Юнит-экономика — это просто

Почему-то вокруг юнит-экономики сложилась аура сложности и тайного знания. На самом деле, юнит-экономика — это очень просто. И даже не требуются инструменты, сложные формулы и калькуляторы. Конечно, если она нужна для дела и практики, а не чемпионата по расчету юнит-экономики в вакууме.

Написать эту статью я решил после прочтения этой и обсуждения под этой. Складывается стойкое ощущение, что многие зачем-то усложняют всю историю с юнит-экономикой и спорят в основном о терминах, хотя для абсолютного большинства бизнесов эти тонкости и терминологические споры ни к чему и только усложняют понимание.

Здесь я публикую сокращенную версию статьи из нашего блога, чтобы не уходить в детали. В полной версии есть примеры и больше про термины и калькуляторы.

Юнит-экономика характеризует, сколько бизнес зарабатывает или теряет на одном юните.

Юнит — это базовая единица, генерирующая доход, и у каждого бизнеса она своя.

Как посчитать юнит-экономику

  1. Определить юнит.
  2. Посчитать, сколько прибыли или убытков этот юнит принес. Важно учесть все расходы и доходы, связанные с юнитом.

Вот и всё, этого достаточно.

Дальше — несколько деталей для иллюстрации.

Что такое юнит

Зависит от бизнеса. Не ищите общих правил и не смотрите на других. Ориентируйтесь на здравый смысл и особенности именно вашего бизнеса.

Юнит — базовая, генерирующая доход единица, которую вы можете и хотите масштабировать.

Если производите и продаете товар, юнит — это единица продукции. Если подписная модель или частые повторные покупки, юнит — клиент. Консалтинговые услуги — контракт. Аутсорс/аутстафф с продажей ресурсов по часам — человеко-час. И т.д.

Тут могут быть нюансы, потому что бизнесы разные. Предположим, вы производите и продаете оборудование, причем само оборудование продаете в убыток, а зарабатываете на услуге пусконаладки. В таком случае юнитом будет контракт на поставку оборудования с сервисом.

Если же заключаете договор на обслуживание оборудования с ежегодной пролонгацией, то логичнее будет в качестве юнита взять клиента.

Так юнит — предмет сделки или клиент?

Можно заметить, что все случаи классифицируются на два подхода:

  1. Юнит — предмет сделки.
  2. Юнит — клиент: покупатель или пользователь.

Подход 1. Юнит — предмет сделки

В этом случае расчет юнит-экономики сводится к расчету маржинальной прибыли. Маржинальная прибыль — разница между выручкой от продажи единицы продукции и затратами на производство/закупку и продажу этой единицы. Так мы понимаем: прибыльно ли продаем один юнит?

В «транзакционной» модели мы хотим понять: если из дохода, полученного от продажи юнита, вычтем все расходы, с этим юнитом связанные, останется у нас что-то или нет? Конечно же, статьи расходов тут для примера — у вас будут свои.

Подход 2. Юнит — клиент

В таком случае юнит-экономика — отношение прибыли, которую принесет клиент за все время, к стоимости привлечения этого клиента. То есть здесь речь об LTV (lifetime value, пожизненная ценность клиента) и CAC (customer acquisition cost, стоимость привлечения клиента). Так мы понимаем: приносит ли клиент прибыли больше, чем мы тратим на его привлечение?

В «клиентской» модели мы хотим понять: пожизненная прибыль от клиента больше затрат на его привлечение?

Если внимательно посмотрите на картинки выше, поймете: принципиальных отличий между ними нет — они об одном и том же. Просто в первом случае расходы на маркетинг сразу учли в расчете маржинальной прибыли, а во втором — вынесли их отдельно и назвали CAC. В транзакционной модели проще все включить в транзакцию, а в клиентской — смотреть отдельно, так как они разнесены по времени. Во втором случае это еще и помогает оценить разницу во временной стоимости денег, так как затраты на привлечение клиента мы понесли сегодня, а «отобъем» их только через несколько месяцев.

В любом случае существенных различий в расчетах нет — всегда считаем все расходы и доходы, напрямую связанные с юнитом. Отличается скорее итоговое представление: маржинальная прибыль или отношение LTV/CAC.

Выбирайте, как вам больше нравится, но принципиально первый подход более актуален для традиционных оффлайновых бизнесов, а второй — для цифровых продуктов, подписок, частых повторных покупок, сервисных моделей с предсказуемым сроком жизни клиента и прибылью.

Звучит сложнее, чем на самом деле. Руководствуйтесь здравым смыслом, и все будет понятно.

Считаем расходы и доходы, связанные с юнитом

Вне зависимости от подхода, в расходы включаем все затраты, напрямую ассоциированные с юнитом. В доходы — выручку, которую он нам принес.

Не забываем про привлечение клиентов. Сколько денег тратим, чтобы привлечь покупателя, продать ему что-то. Предположим, мы продаем шкафы, то есть юнит — шкаф. Придется сколько-то денег вложить в продвижение, чтобы этот шкаф продать: в рекламу, SEO, комиссии партнерам и пр. Если продаем шкафы в оффлайне, нужен магазин или арендованное место в чужом магазине, а также продавцы.

Чтобы шкафы продать, нужны и сами шкафы, а значит, необходимо их произвести или купить. Чтобы произвести, потребуется арендовать помещение, закупить материалы, оплатить труд рабочих, упаковать, где-то эти шкафы хранить. А потом еще доставить, собрать и т.д.

Это что касается расходов. А с доходами вроде все понятно, расписывать не буду.

Главное не забывайте: если в «транзакционной» модели выручку и, соответственно, прибыль мы считаем от одной транзакции, то в «клиентской» прибыль берем за все время жизни клиента.

В общем, открываете Эксель и вносите туда все расходы и доходы бизнеса на один юнит. Вот это и есть юнит-экономика. Все просто.

То есть речь о постоянных и переменных затратах?

Действительно, в расчет принимаем переменные затраты, то есть те, которые изменяются в зависимости от объема производства и реализации.

Но помните, что точной классификации затрат на постоянные и переменные не существует: что для одного бизнеса переменные, то для другого — постоянные.

Поэтому я рекомендую думать не о терминах, иначе можно уйти в терминологические размышления и споры, а о сути — относится ли конкретный расход в вашем конкретном случае к юниту, или нет.

Более детально о терминах, постоянных и переменных затратах и расчете маржинальной прибыли — в полной версии статьи.

А как же ARPU, ARPA, MRR, ARR, ACV, AOV, COGS и прочие умные слова, которыми кишат статьи о юнит-экономике?

Не парьтесь :) Если коротко, то это разные показатели, отражающие указанное выше и/или раскладывающее его на составляющие. Они нужны не для понимания и расчета юнит-экономики, а чтобы говорить на одном языке с другими, но, если вы считаете для себя, это не столь принципиально.

Опять же не стоит фокусироваться на терминах, иначе можно уйти в споры об их трактовке. Например: а надо ли относить аренду производственного помещения к COGS (себестоимость проданных товаров) или не надо, ну и т.д.

Не думайте о терминах, а руководствуйтесь целями и здравым смыслом. Заносите все расходы и доходы, напрямую связанные с юнитом. Возможно, это не будет формально корректно, зато будет отражать вашу реальность.

Но стоит помнить некоторые нюансы расчета юнит-экономики:

  • Экономика разная для разных каналов и сегментов. Запросто может произойти (и, как правило, происходит), что на трафике из Фейсбука сходится, а из Директа — нет. То же самое касается клиентских сегментов: с одними все хорошо, с другими — не очень.
  • Когорты. Когорта — группа клиентов, которую мы получили в определенном периоде. Экономика может сходиться для клиентов, которые пришли в октябре, а для ноябрьских — почему-то нет. Хотя когорты — это понятие, относящееся к пользователям, подход применим и к товарам и к другим юнитам. Юнит-экономика для елок в декабре прекрасная, а вот в январе что-то совсем… ну такая. Самый очевидный фактор здесь — сезонность, хотя и не только.
  • Учитываем только реализованную продукцию или оказанные услуги. Вносите расходы и доходы, связанные именно с проданными единицами продукта. Если купили материала на двести шкафов и оплатили рабочим производство тоже двухсот, но продали всего сто, учитываем расходы только на эти сто шкафов.
  • Считаем только то, что относится к юниту. Если продавец полдня продает шкафы, а еще полдня помогает в другом бизнесе, пишем сюда ту часть его зарплаты, которая связана с продажей шкафов.
  • Речь о реализации, а не денежных потоках. Записываем не кэшфлоу (денежный поток), то есть не фактическое движение денежных средств по счетам, а именно «виртуальные» деньги в том периоде, когда был продан товар или оказана услуга. Даже если оплатили материалы и производство в октябре, а деньги от продаж через дистрибьютора придут в декабре, учитываем в ноябре, если продали шкафы в ноябре.

Зачем это все

Как правило, юнит-экономику считают, чтобы понять, насколько устойчив бизнес и можно ли его масштабировать, и именно поэтому в качестве юнита выбирают то, что хотят масштабировать.

Наша задача — понять одну простую вещь: зарабатываем мы или теряем на одном юните. Помимо собственно понимания эффективности бизнеса, это можно использовать при планировании: если юнит-экономика сходится, значит можем масштабировать и больше зарабатывать. Если же юнит-экономика отрицательная, то масштабировать будем убытки. А этого мы не хотим.

Кроме того, сам процесс расчета раскладывает экономику бизнеса на компоненты — конкретные статьи расходов и доходов — так проще понять, что на нее влияет, и в итоге — управлять.

Самое главное

Помним, что задача — рассчитать доходы и расходы, связанные с одним юнитом, и сделать это в целях масштабирования.

Если мы начнем относить к расходам на юнит то, что на самом деле с ним не связано, рискуем ошибочно получить отрицательный результат и сделать вывод, что масштабировать ничего не можем, хотя на самом деле это не так.

Справедливо и обратное: если не учтем в затратах на юнит то, что к ним на самом деле относится, рискуем масштабировать убытки.

Итого:

  • Держите в голове цель — масштабировать бизнес — и относите к расходам и доходам на юнит только то, что реально относится к юниту в соответствии с бизнес-моделью.
  • Не особенно переживайте о терминах, если считаете для себя.
  • Не усложняйте. Если откинуть универсальные калькуляторы с терминологическими спорами и просто посчитать, станет понятно: юнит-экономика — это просто.

Присоединяйтесь к телеграм-каналу о маркетинге — без лишних сложностей и с фокусом на практике.

0
126 комментариев
Написать комментарий...
Ivan. Zakladka

Интересно. Всегда считал, что юнит экономика - это система расчета прибыли(доход - расход) на одного потенциального покупателя.
В общем я ошибался видимо...

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

В смысле на потенциального? Потенциальных же нельзя точно посчитать.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan. Zakladka

Почему? Если шиномонтаж шаговой доступности, то нельзя посчитать количество автомобилей в округе и количество шиномонтажек?
Всегда всех можно приблизительно посчитать( количество домов, машин, мужчин, женщин, 18-35 лет, 45-60 лет, блондины, брюнеты и т.д) Есть сотни способов это сделать, от опросов в группах и сообществах, до масштабной аналитики, включая данные ГИБДД и прочие. Плохо, что с расследованием по одному персонажу эту лазейку спалили, а так всё покупается, всё продается. Есть много и свободной информации, главное знать где искать.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Так я и пишу "_точно_ посчитать".
То, о чем вы пишете - это про оценку потенциала/емкости рынка, но не имеет отношения к юнит-экономике.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan. Zakladka

так юнит экономика это экономика из расчета на еденицу человека, нет? сколько может потенциальной прибыли принести 1 человек, не так разве?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Дунаев

Нет. Юнит-экономика - это про то, сколько реально денег вы тратите на привлечение и исполнение обязательств и про то, сколько получаете от реального покупателя денег.

Потенциальный доход и ёмкость рынка - это про другое 

Ответить
Развернуть ветку
Ivan. Zakladka

эм, так юнит экономика считается на этапе проектирования рентабельности бизнеса.

сколько реально денег вы тратите на привлечение и исполнение обязательств и про то, сколько получаете от реального покупателя денег.

Я, что-то другое написал? прибыль на единицу покупателя

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Вот вы уже говорите про покупателя, а до этого почему-то говорили про потенциального покупателя. Это большая разница. Либо фактическая прибыль на фактического покупателя, либо прогнозная прибыль на прогнозное количество покупателей, но никак не смешивая. 

Ответить
Развернуть ветку
Ivan. Zakladka

Подождите. Юнит экономика проводится в 90% случаев до запуска бизнеса либо до масштабирования. В общем тогда, когда еще нет реальных продаж в векторе будущего развития. Кто такой потенциальный покупатель? Это возможный будущий покупатель, выявленный на основе анализа спроса или других данных. Как можно говорить покупатель, если он еще ничего не купил?

Вот вы уже говорите про покупателя, а до этого почему-то говорили про потенциального покупателя.
Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор
Юнит экономика проводится

Она не проводится, как не проводится ROI и т.д. Посчитать можно, да.

либо до масштабирования. В общем тогда, когда еще нет реальных продаж в векторе будущего развития.

Cчитаете, что масштабирование возможно, когда нет реальных продаж? Работающему бизнесу масштабироваться не надо?

Кто такой потенциальный покупатель? Это возможный будущий покупатель, выявленный на основе анализа спроса или других данных.

Потенциальные покупатели - это все, кто теоретически могут купить наш продукт. Но в реальности купят не все. Поэтому я не понимаю, в чем смысл деления на их количество (на самом деле смысла в этом нет).

Как можно говорить покупатель, если он еще ничего не купил?

Так это вы говорите :)
Кроме того, есть прогноз, есть факт, но это не имеет отношения к понятию "потенциальные покупатели".

Итого:
- Юнит-экономику можно считать (и считают) на любом этапе развития компании.
- Можно считать прогноз, а можно факт. Прогнозы лучше строить на фактах.
- Потенциальные покупатели вообще не имеют никакого отношения к расчету юнит-экономики. Они нужны только для оценки потенциала/емкости рынка.
- При расчете юнит-экономики вы учитываете только реальных покупателей (по факту или в соответствии с прогнозом).

Ответить
Развернуть ветку
Ivan. Zakladka

Извините, но вы передрачиваете все слова. Просто занимаетесь словоблудием.

Она не проводится, как не проводится ROI и т.д. Посчитать можно, да.

Производится расчет. Понять сложно было из моей фразы?

Cчитаете, что масштабирование возможно, когда нет реальных продаж? Работающему бизнесу масштабироваться не надо?

масштабирование - увеличение. Увеличение к примеру продаж, кому? клиентам? хрен. Они и так ваши клиенты. Чем вы их масштабировать решили? новой подпиской? так это потенциальные!!! Или вы уверены, что у вас 10 из 20 подписок точно купят? тогда вы мега прогнозист и почему еще не самый успешный бизнесмен?

Потенциальные покупатели - это все, кто теоретически могут купить наш продукт. Но в реальности купят не все. Поэтому я не понимаю, в чем смысл деления на их количество (на самом деле смысла в этом нет).

Потенциальные - это те, кто подходит конкретно под ваши критерии(к примеру в аудитории тик тока будете учитывать дедушек и бабушек 70+?), но еще не стали ими в ОПРЕДЕЛЕННОМ продукте или услуге.

Так это вы говорите :)

Кроме того, есть прогноз, есть факт, но это не имеет отношения к понятию "потенциальные покупатели".
Эмм. Это о чем?

При расчете юнит-экономики вы учитываете только реальных покупателей (по факту или в соответствии с прогнозом).

Блёё. Какие реальные покупатели? Откуда вы знаете, что он реальный если он ничего не купил? А если купил, то возьмите бух отчет и увидите, в прибыли вы или в просадке. Зачем вам считать то, что отражено в отчетах*facepalm

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Точно. Facepalm. 

Ответить
Развернуть ветку
Ivan. Zakladka

Да так оно и выходит. Взяли хайповое словосочетание и пытаетесь изменить постулаты рыночной экономики.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Что именно я пытаюсь изменить? :) Я ничего не могу поделать с тем, что вы придумали себе альтернативные определения вроде бы базовых терминов типа "потенциальный покупатель".

Ответить
Развернуть ветку
Ivan. Zakladka
Учитываем только реализованную продукцию или оказанные услуги. Вносите расходы и доходы, связанные именно с проданными единицами продукта. Если купили материала на двести шкафов и оплатили рабочим производство тоже двухсот, но продали всего сто, учитываем расходы только на эти сто шкафов.

Давайте посчитаем, исходя из вашего утверждения.
1. шкаф - себестоимость1000р
2. цена реализации 1500р
3. Реализовал 100 шкафов по вышеуказанному прайсу.
4.100 шкафов остались на балансе.
На этом легком примере рассчитайте пожалуйста прибылен мой бизнес или нет. Доп расходы в виде рекламы и продвижения, а так же зарплат и прочего не берем. Возьмите расчеты в вакууме. Кроме этих расходов/доходов нет ничего.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

1. По балансу ваш бизнес прибылен: после продажи у вас осталось активов 150 000 р. деньгами + 100 000 р. шкафами, то есть в сумме 250 000 р, а расходов было 200 000 р.
2. При этом денежный поток у вас отрицательный: на счет пришло 150 000 р., а ушло 200 000 р.
3. Юнит-экономика у вас сходится: с каждого шкафа маржинальная прибыль 500 р.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan. Zakladka
Юнит-экономика у вас сходится: с каждого шкафа маржинальная прибыль 500 р.

Т.е. можно масштабировать бизнес и продавать такие же шкафы?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

На условном примере в вакууме - конечно, почему бы и нет. Вы прибыльно производите и продаете шкафы - продолжайте это делать.
Но, если вы начнете вводить дополнительные вводные, типа закончились покупатели на рынке, все кто хотел купить, уже купил, появились конкуренты, склад сгорел, шкафы бракованные и вообще это оказались не шкафы, а покупатели теперь хотят кровати вместо шкафов - тогда может и нет.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan. Zakladka
Но, если вы начнете вводить дополнительные вводные, типа закончились покупатели.

Как люди могут закончится? Или всё таки потенциальные покупатели?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Закончились покупатели = все, кто хотел и мог купить, уже купили, а больше 1 шкафа им не надо и никогда больше не понадобится. В общем, не нужны никому ваши оставшиеся шкафы.

Ответить
Развернуть ветку
123 комментария
Раскрывать всегда