Революция или смерть: как мебельной компании пережить экономический кризис в 2021?

Конца волнам пандемии и экономическим кризисам пока не видно. Ситуация меняется постоянно и долгосрочные прогнозы сомнительны. Однако в мебельном бизнесе России наметился ряд тенденций, ставших необходимыми для выживания на рынке.

Мебельный рынок России в 2020

По данным исследования, опубликованного на Hoog Link, за первые 6 месяцев 2020 года динамика производства мебели сократилась на 80% и снизится ещё на 40% от нынешнего показателя до конца года. Причиной стало снижение доходов и потребительской активности граждан вследствие пандемии и утраты уверенности в завтрашнем дне.

Автор: Удом Прават

Однако есть и другая сторона ситуации. По мнению Романа Ершова – президента компании Askona Life Group, нас ждёт повышение цен на импортную мебель в районе 20% и всего лишь на 5-7% – на отечественную. Это даст возможность роста российским производителям, не зависящим от поставок импортных комплектующих.

Вынужденно запертые дома люди стали уделять большее внимание интерьеру и комфорту в жилище. До данным аналитического агентства «НАФИ», 39% граждан РФ планируют смену мебели, как только стабилизируется экономическая ситуация. Чем продолжительнее кризис, тем выше отложенный спрос, ведь потребности со временем становятся лишь острее.

Перевод офисных сотрудников на удалёнку создал спрос на мебель для организации рабочего пространства в условиях малогабаритных помещений. В ряде случаев создание домашних рабочих мест производится за счёт компаний, что означает закупку партий стандартных изделий.

Кроме того, набирает обороты тенденция продажи полностью отделанных и меблированных квартир непосредственно застройщиками, что подогревает среди них спрос на предметы интерьера.

Очевидно, что компании, пережившие кризис, получат хорошую возможность для роста и замещения собой менее удачливых конкурентов.

Как мебельной компании пережить кризис?

Принято считать, что при покупке мебели клиенту необходимо пощупать будущий предмет интерьера – оценить качество ткани и обивки, упругость матраца и т.д. Однако нынешние реалии перевели львиную долю торговли в онлайн-формат и поведение покупателей изменилось. К этому оказались готовы далеко не все «мебельщики». Сайты многих компаний в отрасли морально устарели и до недавнего времени существовали только для галочки, ведь большинство продаж происходило в физических торговых точках.

По прогнозам Statista в 2021 году количество онлайн-покупателей возрастет до 2,14 млрд. человек. Далее это число будет только расти, ведь уже через пару лет периода потребительской активности достигнут представители так называемого поколения Smart, не выпускающие смартфоны из рук ни при каких обстоятельствах.

Поэтому уже сейчас в мебельной отрасли происходит революция, выводящая на первый план онлайн-продажи. Кто не успеет перестроиться под новую модель поведения клиентов – покинет рынок.

Итак, на что стоит обратить особое внимание, чтобы ваша мебельная компания смогла уверенно войти в 2021 год?

Девон Янсе Ван Ренсбург

Адаптация торговых площадок под смартфоны

В исследовании Hoog Link приведены данные SearchEngineLand, согласно которым 60% поисковых запросов совершается с мобильных устройств. И эта цифра будет расти по причинам, упомянутым выше. Следовательно, сайты и лендинги необходимо оптимизировать, чтобы клиенты могли пользоваться ими на устройствах с разными размерами и разрешениями экранов. Если нет времени адаптировать текущие площадки, можно создавать новые интернет-магазины на турбо-странице Яндекса – они изначально оптимизированы для работы на смартфонах.

Схемы оплаты, доставки и возврата

Перед тем, как запускать трафик на сайт, необходимо убедиться, что формы заявок, корзина и переходы в платёжные сервисы работают штатно. Нынешний клиент капризен и если он столкнётся с технической проблемой при заказе, то просто уйдёт к конкурентам. Не поленитесь несколько раз пройти весь путь клиента от рекламного объявления до завершения сделки, как на ПК, так и с мобильного устройства.

Максимум каналов взаимодействия с клиентом

Одни люди предпочитают делать заказ по телефону или в почте, другие оставляют заявку на сайтах или заполняют форму для получения обратного звонка менеджера. Кто-то пишет в чат онлайн-консультанта, а кто-то выясняет подробности о продуктах в популярных мессенджерах и соцсетях. Охватив все каналы связи, вы предоставите клиенту возможность договариваться о покупке там, где он чувствует себя максимально комфортно.

Если у вас до сих пор нет службы доставки, нужно срочно её организовать или отдать на аутсорсинг. Желательна доставка и сборка покупки за 1 день – сегодня это уже стандарт. В качестве дополнительного преимущества можно предложить вывоз и утилизацию б/у мебели. Цена несколько увеличится, но ценность предложения, избавляющего клиента от лишних проблем, зачастую перевешивает желание сэкономить.

В свободном доступе из интернета

Интерактивные шоу-румы и технологии дополненной реальности

Многие мебельные компании уже отказываются от физических выставочных и торговых залов в пользу виртуальных.

Интерактивные шоу-румы позволяют клиенту прогуляться по виртуальному мебельному салону на смартфоне или ПК и рассмотреть предметы интерьера со всех сторон и в сочетании с другими элементами декора. Здесь же можно выбрать цвет покрытия или обивки и оценить, как вещь будет выглядеть в заданной конфигурации.

Мобильные приложения с технологией дополненной реальности помогают увидеть, как тот или иной предмет меблировки встроится в уже существующий интерьер помещения. Опять же на экране смартфона, что очень удобно для нынешнего и будущего поколений пользователей.

В свободном доступе из интернета

SEO-продвижение и контекстная реклама

Запрос в поисковой системе Яндекс или Google – первое, что делает современный потребитель, едва задумавшись о покупке. Если в качестве ответа на запрос первыми появляются ваши рекламные объявления, а на первой странице поисковой выдачи присутствует ваш сайт, клиент с большой вероятностью не станет продолжать поиск.

Начать лучше с настройки и запуска контекстной рекламы – она позволит получить клиентов практически сразу после пополнения рекламного бюджета. Разумеется, если объявления привлекательны и соответствуют запросу, а сайт полностью подготовлен к приёму заявок.

Одновременно крайне желательно озаботиться SEO-продвижением сайта за счёт оптимизации текущего контента и публикации новых полезных материалов. Это работа на перспективу – вывод сайта в ТОП выдачи занимает от 2 месяцев до полугода в зависимости от конкуренции в отрасли. Однако пользу от присутствия интернет-магазина на первой странице выдачи сложно переоценить, поэтому SEO-продвижением нужно заняться как можно раньше.

Работа с отзывами и репутацией компании в интернете

В 2019 году Local Consumer Review Survey опубликовало данные исследования, согласно которым 90% покупателей изучают отзывы перед покупкой онлайн. При этом для принятия решения среднестатистическому клиенту нужно прочесть не менее 10 положительных отзывов о бренде, товаре или услуге. С той поры влияние отзывов на принятие решения существенно возросло по уже озвученным причинам.

Следовательно, работа с репутацией жизненно необходима для любого бизнеса и мебельный – не исключение. Необходимо вовремя отвечать клиентам во всех возможных источниках отзывов – в картографических сервисах, на отзовиках-агрегаторах, на сайте и в соцсетях. Не забывайте благодарить за позитивные отзывы и старайтесь тактично решить проблему клиента при появлении негативного отклика. Сегодня есть специальные сервисы, позволяющие собирать и обрабатывать отзывы из множества источников в одном окне личного кабинета, так что эта часть работы не должна стать проблемой.

Выводы

Эксперты предполагают, что в первом квартале 2021 года мебельный рынок России ждёт рост продаж по отношению к тому же периоду 2020 года. Должны сказаться отложенный спрос, рост цен на всю импортную продукцию, включая фурнитуру, сырьё и комплектующие, а также общая усталость самоизолированных людей от однообразия домашних интерьеров. Кроме того, потребители перераспределяют расходы и деньги, ранее отложенные на туризм и развлечения, могут быть потрачены на повышение комфорта в жилищах.

Однако доживёт до этого счастливого времени лишь каждая четвёртая компания из существовавших в начале 2020 года. Как и многие другие, мебельная отрасль переживает онлайн-революцию, а потому в числе выживших окажутся в основном компании, сумевшие подстроиться под изменение потребительского поведения и новые правила продаж. Они же имеют шанс укрупниться за счёт долей рынка выбывших из игры конкурентов. Но для этого особое внимание сегодня нужно уделить онлайн-каналам продаж, которые ранее были не столь критичны для мебельных компаний.

Бородатый мужик в свободном доступе из интернета :)
0
69 комментариев
Написать комментарий...
Вик Довнар

Круто то, что на этом рынке, нет монополистов крупных типо Яндекса, Сбера, Майла через их площадки мало продаж по мебели проходит. И это здорово, что на мебельном рынке свои крутые игроки, которые на самом деле не такие уж и крутые))

Ответить
Развернуть ветку
reutanton

Монополистов нет но есть ИКЕА которая у всех на слуху и вся остальная серая масса мебельщиков. Никто в мебельном бизнесе не хочет развивать бренд как икеа.

Ответить
Развернуть ветку
Aristarkh Z.

Пусть сначала научатся делать что-то кроме лакированных шкафов с позолоченными витыми рамочками вокруг зеркал в стиле "моя покойная бабушка была без ума от такого". Я честно каждый раз что-то хочу купить не в Икее, но варианты просто ужасные. Если с кухнями условными нормальные варианты есть и всего раза в 2-3 дороже, то с остальной мебелью либо полный шлак, либо ценник выше раз в 5. Исключений очень немного (типа Olissys, дизайн там не особо интересный, но они берут компактностью).

Ответить
Развернуть ветку
Николай Виноградов

Так это стиль такой, типа советский ампир. Чему в училище учили, такая теперь и мебель получается. И машины. И одежда. Ну и всё прочее тоже.

Ответить
Развернуть ветку
Нюта

Я не сказала бы что от качества Икеи я восторге, но сравнивая с другими мебельными (не сетевиками) всегда возвращалась в икею. Ну еще в леруа, если надо было что-то для ванны. А вот кстати про тот что вы написали, даже не слышала ни разу. Для покупки декора икея вполне неплоха, посуда, текстиль и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Aristarkh Z.

У Икеи качество обычно соответствует цене (как бы банально это ни звучало). Дешёвые товары ломаются быстрее, дорогие — медленнее. Я далёк от мысли что Икея это лучшая в мире мебель (и вообще "товары для дома"), но по сочетанию дизайна, качества и отсутствии желания или возможности покупать диваны по 500К или кухни по 1.5млн, у них конкурентов немного.
Olissys я вспомнил, потому что они смогли дифференцироваться, нашли нишу и не делают "ещё шкафы". У меня микроскопическая квартира, а они делают чудесные полноразмерные подъёмные кровати с диванами, которые не надо убирать при складывании/раскладывании. Если у вас нет требований к компактности мебели — у них нет ничего такого, что вам было бы нужно =)

Ответить
Развернуть ветку
Римма

Они вам должны за рекламу) тоже заинтересовалась!)

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар

Да, бренды есть на самом деле тот же Hoff, Столплит, Divan.ru. Просто уровень другой. Они с отечественной мебелью в основном работают.

Ответить
Развернуть ветку
reutanton

Как то пытался заказать шкав в HOFF, после двухнедельной "доставки" из Москвы плюнул на это дело и за пол часа купил нужный по размеру шкаф в Икее и он был в наличии. 
Хофф это тупо хаб для разнородных производителей, как Озон или WB, со всеми вытекающими последствиями.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Рыжкова
Автор

Да, и с рекламой у них не очень, постоянно ведет не туда.  Но зато бизнес-модель крутая - не платят за аренду (работают за % с оборота с ТРЦ) и встают часто там где Икея. Мы такие фишечки рынка и всякие нюансы о компаниях в своем телеграм канале освещаем: @hooglink

Ответить
Развернуть ветку
Лида

Икея в этом плане мне тоже нравится. Еще не попадала так, чтобы чего-то не было. Ну и цены я думаю там поприятнее и мебель визуально у них я не сказала бы что плохая

Ответить
Развернуть ветку
Лида

Ну кстати, я когда себе шкаф выбирала (год назад), первыми на ум пришли Икея и Хофф. Поехала в тц и заодно глянула цены на мебель в обычных павильонах не знаю даже какие там фирмы были и разница в цене ощутимая, раза в 3-4 выше чем в икее. В той же икее можно полностью самому этот шкаф составить и уложиться в свой бюджет. В хофе просто готовое все было и тоже не сказала, что прям дорого. 

Ответить
Развернуть ветку
66 комментариев
Раскрывать всегда