Какое определение маркетинга актуально сегодня?

Маркетинг - это центральная нервная система организации, ни больше ни меньше. Цель ЦНС, как и маркетинга, обеспечить выживание и адаптацию организма к среде.

Патология маркетинга или шизофрения организации

Пару дней назад коллега спросил каким из определений маркетинга я пользуюсь. Вопрос резонный, потому как определений у маркетинга и правда пруд пруди. Проблема в том, что какое определение не возьми, все это официальные, выхолощенные формулировки, за которыми ничего не стоит.

Маркетинг в моем понимании это центральная нервная система организации, ни больше ни меньше. В применении к организации это означает, что мозг отвечает за стратегию и идентичность, а нервы за взаимодействие между структурами организации и получение обратной связи, то есть контакта со средой, клиентами и партнерами. Кстати, цель ЦНС, как и маркетинга, обеспечить выживание и адаптацию организма к среде.

Если пойти дальше, то можно продолжить аналогию на уровне патологии.

Вот к примеру шизофрения, суть заболевания сводится к расщеплению психических процессов. При шизофрении, все процессы рассинхронизированы и текут параллельно. Мышление, эмоциональные реакции и даже двигательные процессы не соединены в единую систему, а существуют как бы сами по себе. Тогда как в норме, эти процессы связаны и отражают внутренний мир человека. При патологии, личность как бы отсутствует, без царя в голове.

Представить организацию с таким расстройством довольно легко.
Отсутствует личность, то есть организация не понимает кто она и зачем существует. Все процессы текут сами по себе, не пересекаясь и не подчинены общей цели. Структуры бизнеса существуют параллельно друг другу, не имея представления что происходит в соседнем кабинете. Компания практически не взаимодействует с внешним миром и увлечена исключительно собой и своими внутренними процессами. Нет контакта с реальностью и отсутствует обратная связь.

Течение заболевания и исход такой компании предрешен. Со временем происходит ослабление социальных связей, нет контакта с клиентами и участниками рынка. Эмоции становятся бледными и плоскими, то есть сигнальные функции ослабевают, компания перестает понимать что происходит во внешней среде. Итог — полный распад личности и растительное существование или летальный исход, крушение и банкротство.

{ "author_name": "Анна ШЕРЕР", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u044f\u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0438\u043d\u0433\u0430","\u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u0438\u043a\u0430","\u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439\u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0438\u043d\u0433","\u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f\u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0430","\u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435\u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439","\u043d\u0435\u0439\u0440\u043e\u044d\u0441\u0442\u0435\u0442\u0438\u043a\u0430","\u043d\u0435\u0439\u0440\u043e\u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0430","\u043d\u0435\u0439\u0440\u043e\u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0438\u043d\u0433","\u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0438\u043d\u0433\u044d\u0442\u043e\u0446\u043d\u0441\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u0430","\u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0438\u043d\u0433\u0432\u043b\u0438\u044f\u043d\u0438\u044f","\u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0438\u043d\u0433"], "comments": 31, "likes": -1, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 191744, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 28 Dec 2020 00:28:45 +0300", "is_special": false }
0
31 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Я бы сказал не ЦНС, а система кровообращения:) учитывая, что касается современный маркетинг - практически всего:)

1

Ну я больше по нервной системе, поэтому мне ближе эта метафора) а вообще, если развивать медицинскую метафору то думаю, что важны все системы, иначе адаптация под угрозой.

1

Звучит логично, просто не медицина не мой конёк:) Кому что ближе)

1

Анна, допустим определение маркетинга через сравнение с центральной нервной системой интересная идея.
ЦНС состоит из  центрального раздела (мозг) и периферического раздела.
Мозг обладает сложным строением. По сути он принимает все решения при этом как на осознанном уровне (неокортекс), так и неосознанном (лимбический мозг)
Сравнивая маркетинг с ЦНС Вы тем самым предлагаете сделать маркетинг центром принятия решений в компании?

1

Добрый день.

Все верно, но с одной поправкой, речь идёт о поведенческом подходе, все-таки здесь несколько иная модель маркетинга, она выходит за рамки общепринятого понимания маркетинга, особенно в нашей стране.

Поведенческий подход идёт от клиента, здесь в фокусе клиентоцентричность, наука о поведении и нейробиология.

0

Анна, я не понял Ваш ответ.
Пусть поведенческий подход идет от клиента и основан на клиентоцентричности - как Вы написали.
Как  и кем будут приниматься решения относительно действий, направленных на клиента?
Образ ЦНС, который Вы использовали - это не только чувствительность к сигналам внутренней и внешней среды, а и принятие решений на их основе.

1

Я ответила, что да, вы правы, именно маркетинг является центром принятия решений.

0

Анна, спасибо за уточнение

1

В самом вашем определении не заложена многофакторность ,свойственная живым существам,которым вы уподобляете организации.
Выживанием организма озабочены и периферическая нс ,и система гуморальной регуляции и его фенотип.
Другое дело ,для чего это делается?
А делается это для снискания эволюционных преимуществ.
Если вы ищете ассемблер в маркетинге,а само понятие нейромаркетинг наводит на мысль ,что вы хотите продавать умение разбираться не в следствиях ,а в причинах феноменологии бихевиоризма,то начинать нужно с алгоритма.
Таким образом определив маркетинг как набор инструментария для достижения эволюционных преимуществ в организационном развитии,дальше очень легко перейти к инструментам такого маркетинга.
Потому как после высказываний в духе-маркетинг это цнс,вы упретесь в невозможность в этой цнс проводить операции,без неиллюзорной опасности превратить организацию либо в овоща либо в шизофреника.

1

Хорошее замечание, спасибо.

Маркетинг как способ обеспечить эволюционное преимущество реально хорошая метафора.
Но имелось ввиду несколько иное...я привела метафору ЦНС как центрального органа, который управляет всем организмом, обеспечивая синергию целей и бизнес задач. В результате действия которой, как вы верно заметили, достигается эволюционное преимущество.

Спасибо!

0

В том то и штука,что эволюционное преимущество достигается не в результате управления,а в результате того,что так получилось.Такая была мутация в организме.Что-то что обеспечило выживание.
Наследование благоприобретенных навыков невозможно.
А врожденных возможно.
И это конечно грустно,потому как в применении к маркетингу это означает,что клиенту мы можем сказать только одно.
Мы не знаем,помогут ли Организации наши рекомендации ( могут и навредить) выжить и заработать,но если ничего не делать,скорее всего ,при сохранении вашего организационного организма в том же виде,его эволюционная судьба печальна.
Поскольку,если клиент обратился за консультацией,ему уже понятно,что организационный организм неадаптирован к изменившейся внешней среде.

1

Я смотрю с позиции компании, но не с позиции внешнего консультанта, продающего свои услуги.

Моя задача стоит за пределами личной выгоды: формирование новой бизнес культуры, которая ориентирована на клиента, на глубокое понимание мотивов его потребления.

И да, аффективная нейробиология позволяет избегать случайных мутаций, предоставляя научные данные о поведенческих алгоритмах. ред.

0

Ну ,если быть до конца честным,то генная инженерия не равна направленной мутации,кроме того селекция по прежнему занимает лидирующие позиции в генетике.
А нейромаркетинг как отрасль вырос из желания клиента сэкономить.Типа зачем мы будем тратить деньги на продуктовую селекцию,сейчас наколбасим фокус групп,или вообще возьмем одного человека и будем ему картинки показывать под полиграфом.
Катастрофические были кейсы.
К примеру голубая пепси.
А мотив у человека,по причине его анатомии,впрочем как и у всего живого ,передать свои гены по временной линии в бесконечность.А все остальное оборочки и бантики.
Другое дело ,что в в2в сегменте эволюционные цели организации и личности могут быть прямо противоположны.Вот к примеру кейс СССР или КПСС.Лояльность организации обеспечивала ЕЕ выживание,а не тех кто в нее входил.До поры до времени.
В с2с сегменте зависимость от продукта (не лояльность)тоже может сохранять продукт убивая клиента( индустрия тяжелых наркотиков).А вот в немаргинальных отраслях эволюционный подход и обеспечивает генетический успех и организации и индивидууму.Вот к примеру Burton.

1

Нейромаркетинг бывает разным...те примеры, которые вы приводите, к нейромаркетингу имеют отношение только в плане названия, это скорее относится к инструментам нейромаркетинга. Такая путаница является следствием молодой индустрии и разного рода спекуляций на хайповой теме.

Для меня нейро- и поведенческий подход это синергия процессов маркетинга и научных данных в области аффективной нейробиологии и динамической психологии.

0

Пару дней назад коллега спросил каким из определений маркетинга я пользуюсь. Вопрос резонный, потому как определений у маркетинга и правда пруд пруди. Проблема в том, что какое определение не возьми, все это официальные, выхолощенные формулировки, за которыми ничего не стоит.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3

Не благодарите

–1

Это вы так пошутили? Не смешно.

1

Нет. Я серьезно. Первое предложение из вики дает определение маркетинга за которым стоит классическое 4P

0

И?

Я не совсем понимаю ход ваших мыслей...Вы полагаете, я не знаю классического определения маркетинга?

Я давно поняла, что аудитория здесь не напрягает себя, но все же...все материалы в профиле о поведенческом и нейромаркетинге, при чем здесь 4P? ред.

0

Анна, он и не эту ссылку кидал:)) не переживайте. А статья актуальная, но есть момент, она для тех кто в предмете разбирается довольно хорошо.

1

Эмиль, добрый вечер!

Переживаю) никак не привыкну к местным порядкам...

0

Ну тут скорее вопрос к человеку, а не к порядкам:)

1

Маркетинг - это монетизация боли. Навязать потребность - а за ней и решеньице. Не объект, а процесс.

0

Бывает и такое.

Но как правило, люди так размышляющие, понятия не имеют ни о боли, ни о способе эту боль облегчить.

0

Ну вот же. Разве это - не боль?

1

Это вы про само предложение? Тут я согласна, такие маркетологи реальная боль)))

1

Когда уже за подобные посты в рид онли помещать начнут?

0

Что вы имеете ввиду?

0

Ну вы пишете какую-то пустую короткую заметку, которая никому неинтересна. И таких людей тут очень много. Это забивает ленту и увеличивает время просмотра записей. 
Лучше делать реже, но что-то годное. 

0

Я возражу, во первых не согласна с тем, что пустую и неинтересную, все-таки определение маркетинга как ЦНС не банально, согласитесь?
А во вторых, когда публикую лонгриды, так же есть те, кто недоволен.

Просто нужно быть терпимее к друг другу.

0
Региональный глобус

о_О

0
Читать все 31 комментарий
ПЭК уничтожила груз, часть вторая

Вторая серия приключений, предыстория — ниже. Пожалуй, даже третья, одну серию пропустим — в ней меня просто послали в филиале ПЭК, когда я хотела составить акт, мне на ломаном русском объяснили, что только после забора груза.

Utair разрешила пассажирам перевозить своих кошек и собак на соседнем кресле Статьи редакции

Придётся купить два билета — на себя и животное.

Как использовать облачные технологии для роста бизнеса в 2022 году: расскажем на Yandex Scale

А ещё представим новые продукты.

#20вопросов Сергею Костюку, советнику заместителя председателя правления Московского кредитного банка

В середине сентября МКБ и GenerationS, платформа по развитию корпоративных инноваций, запустили корпоративный акселератор "МКБ Реактор". Для МКБ это первый полноценный проект, включающий сразу несколько важных этапов, по итогам которого будут определены проекты для дальнейшего долгосрочного сотрудничества.
Финтех сегодня востребован как никогда –…

Как облегчить планирование в редакции: опыт «Лайфхакера»

Мы совершили все ошибки за вас и делимся советами, которые могут пригодиться любой контентной команде.

ЕС представит законопроект об едином разъёме для зарядного устройства смартфонов и планшетов — Reuters Статьи редакции

Принятие проекта сильнее всего повлияет на компанию Apple, которая оснащает устройства собственным разъёмом.

Как инфляция уничтожает ваш рекламный бюджет: анализ 400 млн кликов и 118 тысяч кампаний за 4 года

Почему трафик из «Яндекс.Поиска» дорожает, как газ в Европе, а «дешевая» РСЯ превратилась в безумного пожирателя бюджетов? Какой рекламный канал самый недооцененный, где покупать трафик и что будет со стоимостью лидов через год?

Белорусский сервис PandaDoc для управления электронными документами стал «единорогом» — оценка превысила $1 млрд Статьи редакции

За год оценка компании выросла почти в четыре раза.

Пять брендов, которые выпускают одежду, аксессуары и декор из мусора

Вещи, вышедшие из употребления, могут снова стать полезными — после переработки. Мы составили подборку брендов — от маленьких локальных до более крупных и известных за рубежом — которые производят товары из того, что другие просто выбрасывают.

Еду к деду
Американский университет заработал $250 млн на напитке для обезвоженных футболистов: история Gatorade Статьи редакции

Университет Флориды не верил в успех спортивного напитка Gatorade, а когда продукт стал популярным, засудил основателя и добился лицензионных выплат. В конце 2010-х он получал по $20 млн в год. The Hustle рассказывает, кто придумал изотоник, как делили права и кто сколько получает.

Главный создатель изотоника Gatorade Роберт Кейд в 1990 году The Gainesville Sun
null