{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Что стало с банками и их приложениями в 2020 году: инсайты из исследования Go Banking

30 ноября digital-агентство Go Mobile выпустило ежегодный отчет о мобильном банкинге в России. Эксперты оценили 33 банка по 6 параметрам, оценили тренды и сделали выводы. Делимся инсайтами из отчета.

Полную версию отчета можно скачать на лендинге. Еще есть платная — для избранных!

Тренды

В прошлом году мы выпустили отчет в сентябре. Поэтому отсчет нового года пошел с октября 2019. За это время в банковской сфере в России произошли изменения: снижалась ставка ЦБ, расширялись программы льготного кредитования, обваливался рубль, появился налог на вклады, рос спрос на валюту, а ЦБ задумался о цифровом рубле.

Эти события повлияли на деятельность банков и отразились в трендах, зародившихся или усилившихся в этот временной промежуток.

Ускорение ритма жизни

Главным трендом, влияющим на банковские приложения в России и в мире является ускорение ритма жизни и рост потребности получать услуги не выходя из банковского приложения и, тем более, из дома.

Свой вклад внесла вспышка коронавируса: в апреле Центробанк впервые разрешил дистанционное открытие счетов. Это значит, что идентификация личности происходит полностью онлайн и приходить в банк или контактировать с курьером банка больше не нужно. Большинство банков тут же вынесли в свои рекламные материалы уже давно доступную опцию доставки карты на дом и новую — онлайн-идентификации.

Потребности в сокращении контактов и ускорении процессов дали толчок к развитию сервисов оплаты чаевых через QR-код в России и депонированию банковских чеков (да, они все еще существуют) с помощью камеры смартфона в Европе.

Супераппы

Важным событием для российского рынка стал переход банковских приложений Тинькофф и Сбербанк в категорию супераппов. Теперь банки умеют бронировать путешествия, заказывать уборку, покупать билеты в кино и театр — все это через стандартное приложение банка.

Пользователи получают возможность делать всё быстрее и проще, в “одном окне”. В итоге экономят время и деньги, пользуясь преимуществами всепронизывающей экосистемы.

А банки приобретают новые источники выручки, замыкают пользователя в своей экосистеме и увеличивают Retention и LTV пользователей.

Именно у супераппов самые высокие доли пользователей, которые открывают приложение банка ежедневно, среди тех, кто открывает приложение раз в месяц: Сбербанк — 86%, Тинькофф Банк — 24%.

Безопасность

Борьба за безопасность клиентов — старый тренд развития приложений банков, резкий буст которого катализировала пандемия. Случаи онлайн- и телефонного мошенничества участились в 2020.Компании вынуждены уделять больше внимания защите персональных данных пользователей при разработке продуктов. По результатам исследования:

  • 29 из 33 банков так или иначе используют биометрические данные;
  • 26 из 33 используют инновационные технологии антифрода;
  • 27 из 33 исследуемых банков задействуют искусственный интеллект.

Выводы и инсайты

New users не заканчиваются

Средний прирост установок мобильных приложений в год замедлился с 41,5% до 33,5%, зато натуральные значения выросли. Общее количество новых установок топ-33 приложений банков за период август 2019 – август 2020 составило 151 млн., что на 14% больше, чем количество новых установок этих же приложений за аналогичный период 2018-2019 гг.

Самые высокие темпы роста в прошлом году показали лидеры отрасли, а в 2020 году — новые игроки. Наибольшее количество новых установок приложения по традиции у Сбербанка — 31,1 млн.

У 5 из 33 банков количество установок за год сократилось, у остальных — выросло.

Еще есть место для новых игроков

Не все потеряно для молодых банков! Конкурентная среда банковского рынка оставляет место для развития новых брендов. В топе по большинству параметров нашего рейтинга оказались привычные лидеры: Альфа-Банк, Сбербанк, Тинькофф. Но там же появились и неожиданные игроки.

Например, приложение БКС Банка оказалось сопоставимо по функционалу и его реализации с продуктами банков-гигантов и заняло первое место в номинации “Лучший UX”. Этот же банк показал лучшую динамику прироста по числу установок приложения (iOS + Android) за год — 347%. В среднем по отрасли динамика прироста установок показала замедление на 8%.

Консервативный vs. Инновационный маркетинг

Создание экосистемы вокруг банковских сервисов, обеспечение безопасности клиентов, бесконечная оптимизация функционала — все эти тренды успешно реализуются при развитии продуктов.

При этом с точки зрения продвижения приложений банки остаются достаточно консервативны.

Самый популярный канал продвижения — соцсети. Российские банки активно занимаются social media. По этой причине из всех новых инструментов продвижения самым популярным оказались AR-маски. Но даже их запустили только 40% от топ-33 игроков. На поле подкастов вышли только 7 банков.

Зайти в TikTok на момент подготовки отчета осмелились только два банка, а в еще более молодую соцсеть Likee — только Сбербанк.

Но изменения на рынке происходят так стремительно, что за то время, пока мы готовили отчет к выпуску, наши данные успели устареть — и в Likee зашел еще один игрок.

User Experience

Ядро нашей методологии оценки UX — подсчет шагов и времени для совершения каждого действия. Чтобы произвести одно и то же действие в приложениях банков, вам придется пройти от 1 до 9 шагов и потратить от 1 до 16 секунд.

С каждым годом растет число банков, которые предоставляют возможность стать клиентом банка через приложение. В 2017 их было всего 4, в 2019 — 8, а в 2020 их число уже увеличилось до 12. Этот тренд мы как пользователи и эксперты очень приветствуем!

Еще за последние годы банковские приложения стали настоящим инструментом аналитики (и потенциально оптимизации) расходов. В 9 из 26 банков можно заказать выписки в формате excel, а в 10 траты визуализируются по категориям. Восемь банков реализовали возможность смотреть онлайн- и офлайн-траты раздельно.

Самое страшное открытие — в 3 банках нельзя заблокировать карту через приложение. В случае потери или кражи все-таки придется звонить в банк.

Самое забавное — мы теперь знаем как минимум 1 банк, в котором можно написать сообщение другому пользователю без перевода денег. А с переводом — только в 8 из 26 банков.

Скорость ответа оператора может варьироваться от 0,5 до 60 секунд. Самые скоростные практики — помощь через чат-ботов. Правда пока они в основном умеют предлагать темы для FAQ. Только в 8 приложениях банков чат справился с ответом на вопрос о комиссии за снятие наличных.

Что еще есть в отчете

Digital-агентство Go Mobile ежегодно выпускает исследование мобильного банкинга в России. Эксперты агентства оценивают деятельность и мобильные активы топ-30+ банков по параметрам:

  • Пользовательская активность;
  • Функционал;
  • User Experience;
  • App Store Optimization;
  • Продвижение приложений;
  • Инновации.

Отчет также содержит рейтинг приложений по каждому параметру и итоговый рейтинг лучших мобильных банков. Победителей награждают на ежегодном мероприятии Go Banking Awards.

Платная версию дополнена разделами:

  • подробный анализ UX приложений по 7-ми сценариям;
  • бенчмарки по стоимости целевых действий для отрасли мобильного банкинга по каналам;
  • детальный разбор креативных подходов к продвижению банков.

Скачать отчет можно на лендинге, а посмотреть Go Awards — на YouTube-канале агентства.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
IO
New users не заканчиваются

Когда уже 10 минут не говорил что билингв

Ответить
Развернуть ветку
Alena Maksimova

Нужны ли пользователям банковских приложений супераппы - вот в чем вопрос! Какая доля пользователей доходит дальше базовых функций, стоит ли игра свеч - мне кажется, на эти вопросы пока ответов нет. Не очень корректно связывать большую долю рынка держателей супераппов с трендом на супераппы 

Ответить
Развернуть ветку
Go Ahead
Автор

Алена, спасибо за интересный вопрос. Не всегда ситуацию на рынке определяют потребители, когда-то шли споры о том, нужны ли пользователям портативные компьютеры и смартфоны. Будут ли небанковские сервисы внутри предложений востребованы – спорный вопрос, но тренд на расширение функционала банковских приложений определенно есть, и не только в России :)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Константинович

Не знаю даже, Сбер превратился в базар-вокзал, захожу проверить финансовый капитал, а мне впаривают всякую дичь типа подписок прайм, очко и тд

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Tsay

Найс реклама отчёта, жаль в самой статье ничего нет интересного

Ответить
Развернуть ветку
Мехман Агаев

Статья скучная , действительно:(

Ответить
Развернуть ветку
Александр Пересветов

Абсолютный шлак. Где вы видели суперапп у Сбера? Где и когда ЦБ санкционировал массовое удалённое открытие счетов?

Ответить
Развернуть ветку
Analytics GoMobile

Александр, Сбер сейчас активно развивает свою экосистему. Через СберБанк Онлайн уже можно оформить подписки на сервисы, отправку посылок, заказать консультации врачей и ветеринаров и другие опции, наличие которых выводит Сбер за рамки стандартного приложения :)

ЦБ не санкционировал массовое открытие, а разрешил открывать счета для социально значимых целей дистанционно на время пандемии. Мы считаем это важным прецедентом.

Ответить
Развернуть ветку
Befort Street

Безопасность?Хм.Из 4 пунктов - только 1 и тот хромает на обе ноги.О какой тогда безопасности может идти речь,если банки даже ответственности не несут за находящиеся у них ваши денежные средства?Ну да ладно,допустим,они ещё только на пути к этому...20 лет - это не срок.А об остальном?Поговорим?Супераппы и экосистемы ?Вы это серьезно?Серьезно шутите или это юмор-кАмеди?Экосистема.Наверно это когда в ней ряд устройств,приложений и реализация возможностей,а на деле?В банковском приложении управление моим чайником?При просмотре ТВ - отображение в мини-окне процесса работы умной микроволновки или котировок валют/акций в моем кошельке/портфеле,а при обращении в банковском приложении - законодательные инициативы от ГД РФ по интересующим меня и мой бизнес вопросам?Так этого и близко нет и не будет ещё лет 10.И это только начало.

Ответить
Развернуть ветку
Go Ahead
Автор

Банки не несут ответственности за средства, похищенные с помощью социальной инженерии, то есть переведенные самим пользователям, в остальных случаях как раз несут. С социальной инженерией бороться довольно сложно, так как высок риск подвергнуть сомнению нетиповые операции, сознательно совершаемые пользователем.
Что касается управления чайником – пока технологии умного дома не являются массовыми. Предполагаем, что потенциал в управлении чайником из приложения банка можно будет обсуждать, когда хотя бы 10% чайников будут управляться дистанционно.

Ответить
Развернуть ветку
Befort Street

С сой.инженериец действительно сложно бороться по одной простой причине.Рефлекторность массы общества.
Моя специализация в миру - "Инженер-программист АСУ,Аналитика,безопасность,поиск,выявление,предотвращение угроз,меры противодействия".
И слово Безопасность в IT-отрасли в РФ...пустой звук.
Что такое ПК и средства?В большинстве юр.лиц - они на балансе...расходы.А где должны быть?...инвестиции(!)...упс.Дальше продолжать?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда