Маркетинг
Anna Petukhova

Может ли маркетинг быть универсальным?

Маркетинг, как мы все знаем, это сложносочинённая наука, стоящая на стыке экономики, психологии и креатива. Только часто у маркетологов, рекламщиков и аналитиков происходит деформация, и люди забывают, в каком соотношении сохраняется идеальный баланс. В Венском университете на кафедре маркетинга меня научили, что экономика должна заметно превалировать надо остальными составляющими и составлять порядка 60%. Остальные 40% можно честно разделить между психологией (потребителей и конкурентов) и креативом, то есть созданием привлекательных и целесообразных (не стоит об этом забывать) рекламных имиджей.

Поэтому, если Вы как маркетолог по-прежнему ставите расчёт рентабельности на последнее место, то Вам стоит пересмотреть свои взгляды. Самый первый вопрос, который Вы должны честно задать себе при решении задачи: стоит ли игра свеч? То есть, если Вы будете сейчас тратить время, деньги, силы, окупится ли это всё в денежном выражении?

Да, многие скажут, что по-настоящему великие проекты создавались как глобальная мечта и не имели под собой финансовой подоплёки. И тут я с Вами соглашусь. Но таких интуитивно верных бизнес-концептов мало, их можно пересчитать по пальцам. Остальная масса проектов – это чистая математика, то есть, бухгалтерия: кредит минут дебет. Инвесторы и аналитики в один голос твердят, что стартапы больше похожи на игру в рулетку, нежели бизнес, и их 100% идеи жизнеспособны 10%, а из них на следующие уровни инвестиций выходит 30% от выживших.

Прошу обратить внимание, что под инвесторами понимаются не те, кто работает в фонде Сколково, поскольку в этом проекте много политической подоплёки и стремления показывать позитивные цифры, а проекты, выходящие отсюда, не слишком жизнеспособны. А под аналитиками понимаются не те растиражированные ребята, которые в Бизнес-Молодости заговорами снимают бизнес-табу, а некие серые кардиналы, которые годами принимают решения о рентабельности проектов от имени большой аудиторской четвёрки или работают в бэк-офисах компаний-конгломератов.

Чтобы Вас не утомлять рассуждениями о том, как инвестировать в бизнес, предлагаю вернуться к маркетингу. Учитывая, что бизнес имеет чёткие показатели, мы можем на них опираться и понимать, как должен работать процесс привлечения клиента и как взаимодействовать с конкурентами. Иначе говоря, мы понимаем, каким должен быть маркетинг и способны ставить чёткие KPI.

Если раньше мы использовали ATL и не понимали, как работает рекламный щит 3х6, сейчас уже всё изменилось. Во-первых, есть технология, пока правда запрещённая к использованию по этическим причинам, которая улавливает взгляд прохожих и позволяет понимать, сколько людей изучили рекламу на щите. А, во-вторых, мы уже накопили большое количество статистических данных, которые позволяют нам понимать, что сколько людей прошли мимо щита, сколько людей обратились и сколько людей сделало заказ. Да, пресловутая воронка продаж позволяет нам не только определить затыки в продвижении, но и понять, как отработала реклама, и стоит ли её повторить в ближайшем будущем.

Действительно, с годами мы благодаря счётчикам и статистике увидели, в каких случаях работают те или иные рекламные инструменты, поняли, какой суммы достаточно, чтобы достичь определённой цели и вполне понимаем, какая доля людей как реагирует на то или иное рекламное послание. И да, не будем себе врать, дизайн и креатив тоже являются весьма шаблонными, благодаря чему мы и их в скором времени сможем смело доверить искусственному интеллекту.

Именно исходя из накопленных данных, большому количеству теоретических работ и да, конечно, благодаря моде на систематизацию данных, которая к нам пришла благодаря цифровизации бизнеса, мы можем с погрешностью в 5-8% предположить, как будет работать тот или иной набор рекламных инструментов. Встраивая виды бизнеса в категории и утончая настройку по другим параметрам, мы можем подобрать к ним рекламные инструменты. Выбрав степень агрессивности конкуренции и пожелания по маркетинговой стратегии, мы можем задать границы по расходам на продвижение.

Будущее уже с нами. Осталось сделать последний шаг. И дальше уже мы сможем общаться с виртуальным помощником по маркетингу примерно так «Привет, маркет!».

{ "author_name": "Anna Petukhova", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 7, "likes": 3, "favorites": 15, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 198256, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 19 Jan 2021 11:53:11 +0300", "is_special": false }
0
7 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
0

Цитата:
"В Венском университете на кафедре маркетинга меня научили, что экономика должна заметно превалировать надо остальными составляющими и составлять порядка 60%. Остальные 40% можно честно разделить между психологией (потребителей и конкурентов) и креативом, то есть созданием привлекательных и целесообразных (не стоит об этом забывать) рекламных имиджей."
А что в  Венском университете говорили о том, что такое маркетинг? 
Как определение.
Потому что без понимания Вашего определения маркетинга разобраться со смыслом приведенного абзаца крайне трудно.

Второй момент.
Относительно расчета рентабельности маркетинга.
Цитата.
"Самый первый вопрос, который Вы должны честно задать себе при решении задачи: стоит ли игра свеч? То есть, если Вы будете сейчас тратить время, деньги, силы, окупится ли это всё в денежном выражении?"

Что необходимо знать  или хотя иметь предварительную информацию, чтобы маркетолог мог ответить на Ваш вопрос?

Ответить
0

Здравствуйте!
Маркетинг-это наука, формирующая бизнес-процесс с целью увеличения прибыли.
Чтобы понимать, целесообразность маркетинга, нужно для начала понять, существует ли платёжеспособный спрос, не охваченный конкурентами ( сейчас или в будущем). И если нет, то рентабельно ли его создавать.

Ответить
0

Здравствуйте!
Анна, любая функция бизнеса участвует в бизнес-процессах с целью получения прибыли.
В первую очередь те функции, которые формируют основной бизнес-процесс.
Поэтому Ваше определение маркетинга получилось, на мой взгляд , очень общим.
Если считать маркет и маркетинг близкими другу другу, то маркетинг - это про рынки.
Да, экономика важна. В конечном итоге прибыль - один из ключевых показателей бизнеса, хотя практика стартапов показывает, что в них инвестируют годами, когда прибыли еще нет:)
Вы сами во втором абзаце написали, что маркетинг оценивает платежеспособный спрос. На определенных сегментах рынка.
То есть в первую очередь маркетинг работает с рынками и потребностями, сегментами и их потенциалом. А потом уже с емкостью и объемом спроса.

Ответить
0

Вопрос спорный, конечно, но я все считаю, что нельзя производить то, в чем мы не уверены, что оно будет продаваться. Ещё Маркс считал такой подход бичем капитализма, плодящий гос долг.

Ответить
0

Уверенность в том, что производишь - это здорово!
Вопрос в том, что должно лежать в основе уверенности?
И из того, что создает уверенность - что делает маркетинг?

Ответить
0

На этот вопрос я уже отвечала. Платёжеспособная ниша плюс место в сегменте - Гарантия успеха) над всем остальным надо работать усерднее)

Ответить
0

Все по делу, однако все-таки статистика статистике рознь. На наш взгляд, еще не все научились корректно собирать данные и далеко не весь существующий инструментарий отличается точностью. А делать на основе данных, собранных подобными инструментами какие-то фундаментальные выводы… Посему, важно разделять задачи на сбор данных, классификацию и структуризацию и, самое ценное, формирование выводов, иначе собранная статистика так останется примерным набором цифр. Мы, например, в какой-то момент были вынуждены сделать собственное решение и создали коллтрекинг на основе математического анализа. И таких примеров на рынке много.

Ответить

Комментарии

null