{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Начинающие маркетологи для бизнеса – добро или зло?

Любой топовый специалист в digital когда-то с чего-то начинал, ибо никто не рождается сразу «просветленным» – учится, «набивает шишки», прежде чем выйти на приличный уровень навыков и доходов.

Даже среди своих коллег по цеху мы часто видим презрительное отношение к новичкам. Тем более оно есть у предпринимателей. Мол, отдать заказ джуниору = попрощаться с деньгами. Разбираемся, почему так происходит и что делать в этой статье.

Сразу подчеркну, что под маркетологами я подразумеваю всех, кто имеет отношение к продвижению в онлайне. Директологов, таргетологов и так далее. Спец в узком канале трафика, конечно, еще не маркетолог, но для краткости обозначения всего направления буду использовать этот термин.

Два пути новичка

У начинающего маркетолога есть два пути. Устроиться стажером в рекламное агентство / в команду опытного специалиста. Либо уйти в «самостоятельное плавание».

Первый вариант как «мягкий старт». Новичок избавлен от ряда задач. Не нужно искать клиента, не нужно напрямую перед ним отчитываться (во всяком случае на первых порах), в случае чего прикроет старший сотрудник. Снижены риски – за успех проекта отвечает кто-то выше тебя. Обучение, тут же практика с постепенной прокачкой навыков. Всё в easy режиме.

В агентствах есть, конечно, и свои минусы. Часто новичка «натаскивают» на какую-то узкую задачу «от сих до сих», что формирует тоннельное мышление. Сам видел сотрудников, которые через год работы в агентстве разбирались только в РСЯ, с настройкой поисковых РК в Директе уже «плюхались».

Реальным ростом спеца до уровня стратега мало кто озабочен, ибо это и не нужно. Внутренняя конкуренция, все дела.

Легче и быстрее запустить конвейер. Отсюда сумасшедшая текучка кадров. Взяли 10 человек, через полгода 9 ушли, на их место уже очередь – проблем найти «молодняк» с горящим глазами и радужными представлениями о карьере в рекламе вообще никаких.

Но, бог с ними, с агентствами. В конце концов там спрос с конторы в целом.

Куда больше нареканий вызывают новички - фрилансеры, кто закончил курсы / тренинги и пошел «покорять» мир digital.

Вот тут и начинаются разговоры типа «а вы пошли бы на операцию к хирургу после ВУЗа» или «согласились бы вы, чтобы вас в суде защищал начинающий адвокат». Что здесь правда, а что миф – сейчас разберемся.

Почему не доверяют новичкам после курсов

Спеца на фрилансе никто не прикрывает. Он сам несет ответственность за качество проекта и бюджет клиента. А какому заказчику охота терять свои кровные. Путь и копейки, но и они ж не лишние.

Давайте так.

Все новички как минимум учились своему делу и разбираются в задаче лучше заказчика.

Однако я понимаю, откуда «ноги растут» у предвзятого к ним отношения.

Качество тех самых курсов / тренингов на рынке часто оставляет желать лучшего. Уж больно дофига откровенной «инфоцыганщины», когда людям обещают 1-2 часа в день занятости, валяясь на Гавайях, нехило при этом зарабатывая. Одной левой на кнопочки в ноуте тыкаешь, гребешь бабло.

Чего греха таить, есть такое дело.

Вот выцепил несколько креативов в тему:

Такая хрень формирует нереальные ожидания.

Самое обидное, что действительно стоящее обучение теряется на фоне этого шлака. Откройте ленту ВК / Insta / Fb и вас в 90% случаев догонит объявление очередного «гуру», обещающего золотые горы уже через две недели.

Сразу предупрежу возможные возражения типа «да все они там жулье». Категорически не согласен. В конце концов, вы же не ставите крест на всей медицине, если вам попадается криворукий доктор.

Инфобизнес очень разный. Это всего лишь формат передачи знаний, а кто и как его применяет – на совести каждого тренера. Как и везде, решает человеческий фактор. Один и тот же инструмент можно использовать во благо, а можно во вред.

Возвращаясь к выбору специалиста – надо смотреть на человека, а не на полученные им сертификаты.

Но как быть, если заказчик совсем не разбирается в теме и для него все директологи / таргетологи на одно лицо?

Чек-лист для заказчиков по работе с начинающими специалистами

Да-да, у новичков есть свои плюсы. Основные:

- Цена

- Желание работать максимально качественно, чтобы заработать репутацию.

Работать с ними или нет – решать вам. Ну а на старте я бы задал следующие вопросы. Для примера возьму директолога.

1) Расскажите про свою задачу и спросите, как специалист будет её решать.
Общий алгоритм действий по всем важным этапам.

Годный спец начнет с изучения продукта / рынка / целевой аудитории / конкурентов, задаст встречные вопросы по этому поводу.

Специалист «так себе» скажет, что пойдет первым делом собирать семантику в Вордстат. Значит, это чистый «инструментальщик», который выучился тыкать кнопки в рекламном кабинете, не более того.

Пофиг, что директолог. Все нормальные курсы даже в рамках одного канала включают базовую часть про то, что нужно сделать до настройки рекламных кампаний. Это основа основ, фундамент любой рекламы.

2) Обратите внимание на то, интересуется ли специалист вашим сайтом и рекламой (если уже запускались).

Когда кампании уже запускались, любой нормальный специалист предложит сделать их аудит, просто так, бесплатно. В этом случае, кстати, по уровню аудита можно судить о его компетентности.

Как минимум (если рекламы еще не было) должен быть вопрос о сайте. Когда директолог вообще молчит про сайт (что есть, с тем и работаю) – это уже сигнал о его слабости.

3) Что специалист будет делать, если количество и стоимость заявок вас не устроит.

Для этого очень желательно самому, еще до общения с возможными подрядчиками посчитать экономику проекта, хотя бы примерно прикинуть ключевые показатели. Количество и стоимость заявок в первую очередь, конечно.

Если вы уже получали профит с других источников (сайт двигается в SEO-выдаче, вы размещаетесь в каких-нибудь каталогах / справочниках) и пошли «попробовать» Директ – тем лучше. Статистика по конверсиям должна быть и эти данные можно в качестве гипотезы применить к контекстной рекламе.

Если для вас это «темный лес», вопрос про конверсии и их стоимость вводит в ступор – в помощь статья о расчете бюджета и откуда брать данные.

4) Обсудите все организационные моменты.

Сколько времени займет настройка, цена и схема оплаты. Если товарищ мудрит и не дает четких ответов по срокам (пусть даже с запасом) и цене – бегите от него.

5) Внимательно смотрите на то, как человек с вами общается. Комфортно ли вам с ним или что-то настораживает. Если настораживает – проанализируйте, что именно. Насколько это важно для дела или можно «закрыть глаза».

В качестве резюме этой части по проверке потенциальных подрядчиков – у вас должно быть четкое понимание, что и как будет делать специалист. Каждый этап. Не нужно лезть во все мелочи, но на берегу лучше проговорить всё самое важное.

Наконец, в качестве страховки – разбейте проект на отдельные задачи. С поэтапной же оплатой.

Послание для начинающих специалистов

1) Не бойтесь того, что вы начинающий специалист, не бойтесь что-то сделать не так, ибо только на практике закрепляется профессиональный навык.

Голая теория ничего не даст. Можно сколько угодно тренироваться на тестовых проектах, но пока вы не попробуете «на боевую», не возьметесь за реальный проект, у вас не будет понимания, что делать в той или иной ситуации.

2) Возможно кого-то разочарую, но уж лучше понимать это на берегу – легких денег, ребята, не бывает. То, что вы освоили новую профессию – круто. При этом сам факт не говорит пока ни о чем. Выбросьте из головы весь этот мусор про золотистые пляжи с мулатками.

Первое время придется пахать, пахать и пахать. В прямом смысле через боль, пот и слезы пробивать себе дорогу. Ибо конкуренция зашкаливает – спецов в digital сейчас как экономистов / юристов в 90-х.

Зато, если выберетесь, через пару лет вас действительно ждет достойное будущее с доходами как минимум в 3-4 раза выше «средней ЗП» по стране и свободой. Когда, где и с кем работать. А дальше – только звезды. Рост тут не ограничен.

3) Как только выйдете на приемлемый уровень профессионализма в одном канале – осваивайте второй, третий и так далее. Не сразу, чтобы не было каши в голове, последовательно.

4) Главное – забуривайтесь в стратегический маркетинг. Читайте, смотрите всё, что можно на эту тему. Еще лучше – личное общение с теми, кто в этом шарит.

Чистые «инструментальщики» всё меньше нужны рынку и скоро их вытеснит ИИ (искусственный интеллект). И Яндекс, и Google, и ВК, и Facebook стремительно идут к полной автоматизации.

А вот стратеги останутся. На наш век точно хватит:)

Выводы делайте сами.

P.S. Поделитесь своим мнением и опытом в комментариях.

Автор материала – эксперт Yagla Александр Машкарев

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Kira

Я новичок и мне была очень полезна ваша статья.
Теперь знаю как подготовиться к разговору с заказчиком.
Из чек-листа для заказчиков сделала себе чек-лист для общения с клиентами)
Но вот наболевший вопрос - как выбрать курсы? Их столько, что глаза разбегаются, а по факту, только купив курсы понимаешь - то или не то

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Alimov

В курсах Яглы вам гарантируют возврат в течении 10 дней с момента оплаты, если вам хоть что то не понравится без всяких лишних вопросов. Просто пишите в чат и вам возвращают деньги. За это время вы успеете пройти 1 модуль и побывать на одном из интенсивных воркшопов с живым участием и поймете заходит ли оно вам. Такое вам кто то врядли еще предложит lp.yagla.ru

Ответить
Развернуть ветку
Александр Люкшенко

Основной трабл професии - нет классных спецов, сеньоров. Есть куча джунов, немного мидлов. Но вот профи в найме не остаются практически никогда. 

Потому что:
- Опыт позволяет сделать лучше и зарабатывать больше, чем любой наниматель (вычеркнем прослойку федералов и крупняк)
- Проф. маркетолог = чуть чуть ген. дир. С учетом динамики сферы и наличия маркетингового мышления - добрать необходимые компетенции не проблема.
- Быстрый "потолок" у профи. Средним спецом можно просидеть и пару десятков лет, особенно при не слишком больших амбициях, профи вырастает месяцев за 10.

Органический рост проф. маркетолога (именно в профессии) - в бизнес технолога (еще встречал термин, в основном в американском секторе - бизнес-терапевт). Либо в директора

Ответить
Развернуть ветку
Жаналинов Ильяс

Особенно этот абзац зашел:

"Зато, если выберетесь, через пару лет вас действительно ждет достойное будущее с доходами как минимум в 3-4 раза выше «средней ЗП» по стране и свободой. Когда, где и с кем работать. А дальше – только звезды. Рост тут не ограничен."

Спасибо, поржал. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Mashkarev

Что именно вас смутило?

Ответить
Развернуть ветку
Жаналинов Ильяс

Сказка какая-то. Большая зп возможна очень в маленьком проценте от общих маркетологов. Реальность будет такой:

- Средняя зп
- Стресс, нервы, депрессия, перегорание
- Свободы не видать
- Демпинг от неучей с годовым опытом работы, чтобы получить хоть какой-то проект. 
- Никаких звезд

Ответить
Развернуть ветку
YAGLA
Автор

Ну я не про маркетологов на окладе так-то писал) Речь о фрилансе. И да, выживут процентов 5-10. Обратите внимание на слова "Если выберетесь..." Норм спец через пару лет на ежемесячный доход в "сотку" как минимум должен выйти. 

Ответить
Развернуть ветку
Жаналинов Ильяс

С разрабами или дизайнерами, думаете, лучше дела? 

Ответить
Развернуть ветку
YAGLA
Автор

Думаю, нет. Во всяком случае, "конверсия в выживших" наверняка та же для digital в целом.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Люкшенко

Это характерно для многих отраслей. Любой супер, да и просто профи не озадачен чеком - интереснее сам проект. Проект сложный = дорогой. Опять же на определенном уровне уходит и страх "получится - не получится", остается только вопрос "как именно я это сделаю". Но в маркетинге основная проблема - тошнит от клиентского бизнеса, так как чек практически никогда не отражает компетентность заказчика. В итоге профи под влиянием нескольких важных факторов (сам заработаю больше, сам сделаю лучше и пр) уходят в свое

Ответить
Развернуть ветку
Good Ok

Зачем мне идти в найм со своими знаниями и работать на дядю, если работаю сам на себя ? Поэтому на рынке в основном новички. Когда набираются опыта, уходят работать на себя. Профи захотели увидеть :))))

Ответить
Развернуть ветку
Ахундов Эмиль

А почему только диджитал? В этом и есть проблема, наука большая и мы только говорим тут про ее часть, а чтобы хорошо работать с этой частью нужно еще и основы знать.

Хотите знать насколько адекватен маркетолог - спросите, что такое маркетинг?

Все станет понятно, на всякий случай нет у маркетинга общепринятого определения, а касается он производства, продукта, сбыта, потребления и b2h(социально-этическая часть) , последняя кстати еще до конца не сформирована как итоговая концепция.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Novicov

Имхо, для нанимателей совсем неправильный посыл. 
Найм специалиста - это освобождение времени за счет делегирования, поэтому нужно четко понимать цель этого действия.
Если заказчик ничего не понимает, то у него выбор: он может потратить свое время и разобраться или нанять человека, таким образом "купив" компетенции. Для этого не нужно нанимать новичка, это просто будет совместное плавание в поисках успеха, которое может никуда и не привести.
А если заказчик разбирается и четко понимает что ему нужно, то он может нанять одного или нескольких джунов, делегировать им задачи, контролировать как они их делают и пресекать ошибки на ранних стадиях. При этом будет больше временных затрат, но меньше финансовых, а главное что в итоге и заказчик и исполнитель в выигрыше. 

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Аксенова

Спасибо, Александр, я начинающий спец по контексту. Особенно понравилось сравнение "спецов в digital сейчас как экономистов / юристов в 90-х". Я как раз экономист из 90х и научилась в свое время выгодно себя продавать в этой области. После "перепрошивки" нужно учиться себя продавать заново.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда