{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Как привлечь внимание клиентов без ГМО и НЛП? Инструменты психосемиотики для маркетинга и рекламы

Французский философ Жак Деррида утверждал: «Весь мир есть текст». С этим можно спорить или соглашаться, но мы считаем, что в маркетинге и рекламе это утверждение бесспорно.

Можно составить целую библиотеку различных методик написания «сильных текстов». Это и информационный стиль, и сторителлинг, и секреты сценарного мастерства гуру Голливуда (кстати, почитайте «Исторические корни волшебной сказки» Проппа, все растет оттуда). Каждый может выбрать себе по духу. В каждом методе есть свои плюсы и минусы, важно их знать и грамотно ими пользоваться.

В этой статье мы расскажем о приемах работы с текстом, которыми с нами поделилась замечательный психолингвист Марина Новикова-Грунд. Мы их прочувствовали, приняли и теперь используем в повседневной работе. Публикаций на эту тему пока еще нет, так как Марина Вильгельмовна рассказывает о них только на лекциях. О некоторых приемах до этого момента знали только мы, а теперь и вы!

Этот материал станет началом подробного руководства: как писать и анализировать тексты, как делать правильные выводы из интервью с клиентами или читать между строк то, что конкуренты пытаются скрыть от вас. Подписывайтесь, и вы ничего не пропустите.

Текст в 2к21

Мы живем в перегруженном информацией мире. Футурошок продолжается, и мы вынуждены приспосабливаться к стремительно меняющимся условиям. Новые форматы, терабайты контента, постоянно возникающие источники информации. В этом огромном лабиринте легко потерятся. А ещё сложнее — захватить внимание человека и убедить его прочитать ваш текст.

Ситуация вынуждает использовать различные уловки. Провокационные картинки, кликбейтные заголовки, толстые намеки на неприглядные стороны нашей жизни, игра на человеческих страстях. Кто во что горазд, в зависимости от морального уровня автора.

Пример заголовка, мимо которого сложно пройти:

«Российский бизнес как подруга алкаша в депрессивном регионе. Хочется счастья, но привычки тянут на дно».

Но любой уважающий себя копирайтер или маркетолог не будет связываться с подобным. Замараешься так, что потом не отмыться. Как же привлечь внимание к своему тексту и удержать читателя на протяжении всего сообщения?

Наше сознание устроено так, что читая книги, статьи или другие тексты, мы постоянно пропускаем их через свою идентичность и запоминаем то, что вызвало максимальный отклик в душе. Кто-то читает Мастер и Маргарита и видит историю про Христа, а кто-то — приключения прикольного черного кота и одноглазого бандита. Почему один и тот же текст люди читают по-разному? Почему мы запоминаем разные детали, а какие-то фрагменты забываем навсегда? Есть приемы, которые мастерски используют известные писатели и профессиональные копирайтеры. Это так называемые «фильтры», которые привлекают к себе внимание читателя как магнит.

Как выглядит текст с фильтрами и без

Пример. Инструкция к кофеварке

Текст без фильтров:

Во избежание поломки допускается удержание кнопки помола не более 10 минут.

Текст с фильтрами:

Если вы будете держать эту кнопку больше 10 минут, кофеварка будет вести себя неприлично.

Пример. Фрагмент статьи про DOOH-рекламу

Текст без фильтров:

Молодые люди активно пользуются интернетом. Чтобы «зацепить» их, можно использовать различные варианты онлайн-продвижения. Но зачем терять клиентов, которые не смотрят рекламу в интернете, редко сидят в социальных сетях или совсем не знают, что это такое? Именно для них мы создаем рекламные ролики в новом формате — DOOH.

Текст с фильтрами:

Если перефразировать классика, то «Широко простирает интернет руки свои в дела человеческие». Создается впечатление, что вся жизнь уходит в онлайн: общение, обучение, шопинг, и, конечно же, реклама. Но не стоит складывать все яйца в одну корзину и считать интернет-рекламу панацеей и гарантированным средством привлечения клиентов. Согласно опросам обычных потребителей, более 60% людей бесит навязчивая реклама в интернете, которую нельзя закрыть или пропустить. У 27% формируется стойкое отвращение к брендам, которые злоупотребляют подобной рекламой. И что делать?

Вы уже почувствовали, что есть скучный и канцелярский подход, а есть текст, который интересно читать и нам становится любопытно — что будет дальше. Мало того, тексты без фильтров практически невозможно запомнить. Попробуйте выучить пару статей налогового кодекса или фрагмент email-рассылки сервиса «Госуслуги».

Текст о компании без фильтров:

Основная стратегия развития компании направлена на комплексную реализацию инвестиционных проектов строительства производственных и коммерческих объектов недвижимости, применение действенных технологий проектирования и строительства этих объектов, осуществление строгого контроля качества процесса строительства.

Что мы можем вспомнить из этого текста? Чем занимается эта компания? Чем хороша или необычна?

Чтобы не писать такие вот «кирпичи», давайте разберемся подробнее, какие бывают фильтры и как с ними работать.

Можно выделить 4 фильтра

  • We are animals. Фильтр «Элементарные влечения». Телесные функции и одежда. Еда и питье. Фильтр работает тем лучше, чем сильнее он зашифрован.

  • Неизбежны только смерть и налоги. Фильтр «Страшное и смешное». Смерть, боль, кровь и ситуации, не позволяющие создать прогноз. Или юмор в сочетании со страшным. Важно не переборщить, чтобы читатель запомнил о чем вы хотели сказать.
  • Wow… this is literally me! Фильтр «Зеркало». Ощущение, что ты живешь в тексте. Это происходит именно с тобой. Ты получаешь эмоции непосредственно как участник действия, а не сторонний наблюдатель.
  • Что наша жизнь? Фильтр «Игра». Why so serious? Элемент игры сделает интересным даже скучный юридический текст. Азарт и неясность исхода игры будоражат кровь любого.

1. We are animals. Фильтр «Элементарные влечения»

Каждый человек читает то, что ему интересно. Кто-то про футбол, кто-то про кризис сёгуната Токугава. Но есть ряд вещей, которые привлекают всех. Можно сколько угодно говорить о вершинах духа и торжестве морали, но в нас очень много от животных. Поэтому мы сразу и легко реагируем на упоминания или намеки на базовые инстинкты.

Это можно обозначить как «элементарное влечение». Еда, питье, телесность, размножение, любовь. Если вспомнить определение живых организмов из курса биологии за 5 класс: «рождается, двигается, питается, растет и размножается». Все объекты и действия, которые способствуют этим функциям, или, наоборот, мешают — подпадают под этот фильтр.

Пример. Заголовок новости. Фильтр «элементарное влечение/одежда»

Надеть белое и остаться дома: Геннадий Онищенко дал советы, как встречать Рождество.

Пример. Реклама майонеза «Мечта хозяйки». Фильтр «элементарное влечение/секс»

Экспериментировать вместе — это мечта. По-французски, по-итальянски, погорячее, похолоднее. Пробовать разные штуковины и способы. А когда появляются дети, то мечта становится общей. Ролик на Youtube.

Факторы, связанные с телом (голод, жажда, желание секса, желание отдыха или движения) составляют важную часть жизни. Если этот фильтр использовать грубо «в лоб», как любят делать журналисты из желтых изданий, то получится слишком пошло, вызывающе и может вызвать отвращение. Поэтому элементарное влечение можно и нужно зашифровывать. Достаточно несколько полунамеков, которые рассыпаны по всему тексту, чтобы мозг читающего зацепился за крючки и сам достроил смысл. Завуалированная картина гораздо притягательней для любого человека, чем открытый посыл.

Пример. Фрагмент описания раздела на сайте агентства. Фильтр «элементарное влечение/речь, беседа»

Мы регулярно проводим открытые лекции и мастер-классы в Youtube. Делимся опытом и практическими знаниями в области стратегического маркетинга, менеджмента и брендинга. Не бубним, не читаем с экрана, а интересно рассказываем о теории и практике.

Пример. Фрагмент статьи про ценностное предложение в B2B. Фильтр «элементарное влечение/секс»

Особенность многих B2B-рынков – новый покупатель встречается с вашим продуктом впервые. Покупка пакета молока – стереотипный и регулярный процесс с минимальным риском. Покупка промышленной линии Salvagnini за 500 000 евро – как первая брачная ночь, все волнуются и ничего не получается просто.

Ещё один момент. Телесный фильтр западает в память. Мы можем не помнить о чём был конкретный текст, но образы, ощущения и ассоциации врезаются в память. Элементарное влечение связано с наслаждением, поэтому мозг запоминает даже воображаемые моменты удовольствия.

Пример. Фрагмент описания услуги таргетированной indoor-рекламы. Фильтр «элементарное влечение/любовь»

Реклама показывается человеку, чья сфера интересов пересекается с вашим предложением, когда он находится в поле внимания BrandBoard, на расстоянии 3 метров. Нужно быть слепым или безнадежно влюбленным, чтобы пропустить информацию.

Пример. Фрагмент описания бренда электролодок. Фильтр «элементарное влечение/вкус»

Индивидуальность требует смелости. Первым всегда трудно, большинство выбирает конформизм и следование установленным правилам. Но они никогда не смогут почувствовать вкус истинной свободы. Он доступен только настоящим первооткрывателям.

2. Неизбежна только смерть и налоги. Фильтр «Страшное и смешное»

Любая последовательность «рождается, двигается, питается, растет и размножается» заканчивается смертью. Финальный итог любого существования, за которым — тотальная неизвестность.

Никто точно не знает, что происходит после. Тысячи гипотез, верований и надежд, но ни одного точного ответа. Именно этот запрограммированный game over вызывает жгучий страх и не менее жгучий интерес.

И дело тут не только в смерти. Сюда можно добавить страх, боль, кровь, непрогнозируемые ситуации, потери, одиночество, насилие. Эти проблемы волнуют любого человека, от них нет гарантированного избавления. Никто не застрахован, что с ним не случится что-то плохое.

Наш мозг, созданный тысячелетиями эволюции, остро реагирует на подобные импульсы. Раньше от этого напрямую зависело выживание индивида. Теперь условия более комфортны, но инстинкт выживания никуда не делся.

Этот фильтр очень интересно себя ведет. Он чрезвычайно сильный и сразу приковывает внимание. Но после прочтения вышибает из памяти целые фрагменты текста, в котором использовался. Мы не можем вспомнить детали или что конкретно нас испугало.

Если вы решите посмотреть как это работает, попробуйте вспомнить — сколько страниц занимает описание убийства в романе «Преступление и наказание»? Предположите, а потом посчитайте — ошибетесь на порядок, гарантируем. Ошибаются все, в том числе специалисты по литературе 19 века.

Это также связано с особенностями работы сознания. Если помнить все плохое и сосредоточиться только на смертельных импульсах извне, можно закончить жизнь в сумасшедшем доме. Всё-таки мы созданы не для страданий (простите, Фёдор Михайлович!). Наш мозг забывает детали после того, как опасность миновала. Так проще и веселее жить.

Однако, этот фильтр может служить хорошим акцентом, особенно, если использовать его в сочетании с юмором. Можно установить правильные рамки, которые дадут читателю возможность понять — это «как будто», понарошку. Вспомните фильм «От заката до рассвета» Тарантино. Весь этот фильм — одна большая рамка. То отсыл к вестернам, то намек на черно-белые фильмы про Дракулу и Носферату, то литры крови, которые льются с потолка, когда казалось в кадре уже и так перебор с кровью. Важно учесть одну особенность — рамки должны быть знакомы вашему читателю, чтобы шутка получилась удачной.

Пример. Фрагмент описания услуги сопровождения налоговой проверки. Фильтр «страшное и смешное/тюрьма и неопределенность»

Налоги — главный источник доходов государства. За их поступлениями следят особенно тщательно и ревниво. Достаточно вспомнить, что сам Аль Капоне сел на 11 лет за неуплату налогов. Контроль за налоговыми поступлениями осуществляется путем камеральных или выездных проверок. Своевременное и грамотное оформление налоговых выплат позволяет бизнесу развиваться беспрепятственно. Но будем честны — в налоговой системе сам черт ногу сломит. Всегда возможны ошибки и просчеты.

Пример работы с фильтром. Описание услуги по разработке стратегии. Фильтр «страшное и смешное/неконтролируемая ситуация, хаос»

Рынки меняются, технологии и продукты устаревают в течение 2–3 лет, привычные цепочки создания стоимости теряют привлекательность. Если вы сталкиваетесь с этими вызовами, то уже задавали себе ключевой вопрос — как адаптироваться к этим изменениям и сделать бизнес устойчивым?

Главное при работе с этим фильтром — аккуратность и чувство меры. Иначе читатели обратят внимание на фильтр, но быстро забудут о каком бренде или продукте шла речь. А в памяти останется только смутный намек на непонятную угрозу или смешной случай.

3. Wow… this is literally me! Фильтр «Зеркало»

Все мы эгоисты, в большей или меньшей степени. Наше «Я» на первом месте. Этим можно грамотно воспользоваться и помочь человеку почувствовать себя героем повествования, даже рассказывая о совсем уж отвлеченных вещах.

Этот фильтр называется «Зеркало». В тексте мы выбираем фигуры, в которых мы отображаемся. Это происходит неосознанно, но мы четко делим персонажей на тех, кто нам импонирует и кого мы ненавидим. В хорошем тексте мы проживаем вместе с героем его историю и получаем драгоценный опыт.

Чтобы это сработало, действия героя описываются с помощью глаголов, которые передают внутреннее состояние (внутренние предикаты). Знал, хотел, ненавидел, страдал — у этих состояний нет внешнего проявления, либо они двусмысленны. Лучше всего эти ощущения понимает сам герой — и мы вместе с ним. Мы залезаем внутрь персонажа и начинаем чувствовать жизнь через его восприятие.

Пример описания внутренними предикатами

Представьте, что вам очень хочется съездить на рыбалку на выходных. При этом, у супруги планы на спа-салон, дети хотят в кино, а родители планировали съездить на дачу и полить помидоры. Ваша задача — убедить всю семью, что им тоже туда хочется.

В любой текст можно ввести персонажа, даже неявного. Абстрактные тексты поэтому и кажутся слишком скучными — не в кого переселиться и примерить на себя чужую шкуру. А всем же хочется вырваться из обычной жизни, какой бы она не была прекрасной, и почувствовать себя другим человеком.

Пример абстрактного рекламного текста

Дом премиум-класса!

  • Архитектура Нью Йорка!
  • Совершенный домо-центризм!
  • Роскошные панорамные виды на центр!
  • Квартиры с готовой отделкой!
  • Инфраструктура высочайшего комфорта и эстетики!
  • Проект реализуется по новым правилам с использованием ЭСКРОУ счетов!
  • Надежный застройщик!

Все квартиры имеют вид на 2 или 3 стороны. 2 уровня подземного паркинга. Дизайнерский входные группы.

Почему это скучно читать? Потому что это «голос» стиральной машинки. Здесь нет героя, нет персонажа, в котором мы можем увидеть себя, как в зеркале. Чтобы изменить это сообщение, нужно создать пространство, передать ощущения и поместить туда читателя.

Как его можно изменить и сделать интересным?

Как побывать в Америке, не выезжая из Москвы? В доме ХХ это станет возможным! Архитектурный стиль Нью-Йорка и дизайнерские входные группы перенесут вас в атмосферу «Большого яблока».

Здесь всё создано для вас: квартира с панорамными видами на три стороны света, собственные бассейны и рестораны, продуманный дизайн в каждой детали. Почувствуйте себя на вершине, глядя на мегаполис через огромные окна. А если станет скучно — спускайтесь вниз на персональном лифте, сделайте шаг и вы уже в центре города!

Пример работы с фильтром в рекламном тексте Apple: зеркало + телесный

Сканер LiDAR на iPhone 12 Pro определяет, как быстро возвращается отражённый свет, и создаёт на основе этих данных структурную карту пространства, в котором вы находитесь. Сканер работает невероятно быстро и точно, поэтому теперь приложения с дополненной реальностью могут превратить вашу комнату в настоящие джунгли или показать, как будут смотреться на вас новые кроссовки.

Пример работы с фильтром на сайте ИТ-разработчика

InOne — платформа для оптимального сочетания IoT‑решений, модулей и опциональных технологий. Решите, с чего вы хотите начать цифровое развитие — с конкретного решения или перед вами вызов глобального масштаба?

Есть несколько тонкостей. Например, чем подробнее описана внешность персонажа или его пространство в тексте, тем сложнее себя с ним ассоциировать. Слишком много деталей не совпадает с нашим обликом и состоянием. Тогда мы острее начинаем осознавать, что этот герой «другой», не я.

Пример слишком подробного описания целевой аудитории:

Сергей 50 лет. Доход 1 млн долларов в год. Владелец Porsche Cayenne. 2 раза в год ездит отдыхать на Карибские острова.

Чувствуете, что тут есть конфликт? Не всем нравится этот Сергей. Ольга, которая зарабатывает в 10 раз больше и никогда не ездила на Карибы, морщит нос :)

Пример описания клиентов опытным директором по маркетингу:

Люди, которые во всем выше среднего. Отдых выше среднего. Продукты выше среднего. Стиль выше среднего.

Это хороший портрет. Нам гораздо легче понять его или отождествлять со своими знакомыми.

Настоящие мастера пишут так, что мы не можем отделить свои мысли от мыслей автора. Тогда мы по-настоящему проживаем текст. Но для этого нужен талант и профессионализм.

4. Что наша жизнь? Фильтр «Игра»

Все время воспринимать жизнь серьезно — безумно утомительно занятие. Для отвлечения от суровой правды жизни люди придумали игры. Вроде бы всё то же самое, но другое. И сразу становится интереснее.

В игре всегда несколько партнеров. Даже если человек играет один. Его постоянный и известный соперник — Случай. Только когда в игре есть элемент случайности, всё становится интереснее. В этом есть некий элемент взаимодействия с высшими силами, поскольку не знаем, будет ли удача на нашей стороне или нет.

Поэтому в тексте можно ввести элемент неопределенности, игры с непонятным результатом. Даже не столь важно, что нас ожидает в итоге: победа или проигрыш. Мы рискнули, бросили вызов судьбе, пытались приманить на свою сторону счастливый случай — это уже поступок, достойный уважения. Вспомним классическое «Быть или не быть?» Гамлет стал один из главных героев мировой литературы потому что не побоялся бросить вызов Судьбе. А красиво проиграть тоже нужно уметь.

Пример фильтра в разделе «О компании» нашего агентства — кризис, вызов и трансформация:

Разгар кризиса 2008-го. Компании закрывались и исчезали. А мы открыли бизнес по веб-разработке. В какой-то момент нам стало понятно, что сайт, как набор программного обеспечения, не нужен нашим клиентам. Они хотели, чтобы мы решали задачи на другом уровне. Они хотели роста продаж, роста узнаваемости, роста доли рынка. Поэтому, мы начали развивать компетенции в области стратегического маркетинга и брендинга компаний. И это решение изменило нас навсегда. Стратегия агентства была найдена — развитие через обучение.

Пример фильтра в разделе «О компании» IKEA — от крошечного каталога к международной корпорации:

Ингвар Кампрад основал компанию ИКЕА в 1943 году, и тогда это был крошечный шведский каталог товаров по почте. Сегодня ИКЕА — это международная компания по продаже товаров для обустройства дома, которая тесно связана с жизнью многих людей.

Пример фильтра в разделе «О компании» Bain & company

Мы начали с бунтарского мышления и поставили перед собой задачу — переосмыслить управленческий консалтинг, сосредоточившись на результатах, а не отчетах.

Смело вводите в повествование элемент случайности, борьбы с судьбой и обстоятельствами, метаморфозу Героя. Приём старый, но действует безотказно. Потому что кто не рискует… ну вы и сами знаете.

Инструкция по применению

Прелесть этих фильтров в том, что их можно использовать как угодно. Напрямую, смутным подтекстом, в небольших текстах, в лонгридах — сработают всегда. Потому что основаны на фундаментальных проявлениях человеческой природы. Главное не злоупотреблять. Они могут полностью перетянуть внимание читателя на себя и он забудет про что вообще текст.

Читайте, практикуйте, используйте. Это ваш швейцарский нож на все случаи жизни — в коммерческих предложениях, для описаний товаров в интернет-магазине, официальных писем партнерам или постов в социальных сетях.

Год только начался, поэтому подписывайтесь на наш блог — расскажем много интересного :)

0
82 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Кутовой

Шизофрения и девиантность – теплое и мягкое. Не понял причем тут Россия и Серебряный век, маркетинг и всё остальное. Но, может поясните в чем суть мысли?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Кутовой

Ух ты, вопросов больше не имею.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Ашманов

Чувак, похоже,настрадался от психиатров и санитаров. Отменили карательную психиатрию, вот и вырвался на волю.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Ашманов

А как работает маркетинг в США, на родине маркетинга, где вся эта девиантность, сексуальные извращения, наркотики, эзотерика, секты, психоаналитика, антидепрессанты, вудуизм и прочий сатанизм представлены примерно на порядок шире - вас не интересует?
Там в результате собраны более 50% всех сумасшедших мира и более 70% в ех сексуальных маньяков-убийц мира.
А ведь они издают как минимум несколько тысяч книг о маркетингу и успешному успеху в год. Они - источник всей этой пурги, вроде текста выше, который, похоже, цельнотянутый с какой-то американской книжонки или статьи.
Что вас так прёт от выдуманной девиантности России на фоне абсолютно одичавших Европы и США?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Ашманов

Да-да. Превосходит, мы же знаем. Видели. Бесконечно превосходит. Культура бургера и картошки фри? Ну нет, почему, не только! Ещё культура косячка, бабок и слова fuck.

Тупые голливудские фильмы с неграми вместо Короля Артура и Робин Гуда, обязательные лесбиянки и педики в главных ролях, бесконечные тупые супергерои в трусах поверх трико, негритянский рэп с матом через слово. Культурная сверхдержава, чо.

Думаю, вы без Гугла ни одного великого художника, композитора или поэта из США вспомнить не сможете.
Вы не курите этих плохих веществ больше.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Работал я на заводе в 1960 году. У нас в бригаде был музыкант-любитель, играл на собственном саксофоне (!!!).
Как-то я ему что-то типа Вами написанного сказал, правда, с юморком, потому что читал уже и Фолкнера, и Уитмена, и Берстайна слушал, и Армстронга.
А он посмотрел на меня как на идиота, помолчал, говорит:
- В США, на минутку, 900 симфонических оркестров.
Сейчас погуглил - 1200.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Ашманов

Нуууу да, такие, поселковые, в каждом малом городишке. Как и в СССР было.
А вот ещё раз осторожно спрошу: ВЕЛИКИХ американских композиторов напомните?

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Честно? Мне на уроках пения ставили строго пятерки, если я не открывал рот.
Так что не очень в теме.
Гершвин?...
Спросили бы про писателей - был бы список:
Сэлинджер, Ш.Андерсон, Твен, Стаут, Азимов, Кларк, Шекли, Набоков (если можно), Фицджеральд, Хэм ... английский знаю плохо, так что читал только переводы.

Вообще я согласен с тем, что Авторы огромных пластов "американской" культуры - это именно в первом поколении эмигранты.
Далее этот "плавильный котел" как-то в другие температуры и сплавы уходит ...

Но и не видеть за деревьями "факов" леса:
- архитектуры,
- лауреатов Оскара,
- гениев дизайна
- и конвейерного производства (таких как производство судов "Либерти", в значительной степени обеспечивших ленд-лиз)
- множества лауреатов Нобеля
- Боингов, Атласов и Минитменов
... - это неправильно.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Ашманов

А лауреаты Нобеля и Оскара - это из области кукушкопетушкинга. Этак и Тарантино у вас относится к культуре.

Я как-то читал журнал Популярная Механика, 2000 года, посвящённый уходящему веку - 100 величайших изобретений 20 века. Там 95% было американских изобретений. При этом Спутника и Гагарина не было вовсе (высадка на Луну вместо этого), а изобретателем лазера числился американский жулик, сумевший записать на себя американский патент.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев
А лауреаты Нобеля и Оскара - это из области кукушкопетушкинга.

Есть такое, да, но и не совсем так.
Самуэльсон и Поллинг сюда не впишутся.
А из до Нобелевских времен - забыли Франклина.

Тарантино у вас относится к культуре.

да. конечно, здесь мы не сойдемся)))
И "Во все тяжкие" туда же, чтоб два раза не вставать)))

изобретателем лазера числился американский жулик, сумевший записать на себя американский патент.

Я вам про сучьих детей и не то расскажу, времени нет.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Ашманов

Это, вообще-то, не культура. Или культура бытовая. И Фолкнер, и Хемингуэй, и Драйзер, и Сэлинджер с Фицджеральдом - писатели не великие, второго ряда. Бытописатели.

И таких-то сейчас нет. Композиторов - нет, художников второго ряда - кот наплакал.
Культура там второсортная. Поэтому и комиксы так популярны, и Голливуд такой тошнотворно глупый.

Можно было бы вспомнить Мелвилла или Лондона с Твеном, но тоже ведь по сути описание быта, романтизация жизни простых организмов в а-культурной среде.

Культура техники, бытовой электроники и автомобилей, Боинги и Локхиды - это тоже часть культуры, но маленького мира, не мира мысли на самом деле.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев
часть культуры, но маленького мира, не мира мысли на самом деле.

Мы все живем в быту. И не все из нас гиганты мысли. И даже если кого-то посещают откровения - то и он ходи в супермаркет и в туалет (кстати, действительно, японские унитазы лучшие)))

Так что я лично ценю более Твена и Боинги, чем потрясающую своей современностью Эйфелеву башню и Мэриме.
А вот Шамфор и Фолкнер, Честерфильд и Черчилль - это глыбы.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Ашманов

Черчилль - это такой английский политик, которому в интернетах приписывают много не его цитат, по локоть в крови, колонизатор и  массовый убийца, уничтоживший миллионы индусов и известный курением сигар и пьянством.
Честерфилд - ну есть такой английский граф, как бы писатель слов руками, автор "Писем к сыну".

Но Америка-то тут при чём?
Мы же не про английскую культуру спорим.

"Мы все живем в быту. И не все из нас гиганты мысли"

Мы же тут не про всех, а про великих. И про великую культуру цивилизаций, а не про бытового негиганта мысли,  из супермаркета перемещающегося на кухню и в сортир, пишущего ерунду в интернетиках, потому что есть клавиатура. Вон как этот выше "культура Америки бесконечно превосходит сраную Рашку".

"Так что я лично ценю более"

А зачем рассказывать про вкусы себя любимого?
"Ну а мне нра" - это не аргумент ни для чего.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев
Черчилль - это такой английский политик, которому в интернетах приписывают много не его цитат

Пожалуй, приведу пару цитат, по памяти:
- Вторую мировую войну Лига Наций могла бы предотвратить парой батальонов в 32м году, дивизией в 34м году, корпусом в 36м году. Потом стало поздно.

- Мне много говорили о том, что никто не мог усидеть в помещении, в которое входил Сталин. И вот я в малом зале приемов Кремля. Входит Сталин. И я чувствую, как какая-то неведомая сила поднимает меня из кресла.

- Во время визита Молотова в Лондон шли непрерывные ночные бомбежки. Я предложил, для уменьшения риска, всей делегации разместиться у меня в поместье. Первым делом ответственный за безопасность потребовал ключи от всех комнат. Ключи нашлись, правда, с некоторым затруднением. Утром, после общего отъезда в город для переговоров, к мажордому подошла смущенная горничная и попросила пройти в спальню главы делегации. Она не знала, что ей делать с найденным под подушкой гостя пистолетом.

- В перерыве совещания в Тегеране, мы, в честь победы под Сталинградом, вручили советской делегации в торжественной обстановке Почетный меч. Сталин внушительно поцеловал меч и передал его Ворошилову, который его благополучно уронил. Вручение пришлось повторить для кинооператоров.

- Когда Сталин предложил без суда расстрелять 50,000 эсэсовцев только за принадлежность к этой организации, я стал категорически возражать, заявив, что Великобритания никогда не согласится с таким беззаконием. Сталин настаивал, и Рузвельт уже готов был его поддержать. Я просто встал и вышел, зайдя через коридор в какую-то тёмную комнату. Через пару минут я услышал мягкую походку Сталина, который подошёл ко мне сзади, слегка приобнял, и стал что-то говорить извиняющимся тоном, причём по-грузински. Я вернулся к столу заседаний, и к вопросу о массовых казнях мы больше не возвращались.

Всё-таки, американская культура в значительной степени связана с англосаксонской, поэтому я Черчилля с Честерфильдом и присовокупил.
И в частности, взаимное влияние Рузвельта и Черчилля существенно определили и рамки ООН, и границы сегодняшнего мира.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев

Я все же надеюсь от вас узнать, в каком же голливудском фильме короля Артура играет негр?

А то вы у нас эксперт же по Штатам вообще и Голливуду в частности ;)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Галян

А американцев о российских и советских великих композиторах спрашивать не пробовали (как-то так, осторожно)? Можно попробовать спросить европейцев, азиатов (китайцев забыли, 2ю экономику мира... о них что знаете?), индусов и арабов? Просто их лучшие кадры в тех же США. А в РФ - гастарбайтеры из Узбекистана, Молдовы, Украины (чудных гособразований), носители высокой культуры, интеллектуалы и предприниматели из слоёв, ориентированных на достижение коммерческих результатов.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Ашманов

Мне кажется, Чайковского, Шостаковича и Рахманинова они, в общем, должны знать.
А вот "американский композитор" - это какой-то оксюморон. Вы точно не стебаетесь?

"китайцев забыли, 2ю экономику мира"

Вы точно помните, что мы про культуру, а не про экономику? И не про Китай, а про США?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Сдобин

Блин, что то я не успеваю за вашей мыслью, то превосходят, то психопаты

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Ашманов

"два ли страна, которая впервые для себя (заново) открыла уже забытые и давно пережеванные западные идеи вроде психоанализа"

Эту помойку "переоткрывать для себя"? От неё уже тихонечко отказались даже дикие безграмотные  американцы, поголовно сидящие на Прозаке и лежащие на кушетке. На фоне русской и грузинской психологических школ в это гуано даже кончиком ботинка не нужно вступать.

Кстати, как там с грамотностью св США, напомни нам, фантазёр.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Ашманов

Английский - не признак культуры, чувак. Я понимаю твою гордость папуаса, что ты выучил язык белого сахиба, но мы-то не рабы, рабы не мы.
Поэтому я и считаю жалкой привычку вставлять куски по-английски в сою речь и тексты, как выше в статье.

В принципе, я-то читаю романы на английском,  в основном американские, посмотрел на Киндле - за последние пять лет прочёл примерно 340 штук.

Но это не бином Ньютона, я машинную морфологию английского языка сделал вот этими руками ещё в 1992 году, с тех пор выпустил десятки двуязычных электронных словарей, в том числе НБАРС Апресяна, в том числе лично написал и выпустил на диске словарь трудностей английского.

Могу читать и на немецком, со словарём. Сделал с 1987 года примерно 30-40 машинных морфологий для поисковиков, словарей, антиспама, индексирования соцсетей  и лингвистической аналитики, для всех европейских, для вьетнамского, китайского, арабского, языков СНГ и т.п.

Ты что сказать-то хотел, неуч и эпигон?
Что английский это бахато и дороха, а в Америке супер-культура? Ну да, ты уже сказал это.

Ответить
Развернуть ветку
Харламов

Хорошо сказано, даже добавить нечего!

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев

"Тупые голливудские фильмы с неграми вместо Короля Артура и Робин Гуда, обязательные лесбиянки и педики в главных ролях, бесконечные тупые супергерои в трусах поверх трико, негритянский рэп с матом через слово. Культурная сверхдержава, чо."

Ух как вас плющит, аж забавно даже. Вы себе на ведро гаек уже поменяли "Обама чмо" на "Байден чмо" или как? Ну такую ахинею несете.

В фильме Гая Ричи негр играет одного из героев, но не короля Артура. Вы явно о фильме знаете только по картинке в соцсетях с комментарием подорванной жопы вроде вашей "сука негр в роли рыцаря!"

Причем забавно, что пишет про "не вспомните композиторов" все это человек, очевидно проигнорировавший существование Вангелиса, Ханса Циммера и многих других, а равно - если брать философов - Генри Дэвида Торо, например. 

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Ашманов

"человек, очевидно проигнорировавший существование Вангелиса, Ханса Циммера"

Это нетрудно проинорировать, это опять же местечковые, а не великие.

"если брать философов - Генри Дэвида Торо, например"

Это очень плохой пример, я читал его ещё в юности, он издавался в СССР -  он никакой не философ, никакого философского наследия, кроме вялых рассуждений "Уолдена" не оставил. На него никто не ссылается, школы нет - нечего наследовать и развивать.

Там вся культура такая - на школьном уровне примерно.

Художников назовёте? Я проходил когда-то курс истории искусств, мог бы назвать - но они именно местечковые, слабые.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев

"Это очень плохой пример, я читал его ещё в юности, он издавался в СССР - он никакой не философ, никакого философского наследия, кроме вялых рассуждений "Уолдена" не оставил".

Да по такой логике можно половину философов античности смело забраковать - ведь все их наследие это комментарии, рассуждения либо творение на тему, на который писали другие ;)

Просто забавно, когда автор сначала говорит "да вот никто никого не вспомнит",  потом начинает "нет, ну этих вспомнят - но это не считается". Ну прям по-детски.

Какое глубокое философское наследие оставил тот же Лев Толстой? Мало кто сейчас вспомнит. Но битники 60-х вполне себе по уровню шли выше и дальше толстовцев, предлагая совершенно новые уровни перестройки общества.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Ашманов

"Какое глубокое философское наследие оставил тот же Лев Толстой?"

Вы, похоже, не отличаете писателей от философов. Вы вообще в вузе учились, философию-то проходили?

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев

"Там вся культура такая - на школьном уровне примерно."

Мне автор в целом напомнил другого титана мысли (тоже в фуражке и тоже такой категоричный), который объявил Канта не философом - "писал какие-то непонятные книги". Тоже - а кто на него сейчас ссылается? А где философская школа? Ну и так далее.

И главное - изрекает все это титан мысли))

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Ну, скажем Вангелис - это не США. Циммер же как композитор - слабенько, очень слабенько. Пара хороших саундтреков - вот и весь вклад в мировую культуру.
Что касается философов - ну, я хоть бы битников назвал и Тимоти Лири с прочими принципиальными отбросами и психоделиками. Это поинтереснее будет, чем Торо при всём моём к нему уважении.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Ашманов

Ну, Лири не философ, а торчок. Правда, описавший как-то свой опыт общения с адскими сущностями. 
Сейчас, наверно, общается более тесно, без LSD.

Вообще философами Техасщина с Вашингтонщиной не богаты. Философия и успешный успех плюс бабки плохо совмещаются.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Я примерно про это же. Вся эта философия - где-то на античном уровне. Апокрифы, чьи-то записи - и, тем не менее, влияние на культуру и социум в целом.
Мелковато, конечно, но с учетом эпохи постмодернизма и за неимением горничной - можно принять.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев

"Вообще философами Техасщина с Вашингтонщиной не богаты. Философия и успешный успех плюс бабки плохо совмещаются."

А насколько богаты философами и писателями Кубанщина, например, или Приморщина? Да особо никак.

Если идти по ХХ веку, тоже все на любителя. Кому-то нравится Владимир Вернадский - хотя по сути это голый натурализм, кому-то Лев Гумилев - кому-то нет, кому-то Юрий Бородай - а кому-то нет, вопрос тоже в том, где мерило?

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев

"Ну, скажем Вангелис - это не США. Циммер же как композитор - слабенько, очень слабенько."

Просто логика интересна. Если британский режиссер (Гай Ричи) ставит фильм в Голливуде - это голливудская продукция, фу. А если живущий в Британии композитор пишет музыку для голливудских фильмов - не-не-не, это не Голливуд. Давайте уж одним мерилом мерять ;)

Насчет "пары удачных саундтреков" про Циммера сказать - это все равно как Бетховен "сочинил пару удачных симфоний".

Торо как минимум хорошо известен любому изучавшему философию. Лири - пожалуй, тоже, хотя на нем лежит определенное клеймо "для специфической аудитории".

Далее, очень многие без гугла вспомнят "Унесенных ветром" или "Чайку по имени Джонатан Ливингстон" - ах да, это ж не философы. Просто известные писатели, первая эпопея по уровню накала событий эпохи и психологичности где-то рядышком с "Тихим Доном".

"Да ладно, там одни тупые рэпаки - сам на MTV видел".

Просто вопрос звучит скорее "если автор коммента выше копался только в отбросах - то кроме отбросов ничего и не мог увидеть".

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Ашманов

Я копался в великой русской культуре. Там, куда ни копни - то золото, то жемчужина.

А рядом лежит гниющая куча отбросов, покрытая 47 гендерами, рэпом, легалайзом, BLMом, школьными расстрелами и супергероями в трусах поверх штанов.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Игорь, ну это же не та Америка. Их, как минимум, две.
Вот это вам тоже не близко?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Ашманов

Не знаю, не смотрел. 

Что за две Америки? Хотите сказать, что там есть и хорошее? Ну конечно. Люди везде есть. Вот Брэдбери с Шекли, например, их тут поминали уже.
Не Шекспиры с Достоевским, но тоже писатели, хорошие.

Но общая культурная среда - ниже плинтуса. Культурных достижений на рыло за три века  - с гулькин нос, да они и не нужны американцам, по-моему.
Им нужны комиксы, жрачка, тачки, бабки.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

А посмотрите - только этот ролик. 
Эта Америка тоже пока есть. Он не претендует на культуру и философию.
И это её сожрут в ближайшие годы - если у неё не хватит здоровья отбиться.
И вот тогда начнётся кабзда.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Давайте я обозначу, что на истину и объективность не претендую.
Но:
Гай Ричи британцем и воспринимается - там своя школа. Не американская.
Циммера я ценю за трек, скажем, к "Гладиатору". Остальное - пафосно, шумно - и пусто. Он породил целую школу, узнаваемую за минуту. Ну, такая музыка для кино, чтобы не мешало хрустеть попкорном. Это не плохо, это не хорошо, но это не о музыке.
Торо я люблю - именно за "Уолдо". Когда-то на меня здорово повлияло. То самое академическое издание в зеленой обложке - мы это звали "зелеными конвергенциями" (которых традиционно жаль). Не как философия. Как мнение человека, который видит так же. Будем сравнивать его с Гегелем, скажем, или Ницше каким-нито?
Рэп не слушаю. Американскую (глубинную) культурку люблю - Джонни Кэш, Лавкрафт, вестерны, "американская мечта".
И эта Америка уходит, к моему сожалению. Прямо сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Ашманов

"Вы себе на ведро гаек уже поменяли "Обама чмо" на "Байден чмо" или как? "

Я на вертолёте в основном. Но за идею спасибо.
Спрошу, разрешено ли по правилам полётов.

"Ну такую ахинею несете".

Взаимно.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Галян

Ну, не так всё плохо в этих США... Где россиянские Гейтсы, Блумберги, Безосы? Где Форды, Маски и пр.? Где нобелевские лауреаты (в любой области), космос, балет, хоккей и пр. просранные после СССР? Чем вообще может гордиться РФ в условиях нарастающего бегства людей и капиталов (ох уж этот российский бизнес!) в эти богом (православным, в лице кгбшного Кириллки) проклятые США?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Ашманов

Безосы и Блумберги? Маски и Форды?
Вы точно про культуру разговариваете?
Тогда включайте в культуру Калашникова и Курчатова, что ли.

p.s. Или для вас полёты в космос - это культура? Ну тогда попробуйте вспомнить, что то, что сейчас как бы с натугой делает Маск, мы сделали в 1961 году. У нас уже тогда были Королёв и Гагарин.

Ответить
Развернуть ветку
79 комментариев
Раскрывать всегда