{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Медицинская реклама в онлайне – основные требования

Меня зовут Евгений Александров, директор агентства интернет-маркетинга ITC, среди наших клиентов – много медицинских организаций и фармацевтических компаний для которых мы делаем рекламу.

Рекламные кампании, посвященные или задевающие медицинскую тематику требуют от специалиста опыта, внимания к деталям, знания нюансов законодательства. Реклама может повлиять на здоровье и жизнь пользователей, поэтому в этой сфере требуется быть предельно аккуратными.

Рассмотрим основные требования и рекомендации.

Какие документы могут понадобиться

Социальные сети для таргетированной рекламы, Яндекс-Директ и Google Ads запрашивают лицензии на медицинскую деятельность, сертификаты и другие документы, подтверждающие квалификацию медицинского персонала, а также обязывают повесить плашку о том, что необходима консультация с врачом, если речь идет о лекарственном препарате

Для того, чтобы пройти модерацию, может потребоваться предоставить некоторые документы:

  • лицензия на предоставление медицинских услуг;
  • регистрационное удостоверение, сертификат соответствия медицинского изделия;
  • лицензия на производство медицинской техники (если рекламируется медицинская техника);
  • перечень разрешенных лицензией видов деятельности (рекламироваться могут только услуги, входящие в перечень);
  • гарантийное письмо (удобно, если рекламируются несколько категорий товаров/услуг, относящихся к медицинской сфере)
  • возможно будут затребованы бумаги, подтверждающие квалификацию специалистов, оказывающих медицинские услуги.

Регистрационное удостоверение не понадобится для ортопедических стелек или ортопедических изделий, не относящихся к медицинским, если в рекламе не будут указываться их ортопедические свойства. Также не требуется полный пакет для солнцезащитных очков и оправ для очков, только регистрационное удостоверение и гарантийное письмо для группы товаров.

Еще одно исключение — реклама сервисов записи к врачу. Для такой рекламы не потребуется пакет документов. Аналогично — для рекламы медицинских услуг, оказываемых за рубежом.

Важно: юридический адрес в лицензии должен совпадать с указанным на сайте. Фактический адрес оказания услуг также должен быть тем же, что и на странице организации.

Медицинская реклама в Яндекс.Директ

Категорически запрещены к размещению:

  • объявления о медицинских услугах, изделиях и препаратах, связанных с прерыванием беременности;
  • психотропные и наркотические препараты;
  • лекарства, выдаваемые строго по рецепту.

Разрешено рекламировать:

  • медицинские изделия: линзы, ортопедические изделия, очки (в том числе, солнцезащитные), оправы к ним;
  • медицинские услуги;
  • нерецептурные лекарственные средства;
  • аптеки, клиники, медицинские центры.

Массаж, эпиляция и прочие косметологические услуги также относятся к медицинским услугам.

Особенности

Политика Яндекса предписывает негативное отношение к рекламе, затрагивающей вопросы беременности, диет, тяжелых заболеваний. Поэтому подобные объявления не будут показаны по поведенческому таргетингу, по условиям подбора аудитории и ретаргетингу.

Возможен показ на поиске, а также в РСЯ, по тематическому таргетингу и во внешних сетях.

Только на поиске разрешен показ объявлений, касающихся интимной жизни, витаминов и препаратов, усиливающих потенцию и другие товары и услуги «только для взрослых».

БАД рекламируются без использования смарт-баннеров и при наличии свидетельства о государственной регистрации. Нельзя утверждать или создавать впечатление, что добавки относятся к медицинским средством или имеют гарантированный эффект.

Реклама медицинских услуг (включая косметологические: пирсинг, татуаж, перманентный макияж и пр.) также не размещается в формате смарт-баннера.

Ограничения

Для медицинских изделий, лекарственных средств, аптек недоступно размещение динамических объявлений.

Общие требования к рекламным объявлениям медицинского направления исключают:

  • обращение к несовершеннолетним;
  • обещания гарантированной эффективности средства или услуги;
  • утверждение отсутствия побочных действий;
  • представление результатов исследований в качестве доказательства эффективности или рекомендации к использованию;
  • представление медицинского изделия как немедицинского;
  • сравнение качества с другими препаратами, услугами, изделиями в пользу рекламируемого;
  • приведение конкретных примеров положительного действия;
  • попытки создать ощущение, что не нужно обращаться к врачу;
  • намеки на терапевтические эффекты относительно тяжелых заболеваний;
  • заявления о постановки диагноза после услуги, оказываемой виртуально, без личного осмотра);

  • создание впечатление, что здоровому человеку необходимо воспользоваться рекламируемыми препаратами, изделиями или услугами.

Требования

Основные требования к рекламе медицинского направления запрещают утверждать о том, что лекарственное средство, процедура или изделие:

  • полностью безвредно;
  • гарантированно эффективно;
  • поможет против тяжелых или плохо поддающихся лечению недугов.

Необходимо в обязательном порядке добавлять предупреждения, например:

Проконсультируйтесь с врачом, предназначено для определенной группы людей (возраст, пол, другие особенности).

В текстовые и текстово-графические объявления автоматически вставляется предупреждение: «Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом». В графические и видео-объявления данный текст следует добавлять самостоятельно (площадь предупреждения должна занять не менее 5% площади баннера).

Медицинская реклама в Google Ads

В зависимости от законодательства разных стран, к показу разрешены определенные виды объявлений медицинской тематики.

В России это реклама препаратов, отпускаемых без рецепта, медицинских изделий и учреждений (без указания списка услуг), не противоречащая законодательству.

С ограничениями разрешена реклама:

  • производителей фармацевтической продукции (с упоминанием средств, отпускаемых без рецепта);
  • интернет-аптеки (необходимо наличие лицензии Росздравнадзора).

Особенности

Чтобы продвигать медицинские услуги и продукцию, необходимо пройти сертификацию в Google. Для этого придется подать заявку.

Нельзя размещать рекламные объявления, противоречащие законодательству страны, если геотаргетинг настроен на эту страну.

Для данной тематики доступны контекстно-медийная и поисковая рекламы.

Ограничения

В Google категорически запрещено рекламировать следующее:

  • препараты из списка запрещенных;
  • препараты для снижения веса, в составе которых есть хорионический гонадотропин человека;
  • БАДы, содержащие потенциально опасные вещества;
  • препараты, названия которых напоминают названия запрещенных лекарств, БАДов и пр.;
  • опиоидные и другие средства, содержащие наркотические вещества.

Также нельзя:

  • гарантировать в объявлении эффективность услуги, изделия или препарата;
  • обращаться к несовершеннолетним;
  • утверждать, что рекламируемый продукт может заменить рецептурный препарат или лечение;
  • рекламировать экспериментальные методы лечения;
  • объявлять о наборе добровольцев для испытания лекарственных средств;
  • рекламировать аборты и средства прерывания беременности;
  • рекламировать учреждения, препараты, услуги для помощи зависимым от алкоголя и наркотиков.

Требования

  • для рассматриваемой тематики доступны только поисковые кампании и реклама в контекстно-медийной сети;
  • не приветствуется затрагивание «деликатных тематик» (лишний вес, проблемы с внешностью);
  • рекламируя лекарственные средства, необходимо добавить обязательные фразы: «обратитесь к врачу», «ознакомьтесь с инструкцией», «имеются противопоказания»;
  • не стоит использовать медицинскую терминологию: прием, диагностика, вакцина, консультация и пр., чтобы объявление не было распознано системой как медицинское (в этом случае на рекламу будут действовать ограничения);
  • не нужно сравнивать рекламируемый препарат с другими, принижать конкурентов.

Социальные сети

В социальных сетях строго модерируются объявления медицинского направления и, хотя напрямую они не запрещены, существует масса ограничений, затрудняющая продвижение. Важно уточнять конкретные требования, предоставлять запрошенные документы, анализировать не только текст, но и графические элементы.

Медицинская реклама в ВКонтакте

В техподдержку придется отправить копии медицинской лицензии и правоустанавливающие документы. Таргетинг ориентируется только на совершеннолетних.

Требования:

Любой баннер должен содержать дисклеймер: «Есть противопоказания. Необходима консультация специалиста», «БАД. Не является лекарственным препаратом» (для БАДов), «Необходима консультация специалиста» (для детского питания).

В постах дисклеймер должен прописываться вручную.

Требования к медицинской рекламе в Facebook

  • Запрещена реклама пищевых добавок, которые признаны небезопасными;
  • Кроме общих запретов, о которых сказано выше, нельзя использовать изображения идеального тела, фотографий «до» и «после»;
  • Строго отслеживаются намеки на дискриминацию, связанную с состоянием здоровья, а также фразы, указывающие на физические недостатки или психологическое или физическое состояние пользователя;
  • Часть объявлений разрешена к показу только лицам, старше 18 лет (фитнес, диетические продукты, косметология).

Визуальный контент

Для видео- и графических объявлений важно, чтобы они не шокировали неподготовленную публику. Объявление вряд ли пройдет модерацию, если в нем присутствует:

  • контент «18+» даже, если речь идет о косметологических услугах;
  • анатомически подробное изображение человеческого тела;
  • явные травмы, раны, новообразования;
  • достоверные изображения оперативного вмешательств;
  • человеческие страдания.

Объявление должно соответствовать тематике, но выглядеть достаточно лаконично, нейтрально и позитивно.

Заключение

Рекламная кампания медицинской тематики требует профессионального подхода. Необходимо твердо знать законодательство, тщательно проверять соответствие объявления каждому из требований, рекомендаций, ограничений

Надеемся, что данная статья поможет вашим рекламным кампаниям соответствовать современным требованиям рекламных сетей. Если вам потребуется настройка и сопровождение рекламной кампании от профессионалов, вы всегда можете обратиться в ITC за помощью.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Dmitry

Информация для тех, кто не смог дойти до Справок рекламных систем?

https://yandex.ru/support/direct/moderation/special-categories.html
https://support.google.com/adspolicy/answer/176031?hl=ru
https://vk.com/faq10042

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Ждал оживленной дискуссии.
Внесу вклад.

Мы с 2016 по средину 2020 боролись с Яндексом за возможность рекламировать свои товары.
Долго писать детали.
Вдруг летом их специалист помог настроить РК, разрешили в ключевых фразах упоминать названия болезней, при которых помогают наши средства (ранее - не разрешали), разрешили непосредственно в тексте объявлений использовать слова: оздоровление и подобные (не лечение).

Лекарственными средствами или БАДами наши товары не являются, лицензий у нас нет и с нас не спрашивают.
Одним словом, жить стало легче.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Alexandrov
Автор

Борис, спасибо за поддержку дискуссии) Мы часто встречали ситуации, когда фактически услуга не является медицинской и должна проходить без проблем с модерацией. Однако на сайте часто по невнимательности оставляют неверные трактовки действия услуги – например, в заголовках используют слово "Лечение".
Следует помнить, что сайт также модераторы подвергают осмотру и он тоже должен соответствовать требованиям. Кому интересно – в одной из наших статей писали про это.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Повторюсь: похоже, до средины прошлого года власть на Директе была в руках не очень квалифицированных модераторов и юристов.
Было много запретных слов для текстов объявлений, типа "профилактика", "оздоровление", и т.п.
Сейчас вроде стало легче.

И да, они мотивировали свои запреты суммированием содержания РК и содержания посадочных страниц. Много полезного для пользователей содержания сайта пришлось убрать/откорректировать.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Alexandrov
Автор

Спасибо за комментарий. Вы правы, статья это выжимка из справочной информации. Справкой систем пользуются в основном узкопрофильные специалисты, которые занимаются непосредственно настройкой. В данном случае мы рассчитывали на несколько иную аудиторию, чтобы дать общее представление о работе с рекламой в данной нише.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry

Понятно. Ну и судя по отсутствию активности в комментариях - это мало кого заинтересовало :(

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Туземун

Немного поправлюсь вас: смарт-баннеры уже можно использовать для рекламы БАДов в Яндексе. 
Расскажите поподробнее про прохождение модерации в Гугле, пожалуйста. Даже при наличии всех документов и соблюдении правил прохождение модерации - как рулетка, особенно КМС. У вас не так?

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Alexandrov
Автор

Владислав, спасибо за комментарий! Смарт-баннеры на БАДы в Яндексе на текущий момент запрещены, вероятно у вас был товар, который не попал под эту квалификацию.

В Гугле все кто занимается рекламой подобной тематике испытывают сложности с модерацией, и правда что порой даже сделав все по регламенту требуются дополнительные усилия, чтобы реклама все таки заработала (обычно это решается уже через службу поддержки). К сожалению, тут нет общего правила, которая бы позволила уменьшить вероятность риска возникновения такой ситуации. 

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда