-маркетинга оказалось достаточно.

Вспомним, к примеру, Daniel Wellington — шведскую компанию по производству кварцевых часов, которая заработала славу и успех именно благодаря соцсетям. Причиной упора на SMM стал стартовый капитал Daniel Wellington, который составлял всего $15 тыс. Этих денег не хватало на традиционную рекламную кампанию — и тогда бренд стали продвигать через новомодный Instagram, за счет интеграций с блогерами.

В итоге в 2014 г. Daniel Wellington стал самой быстрорастущей компанией Европы: за год производитель увеличил продажи на 4700% и продал 1 миллион наручных часов. Для сравнения, Rolex понадобилось 111 лет, чтобы достичь аналогичных показателей.

Таких историй успеха много, и они вдохновляют на активное ведение корпоративных соцсетей. Но в большинстве случаев мечты о быстром взлете и всемирной популярности ограничиваются отметкой в 20 подписчиков. Почему так? Давайте рассмотрим один из популярных подходов к SMM на выдуманном примере и выделим его ключевые ошибки.

Жил-был Олег

Жил-был Олег. Человек обыкновенный, без особенных заслуг, но с большими амбициями. Накопил себе Олег достаточный капитал и давай бизнес воротить, мир покорять. Сайт заказал, соцсети оформил, посты написал, друзей пригласил. Сидит, ждет. Ждет, и ничего не происходит.

Ошибка №1: отсутствие стратегии по набору аудитории — будь то mass following, низкочастотные хештеги или вирусный контент.

Решил Олег тогда понаблюдать за конкурентами. Нашел лучших в отрасли и стал копировать все, что делают «большие»: конкурс запустил, сториз опубликовал и даже автоответчик настроил. Но и тут не пошло: на «Милку» подписываются — а на «Рога и копыта» — нет.

Ошибка №2: SMM-стратегии крупных брендов работают для крупных брендов и нацелены скорее на вовлечение и лояльность, а не на прирост аудитории.

«Дело в навыках» — решил Олег, и нанял SMM-специалиста, да не простого, а мультизадачного — чтобы «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Хотел одним выстрелом закрыть рассылки, ведение соцсетей и ответы на звонки — и получил в свой штат Оксану, которая сразу принялась лить на профиль трафик с чудо-кнопки «Промоакция». Ну и получил Олег в итоге 10 подписчиков за 3 тыс. рублей.

Ошибка №3: Специалисты широкого профиля — это всегда либо очень дорого, либо очень неэффективно. Экономия того не стоит.

А дальше — пять стадий провала:

  • Отрицание — да так не бывает, я же все правильно делаю, просто надо ещё подождать.
  • Гнев — что за соцсети, как так можно работать, кто это вообще придумал.
  • Торг — давайте я буду пилить больше контента, тогда точно всё заработает.
  • Депрессия — мой продукт что, никому не нужен?
  • Принятие — моя стратегия не работает.

* Все персонажи выдуманы, а соответствия случайны.

Чек-лист плохого SMM: частые ошибки

История Олега — выдуманный, преувеличенный пример, который в общих чертах иллюстрирует наиболее распространенные ошибки в ведении корпоративных соцсетей. От общего переходим к частному: вот наш чек-лист плохого SMM.

У вас нет SMM-стратегии

По статистике, менее 50% компаний имеют прописанную SMM-стратегию. Главный недостаток такого подхода — отсутствие обоснования выбранных решений и невозможность измерять эффективность новых форматов взаимодействия с аудиторией на разных временных периодах. Другими словами, в долгосрочной перспективе вы не сможете обнаруживать ошибки, оптимизировать свою стратегию и улучшать свои показатели.

Вы есть во всех соцсетях сразу

Зачем вам LinkedIn? А Одноклассники или Telegram? Если не можете дать четкого ответа на этот вопрос — значит, вы не адаптируете контент для разных соцсетей и не цепляете нужную целевую аудиторию на каждой из платформ. Сегодня, когда компании борются за каждого подписчика, лучше хорошо вести одну соцсеть, чем четыре в формате «скопировал и вставил».

Вы не следите за трендами и не опираетесь на бенчмарки

Пожалуй, сегодня никого не удивишь статистикой об эффективности видео-формата и лайвов. Но внедрять высококонверсионные инструменты большинство компаний не торопятся, апеллируя к нехватке времени, ресурсов и идей. Игнорировать тренды и не анализировать их — большая ошибка на конкурентном рынке.

Не вовлекаете аудиторию: только информационные и продающие посты, только хардкор

Диверсификация контента по рубрикам и сегментам ЦА — важный элемент успешной SMM стратегии. Пользователи приходят в соцсети не только чтобы покупать и читать заумную информацию — им хочется развлечений. Не забывайте об этой потребности, чтобы оставаться в поле зрения.

Повторяете одни и те же CTA в каждом посте, чтобы клиент не забыл, что надо «купить товар»

«Купи. Ну пожалуйста. А если со скидкой? А 2 по цене одного? Ну купи, а то никто не покупает» — так вы выглядите в глазах своего читателя, если упорно ставите в конец каждого поста рекламный CTA.

Последствие №1: ваши посты просто не будут дочитывать или перестанут читать в принципе.

Последствие №2: вы обесцениваете свой товар в глазах аудитории. Используйте разные рубрики и обращайтесь к подписчикам только если это оправдано: читатели быстро отделяют пустословие от значимого.

Ваши тексты короче 1000 знаков, ведь «в соцсетях длинные тексты никто не читает»

Забудьте старую байку про «плохие длинные посты». Сегодня люди готовы читать развернутые статьи; более того, на них охотнее реагируют. В SMM нет идеального количества символов, есть хорошо законченная мысль.

Для продвижения вы используете тематические хэштеги-миллионники

Не рассчитывайте на трафик с тематических тегов. Исключение здесь составляет разве что бьюти индустрия. Лучше использовать узкие теги, например, #массажмск . И по возможности не забывайте реагировать на хештеги, набирающие популярность – при релевантном контенте это поможет охватить большую аудиторию.

У вас хроническая свалка в сториз и синдром словоблуда

Говорите не то, что вам нужно сказать, а то, что аудитории нужно услышать. И для этого одного поста в день будет достаточно. Хотите больше? Публикуйте в сториз, но только самое интересное: релевантные опросы в формате мини-игр, видео "с места событий", отзывы клиентов и так далее.

Фотографии используете только со стоков, чтобы не тратиться на дизайнеров и фотографов

Чужие фотографии используются не только вами, но и другими людьми и компаниями. Unsplash конечно чудесная вещь, но формированию уникальности он точно не способствует. Так что делайте собственные съемки, записывайте видео, расчехлите наконец-то старый фотоархив. Или не экономьте на дизайне и профессиональной фотосъемке.

Набираете подписчиков любыми способами, ведь чем больше, тем лучше

Сегодня подписчик — это не гарантия успеха. Оценивайте соцсети по показателям органического охвата и вовлеченности пользователей.

Не используете персонификацию и упорно пишете от имени «Компании А»

Брендам в соцсетях стоит вести себя человечнее: реагировать на посты других людей и компаний, писать комментарии, шутить, публиковать авторский контент. Люди доверяют другим людям, а не абстрактным названиям компаний.

Не реагируете на комментарии и не отслеживаете упоминания

Работать с позитивом так же важно, как и работать с негативом. Ваш клиент опубликовал запись о вашей продукции и использовал соответствующий хештег? Значит нужно отреагировать, причем чем креативнее будет ваш ответ – тем лучше. И пользователю приятно, и его читатели охотнее заглянут на вашу страничку.

Несколько заключительных слов

На самом деле, основная причина, по которой многие предприниматели и SMM-специалисты допускают вышеупомянутые ошибки, — это заблуждение, что SMM — это просто. Подготовил текст, добавил пикчу — и вот готов годный контент.

Но, как и любая другая маркетинговая активность, SMM сводится к стратегии, анализу конкурентов и ЦА, тестированию и отсеиванию гипотез и постоянной оптимизации. Поэтому качественный SMM, который дает результат и на котором многие привыкли экономить, просто не может быть дешевым.

Так что превращайте свой "SMM-отстойник" в эффективный инструмент для работы с аудиторией, пересматривайте стратегию – и вперед, покорять сердца миллениалов и зумеров.

А если заблудитесь и понадобится помощь — пишите мне в Telegram @iadai или заходите в наш чат с вопросами, мы вам всегда рады :)

Всем отличного дня и прироста лояльной аудитории!

Материал подготовлен совместно с SMM-специалистом веб-студии IGNI Никой Панченко.

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Константин Дудин

Статью писал скорее всего "физик-теоретик", который сам лично ни одной успешной кампании не сделал, зато других учить в хамоватом стиле чужим идеям - это да!

Ответить
Развернуть ветку
Lolek Bogatyrev

согласен с вами !

Ответить
Развернуть ветку
Sergei spiridonov

Дежавю...я этот теоретический материал уже где то видел...🤔 в каждой фуфельной статье про СММ ) Набор старых советов, половина уже изменилась, это бы работало на заре, когда все обычное для нас сейчас было ещё новинками. А сейчас СММ это уже не набор постов, и вести соцсети должны не такие как автор, а полноценные работники компаний понимая тонкости клиента и товара. А то таких "базовых" подходов уже 97% сетей, с 0 продажами и ботами.

Ответить
Развернуть ветку
Taras Shabanov

Как будто в бассейне поплавал... 

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Ладаюн - Маркетолог

😁😁

Ответить
Развернуть ветку
Sergei spiridonov

Автор, если ты утверждаешь что понимаешь СММ то ставит дизлайк к комментарию который тебе не нравится, со своего личного аккаунта это печально ))) Сам себе противоречишь ) Так что я прав, теория из других источников с полным не понимаем :( а потом тебе люди верят и у них не получается... that's sad, man...

