Модель крючка: как создавать продукты, которые формируют привычки потребления

Модель крючка: как создавать продукты, которые формируют привычки потребления

Сегодня я расскажу о модели крючка – интереснейшей методике, которая состоит из 4-х этапов по созданию продуктов, формирующих привычки потребления. Эта система объясняет, как компании могут связать проблему пользователя со своим решением настолько тесно, что взаимодействие с продуктом становится автоматическим и регулярным (!)

Ключевые компоненты этой модели — триггер, действие, вариативное вознаграждение и инвестиция. Они образуют непрерывный цикл. Они же (при правильном внедрении) и превращают продукт в неотъемлемую часть повседневной жизни пользователя.

В современном мире бесконечных отвлечений, инфошума и жесткой конкуренции за внимание потребителя, способность формировать пользовательские привычки становится решающим фактором успеха продукта. Без сомнения.

Происхождение и ключевые характеристики модели

Нир Эяль, автор книги «На крючке: Как создавать продукты, формирующие привычки», разработал модель крючка после многолетних исследований, консультаций и практического опыта. Изначально работая в индустрии видеоигр и рекламы, где изучал и применял методы мотивации и вовлечения пользователей. Эяль разработал модель крючка, чтобы объяснить, почему некоторые продукты захватывают общественное внимание, а другие, наоборот, быстро исчезают из сознания потребителей.

Эяль частично адаптировал модель поведения Фогга, которая описывает этапы, необходимые для изменения поведения и формирования новых привычек. И уже на этой основе объяснил процесс «зацепления» потребителя на новый продукт.

Особенности модели:

1. Она нацелена на добровольное взаимодействие.
2. Фокусируется на формировании привычек, а не на однократных действиях.
3. Использует принципы поведенческой экономики и психологии потребителя.
4. Объясняет, как продукты становятся частью повседневной рутины пользователей.

Разберем все компоненты модели крючка

1. Триггер

Триггеры — это сигналы, которые побуждают нас, пользователей, к действию. Они являются первым шагом в цикле формирования привычки и делятся на два типа:

Внешние триггеры — это стимулы из окружающей среды, которые сообщают пользователю ЧТО нужно сделать.

  • Уведомления и оповещения

  • Электронные письма

  • Кнопки с призывом к действию (нажмите здесь, купите сейчас)

  • Рекомендации от друзей

Внутренние триггеры — это уже ЭМОЦИИ, мысли или ситуации, которые ассоциируются с продуктом. продуктом может выступать конкретная площадка или. например, соцсеть.
Вот примеры связи эмоций с продуктами:

  • Чувство одиночества (мы проверяем не написал ли нам кто в ПРОДУКТЕ).

  • Желание зафиксировать что-то интересное (запостить в ПРОДУКТ).

  • Скука (прокрутка ленты в ПРОДУКТЕ).

  • Неопределенность (поиск информации в ПРОДУКТЕ).

Так, успешные продукты превращают внешние триггеры во внутренние, создавая ассоциации между эмоциональными состояниями пользователя и решением, которое предлагает продукт. Вот так просто. Но есть нюансы. Идем дальше.

2. Действие

Действие — это простейшее поведение, которое пользователь выполняет в ожидании вознаграждения (о роли вознаграждения, наверное, напишу отдельную статью). Это то самое минимальное взаимодействие с продуктом, которое необходимо, чтобы получить ожидаемую пользу.

Действие должно быть (характеристики):

  • Выполняться в предвкушении вознаграждения.

  • Обязательно должно быть легче, чем альтернативные способы решения проблемы.

  • Может быть простым (как клик по ссылке) или более сложным (выполнение задачи в приложении).

Примеры действий:

  • Ввод поискового запроса.

  • Прокрутка ленты в социальных сетях.

  • Нажатие кнопки «сохранить».

3. Вариативное вознаграждение

Вариативное вознаграждение — это непредсказуемый положительный результат, который пользователь получает после выполнения действия. Именно вариативность (изменчивость) вознаграждений делает продукты особенно привлекательными. Тут как и в жизни: приятно удивиться – это ценность.

Маркеры хорошего вариативного вознаграждения:

  • Удовлетворяет потребность, но оставляет пользователя желающим большего.

  • Стимулирует выброс дофамина, что усиливает желание повторить действие.

  • Может принимать различные формы (социальное одобрение, информация, материальные выгоды).

  • Создает предвкушение и любопытство благодаря непредсказуемости.

Вариативные вознаграждения являются очень важным элементом модели крючка, поскольку именно они создают сильное желание повторять действие снова. И снова.

4. Инвестиция

Инвестиция — это если простыми словами - «частица работы» которую пользователь вкладывает в продукт, что напрямую повышает вероятность его возвращения. Там, где мы делаем усилие – мы присваиваем этому больший статус, человек ли это или проект, так мы устроены. И это заключительный этап в цикле крючка, который подготавливает почву для следующего прохождения цикла.

Характеристики инвестиции будут такими:

  • Увеличивает ценность продукта для пользователя со временем.

  • Создает чувство ответственности и приверженности продукту.

  • Может включать время, данные, усилия, социальный капитал или деньги.

  • Повышает вероятность возвращения, создавая предпосылки для будущих триггеров.

Примеры инвестиций:

  • Создание профиля и наполнение его данными.

  • Приглашение друзей на платформу.

  • Обучение использованию функций.

  • Настройка предпочтений.

  • Загрузка контента.

И несколько примеров применения модели крючка

Социальные сети и платформы

Социальные сети и социальные платформы являются классическими примерами успешного применения модели крючка. Например:

Триггеры: Внешние: уведомления. Внутренние: чувство одиночества, желание социально взаимодействовать.

Действие: Прокрутка ленты, проверка уведомлений

Вариативное вознаграждение: Новые публикации друзей, лайки, комментарии, неожиданные обновления

Инвестиция: Публикация контента, добавление друзей, создание групп

Мобильные приложения и сервисы

В сотрудничестве с самим Ниром Эялем - автором концепции компания Gatorade разработала приложение Gx App, которое интегрирует поведенческие тренировки и физиологические данные для создания персональных планов фитнеса, питания и восстановления.

Как реализовывалась модель крючка там:

Триггеры: Внешние: уведомления о тренировках, напоминания о гидратации. Внутренние: желание улучшить результаты, беспокойство о физической форме.

Действие: Ввод данных о тренировках и физическом состоянии

Вариативное вознаграждение: Персонализированные рекомендации, отслеживание прогресса, новые данные

Инвестиция: Создание профиля, ввод данных о тренировках, настройка целей

После внедрения модели крючка, обновленная версия приложения Gx продемонстрировала значительные улучшения ключевых показателей эффективности и была заслуженно отмечена наградами в категории "Программное обеспечение и мобильные приложения".

Еще один хороший пример успешного применения модели крючка – приложение для чтения.

Триггеры: Внешние: напоминания о ежедневном чтении. Внутренни: желание духовного развития.

Действие: Открытие приложения и чтение отрывка

Вариативное вознаграждение: Новые откровения, духовные инсайты, завершение планов чтения

Инвестиция: Создание закладок, заметок, участие в планах чтения.

Итак, структура модели крючка предоставляет четкую дорожную карту для разработки вовлекающих продуктов. Но успешное внедрение модели требует глубокого понимания психологии пользователей, их потребностей и мотиваций. Всегда готова с этим помочь.

Обязательно нужно сказать, что использование модели крючка несет с собой этическую ответственность. Бренды, компании должны стремиться создавать продукты, которые формируют полезные привычки и действительно улучшают жизнь.
Экологичный маркетинг – наше всё!

Кстати, скоро напишу пост с пошаговым руководством по внедрению модели крючка.

И подписывайтесь на телеграмм, там каждый день что-нибудь интересное о нейромаркетинге, психологии, сервисе, командной работе, брендинге и бизнесе

2
1
Начать дискуссию