Как написать вакансию, чтобы найти подходящего спеца и не тратить деньги
Поиск подходящих кадров – сложная работа. Особенно если вам нужны спецы с редким набором качеств, а не продавцы в круглосуточный магазин.
Написать хороший текст вакансии только с виду просто. Берешь и пишешь вакансию → «опыт 100 лет, исполнительность, команда профессионалов, офис, печенье Юбилейное, чай принцесса Нури». И вот, лучшие кадры ускользают, а вы купаетесь в море заявок от любителей офисного печенья – всё – это fail. Вопрос:
Как же написать вакансию, чтобы откликнулся тот, кто заработает вашей компании много денег? Начнем с основного.
Определите, кто вам нужен
Текст вакансии – это рекламный текст, продающий специалисту работу в вашей компании. Как вы знаете, хорошая реклама начинается с брифа. Поэтому если вы руководитель, ответьте на вопросы:
- Кого нужно найти и что он должен уметь
- Какие задачи будет выполнять сотрудник
- Чем он не должен заниматься
- Как проходит его рабочий день
- Какие навыки сотрудника будут плюсом, а какие минусом
- Кто точно вам не подойдет
- Предполагает ли работа срочные задачи и как часто
- На позиции преобладает креативная работа или же всё по инструкции
- Можно ли работать удаленно
- В каких условиях человек будет работать
- Есть ли существенные отличия по условиям, сложности или оплате труда на аналогичных должностях в других компаниях
- Как обстоят дела с оформлением сотрудника
- Чем вы можете привлечь нужного специалиста, кроме оплаты, уютного офиса и «команды профессионалов»
Копируйте вопросы в отдельный док и используйте как бриф для написания вакансий.
Изучите ЦА
Я не прошу вас заказывать маркетинговое исследование за миллион долларов, но подумать над портретами соискателей все-таки стоит.
Например, вам нужен начинающий программист, который прямо сейчас сидит, кушает чипсы и видит на экране вашу вакансию. Подумайте, какие вопросы у него могут возникнуть в этот момент: «Кто вы такие? Что нужно делать? Сколько платите?»
Старайтесь дать ответ на каждый из этих вопросов в своем тексте. Таким образом вы избавите эйчара или себя от лишних разговоров.
Определите, что интересно и важно для соискателей. Что из этого вы можете предложить?
Структура вакансии
А теперь к практике.
1. Название
Название должно быть информативным: чем раньше человек поймет суть работы, тем лучше. Не усложняйте.
Примеры:
- Курьер (Яндекс.Еда)
- Повар японской кухни в ресторан «Тануки»
- Ищем программиста для работы с интернет-магазинами
- Менеджер по продажам окон ПВХ
- Менеджер по подбору персонала в строительную компанию
Чтобы сделать название более конкретным, используйте два вопроса: «Что делать? Где работать?» Возьмем обычного «менеджера по продажам» и назовем вакансию информативно:
1. Менеджер по продажам (что делать?) – продавать недвижимость. Получаем:
«Менеджер по продажам недвижимости»
2. Менеджер по продажам (где работать?) – в Мариинском театре. Получаем:
«Менеджер по продажам в Мариинский театр»
2. Информация о компании
Расскажите о себе максимально коротко и доступно. Желательно уложиться в 3-5 средних предложений. Что-то в стиле «команда профессионалов диджитал консалтинг групп» – на фиг не нужно. Пишите по фактам.
Пример:
Привет, это компания ПризываНет. Уже 11 лет мы помогаем призывникам не ходить в армию. Наша команда врачей и юристов решает задачи клиентов только законными способами.
Читайте полный текст вакансии, который я написал для рассылки этой компании.
3. Напишите про ГЕО
Если вы публикуете вакансию в соцсетях, рассылке или мессенджерах, укажите город или возможность работать удаленно. Вы же не хотите целый час общаться с человеком, а в конце узнать, что он из другого города.
4. Задачи и обязанности
Это самая важная часть текста. Перечислите, что конкретно сотрудник должен делать. Вот так выглядят задачи технического специалиста по продажам в Яндексе:
Напишите о возможных обязанностях, которые появятся у сотрудника в будущем. Например: «В следующем году открываем новое кафе, где надо будет разработать меню».
Пишите честно. Если сотрудник будет продавать ваш продукт, то как именно – звонить по действующим базам, звонить в холодную или общаться с клиентами на встречах? А может все сразу или вообще что-то другое?
Честный текст поможет отсеять тех, кто не готов с вами работать. Таким образом вы избавите себя от обработки нецелевых заявок.
5. Требования
– Нам нужен ответственный и амбициозный штукатур с задатками лидера!
– А делать он что будет?
– Штукатурить.
– Ага, тогда напишу «опыт работы со штукатуркой».
Подумайте, какие навыки необходимы соискателю, чтобы выполнять работу качественно и в срок. Перечислите обязательные и желательные требования к кандидату.
Не пишите банальности. Понятно, что вам не нужен безответственный, ленивый и не умеющий работать в команде сотрудник.
Напишите конкретный список навыков, из которого сразу станет ясно, подходит вам человек или нет.
Требования на должность веб-аналитика на сайте profi.ру
6. Условия
Чаще всего соискатели дочитывают до этого блока, только если уверены, что справятся с задачами и подходят по требованиям. Теперь нужно еще немного докрутить, чтобы человек «купил» работу в вашей компании.
Напишите, что вы готовы предложить, начиная с основного: зарплата, бонусы, трудоустройство, уютный офис с игровой приставкой, возможность удаленки и т.д.
Спросите у тех, кто уже работает с вами, за что они любят свою работу (если любят, конечно) – на основе их ответов можете добавить еще плюшек в условия.
Примеры дополнительных выгод:
Обучение за счет заведения. Многие компании активно обучают сотрудников, отправляют на различные курсы, приглашают экспертов с лекциями. Если вы тоже можете похвастаться собственной «кузницей кадров», обязательно напишите об этом.
Дружный коллектив. «Ха-ха, не смешно» – скажете вы. Ну вот так дословно писать про дружный коллектив не надо, но можно упомянуть про команду молодых спецов, которые следят за трендами. Намекните человеку, что у вас сотрудники общаются по-человечески без лишнего официоза.
Креативные интересные задачи. Не только деньги мотивируют людей выполнять работу, но и сам процесс. Если вы разрабатываете что-то крутое, обязательно напишите. Работаем с Илоном Маском, делаем мир лучше, устраиваем пижамные вечеринки в космосе.
Это банально, но если у вас крутой офис, напишите об этом, а лучше покажите.
7. Призыв к действию
Расскажите, как откликнуться на вакансию. Куда высылать резюме, нужно ли тестовое, сколько ждать ответа и т.д.
Старайтесь сразу отсеять тех, кто вам не нужен
Фильтруйте соискателей, чтобы не тратить время на чтение резюме и общение с неподходящими кандидатами. Если руководитель или HR-менеджер будут собеседовать сто кандидатов вместо десяти нужных, они потратят рабочее время (читай: деньги).
Еще хуже: человек пройдет собеседование и обучение, оформится на работу, а потом его не устроят условия или зарплата. Снова минус время и деньги.
Как собрать максимально подходящие заявки?
Пугайте соискателей. Допустим, вы ищете человека, который будет на протяжении 8-10 часов делать одинаковую деталь на станке. «Просто вырезаешь железный круг в пять сантиметров, а потом еще один, а потом еще и еще» – вот так правильно. Не надо писать о креативной работе с возможностью стать директором завода.
Не бойтесь распугать кандидатов. Смело отсекайте всех, кто вам не подходит и тогда останутся лишь те, кто согласится – они-то и будут работать долго и счастливо.
Будьте честными. Если у вас объективно плохие условия и низкая оплата, то хороший специалист отвалится после собеседования или сбежит, поработав месяц.
Не тратьте время на людей, которые точно уйдут. «Нам нужны новички на стажировку» – отсеиваем опытных спецов с высокими ценниками. Подумайте и сразу напишите, кто вам точно не подойдет.
Скажите про деньги. Озвучьте хотя бы примерную сумму оклада, это поможет сузить круг поиска. Понятно, что назвать ожидания по зарплате – значит потерять возможность купить сотрудника в разы дешевле. Поэтому подумайте, как это лучше озвучить с учетом вашей системы мотивации.
Например, можно назвать фикс + премии: 20 000 руб. оклад + премии до 60 000 руб.
Приемы в стиле «обсуждение ЗП после собеседования» вполне объяснимы: таким образом вы можете торговаться с кандидатом. Если вы сразу назовёте максимальную зарплату, человек не согласится работать за меньшую сумму, а вы не сможете чаще поднимать ему оклад, что очень важно для мотивации. На этом все.
Надеюсь теперь ваши вакансии будут привлекать только подходящих специалистов и подрядчиков.
Ну и под конец: недавно я написал текст вакансии мечты 18+ (осторожно, мат).
p.s. Отличных вам кадров, друзья:)
«Нам нужен ответственный и амбициозный штукатур с задатками лидера!» - Ахаха 😂
я больше орнул с "безответственного, ленивого и не умеющего работать в команде сотрудника". чутка подумал, стоить ли добавить это в свое резюме сейчас хД
Да это вообще вакансия мечты ))
Если хотя бы часть вакансий будет создаваться с таким подходом, мир станет чуточку лучше♥️
Класс👍
«Покажите визуально» - огонь)
Я писал резюме и просто решил проверить Арфографию, написал текст в Яндекс и наткнулся на эту* статью. Очень полезно, я уже представил что я провожу рекуртинг (?) в свою команду))
спасибо) успехов вам всем!))
Зачастую проблема не в формате объявлений, а в том, что компании не понимают, что им нужно делать. И какой специалист как может что реализовать. А условия при этом для маркетолога "с китайским\испанским языком, знаниями Иллюстратора и всем остальным - 50 000 рублей в офисе с развозкой от крайней станции метро всего 30 минут". Это данные из реального объявления, если что.
а еще потерять возможность того, что сотрудник сам сьебет через полгода на х2 от его зп, охуев, что ему могут платить такие деньги. Когда же руссиш бизнес поймет уже, что сотрудники ему деньги зарабатывают и нужно стараться удерживать людей, а не набирать каждый год стажеров за копейки, которые работают по полгода и уходят.
С башки снял мысли. В "РАЗЫ"
Было бы приятно действительно прочитать такую вакансию)
Обычно это "seo/помощник маркетолога/junior PPC специалист/копирайтер/администратор сайта". Тоже, между прочим, реальное название вакансии.
Приятно, когда сразу ставят зарплатную вилку и не нужно гадать, сколько будут платить.
Комментарий удален модератором
Условия:
- Белая зарплата
- Дружный коллектив
- Интересные задачи