{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

ТРИЗ и нейминг: попытки автоматизировать придумывание. Часть первая

От начинающих тризовцев для ищущих неймеров

Работа неймера — череда креативных задач. Нам, как жителям предметного мира — реальности, в которой все мы существуем, приходится регулярно вытаскивать идеи из абстрактного мира — мира, где обитают все идеи.

На первый взгляд, нет ничего проще, чем придумать слово — найти на полочке в голове ту самую идею. Открыл заметки на смартфоне, посидел, порылся в своей памяти, отыскал нужное слово и показал его клиенту. Клиент в восторге, удивляется, как это он сам такое чудесное слово не вспомнил.

Однако не всякое слово может стать хорошим названием (уникальным, запоминающимся, отражающим суть бренда), даже если это любимое слово клиента. Бывает так, что слово не приходит, как бы тщательно ты его не искал. А клиент ждет, волнуется и уже сам накидывает варианты.

В такие моменты задумываешься, что было бы здорово, если бы существовал некий катализатор поиска идей. И такой существует — это ТРИЗ. Но может ли эта система осознанного творчества помочь с разработкой названия? Проверим.

Что такое ТРИЗ?

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — сет методов и алгоритмов решения креативных задач. Появление ТРИЗ как раз было вызвано потребностью ускорить изобретательскии процесс, исключив из него элементы случаиности: внезапное озарение, длительный ассоциативный перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения, ожидание визита музы и т. п.

В середине 20 века Генрих Альтшуллер и плеяда советских тризовцев разработали свою систему изобретательства на основе 40 тысяч патентов, сперва в контексте инженерно-заводской деятельности.

С их точки зрения вся наша реальность — это системы. Идеальная система — та, которой не существует, а ее функции выполняются. Креативный процесс — это разрешение противоречий в рамках этой системы. И есть, как минимум, 40 приемов устранения этих противоречий.

Сыграем в ящик. Морфологический ящик

Нам показалось, что название механики «морфологический ящик» намекает на возможность ее применения в создании нужных слов. И надеемся, что результат будет не таким трагичным.

В чем суть:

Исследуемый объект разделяют на составляющие, из которых выбирают те, которые обладают нужными характеристиками. Цель — поиск максимального количества возможных идей путем комбинирования всех элементов.

Как работает:

  • Формулируется задача и объект разработки.
  • Выделяются 2–3 значимых характеристики объекта.
  • Перечисляются возможные значения каждой нужной характеристики.
  • Создается «морфологический ящик»: двухмерная или трехмерная матрица.
  • Анализируются все полученные пересечения, выбираются оптимальные.

Попробуем на практике.

К нам пришел клиент, который собирается открыть коворкинг для дизайнеров, копирайтеров и других представителей креативной индустрии.

Формулируем задачу — нужно разработать название для креативного коворкинга, по которому аудитория сама сможет сделать вывод о ценностях места.

На основе разработанной платформы мы выделили 2 важных параметра, на стыке которых мы и будем искать образы для названия:

  • характеристики продукта
  • ценности бренда

Запишем их в таблицу:

Теперь скрещиваем ценности и характеристики и получаем 9 направлений будущего названия:

Например, для чего характерна открытость и что объединяет? Для нас это дружба. У вас могут родиться совсем иные идеи.

Анализируем полученные пересечения и путем ассоциаций докручиваем до названия:

Названия проверяем на соответствие платформе бренда и позиционированию, уникальность, звучность и запоминаемость и т.д. Выбираем лучшие.

Эту двухмерную матрицу можно дополнить и другими параметрами. Например, самыми распространенными моделями называния: словосложением, усечением, неологизмом, культуронимом, топонимом. Или даже сделать матрицу трехмерной, добавив и характеристики продукта, и ценности бренда, и модель.

Как ощущения?

Нам показалось, что этот метод ТРИЗ может быть вполне рабочим для быстрого погружения в глубины ассоциаций, без длительного перебора и процесса освобождения головы от ассоциаций первого порядка. Построение «морфологического ящика» структурирует процесс нейминга, но не дает самого названия. Он помогает генерировать идеи, подводит к нему. Все-таки каждый метод ТРИЗ предназначен для мышления, а не вместо него.

Мы будем рады получить от вас обратную связь через наши аккаунты в Instagram и Telegram. Подписывайтесь на нашу рассылку еженедельного дайджеста, чтобы быть в курсе последних событий.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Александр Русин

Без рекламы и по существу, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Baranov

интересно, но. Чем характеристики отличаются от ценностей? "объединяет" - чем не ценность? кстати, кого он объединяет и зачем? ценность коворкинга - не мешать друг другу. В целом эти 6 слов характеризуют любой коворкинг (что в нем есть технологичного, кроме вайфая и кофемашины? чем он более открыт, чем другие? бомжей пускают греться?). И задача выразить именем ценности именуемого разве требует его "характеристик"? Даже если мы найдем хорошо разводимые две оси (эмо/рацио, количество/качество ...), на скрещении которых может действительно заискрить нечто небанальное, то без должной сноровки будем получать в изобилии громоздкие 2-корневые или 2-словные неймы.

Ответить
Развернуть ветку
shapeandscroll
Автор

Илья, благодарим за комментарий. Действительно, в данном примере характеристики продукта и ценности могут синхронизироваться. Однако в статье мы не ставили цель раскрыть платформу бренда, показать его преимущества, объяснить, почему именно эти ценности присущи бренду.

Здесь мы исследовали именно механику «придумывания». За основу взяли те характеристики, которые были важны для разработки названия конкретно для этого проекта.

Конечно, для разработки более абстрактных и эмоциональных названий можно выделить иные оси.

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Богачев

мое увожоение

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Svetlov

ТРИЗ тут с какого боку? Матрица она и есть матрица, без всякого ТРИЗ.

Ответить
Развернуть ветку
shapeandscroll
Автор

Матрица — это матрица, бесспорно. Однако метод морфологического анализа и предполагает построение «ящика» — многомерных матриц. Затем с помощью комбинаторики получаются все теоретически возможные варианты реализации объекта с нужными функциями.

Морфологический анализ позволяет уйти от малоэффективного метода «проб и ошибок», предшествовавшего АРИЗ и ТРИЗ. Перебор вариантов заменяется более точными операциями, основанными на знании законов развития технических систем.

Ответить
Развернуть ветку
Геннадий Безносов

Согласен

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Orlov

Покажите свою идею на примере, а то в теории все выглядит хорошо)

Ответить
Развернуть ветку
shapeandscroll
Автор

Сергей, мы как раз применяли теорию на практике. В качестве примера взяли кейс про коворкинг.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Orlov

Мне показался пример надуманным, не реалистичным.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда