Есть ли деньги в мессенджер-маркетинге? А сейчас? А теперь?

Ретроспектива мессенджер-маркетинга-2020

Я не люблю писать о трендах будущего, потому что я его не знаю, а публичные фантазии мне не доставляют удовольствия. Зато ретроспективы, на мой взгляд, доказательно демонстрируют тенденцию в отличие от предположений.

Итак, что такое мессенджер-маркетинг 2020? Каким был этот год?

Я, как адепт маркетинговой системы и здравого смысла, никогда не утверждала, что мессенджер-маркетинг является волшебным инструментом продаж для всех проходящих мимо бизнесов. Безусловно, каждому инструменту свое место и время. Однако мы, как агентство, специализируемся именно на этом канале и на собственном опыте замеряем его эффективность и востребованность.

В 2020 году мессенджеры не стали прорывом. О них много говорят. Их начинают внедрять. Но, безусловно, инструмент остается “десертным” по отношению к уже проверенным.

Меня это скорее радует. Я за вдумчивое внедрение. Спам еще никогда не работал в долгосрочной перспективе. Но, если в 2019 году мессенджеры приносили деньги в большинстве своем в связке с таргетированной рекламой - за счет более продуманной лидогенерации, то в 2020 году появились запросы, а главное, возможности на выстраивание системы маркетинга в мессенджерах: триггерные рассылки, связь с CRM - всё это перенеслось из влажных фантазий маркетолога (меня) в реальность. По крайней мере, в реальность нашей команды. И произошло это, в основном, благодаря появлению технических возможностей.

Платформы и их функционал

Сложно оценить количество платформ, которое появилось на рынке в этом году, потому что мы до сих пор знакомимся с ними в произвольном порядке. На сегодня насчитали 53, в конце прошлого года были знакомы с 45-ю. Но никакому даже самому крупному агентству не придет в голову работать со всеми, поэтому не так важно количество, как качество. Оно заметно растет.

Платформы поняли преимущество интеграций. Например, сейчас нативно объединить мессенджеры с amoCRM или Битрикс24 можно в девяти из них.

И еще массу - через сервисы-интеграторы, например, Альбато, Интегромат, Онлайзер и т.д.

Активно приросли и интеграциями с платежными системами: Робокасса, Яндекс Касса, Яндекс Деньги, PayOnline, bePaid, walletone, Cloudpayments, PayPal, Сбер, Stripe, Prodamus, Fondy, WayForPay можно объединить с той или иной платформой для того, чтобы практически бесшовно принимать оплаты и сегментировать подписчиков в базе по этому признаку.

Появились первые интеграции с GetCourse (TextBack, Bothelp, Smartsender, Salebot) и Bizon365 (Bothelp, Botcorp, Salebot), что стало хорошим подспорьем онлайн-школам.

Однако, идеальной платформы мы по-прежнему не нашли. Я реалист и прекрасно понимаю, что никакого идеала не существует, однако, уровень развития на наш требовательный вкус, в среднем все еще остается довольно низким для действительно глобальных работ в мессенджерах. Если речь идет о выстраивании системы, о создании десятков воронок для десятков продуктов разного рода, вопрос выбора часто сводится к трем-пяти платформам из вышеозвученных пятидесяти трех.

Но когда речь идет о более простых методах применения инструмента, выбор стал шире и качественнее. Создать, настроить и запустить без особых технических навыков стало значительно легче.

Мы рады быть причастными к развитию рынка мессенджер-платформ и надеемся, что они нас не прокляли :-)

Обучение мессенджер-маркетингу

Обучение мессенджер-маркетингу стало моим личным краеугольным камнем этого года. Я не склонна преподавать, но как практик, в этом году получила всё возможные приглашения на всё возможные курсы. Для сравнения: в прошлом году меня позвали прочитать лекции 2 школы, в этом году я согласилась участвовать в курсах 11 школ (что, конечно же, не полный список). Возвращаюсь к тезису: о мессенджерах стали говорить еще больше. Однако, таков парадокс: люди не бегут учиться этой профессии. По моей субъективной оценке, обучение SMM по-прежнему было популярнее мессенджер-маркетинга в три раза, хотя, SMM-специалистов, как вы понимаете, за годы существования этого рынка, немеряно, конкуренция сумасшедшая, а вот на растущий рынок мало кто рискует зайти.

Я связываю это с боязнью нового и все-таки недостаточным распространением профессии в публичном поле. Большинство учеников других профессий, с которыми я сталкивалась, задавались вопросами: А так ли перспективен этот рынок? Действительно ли на нем можно заработать? Много ли клиентов? Не поздно ли этому учиться? Не исчезнет ли он через несколько лет?

Отвечу коротко: этот рынок всё еще таков, каким вы его сделаете. На мой взгляд, это звучит возбуждающе.

Хотя, не скрою, опыт преподавания утвердил во мне мысль, что мессенджер-маркетинг - он не для всех. Он для тех, кто любит цифры, системы, стратегии, глобальное видение, заботу и креатив одномоментно. А также для тех, кто усидчив, имеет крепкие нервы и любит интересные задачи.

Мы же поняли, что лучший способ обучения - практика помноженная на практику, поэтому внедрили систему стажировок, которую планируем совершенствовать в следующем году.

Мессенджеры и их правила

4 марта 2020 года окончательно вступили в силу новые правила работы в Facebook Messenger: окно 24 часа, платные массовые рассылки, разрешенные теги. Кажется, мы научились жить с этим. Однако, в конце года GDPR подобралось и к мессенджерам, так что в странах Евросоюза, Великобритании, Норвегии, Лихтеншейна и Исландии правила ужесточились еще больше. С 16 декабря 2020 года в Facebook вышеперечисленных стран перестал действовать OTN, ссылки на запуск ботов и JSON и вступлил в силу ряд других ограничений.

Whatsapp Business API начал набирать силу. К концу года 13 платформ предоставляют подключение: TextBack, IntellectDialog, Chat2Desk, Hightouch, Pact, Smartsender, Chatforma, Botcorp, Aimylogic, Leeloo, Botmother, Synergybot, Bothelp (приостановлено до марта 2021).

Помимо полноценных чат-бот-платформ интересное решение предлагает Radist Online, который выступает как провайдер и интегратор с amoCRM и Б24. У всех свои правила, особенности, стоимость, но есть, что выбрать.

Вишенкой на торте стал ожидаемый итог растущей конкуренции - колоссальное снижение средней стоимости. Если в прошлом году подключить официальный Whatsapp можно было и за 250 000 рублей, а обслуживать за 20 000 - 30 000 в месяц, то в 2020 году подключение в большинстве случаев стало бесплатным, а абонентская плата в среднем составила 10 000 рублей.

Не все могут себе позволить и это, однако, уже есть о чем подумать. Большой вклад в популяризацию официального Whatsapp, конечно, внесли сами платформы, для которых возможность подключения стала конкурентным преимуществом. Хотя, клиенты все еще не бегут за “белым” решением, если в принципе не понимают, насколько оно им это нужно. “Серые” провайдеры на пробу в этом году все еще были популярны, и, на мой агентсткий неагажированный взгляд, разумны. Прежде чем принимать решение о полноценном и постоянном использовании инструмента, стоит убедиться, что он работает в каждом конкретном случае. Хотя, безусловно, если все же немного вдариться в прогнозирование будущего, век “серого” Whatsapp подходит к концу по ряду причин:

Сам Whatsapp принимает все усилия для регулярного бана запретных аккаунтов, а официальные предложения продолжают становиться доступнее.

Еще немного заглянем в будущее

ВКонтакте объявил о введении новых правил работы с пользователями в мессенджере. Правила окончательно вступят в силу с 1 апреля 2021 года, но переходный период уже начался. Под флагом заботы о пользователях мы снова получили нелепые ограничения на рассылку сообщений и, вероятно, платные опции. Хотя ВК немного смягчил свои требования относительно Facebook и разрешил высылать информационные сообщения раз в неделю бесплатно. Все подробности читайте в официальном источнике.

Facebook обещает в 2021 году запустить чат-боты в Инстаграме, к чему уже готовятся и специалисты и ряд платформ. Мы же не ждем манны небесной. Правила работы, очевидно, будут такими же жесткими, как и в Messenger и Whatsapp, но новый официальный канал, тем не менее, будет доступен.

Так где же деньги?

Рынок мессенджер-маркетинга действительно заметно продвинулся в 2020 году с точки зрения охвата, запросов, технологичности. И нет причин для стагнации.

Нововведения мессенджеров усложнили работу, точнее переформатировали ее из многофункционального канала в канал лидогенерационный и триггерный, но я отношусь к этому философски.

Маркетолог, никогда, слышишь, никогда, не связывай себя с каналом лидогенерации. Маркетинг - это система.

Мы, кстати, - маркетологи в первую очередь, а потом уже - “мессенджер”, поэтому будущее нас не пугает. Мы построим систему из любых каналов по любым правилам.

До встречи в 2021 году :-)

0
47 комментариев
Написать комментарий...
yesYouStp

Я ничего не понял, кроме того, что написана вода. Подумал может я тупой...

Вот перечитал несколько раз, заголовок в конце: "Так где же деньги?" и суть абзацев под этим заголовком: "рынок продвинулся", "отношусь философски к нововведениям",  "маркетинг - это система", "мы - маркетологи, всем пока".

А где ответ на текст из заголовка? Или это чат-бот нагенерил текст статьи?

Кстати, мне кажется чатботов ждёт судьба "лендингов", я когда вижу чатбота за место нормальной техподдержки, сразу выхожу со страницы. Ибо нормальный ИИ создателям не под силу даже просто по экономическим причинам.

Ответить
Развернуть ветку
Townsend
Автор

Но вы правы, концовка смазанная, четкого ответа нет, зато я поняла, что то, что в моей голове есть четкое понимание про деньги в мессенджерах, не значит, что оно есть в чьих-то других) Это повод написать еще одну статью, развернутую и более деловую)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мазур

Лучше напишите краткую статью и более конкретную. Хорош уже разворачивать)))

Ответить
Развернуть ветку
Townsend
Автор

Тогда давайте после праздников) Надо сначала выспаться)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мазур

Согласен. Заголовок кликбайтовый. Статья булщит.

Ответить
Развернуть ветку
Townsend
Автор

А, да, вы совершенно правы, забыла сказать главное - денег нет)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мазур

денег нет, но вы держитесь)

Ответить
Развернуть ветку
Townsend
Автор

мы держимся, вы тоже держитесь)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Betra

Привет! А что вы понимаете под нормальным ИИ в контексте поддержки?

Ответить
Развернуть ветку
Егор Рублев

Хотя-бы чтобы Олег не писал, что ему стало скучно и он просто так решил поговорить :)

Ответить
Развернуть ветку
Townsend
Автор

А какая у лендингов судьба?)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

И ни слова про Телеграм. А ведь в целом даже функциональность бизнес аккаунтов там довольно хорошо прогнозируема (или даже уже известна).

Ответить
Развернуть ветку
Townsend
Автор

Хотела дописать, но мне про его будущую монетизацию пока ничего не ясно, чтобы я могла осмысленно прокомментировать, и вроде как она не завязана на ботах, а нового ничего в этом году с Телеграмом не случилось) Мы работаем с ним, с ним все хорошо) Пост же - не прогноз, а итоги 2020 года)

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Про монетизацию всех остальных мессенджеров тоже ничего не ясно :)
Зато в телеграм бот-платформа бесплатная и без надуманных ограничений.
А есть какая-то внутренняя статистика, по российскому рынку: если клиентам предлагать выбор из всех основных мессенджеров, сколько процентов людей выберут Телеграм?
А лучше даже распределение по мессенджерам по процентам.

Ответить
Развернуть ветку
Townsend
Автор

Мы делали такую статистику по нескольким нашим проектам среднее, цифры на память скажу: если предлагать ФБ, ВК и Телеграм, то выбирали Телеграм в 65%, ВК - 10%, ФБ - 25% - это примерное соотношение, цифры не точные, но порядок таков. 

НО мы замеряли это по проектам с диджитальной аудиторией. Тут важно учитывать тот факт, что аудитория у мессенджеров разная. У каждого бизнеса своя, надо сначала смотреть по ЦА. Есть бизнесы, у которых костяк сидит в Инстаграме. Есть те, у кого костяк в Вотсапе. Или равномерное распределение. В общем, по-разному.

Телеграм всем прекрасен, мы его очень любим по множеству параметров, кроме того, что аудитория его все-таки ограничена по сравнению с тем же Вотсапом. Или даже ВК или Инстаграмом. По крайней мере, на сегодняшний день. Но мы, конечно, работаем там активно, если ЦА бизнесов пользуется Телеграмом.

Ответить
Развернуть ветку
Наиль Батыршин

Да, тоже ожидал увидеть про телеграм. Монетизация его неясна, но вполне хороший канал для привлечения клиентов в некоторых сферах.
Интересно, когда будет "тикток-маркетинг")

Ответить
Развернуть ветку
Townsend
Автор

Про Телеграм ничего не сказано, потому что в 2020 году в нем ничего не изменилось. Как работали, так и работаем. Канал остаётся бесплатным, визуально удобным, многофункциональным, доступным в большинстве платформ, с возможностью настраивать чат-боты не только nocode, но и «любые капризы за ваши деньги» на Пайтоне, например. 

Хорошо все с Телеграмом. Прекрасно работает в рамках мессенджер-маркетинга. Там, где у него есть аудитория, даже при выборе мессенджера, большинство всегда выбирает Телеграм в подписку. Конвертит в заявки, нормальная отдача. 

Есть только два «но» - 1) не у всех бизнесов костяк аудитории в этом мессенджере 2) для триггерных коммуникаций в связке с CRM все-таки идеально подходит WhatsApp, т.к. у него идентификатор - номер телефона, а у Телеграма - уникальный Айди. 

Но в свете новостей от других мессенджеров, Телеграм остаётся практически единственным «островком свободы» - мессенджером, где можно выстраивать длительные коммуникации с подписчиками по любым схемам в рамках правил. Надеюсь, это так и останется. 

Ответить
Развернуть ветку
Егор Рублев

Почему ботов в месседжерах называют чем-то инновационным? Я помню, как в 200х годах через IRC и спам рассылки боты общались с людьми и скидывали .exe (радмин) файлики и завладевали доступом к ПК.

Ответить
Развернуть ветку
Townsend
Автор

Я не знаю, почему, а кто так называет?

Но боты ботам - рознь. Я пишу о мессенджер-маркетинге и о применении чат-ботов в решении маркетинговых задач, и этот инструмент стал доступен и начал массово распространяться только в 2016-18гг. До сих пор еще толком не распространился.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Рублев

Во множестве статей, даже вы указали, что много голословных статей, а на деле пшик.

Чем отличаются боты и стратегии "маркетинга" в 200х в IRC, ICQ и прочих месседжерах, которые тогда были в тренде от современного месседжер-маркетинга?

Есть подозрения, что мошенники на 3 шага впереди и на 2 головы выше, чем наши "маркетологи". Хотя наши "маркетологи", те еще мошенники.

Ответить
Развернуть ветку
Tim Vid

Сравнивать маркетинг и спам, это как сравнивать брак с проституцией, горячее с мягким, а палец с сами знаете чем - в принципе, есть какие-то точки пересечения, но цели, задачи и применение абсолютно разные

И кстати, чем отличаются "наши маркетологи" от "ихних"?

Ответить
Развернуть ветку
Егор Рублев

1. А где я сказал, что я говорю о спаме? Люди добровольно вступали в контакт с ботами, то есть проявляли желание общаться (получать сообщения). Абсолютно также, как и в современных месседжерах. Если маркетологи в 200х не умели и не могли позволить себе использовать такой канал, то мошенники умели и могли.

2. Я специально выделил в кавычки, чтобы обозначить группу маркетологов, которые знают все в теории, но не имеют никакого практического опыта, в отличии от мошенников и продают свои услуги по рыночной цене или выше.

Ответить
Развернуть ветку
Tim Vid

1. На одно сообщение выше

2. Вы воспользовались формулировкой "Хотя наши "маркетологи", те еще мошенники", объясните, пожалуйста?

Ответить
Развернуть ветку
Егор Рублев

Ну окей, я же написал там ... и спам рассылки. Убираем этот вариант и оставляем только ботов в IRC и ICQ. 

Еще раз. У мошенников, есть практический опыт в маркетинге, а у некоторых маркетологов исключительно теоретический, но они берут деньги за свои услуги, как профессионалы.

Ответить
Развернуть ветку
Tim Vid

Отделяйте, пожалуйста, спам-рассылки и создание мошеннических ботов с целью введения в заблуждение от маркетинговых активностей, это разные вещи

А также с радостью послушаю, откуда такие выводы про маркетологов?

Ответить
Развернуть ветку
Егор Рублев

Говорю будто со стеной, пожалуй на этом и закончим.

Ответить
Развернуть ветку
Townsend
Автор

Мне сложно ответить на ваш вопрос в двух словах, а писать еще одну статью неохота)

Мессенджер-маркетинг сейчас, который я подразумеваю, это - сегментированная, персонализированная, автоматизированная коммуникация с пользователями, которые дали на нее свое согласие.

Т.е. мы привлекаем аудиторию, вовлекаем, ведем по воронке, пытаемся конвертить и работать на всех этапах жизненного цикла путем автоматизированного диалогового общения. Что делают мошенники - я не знаю)

Ответить
Развернуть ветку
Егор Рублев

Абсолютно тоже самое, только 15-20 лет назад )

Ответить
Развернуть ветку
Townsend
Автор

Может быть разница в том, что 15-20 лет это было преждевременно и не получило распространения и своего места в рынке?

Ответить
Развернуть ветку
Егор Рублев

Все проще, сейчас модно что-то называть новыми определениями и говорить что это инновация.

В головах потребителей фундаментально ничего не поменялось. Изменился лишь внешний вид и устройства, которыми пользуются потребители.

Ответить
Развернуть ветку
Townsend
Автор

А при чем здесь инновация? Это маркетинг. Он такой, какой и был 20 лет назад, 30 лет назад. Меняются каналы, меняются акценты, фишки, инструменты. Но основы коммуникации не меняются, об этом никто и не говорит)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin

Увидимся в 2021! Добавим и свою платформу к вашему списку )

Надеюсь, удастся отвоевать свою долю этого рынка!

Ответить
Развернуть ветку
Townsend
Автор

Удачи вам в этом нелёгком деле))

Ответить
Развернуть ветку
Елена Маврицкая

Ульяна, спасибо за статью, рада быть причастной к этому действу )) Комплексный подход - основа любой сферы деятельности, мы-то это точно знаем! ))

Ответить
Развернуть ветку
Townsend
Автор

Спасибо))

Ответить
Развернуть ветку
TextBack

Ульяна, классное эссе, спасибо за него. 

Ответить
Развернуть ветку
Townsend
Автор

Спасибо))

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Betra

Привет, Ульяна. Поделись, пожалуйста, как вы в команде считаете эффективность мессенджер маркетинга?

Ответить
Развернуть ветку
Townsend
Автор

Здравствуйте, Александр. Мы в команде считаем эффективность задачами клиентов. 90% задач - заявки, конвертируемые в продажи. Это довольно просто считается.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Betra

То есть у клиентов изначально есть связка срм с их мессенджерами? 

Ответить
Развернуть ветку
Townsend
Автор

У нас таких случаев еще не было, обычно мы настраиваем эту связку и выстраиваем аналитику (если CRM в принципе есть и ведется).

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Betra

А как вы атрибутируйте продажи к мессенджер маркетингу? По anyckick?

Ответить
Развернуть ветку
Townsend
Автор

 Last click в основном. Пока что в наши компетенции не входит более глубокая аналитика. Но и продажи не являются нашими KPI, мы же за них не отвечаем, мы отвечаем за заявки. Продажи всегда считаем как дополнительный параметр, который, конечно, самый значимый, но в каждом случае свои скидки на то, что эту продажу сделали не мы - это все понимают. Это всегда комплекс работ и группа людей. Мы закрываем свою часть. Для нас показатель продаж - оценка качества заявок, которые приносят мессенджеры.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Betra

А кроме лидогенерации есть ещё успешные кейсы мессенджер маркетинга? Например в ретеншене?

Ответить
Развернуть ветку
Townsend
Автор

Наши работы всегда направлены на комплекс и долгосрочное поддержание отношений. Но на ретеншене, как правило, сами клиенты не концентрируются, большинство нуждается в продажах сейчас, в основном новой аудитории, поэтому работа, которую мы ведем на долгосрок, идет вторым планом и не оценивается так пристально. Да и считать эффективность ретеншена сложнее, особенно когда раньше это не замерялось. Не могу привести классный пример сейчас, но рассчитываю на это в будущем) Например, когда мы долго работали с фитнес-проектами - 50% работы шло именно на удержание клиентов, т.к. важно, чтобы они не только покупали абонементы, но и ходили и продлевали. Или наш проект в доставке суши - это регулярные продажи, и все держится на удержании и вовлечении базы. Т.е. есть с чем работать, мы к этому готовы, вопрос потребностей клиента.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Betra

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
44 комментария
Раскрывать всегда