Ответить
Развернуть ветку
Stacy Muur
Автор

Ну хорошо, давайте пообщаемся, я вижу, вам очень хочется :)

Информация по нашим кейсам – у нас на сайте, можете зайти и проверить. Можете прогнать статью на уникальность и найти, откуда данные якобы "сворованы". Инфографика взята из крупнейших исследований, и их источник указан. Советы по ведению – от нашего SMM-специалиста, и возможно они частично пересекаются с другими рекомендациями, которые вам доводилось где-то читать. Потому что их готовят люди одной специализации – и в этом нет ничего удивительного. 

Мы структурировали информацию для читателей, провели ресерч, нашли интересные аналитические данные – и приправили все это авторской подачей. А вы оставили невнятный, ничем не аргументированный комментарий. Считаете, что статья неоригинальна – докажите, инструменты есть. Уверены в отсутствии у автора кейсов – можно, пожалуйста, пруфы?

Так что да, я со своего акка с большим удовольствием поставила вам дислайк. Потому что отвечать на неаргументированные комментарии не вижу никакого смысла.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei spiridonov

Не друган, если бы я хотел общаться с инфоцыганами и плохими сотрудниками, я бы сейчас с кнопочного телефона за 1300 сидел. снимай корону, вы не умеете в бизнес, вас рвет на части от негативных оценок, вы лично мстите лайками, баста. ну не пошло, не всем дано это, зато теперь знаете что вы умеете плохо перепечатывать материалы 2016 года, тоже плюс, что то узнали..век живи - век учись

Ответить
Развернуть ветку
Анна Белина

Набирайте подписчиков любыми способами - звучит странно. Можно накрутить их, но какой толк? Смысл вообще от большой бездействующей аудитории.

Ответить
Развернуть ветку
natali erohina

Так это и не совет, а пример ошибки.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Белина

тогда все логично :)

Ответить
Развернуть ветку
WRK Hotel

Зарегистрировался, что бы поставить дизлайк. У vc.ru гениальные триггеры)

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Колегов

Автору спасибо за дельные общие рекомендации.
Думаю, они будут актуальны и в 2021м году. 
Интересно было бы почитать об историях из практики именно по работе с b2b клиентами в соцсетях. 

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Котов

Ну если так подумать то в SMM особого будущего нету, потому что если посмотреть на развитие технологий где внедряют ботов на телефонные линии ,чтобы те отвечали на звонки и частые вопросы. Тоже самое я думаю года через 2-3 будет в SMM - будет ИИ который сам создаёт SMM стратегию и внедряет самые эффективные способы продвижения и большинство точек контакта с ЦА, так что пытаться сейчас научится самому делать SMM стратегию нету смысла

Ответить
Развернуть ветку
Stacy Muur
Автор

Что-то однозначно будет автоматизировано, но генерация контента — вряд ли. Тут как с машинным переводом: загоните любой художественный текст в Google Translate и ужаснитесь. При этом с информационными и техническими текстами машинный перевод справляется хорошо.

У каждой компании есть свои индивидуальные особенности, нельзя собрать всех под одну нишевую категорию и везде вводить одну и ту же стратегию. Она быстро себя изживет, и все равно придётся искать альтернативные точки роста. Так что частичная автоматизация, на мой взгляд, имеет место быть — но полный переход на роботов в СММ вряд ли даст хорошие плоды.

Спасибо за интересный комментарий!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Будаев

На счёт полной замены SMM роботами - вспомним недавнюю волну популярности чат-ботов и их частичный откат (часть операторов людей оставили, т.к. полностью заменить человека боты не смогли (как раз из-за главной проблемы ИИ - понимания контекста)).

С SMM будет ровна та же картина (как мне кажется).

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Будаев

Как-то вы предвзято относитесь к ИИ)))
Почитайте про GPT3 от OpenAI. 
В Инстаграм есть профили, которые генерируют контент (и фото тоже) и довольно сносно - получше некоторых блогеров.

GPT3 может также писать код и делать дизайн (в Twitter вы увидите, что делают разработчики).

И это только одна из немногих сфер использования.

Есть один стартап, который с помощью AI помогает в рекламе. Их кейсы давольно интересны (пока только на US рынке).

Ответить
Развернуть ветку
Stacy Muur
Автор

Да нет, ИИ прекрасная вещь и чудесный помощник, но полный переход в SMM на него на мой взгляд вряд ли возможен (как вы и отметили ниже)

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Svetlov

Года через 2-3 в соцсетях будут постить боты и отвечать на посты тоже боты.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Гончаренко

В статье есть спорные моменты, но в общем информация хорошая и правдивая) Расскажи как можно взаимодействовать с премиум аудиторией?

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда