SWOT-анализ. Почему сразу нельзя выделять сильные и слабые стороны по отдельности?

SWOT-анализ был предложен К.Эндрюсом в 1960-х годах для поддержки процесса разработки стратегии.

Задача SWOT-анализа – представить описание существующей ситуации компании во внешней и внутренней среде в рамках заданной структуры.

Методика проведения основана на выделении 4-х факторов, описывающих внутреннюю среду (сильные и слабые стороны) и внешнюю среду (возможности и угрозы) организации. Затем проводится попарный анализ выделенных факторов.

Одна из важнейших задач при разработке и реализации бизнес-стратегии - поддерживать стратегическое соответствие между внутренней средой организации и ее внешним окружением.

Источник Р. Грант

Поддержание стратегического соответствия возможно в случае, если при проведении стратегического анализа внутренняя среда организации и ее внешнее окружение рассматриваются целостно. На следующем этапе могут выделяться отдельные сильные и слабые стороны, возможности и угрозы и проводиться более дискретный анализ.

Пример.
При наступлении пандемии многие рестораны озаботились онлайн-доставкой еды. Кто-то организовал собственную доставку, кто-то стал использовать компании по доставке. Сразу пришлось изменить внутренние процессы, были приняты новые решения, возможно изменена система стимулирования и т.д. Другими словами, внутренняя среда организации приведена в стратегическое соответствие с изменениями внешней среды.

Анализ внутренней среды компании

Рис. Внутренняя среда организации

Организация – это система, состоящая из взаимоувязанных блоков, которые совместно влияют на получаемые результаты. Выбор отдельных элементов без понимания внутренних связей между ними будет вносить ошибки в результаты анализа.

Например, система стимулирования продавцов, увязанная с их KPI и целями подразделения может быть сильной стороной. Однако система принятия решений такова, что любое отклонение от стандартных процедур нужно обязательно согласовывать с руководителем. Сам процесс заключения крупных сделок длительный и сложный. Взаимное действие этих элементов будет подталкивать продавцов к продаже стандартных продуктов и ориентировать только на стандартные запросы.

Одна из основных трудностей, возникающих при проведении SWOT-анализа классическим способом связана с выбором сильных и слабых сторон на начальном этапе.

Пример.
Допустим, в компании внедрены и работают бизнес-процессы. Это можно считать сильной стороной. В каких ситуациях эта сильная сторона становится слабой стороной? Как только запросы клиентов начинают значимо отличаться от запросов, на реализацию которых настроены существующие процессы. С точки зрения стратегического соответствия наиболее привлекательная внешняя среда для этой компании та, в которой запросы клиентов стандартны и стабильны.

То есть выбранная сильная сторона в зависимости от ситуации во внешней среде может стать слабой стороной или наоборот.

Подход к проведению SWOT-анализа

Этап 1.
Описание внутренней среды организации без отдельного выделения сильных и слабых сторон.

Этап 2.
Описание трендов внешней среды. Определение возможных целевых сегментов.

Этап 3.
Сопоставление внутренней и внешней среды организации с выделением сильных и слабых сторон по отношению к выбранным целевым сегментам.

Важно!
Сильные и слабые стороны – это характеристики компании. Они должны быть сформулированы как факты. Это то, что есть.

Ключевой критерий отнесения характеристики к сильной или слабой стороне – возможность ее использования для реализации ожиданий целевых клиентов или других заинтересованных сторон (поставщики, партнеры, инвесторы)

Пример описания внутренней среды, которое было сделано в ходе реализации проекта по разработке стратегии для одного клиента.

Суть бизнеса – анализ инфраструктуры производственных объектов на предмет соответствия нормативам, установленным государством.

Внутренняя среда.

  • имеем право производить предлагаемые услуги (работы) и результаты легитимны

  • всегда обосновываем полученные результаты и выводы перед специалистами заказчика и контролирующих органов

  • разрабатываем индивидуальные технические решения под конкретный проект в случае необходимости

  • мгновенное реагирование на угрозы срыва проекта, сроков, потери качества с целью безусловного качественного выполнения проекта в согласованный срок
  • выполнение функции генподрядчика в сложных проектах

  • наличие разрозненной информации о рынке
  • постоянные метания между задачами, которые начали делать

  • основные заказы - это разовые проекты
  • разрозненность получаемых заказов по решаемой задаче, продукту, уровню сумм, типу и размеру заказчиков, сложности проектов, направлениям услуг

  • рабочие процессы, построены на доверии, а не регламентированы (даже если регламент есть, он не соблюдается)
  • делаем проекты разово, мыслим узко (отсутствует система тиражирования)

Вопрос для размышлений.

Какие из этих характеристик можно отнести к сильным сторонам, а какие к слабым сторонам, не зная целевых сегментов и ожиданий клиентов?

Допустим выберем следующие критерии:

  • Необходима для реализации ожиданий ключевых клиентов

  • Дает значимый вклад в достижение целей компании
  • Сложно воспроизвести конкурентам

Стартовый критерий при выборе сильных или слабых сторон – ожидания целевых клиентов. Как только компания выделяет для себя эти сегменты, можно выделять в рамках описанной внутренней среды сильные и слабые стороны.

В зависимости от выбора целевых клиентов и выделения их ключевых ожиданий, разные характеристики будут восприниматься как сильные или слабые стороны. И при этом они будут одновременно описывать внутреннюю среду компании в целостном виде.

Заключение

  • На каждый момент времени организацию можно описать через набор характеристик
  • Полученный набор характеристик отражает представление участников выполненного анализа о внутренней среде организации

  • Сначала описывается внутренняя среда в целом, а потом проводится определение сильных или слабых сторон
  • Ключевой критерий для выделения сильных или слабых сторон – ожидания целевых клиентов, которые компания удовлетворяет/планирует удовлетворять

  • Важно помнить, что при взаимодействии организации с клиентом контакт происходит одновременно с сильными и слабыми сторонами. Вопрос только в одном: что для этого клиента более важно? Какие его ожидания обладают для него наибольшим весом?

Как провести системный анализ внутренней среды организации будет описано в следующей статье.

Делаете ли Вы в своей организации общее описание ее внутренней среды?
Да
Нет
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
Александр Тимошин 

Team-партнер компания TeamMotion

Читайте так же:

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Марина Шакалова

Наконец-то!!! Здравый подход к проведению SWOT-анализа. Рассмотрение бизнеса как целостной системы - единственная возможность выжить и расти в быстро меняющейся среде. Практично, реально, жизненно.

Ответить
Развернуть ветку
TeamMotion
Автор

Марина, спасибо!  Вы точно отметили суть подхода - бизнес, как целостная система.
Потому что достигать значимых результатов в быстро меняющейся внешней среде можно только за счет изменений в компании.
Эти изменения будут эффективными тогда, когда организация воспринимается как система.
Этой теме мы посвятим следующую статью, которая выйдет в первой декаде января
С  наступающим Рождеством и Новым Годом!

Ответить
Развернуть ветку
Марина Шакалова

Большое спасибо! Буду ждать следующую вашу публикацию с большим интересом.
Мои самые добрые пожелания вашей Команде Движения в Наступающем году !!

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

А в чем тут «наконец-то»? Обычная теория из учебника.

Допустим, в компании внедрены и работают бизнес-процессы. Это можно считать сильной стороной. В каких ситуациях эта сильная сторона становится слабой стороной? Как только запросы клиентов начинают значимо отличаться от запросов, на реализацию которых настроены существующие процессы.

Капитан очевидность: если запросы клиентов не соответствуют процессам, то «выстроенные бизнес процессы» сразу записываем в слабые стороны. В чем тут новаторство? В том что нужно подумать перед тем как заполнять сильные и слабые стороны? Ну тогда да, «наконец-то»:)

Оставим за скобками тот факт, что swot - это такое говно мамонта, которым никто уже не пользуется. Кроме бизнес-консультантов и инфоцыган

Ответить
Развернуть ветку
TeamMotion
Автор

Евгений, приклеить ярлык "инфоцыган" легко.
Вопрос не в заполнении клеток "сильные или слабые стороны"
Вопрос в том, что когда начинают заполнять  эти клетки, осознают ли, что организация - это система и выбранные стороны между собой находятся в постоянном  взаимодействии.
Или это  на Ваш взгляд заморочки бизнес-консультантов?

Относительно того, что никто не пользуется.
Думаю, что этого  Вы не знаете, такой статистики в принципе нет.
Вопрос к Вам для моего понимания:

Какие инструменты стратегического анализа Вы, лично, считаете наиболее полезными на сегодня?
По своему опыту использования

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
TeamMotion
Автор

Илья,  он безусловно уже в возрасте.
Согласен.
А что означает  Ваш вывод - "уже лет 20 не работает"?

Ответить
Развернуть ветку
Serg Makarov

В менеджменте качества, в частности в автопроме,  часто применяется данный вид анализа, в остальных отраслях тоже, но не так повсеместно как в автопроме

Ответить
Развернуть ветку
TeamMotion
Автор

Serg, спасибо за полезную информацию по сути обсуждения с Eugene!

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Teplyakov

Ну да, так это делается, не увидел ничего для себя нового. Вывод то как обычно один. Все это будет в 90% случаев слито в унитаз и объект анализа продолжит работать, как работал в последние 10-20-30 лет. Нужное подчеркнуть.

Ответить
Развернуть ветку
TeamMotion
Автор

Вячеслав,  я рад, если Вы  при проведении SWOT-анализа  изучаете внутреннюю среду организации целиком, а не останавливаетесь на отдельных характеристиках.
Что касается действий с полученными результатами анализа, так это  на усмотрение каждого - что с этим делать.
Можно и в унитаз.
Только вряд ли получится продолжить работать так как прежде даже 10 лет.
Внешняя среда с таким бизнесом разберется гораздо быстрее.
Исход будет летальным.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
TeamMotion
Автор

Илья, каждый  прочитывает то, что для него важно!
Есть известная фраза - "Красота в глазах смотрящего" Оскар Уайльд
Поэтому смысл у каждого  читающего свой:)
Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда