{"id":7298,"title":"\u041a\u0430\u043a\u0438\u0435 \u0442\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438 \u0431\u0435\u0440\u0443\u0442 \u0441 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0439 \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u0435\u043b\u0438 \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0448\u043b\u043e\u0435","url":"\/redirect?component=advertising&id=7298&url=https:\/\/vc.ru\/finance\/287640-predstavte-chto-vy-dolzhny-vernutsya-na-20-let-nazad-v-proshloe-kakie-sovremennye-tehnologii-zahvatite-s-soboy&placeBit=1&hash=4693aaf51fe37b122309350bd15ef7991e11843fbc9183a8a592e9af3c9af557","isPaidAndBannersEnabled":false}

Есть ли деньги в мессенджер-маркетинге? А сейчас? А теперь?

Ретроспектива мессенджер-маркетинга-2020

Я не люблю писать о трендах будущего, потому что я его не знаю, а публичные фантазии мне не доставляют удовольствия. Зато ретроспективы, на мой взгляд, доказательно демонстрируют тенденцию в отличие от предположений.

Итак, что такое мессенджер-маркетинг 2020? Каким был этот год?

Я, как адепт маркетинговой системы и здравого смысла, никогда не утверждала, что мессенджер-маркетинг является волшебным инструментом продаж для всех проходящих мимо бизнесов. Безусловно, каждому инструменту свое место и время. Однако мы, как агентство, специализируемся именно на этом канале и на собственном опыте замеряем его эффективность и востребованность.

В 2020 году мессенджеры не стали прорывом. О них много говорят. Их начинают внедрять. Но, безусловно, инструмент остается “десертным” по отношению к уже проверенным.

Меня это скорее радует. Я за вдумчивое внедрение. Спам еще никогда не работал в долгосрочной перспективе. Но, если в 2019 году мессенджеры приносили деньги в большинстве своем в связке с таргетированной рекламой - за счет более продуманной лидогенерации, то в 2020 году появились запросы, а главное, возможности на выстраивание системы маркетинга в мессенджерах: триггерные рассылки, связь с CRM - всё это перенеслось из влажных фантазий маркетолога (меня) в реальность. По крайней мере, в реальность нашей команды. И произошло это, в основном, благодаря появлению технических возможностей.

Платформы и их функционал

Сложно оценить количество платформ, которое появилось на рынке в этом году, потому что мы до сих пор знакомимся с ними в произвольном порядке. На сегодня насчитали 53, в конце прошлого года были знакомы с 45-ю. Но никакому даже самому крупному агентству не придет в голову работать со всеми, поэтому не так важно количество, как качество. Оно заметно растет.

Платформы поняли преимущество интеграций. Например, сейчас нативно объединить мессенджеры с amoCRM или Битрикс24 можно в девяти из них.

И еще массу - через сервисы-интеграторы, например, Альбато, Интегромат, Онлайзер и т.д.

Активно приросли и интеграциями с платежными системами: Робокасса, Яндекс Касса, Яндекс Деньги, PayOnline, bePaid, walletone, Cloudpayments, PayPal, Сбер, Stripe, Prodamus, Fondy, WayForPay можно объединить с той или иной платформой для того, чтобы практически бесшовно принимать оплаты и сегментировать подписчиков в базе по этому признаку.

Появились первые интеграции с GetCourse (TextBack, Bothelp, Smartsender, Salebot) и Bizon365 (Bothelp, Botcorp, Salebot), что стало хорошим подспорьем онлайн-школам.

Однако, идеальной платформы мы по-прежнему не нашли. Я реалист и прекрасно понимаю, что никакого идеала не существует, однако, уровень развития на наш требовательный вкус, в среднем все еще остается довольно низким для действительно глобальных работ в мессенджерах. Если речь идет о выстраивании системы, о создании десятков воронок для десятков продуктов разного рода, вопрос выбора часто сводится к трем-пяти платформам из вышеозвученных пятидесяти трех.

Но когда речь идет о более простых методах применения инструмента, выбор стал шире и качественнее. Создать, настроить и запустить без особых технических навыков стало значительно легче.

Мы рады быть причастными к развитию рынка мессенджер-платформ и надеемся, что они нас не прокляли :-)

Обучение мессенджер-маркетингу

Обучение мессенджер-маркетингу стало моим личным краеугольным камнем этого года. Я не склонна преподавать, но как практик, в этом году получила всё возможные приглашения на всё возможные курсы. Для сравнения: в прошлом году меня позвали прочитать лекции 2 школы, в этом году я согласилась участвовать в курсах 11 школ (что, конечно же, не полный список). Возвращаюсь к тезису: о мессенджерах стали говорить еще больше. Однако, таков парадокс: люди не бегут учиться этой профессии. По моей субъективной оценке, обучение SMM по-прежнему было популярнее мессенджер-маркетинга в три раза, хотя, SMM-специалистов, как вы понимаете, за годы существования этого рынка, немеряно, конкуренция сумасшедшая, а вот на растущий рынок мало кто рискует зайти.

Я связываю это с боязнью нового и все-таки недостаточным распространением профессии в публичном поле. Большинство учеников других профессий, с которыми я сталкивалась, задавались вопросами: А так ли перспективен этот рынок? Действительно ли на нем можно заработать? Много ли клиентов? Не поздно ли этому учиться? Не исчезнет ли он через несколько лет?

Отвечу коротко: этот рынок всё еще таков, каким вы его сделаете. На мой взгляд, это звучит возбуждающе.

Хотя, не скрою, опыт преподавания утвердил во мне мысль, что мессенджер-маркетинг - он не для всех. Он для тех, кто любит цифры, системы, стратегии, глобальное видение, заботу и креатив одномоментно. А также для тех, кто усидчив, имеет крепкие нервы и любит интересные задачи.

Мы же поняли, что лучший способ обучения - практика помноженная на практику, поэтому внедрили систему стажировок, которую планируем совершенствовать в следующем году.

Мессенджеры и их правила

4 марта 2020 года окончательно вступили в силу новые правила работы в Facebook Messenger: окно 24 часа, платные массовые рассылки, разрешенные теги. Кажется, мы научились жить с этим. Однако, в конце года GDPR подобралось и к мессенджерам, так что в странах Евросоюза, Великобритании, Норвегии, Лихтеншейна и Исландии правила ужесточились еще больше. С 16 декабря 2020 года в Facebook вышеперечисленных стран перестал действовать OTN, ссылки на запуск ботов и JSON и вступлил в силу ряд других ограничений.

Whatsapp Business API начал набирать силу. К концу года 13 платформ предоставляют подключение: TextBack, IntellectDialog, Chat2Desk, Hightouch, Pact, Smartsender, Chatforma, Botcorp, Aimylogic, Leeloo, Botmother, Synergybot, Bothelp (приостановлено до марта 2021).

Помимо полноценных чат-бот-платформ интересное решение предлагает Radist Online, который выступает как провайдер и интегратор с amoCRM и Б24. У всех свои правила, особенности, стоимость, но есть, что выбрать.

Вишенкой на торте стал ожидаемый итог растущей конкуренции - колоссальное снижение средней стоимости. Если в прошлом году подключить официальный Whatsapp можно было и за 250 000 рублей, а обслуживать за 20 000 - 30 000 в месяц, то в 2020 году подключение в большинстве случаев стало бесплатным, а абонентская плата в среднем составила 10 000 рублей.

Не все могут себе позволить и это, однако, уже есть о чем подумать. Большой вклад в популяризацию официального Whatsapp, конечно, внесли сами платформы, для которых возможность подключения стала конкурентным преимуществом. Хотя, клиенты все еще не бегут за “белым” решением, если в принципе не понимают, насколько оно им это нужно. “Серые” провайдеры на пробу в этом году все еще были популярны, и, на мой агентсткий неагажированный взгляд, разумны. Прежде чем принимать решение о полноценном и постоянном использовании инструмента, стоит убедиться, что он работает в каждом конкретном случае. Хотя, безусловно, если все же немного вдариться в прогнозирование будущего, век “серого” Whatsapp подходит к концу по ряду причин:

Сам Whatsapp принимает все усилия для регулярного бана запретных аккаунтов, а официальные предложения продолжают становиться доступнее.

Еще немного заглянем в будущее

ВКонтакте объявил о введении новых правил работы с пользователями в мессенджере. Правила окончательно вступят в силу с 1 апреля 2021 года, но переходный период уже начался. Под флагом заботы о пользователях мы снова получили нелепые ограничения на рассылку сообщений и, вероятно, платные опции. Хотя ВК немного смягчил свои требования относительно Facebook и разрешил высылать информационные сообщения раз в неделю бесплатно. Все подробности читайте в официальном источнике.

Facebook обещает в 2021 году запустить чат-боты в Инстаграме, к чему уже готовятся и специалисты и ряд платформ. Мы же не ждем манны небесной. Правила работы, очевидно, будут такими же жесткими, как и в Messenger и Whatsapp, но новый официальный канал, тем не менее, будет доступен.

Так где же деньги?

Рынок мессенджер-маркетинга действительно заметно продвинулся в 2020 году с точки зрения охвата, запросов, технологичности. И нет причин для стагнации.

Нововведения мессенджеров усложнили работу, точнее переформатировали ее из многофункционального канала в канал лидогенерационный и триггерный, но я отношусь к этому философски.

Маркетолог, никогда, слышишь, никогда, не связывай себя с каналом лидогенерации. Маркетинг - это система.

Мы, кстати, - маркетологи в первую очередь, а потом уже - “мессенджер”, поэтому будущее нас не пугает. Мы построим систему из любых каналов по любым правилам.

До встречи в 2021 году :-)

{ "author_name": "Ульяна Жеринова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 47, "likes": 21, "favorites": 78, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 191041, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 25 Dec 2020 10:52:42 +0300", "is_special": false }
0
47 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Я ничего не понял, кроме того, что написана вода. Подумал может я тупой...

Вот перечитал несколько раз, заголовок в конце: "Так где же деньги?" и суть абзацев под этим заголовком: "рынок продвинулся", "отношусь философски к нововведениям",  "маркетинг - это система", "мы - маркетологи, всем пока".

А где ответ на текст из заголовка? Или это чат-бот нагенерил текст статьи?

Кстати, мне кажется чатботов ждёт судьба "лендингов", я когда вижу чатбота за место нормальной техподдержки, сразу выхожу со страницы. Ибо нормальный ИИ создателям не под силу даже просто по экономическим причинам. ред.

6

Но вы правы, концовка смазанная, четкого ответа нет, зато я поняла, что то, что в моей голове есть четкое понимание про деньги в мессенджерах, не значит, что оно есть в чьих-то других) Это повод написать еще одну статью, развернутую и более деловую)

0

Лучше напишите краткую статью и более конкретную. Хорош уже разворачивать)))

4

Тогда давайте после праздников) Надо сначала выспаться)

1

Согласен. Заголовок кликбайтовый. Статья булщит.

0

А, да, вы совершенно правы, забыла сказать главное - денег нет)

1

денег нет, но вы держитесь)

0

мы держимся, вы тоже держитесь)

2

Привет! А что вы понимаете под нормальным ИИ в контексте поддержки?

0

Хотя-бы чтобы Олег не писал, что ему стало скучно и он просто так решил поговорить :)

0

А какая у лендингов судьба?)

0

А это вы зря. Например, в рекуртинге уже давно можно половину hr ов заменить чатботами

0

И ни слова про Телеграм. А ведь в целом даже функциональность бизнес аккаунтов там довольно хорошо прогнозируема (или даже уже известна).

2

Хотела дописать, но мне про его будущую монетизацию пока ничего не ясно, чтобы я могла осмысленно прокомментировать, и вроде как она не завязана на ботах, а нового ничего в этом году с Телеграмом не случилось) Мы работаем с ним, с ним все хорошо) Пост же - не прогноз, а итоги 2020 года)

1

Про монетизацию всех остальных мессенджеров тоже ничего не ясно :)
Зато в телеграм бот-платформа бесплатная и без надуманных ограничений.
А есть какая-то внутренняя статистика, по российскому рынку: если клиентам предлагать выбор из всех основных мессенджеров, сколько процентов людей выберут Телеграм?
А лучше даже распределение по мессенджерам по процентам.

1

Мы делали такую статистику по нескольким нашим проектам среднее, цифры на память скажу: если предлагать ФБ, ВК и Телеграм, то выбирали Телеграм в 65%, ВК - 10%, ФБ - 25% - это примерное соотношение, цифры не точные, но порядок таков. 

НО мы замеряли это по проектам с диджитальной аудиторией. Тут важно учитывать тот факт, что аудитория у мессенджеров разная. У каждого бизнеса своя, надо сначала смотреть по ЦА. Есть бизнесы, у которых костяк сидит в Инстаграме. Есть те, у кого костяк в Вотсапе. Или равномерное распределение. В общем, по-разному.

Телеграм всем прекрасен, мы его очень любим по множеству параметров, кроме того, что аудитория его все-таки ограничена по сравнению с тем же Вотсапом. Или даже ВК или Инстаграмом. По крайней мере, на сегодняшний день. Но мы, конечно, работаем там активно, если ЦА бизнесов пользуется Телеграмом.

1

Да, тоже ожидал увидеть про телеграм. Монетизация его неясна, но вполне хороший канал для привлечения клиентов в некоторых сферах.
Интересно, когда будет "тикток-маркетинг")

2

Про Телеграм ничего не сказано, потому что в 2020 году в нем ничего не изменилось. Как работали, так и работаем. Канал остаётся бесплатным, визуально удобным, многофункциональным, доступным в большинстве платформ, с возможностью настраивать чат-боты не только nocode, но и «любые капризы за ваши деньги» на Пайтоне, например. 

Хорошо все с Телеграмом. Прекрасно работает в рамках мессенджер-маркетинга. Там, где у него есть аудитория, даже при выборе мессенджера, большинство всегда выбирает Телеграм в подписку. Конвертит в заявки, нормальная отдача. 

Есть только два «но» - 1) не у всех бизнесов костяк аудитории в этом мессенджере 2) для триггерных коммуникаций в связке с CRM все-таки идеально подходит WhatsApp, т.к. у него идентификатор - номер телефона, а у Телеграма - уникальный Айди. 

Но в свете новостей от других мессенджеров, Телеграм остаётся практически единственным «островком свободы» - мессенджером, где можно выстраивать длительные коммуникации с подписчиками по любым схемам в рамках правил. Надеюсь, это так и останется.  ред.

1

Почему ботов в месседжерах называют чем-то инновационным? Я помню, как в 200х годах через IRC и спам рассылки боты общались с людьми и скидывали .exe (радмин) файлики и завладевали доступом к ПК.

1

Я не знаю, почему, а кто так называет?

Но боты ботам - рознь. Я пишу о мессенджер-маркетинге и о применении чат-ботов в решении маркетинговых задач, и этот инструмент стал доступен и начал массово распространяться только в 2016-18гг. До сих пор еще толком не распространился.

1

Во множестве статей, даже вы указали, что много голословных статей, а на деле пшик.

Чем отличаются боты и стратегии "маркетинга" в 200х в IRC, ICQ и прочих месседжерах, которые тогда были в тренде от современного месседжер-маркетинга?

Есть подозрения, что мошенники на 3 шага впереди и на 2 головы выше, чем наши "маркетологи". Хотя наши "маркетологи", те еще мошенники. ред.

0

Сравнивать маркетинг и спам, это как сравнивать брак с проституцией, горячее с мягким, а палец с сами знаете чем - в принципе, есть какие-то точки пересечения, но цели, задачи и применение абсолютно разные

И кстати, чем отличаются "наши маркетологи" от "ихних"?

2

1. А где я сказал, что я говорю о спаме? Люди добровольно вступали в контакт с ботами, то есть проявляли желание общаться (получать сообщения). Абсолютно также, как и в современных месседжерах. Если маркетологи в 200х не умели и не могли позволить себе использовать такой канал, то мошенники умели и могли.

2. Я специально выделил в кавычки, чтобы обозначить группу маркетологов, которые знают все в теории, но не имеют никакого практического опыта, в отличии от мошенников и продают свои услуги по рыночной цене или выше.

0

1. На одно сообщение выше

2. Вы воспользовались формулировкой "Хотя наши "маркетологи", те еще мошенники", объясните, пожалуйста?

0

Ну окей, я же написал там ... и спам рассылки. Убираем этот вариант и оставляем только ботов в IRC и ICQ. 

Еще раз. У мошенников, есть практический опыт в маркетинге, а у некоторых маркетологов исключительно теоретический, но они берут деньги за свои услуги, как профессионалы.

0

Отделяйте, пожалуйста, спам-рассылки и создание мошеннических ботов с целью введения в заблуждение от маркетинговых активностей, это разные вещи

А также с радостью послушаю, откуда такие выводы про маркетологов?

0

Говорю будто со стеной, пожалуй на этом и закончим.

0

Мне сложно ответить на ваш вопрос в двух словах, а писать еще одну статью неохота)

Мессенджер-маркетинг сейчас, который я подразумеваю, это - сегментированная, персонализированная, автоматизированная коммуникация с пользователями, которые дали на нее свое согласие.

Т.е. мы привлекаем аудиторию, вовлекаем, ведем по воронке, пытаемся конвертить и работать на всех этапах жизненного цикла путем автоматизированного диалогового общения. Что делают мошенники - я не знаю)

0

Абсолютно тоже самое, только 15-20 лет назад )

0

Может быть разница в том, что 15-20 лет это было преждевременно и не получило распространения и своего места в рынке?

0

Все проще, сейчас модно что-то называть новыми определениями и говорить что это инновация.

В головах потребителей фундаментально ничего не поменялось. Изменился лишь внешний вид и устройства, которыми пользуются потребители.

0

А при чем здесь инновация? Это маркетинг. Он такой, какой и был 20 лет назад, 30 лет назад. Меняются каналы, меняются акценты, фишки, инструменты. Но основы коммуникации не меняются, об этом никто и не говорит)

0

Увидимся в 2021! Добавим и свою платформу к вашему списку )

Надеюсь, удастся отвоевать свою долю этого рынка! ред.

1

Удачи вам в этом нелёгком деле))

1

Ульяна, спасибо за статью, рада быть причастной к этому действу )) Комплексный подход - основа любой сферы деятельности, мы-то это точно знаем! ))

1

Спасибо))

0

Ульяна, классное эссе, спасибо за него. 

1

Спасибо))

0

Привет, Ульяна. Поделись, пожалуйста, как вы в команде считаете эффективность мессенджер маркетинга?

0

Здравствуйте, Александр. Мы в команде считаем эффективность задачами клиентов. 90% задач - заявки, конвертируемые в продажи. Это довольно просто считается.

0

То есть у клиентов изначально есть связка срм с их мессенджерами? 

0

У нас таких случаев еще не было, обычно мы настраиваем эту связку и выстраиваем аналитику (если CRM в принципе есть и ведется).

0

А как вы атрибутируйте продажи к мессенджер маркетингу? По anyckick?

0

 Last click в основном. Пока что в наши компетенции не входит более глубокая аналитика. Но и продажи не являются нашими KPI, мы же за них не отвечаем, мы отвечаем за заявки. Продажи всегда считаем как дополнительный параметр, который, конечно, самый значимый, но в каждом случае свои скидки на то, что эту продажу сделали не мы - это все понимают. Это всегда комплекс работ и группа людей. Мы закрываем свою часть. Для нас показатель продаж - оценка качества заявок, которые приносят мессенджеры.

1

А кроме лидогенерации есть ещё успешные кейсы мессенджер маркетинга? Например в ретеншене?

0

Наши работы всегда направлены на комплекс и долгосрочное поддержание отношений. Но на ретеншене, как правило, сами клиенты не концентрируются, большинство нуждается в продажах сейчас, в основном новой аудитории, поэтому работа, которую мы ведем на долгосрок, идет вторым планом и не оценивается так пристально. Да и считать эффективность ретеншена сложнее, особенно когда раньше это не замерялось. Не могу привести классный пример сейчас, но рассчитываю на это в будущем) Например, когда мы долго работали с фитнес-проектами - 50% работы шло именно на удержание клиентов, т.к. важно, чтобы они не только покупали абонементы, но и ходили и продлевали. Или наш проект в доставке суши - это регулярные продажи, и все держится на удержании и вовлечении базы. Т.е. есть с чем работать, мы к этому готовы, вопрос потребностей клиента.

1

Спасибо!

1
Читать все 47 комментариев
Ростелеком. Бардак во всем

Решился опубликовать свою историю тут, потому что служба поддержки уже месяц перекидывает с одного специалиста на другого и не способна решить проблему.

IKEA не может доставить оплаченный товар

Обожаю товары из IKEA. Простые, стильные, иногда дешевые. Но вот с её доставкой у меня не заладилось c самого начала. Пользовался ей раза три и каждый раз проблема. То не довезут позицию, то перенесут. Но в этот раз всё зашло слишком далеко.

«Российский рынок акций был и остаётся одним из самых привлекательных в мире»

Виталий Исаков, директор по инвестициям УК «Открытие» («Открытие Инвестиции»).

«Spotify: История продукта». Как мы разработали алгоритмы музыкальных рекомендаций

Из онлайн-библиотеки — в сервис персонализированных рекомендаций.

Прокрастинация: как перестать откладывать на потом и 4 способа которые мне помогли

Каждый раз, когда я начинаю думать о сложной или неприятной задаче, я чувствую внутреннее сопротивление. Например, когда нужно практиковать английский, писать сценарий или работать над сложным проектом.

Объявлены победители Finlanding
Дефицит цифровых кадров в России и их подготовка

Весь мир переходит в цифровую среду. Пока в ежегодном глобальном рейтинге конкурентоспособности Россия занимает 43-е место, но задерживаться на нем не намерена. Для этого правительство запустило программу «Цифровая экономика РФ», которая будет поддерживать цифровую экономику в стране и подготовку необходимых кадров.

11 лучших PFP NFT

https://t.me/JoyCryptoNfts

Будущее наступит во вторник на OneRetailConf
«Ситидрайв» выставил штраф в семь тысяч за свой поломанный Smart

Люблю каршеринг всей душой, даже если дорого и даже если Smart. История такая: в пт (15.10.21) вечером арендовала у «Ситидрайва» на сутки Smart м267но799 (других авто рядом не было), чтобы съездить в Конаково к бабушке.

Netflix оценил выгоду от «Игры в кальмара» почти в $900 млн Статьи редакции

В 40 раз больше суммы, которую онлайн-кинотеатр заплатил за сериал.

null