От роскошного предмета интерьера к одноразовой Bic: рекламные кампании, которые сделали зажигалку частью повседневности Статьи редакции

Современные зажигалки появились совсем недавно — в начале 20 века, но их прототипы появились ещё в 15-м. За 100 лет их устройство мало поменялось, поэтому производители продвигали не просто вещь, а образ жизни.

Zippo Car

Первые зажигалки: средневековые чертежи и опасные конструкции из пистолетов

Раннее подобие зажигалок разработал ещё Леонардо да Винчи в 15 веке. Его устройство для получения огня состояло из множества пружин и колёс, соединённых цепями с огнивом. Такая зажигалка заняла бы половину комнаты. Проект остался только в чертежах.

В 17 веке появились зажигалки из сломанных пистолетов: шумные, дымные и опасные для жизни. Веком спустя в Японии придумали крошечные пистолеты, в которых для зажигания использовались остатки шёлка.

История современных зажигалок началась в 1823 году, когда немецкий химик и инженер Иоганн Вольфганг Дёберейнер изобрёл одноименную лампу. В сосуде происходила реакция металлического цинка и серной кислоты, образуя водород.

Когда открывался клапан посередине, струя водорода выходила наружу и катализировалась платиной — и появлялось пламя.

Огниво Дёберейнера Hamburg Museum

В 1867 году Cartier придумала и запатентовала зажигалку на основе механического огнива из ружейных замков. Минус был в том, что размер огнива не позволял сделать карманную зажигалку.

Примерно 45 лет спустя химики соединили железо и церий — так появился ферроцерий, дающий горячие искры (он используется и в современных зажигалках).

С момента появления зажигалок их устройство мало менялось, выделиться за счёт технологий было сложно. Поэтому производители придумывали рекламные кампании, которые продвигали не просто зажигалку, а определённый образ жизни.

Реклама первых зажигалок: ветрозащитный экран, настольная роскошь и пожизненная гарантия

В начале 20 века несколько зажигалок, похожих на современные, выпустила британская Ronson:

  • В 1910-м запатентовала зажигалку в форме пистолета Pist-o-liter.
  • В 1913 году выпустила Wonderliter — первую карманную зажигалку, поддерживающую пламя.
  • В 1928 году — автоматическую зажигалку, которой можно было управлять одной рукой. Раньше для зажигания требовались обе руки, поэтому возможность «добыть» огонь одной была в новинку.
Рекламный плакат с зажигалкой Ronson с ветрозащитным экраном Reddit

В целом Ronson выпускала десятки моделей разных размеров и форм, но в 1920–1930 годы делала упор на дорогие настольные зажигалки.

Внизу — посеребрённая Ronson Queen Anne, сверху справа — Ronson Touch-Tip с часами (так аксессуар лучше вписывался в интерьер), слева — Ronson Crown, тоже посеребренная, но были и позолоченные Zippocollector и Liveauctioneers

Ronson даже разработала зажигалку, напоминавшую бар. Сигареты хранились под миниатюрным прилавком. Стоила зажигалка $27.

Рекламное объявление в журнале Punch or The London Charivari, 1936 год Blogspot

В рекламе Ronson использовала слоган «Зажигается каждый раз», а под логотипом появилась надпись «Лучшие зажигалки в мире».

Реклама в The Saturday Evening Post со слоганом «lights every time» («зажигается каждый раз»), 1927 год Tanksandafv

В 1932 году в американском Брэдфорде появилась зажигалка Zippo. Её создатель Джордж Блейсделл однажды увидел, как его друг прикуривал от громоздкой зажигалки из Австрии. Когда Джордж спросил, почему приятель не купит новую, тот ответил: старая работает в ветреную погоду, в отличие от остальных.

Блейсделл повторил кожух от ветра, но сделал новый корпус: прочный и удобный, чтобы пользоваться одной рукой. В рекламе предприниматель сделал упор на надёжность. Первым ходом Zippo стала пожизненная гарантия. В рекламе появилась фраза: «Работает, или мы отремонтируем её бесплатно».

После этого Блейсделл отправлял по магазинам, барам и клубам листовку. В ней Zippo представлялась как самая надёжная зажигалка, работающая в любую погоду.

Покупателям предлагали провести эксперимент: поставить зажигалку в метре от вентилятора и убедиться, что она будет гореть даже при таком сильном «ветре». Если за неделю испытаний зажигалка хоть раз не срабатывала, покупатель мог вернуть деньги.

Следующая идея — распространение зажигалок среди водителей междугородних автобусов, продавцов сигарет и ювелиров. Они получали зажигалки бесплатно и становились ходячей рекламой. Благодаря водителям автобусов о Zippo узнали в других городах.

Первой масштабной рекламой Zippo стала публикация в Esquire в 1937 году. Журнал был популярным, и реклама там стоила дорого: поэтому на одном развороте было с десяток разных объявлений. Zippo же выкупила целую страницу за $3000. Реклама в Esquire изображала девушку, которая без труда прикуривает сигарету на ветру.

Первая крупная реклама Zippo в Esquire, 1937 год Tumblr

Zippo продолжала давать рекламу в Esquire в 1938-м и 1939-м: образ менялся, но суть оставалась та же: зажигалка работала на ветру. Так Zippo стала известной как ветроустойчивая зажигалка, а образ «девушки на ветру» активно использовался на рекламных плакатах и коробках для зажигалок до самой войны.

Зажигалки на войне: почему Zippo стала легендой, а Ronson завоевала дурную славу

Механизм зажигалок усовершенствовали во время Первой Мировой войны. Железные дороги не всегда могли подойти близко к фронту, поэтому возникали проблемы с поставками.

Солдаты использовали спички, чтобы ориентироваться в темноте. Но они давали сильную искру и могли выдать позицию. Военные импровизировали и собирали зажигалки из подручных средств, например из пустого патрона.

Самодельные военные зажигалки. Их набивали ватой и закрывали крышкой. На месте воспламенителя находилась резьба для заливки бензина или керосина. К патрону крепился кремень из ферроцериевого камня Wwii.space

Во времена Второй Мировой солдаты американской армии почти полностью экипировались за счёт государства. Зажигалка не входила в список казённых вещей. Поэтому солдаты покупали их сами. Когда производители зажигалок поняли, что армия — хороший покупатель, стали поставлять зажигалки на фронт.

Больше половины всех зажигалок в годы войны поставляла Bowers. Самой популярной была беспламенная зажигалка 1942 года Army-Navy. В качестве топлива в ней использовался трут — тонкий водоотталкивающий шнур, пропитанный горючей жидкостью. Он тлел, подобно сигарете.

На Zippo приходилось меньше правительственных поставок, но зажигалки компании, по мнению военного репортёра Эрни Пайла, были «самым желанным предметом на поле боя».

Пайл писал колонки для газеты Scripps-Howard Newspaper и давал зажигалку каждому солдату, у которого брал интервью. Zippo бесплатно присылала корреспонденту 50–100 зажигалок в месяц, чтобы продвигать свой продукт среди солдат.

Эрни Пайл. В 1944 году репортёр написал: «Зажигалка Zippo пользуется большим спросом на поле боя… искренне верю, что Zippo — самая желанная вещь в армии» Zippo-windproof-lighter

Компания делала зажигалки из стали с чёрным покрытием, чтобы отблеск не выдавал позицию. Солдаты использовали зажигалки Zippo в качестве горелок, для розжига костров и подачи сигналов. Они работали на любом топливе, вплоть до виски.

Другой плюс Zippo был в кастомизации. Солдаты делали надписи и рисунки на корпусе, делая зажигалку неповторимой.

Zippo с чёрным покрытием и картонная коробка, которые использовалась для поставки зажигалок на фронт с 1942 по 1945 год Zippo-windproof-lighter

В 1940-х годах компания начала выпускать зажигалки с эмблемами войск и военными сюжетами. К 1942 году выпуск зажигалок полностью переориентировался на нужды армии.

Завод Zippo работал на полную мощность, чтобы удовлетворить потребности американских солдат. Гражданские попросту не могли купить зажигалку в обычном магазине или баре.

Это стало постоянной темой для военной рекламы Zippo: на каждом плакате компания предлагала беречь свою «драгоценную» зажигалку Zippo, потому что купить новую нельзя — поставки только для фронта.

В 1944 году Zippo выпустила серию шуточных плакатов о защите от ветра и ценности своего товара для военных.

Ronson же к 1940-м годам переключилась с настольных зажигалок на карманные. В 1941 году компания поставляла для армии модель Whirlwind — чёрного цвета, с выдвигающимся защитным экраном от ветра.

Но зажигалки Ronson встречались на поле боя реже, потому что были дороже. Ronson с ветрозащитным экраном стоила $5,95, в то время как Zippo продавалась за $2,5.

Несмотря на надежность, Ronson приобрела дурную славу на фронте из-за довоенного рекламного слогана: «Press… it’s lit, release… it’s out» («Нажал — зажглась, отпустил — потухла»). Немецкие танкисты называли «Ронсонами» американские танки M4 Sherman. Они загорались после первого попадания снаряда.

Послевоенная реклама: возврат на гражданский рынок и настольные зажигалки для тех, кто ненавидит настольные зажигалки

В конце войны Zippo вернулась к продаже зажигалок на потребительском рынке: выпустила рекламные зарисовки со словами «Это не обман зрения — зажигалки Zippo возвращаются».

Между тем глава Zippo понимал, что одной печатной рекламы уже недостаточно. Появился автомобиль Zippo Car: в конце 1940-х — начале 1950-х годов машина объехала 48 штатов, участвуя в торговых выставках, ярмарках и парадах.

Очередная задумка — зажигалка как реклама в кармане каждого потребителя. Разные компании заказывали свой логотип или название на зажигалках Zippo.

Одними из первых были маркетологи Budweiser. Реклама этой марки пива не раз появлялась на корпусе Zippo. В разные годы услугой воспользовались McDonald's, Pepsi, Coca-Cola, PANAM, Boeing, Gillette, Ford, General Motors и Chrysler.

Zippo рекламные акции приносили не только доход: компания стала ассоциироваться с повседневностью.

В 1950 году производитель выпустил серию рекламных плакатов со слоганом «Why zip, zip, zip, when one zip does it», показывающих, что Zippo зажигается с первого раза.

Компания то и дело напоминала о ветрозащитных свойствах зажигалки. Чтобы это показать, изобразили бегущего персонажа. Он с лёгкостью прикуривал с помощью Zippo даже в трудных ситуациях.

Одновременно компания продолжала позиционировать свои зажигалки как долговечные и качественные. В журналах появлялись публикации со слоганом «Она по-прежнему работает». Это были короткие истории старых зажигалок Zippo, которые работали со времён памятных событий: войны или футбольного матча 1934 года.

Ronson в послевоенные годы продвигала зажигалки как предмет искусства. Компания решила вернуть в моду настольные зажигалки и придумывала новые модели.

В 1950-х годах появилась Rondelight в виде мяча для крикета, обтянутого натуральной кожей.

Зажигалка Ronson в виде мяча для крикета Blogspot

В 1967 году фирма выпустила рекламу настольных зажигалок для тех, кто ненавидит настольные зажигалки. Ronson объясняла, что новые настольные зажигалки сильно отличаются от довоенных: они стильные и украшают интерьер.

Ronson делала акцент на прочности. Компания утверждала, что зажигалка работает даже пролежав сутки в воде, после случайной стирки, если она выпала с девятого этажа или пролежала в снегу пять месяцев.

Рекламный плакат иллюстрирует прочность зажигалки Ronson Vintageadbrowser

В 1955 году Ronson выпустила ветрозащитную зажигалку Windlite. Если Zippo изначально была такой, то у Ronson раньше была только военная модель Whirlwind.

Чтобы показать свойства новой зажигалки, компания опубликовала серию материалов: на одном из снимков зажигалка горела на капоте гоночного автомобиля.

В начале 1960-х годов компания выпустила бутановые зажигалки под маркой Varaflame.

Зажигалка — лучший подарок: для современных матерей, невест, выпускников и отцов

Zippo подхватила военную историю, когда солдаты вырезали на корпусе рисунки или надписи, и стала делать такие сама. С 1956 года для гравировки применяли химическое травление. Это позволило сделать рисунок детальнее. С тех пор зажигалки продвигали в том числе как подарок и даже как предмет коллекционирования.

В том же году компания выпустила новую тонкую зажигалку, чтобы привлечь женскую аудиторию. Появилась реклама зажигалок для «современных матерей». Позднее компания рекламировала эту модель и мужчинам.

Перед рождеством 1956 года Zippo выпускает рекламу с текстом, который сравнивает зажигалку с драгоценностью и говорит, что это лучший подарок: «Продукт с самого начала разработан и упакован как украшение. Тонкая зажигалка носит громкое имя Zippo — но она настолько нова, что никто никогда не получал её на Рождество».

В рекламе использовались слоганы вроде «Это подарок, который всегда кстати», «Как не дать огню угаснуть». Упор делали на то, что зажигалку можно подарить кому угодно. Один из плакатов предлагал Санта-Клаусу взглянуть на зажигалки Zippo, чтобы понять, что подарить на Рождество.

Ronson тоже рекламировала зажигалки как идею для подарка, но с другой стороны. Компания выпускала разные зажигалки, поэтому каждый мог выбрать подходящую зажигалку: «На любой случай — для свадеб, выпускных и дня отца».

У Ronson тоже была реклама с Санта-Клаусом, который может больше не переживать: он «точно знает, что хотят в подарок в этом году».

Чтобы повысить ценность зажигалки как подарка, компания выпустила ручку-зажигалку. Реклама указывала, что чаще всего в компании спрашивают ручку или зажигалку. Если подарить ручку-зажигалку, подаришь сразу две нужные вещи в одной.

Одноразовые зажигалки за $1,5: Bic против роскоши

В 1961 году во Франции появилась первая одноразовая зажигалка Cricket от S.T. Dupont. Прежде её основным продуктом были роскошные зажигалки за сотни долларов.

Исследовав сбыт одноразовых зажигалок, S.T. Dupont и разработала недорогой аксессуар. Через десять лет Gillette купила французскую фирму и начала продвигать её изобретение на американском рынке.

В 1973-м дешёвую зажигалку выпустила итальянская Bic, которая прославилась одноразовыми ручками. Основатель Марсель Бик подметил, что ручки и зажигалки часто теряются, но одноразовую потерять не жалко.

Модели Bic были доступны в пяти цветах и продавались за $1,49. Поэтому они пользовались огромной популярностью: каждый месяц можно было купить новую.

Чтобы конкурировать с Gillette, Bic запустила рекламную кампанию «Flick my Bic» («Щёлкни мой Bic»). В роликах разные герои произносили эту на первый взгляд безобидную фразу. Но за ней скрывалась игра слов с сексуальным подтекстом.

Рекламный ролик «Flick Your Bic», 1974 год. Благодаря двусмысленности реклама стала успешной. Фраза вошла в обиход, как и зажигалки Bic

Чтобы показать долговечность зажигалки, Bic указывала, что её хватит на 3000 раз. Иной раз её противопоставляли спичкам, обыгрывали выбор цветов.

Реклама зажигалок Bic Pinterest

В ответ Gillette вновь вывела на рынок настольные зажигалки, хотя в 1970-е они почти исчезли. Спрос подорвали доступные одноразовые зажигалки. Cricket Accent не была, собственно, зажигалкой — скорее чехлом для одноразовой.

Реклама «настольных зажигалок» Cricket Pinterest

Идея не выстрелила, и в 1976 году Gillette поменяла позиционирование. Cricket стали продвигать как модный аксессуар под настроение или одежду.

«Модные зажигалки Cricket — это аксессуары, которые соответствуют вашему образу, соответствуют вашему настроению». Мундштук добавлял атмосферу гламура Tobacco.stanford.edu

В противовес Zippo в 2000-х годах запустил кампании с «антирекламой».

Сверху: «Настоящая любовь — не одноразовая», «Страсть — не одноразовая». Снизу: «Одноразовый. Ещё одно обозначение мусора» Zippocollector и Adsoftheworld

Не все компании, выпускающие многоразовые зажигалки, пережили выход одноразовых зажигалок. К примеру, Zippo приобрела активы Ronson в феврале 2010 года. Торговая марка Ronson вошла в группу Zippo Manufacturing Company.

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Vladimir Mirolubow
Производители продвигали не просто вещь, а образ жизни.

Время, когда маркетологи думали головой, а деревья были выше...

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Не совсем так.
Главное - уровень технологии и масштаб производства.
Автомобиль до Форда был предметом роскоши.
Сейчас фактически превратился в способ реализации функции: перемещение из А в Б.

Пока функция добывания огня была сложной, зажигалка была/стремилась выглядеть предметом роскоши.
Отец, потеряв ночью Зиппо искал её несколько часов.
Я же не вижу необходимости открытого огня в жилище годами, а мангал разжигаю пьезо.

У Шамфора (18-й век!) есть прекрасный пример противопоставления функции и понтов.
Организатора пышных и весёлых приемов злопыхатели охаяли тем, что он их совсем недорого проводил.
В противовес сплетням он назвал полный дом гостей в нетопленный зал без угощения и музыки, а в полночь, когда все продрогли и соскучились, на глазах у всех сжег вексель на огромную сумму, сказав:
- Вы хорошо повеселились, господа?

Ответить
Развернуть ветку
цорiк

Сейчас автомобили как раз обратно превратили в роскошь или компьютер, а не средство передвижения. Посидев в Ренже или 223 это понимаешь. Ну и да, отсутствие какой-либо надежности при современных технологиях и материалах это и подтверждают, к сожалению. И если бриты слабы лишь электрикой, то немцы специально сделаны полностью так, чтобы умереть через 5 лет

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Не совсем так.
Да, есть роскошные модели (сколько %? 0,1? 0,3?).
Есть рабочие лошади.
Я на Опеле 10-й год езжу, с нормальным соотношением затраты/результат.
В нашей компании два курьера ездят на Камри, тоже довольны.

В подтверждение вашего мнения, на чем ездит директор - не называю, ну, так и его машина из сервисов не вылазит, часто у курьеров отбирает(((

Ответить
Развернуть ветку
цорiк

Ну не 0.1. Десятки процентов, и число растёт. Даже Камри уже не торт.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Слюсарев

Мощная статья, спасибо, пока читал кайфанул. 

Ответить
Развернуть ветку
Ulyan

Почему-то совсем пропущены не менее легендарные Imco

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ustimenko

Сам использую послевоенную австрийскую AETNA.

Ответить
Развернуть ветку
Ulyan

Их копировали многие (собственно те же Zippo ими и вдохновлялись), сама компания — второй старейший производитель зажигалок вместе с Ronson. А у меня есть японская Douglass, сделанная из латуни.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Седов

Эволюция жиги..., все детство таскал с собой коробок спичек а зажигалка за прилавком магаза была недосягаемой роскошью !) Помню первую палённую Зиппу и ее «заправку», чирикнул так, что загорелась не только зажигалка !) Нууу и зажигалки с пьезоэлементом - это отдельный аттракцион, привет олдам !) Спасибо за отличную ретроспективную статью, пойду чирикну.

Ответить
Развернуть ветку
Victor Raine

Не курил, и не курю, но прочитав эту статью почему-то захотелось купить Zippo, так на всякий случай.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рогов

Умирающий бизнес. Курить больше не модно, зажигалки не нужны

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka
катализировалась платиной

Пла́тиной, значит... А они там, я смотрю, ни в чём себе не отказывали 😶

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

загляните в катализатор своего авто....

Ответить
Развернуть ветку
Alex Illarionov
Ответить
Развернуть ветку
UTG S

С выходом всяких айкосов и других парилок зиппо думаю понесла значительные убытки

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

"популяризация кальянов убивает табачный бизнес" ага ага

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

теперь все это опять хотят запретить, или пытаются

Ответить
Развернуть ветку
Doxo Zeze

Bic не итальянская компания, а французская

Ответить
Развернуть ветку
Александр Морозов

Продавцы смерти

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда