{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Кейс Qmarketing Academy: как открыть курсы, не потратив на старт ни копейки, и не стать инфоцыганом

Краудлендинговая платформа «Поток» рассказывает истории своих заемщиков: во втором выпуске мы взяли интервью у Романа Кумара Виаса, который без вложений на старте превратил внутреннюю школу обучения сотрудников в полноценный курс по маркетингу, приносящий 20 млн выручки в месяц.

Привет, это снова Ольга, контент-менеджер «Потока» — инвестиционной платформы, которая объединяет частных инвесторов и представителей малого бизнеса. Осенью мы начали рассказывать истории наших заемщиков: первым был кейс московского подростка Ивана Сычкова, который с 16 лет открывал и поддерживал собственную сеть магазинов.

Ниже рассказ сооснователя маркетингового агентства Qmarketing. Роман рассказывает, как их команда решила создать обучающие курсы и сделала это, используя только бесплатные сервисы; как они запускали рекламу и порой тратили по 90 000 рублей за клик; как продвигали себя во время пандемии, чтобы выделяться в этот период, и зачем им понадобился заем.

С чего все начиналось

К нам в Qmarketing всегда приходило много толковых ребят, но вот только не у всех было достаточно опыта. Новичков нужно было как-то подтягивать, учить тому, что мы умеем. Тогда мы придумали целую систему: джуны проходили наше внутреннее обучение по блокам, делали домашние задания, а потом сдавали экзамен руководителям отделов. Благодаря такому глубокому и подробному погружению мы сами себе выращивали сильных сотрудников.

Новички после обучения были уже не «джунами», а «сеньорами», которые могут самостоятельно вести крупных клиентов и писать статьи по собственным кейсам.

Мы поняли, что раз можем так учить внутри, почему бы не распространить эти знания за пределы агентства? Так появилась идея запуска QMarketing Academy.

Слева направо: Head of Performance marketing Александр Соловьев, CEO & Founder Роман Кумар Виас, Co-Founder Игорь Винидиктов

Как стартанули с помощью поста в Фейсбуке

Чтобы запустить первый поток, нам не понадобилось вкладывать деньги. Все было на чистом энтузиазме команды и бесплатных сервисах. И дело даже не в экономии — изначально нашей задачей было вложить в проект минимум средств и посмотреть, взлетит или нет.

Первых учеников мы набрали, опубликовав пост в Фейсбуке. От разработки платформы, на которую обычно уходит больше всего денег, в принципе отказались. Макеты для лендинга рисовали в Figma, а саму посадочную страницу собрали на Tilda. Для общения выбрали Telegram, домашкой обменивались на доске трелло. На продакшн тоже потратили минимум: все уроки снимали в собственной студии и со своим оборудованием.

Больше всего я конечно благодарен команде: с запуском помогали 8-10 человек — сотрудники агентства Qmarketing, у которых была емкость для работы. Команда состояла из перформанс-менеджера, проджект-менеджера, retention-специалиста, копирайтера, дизайнеров, разработчика, коммьюнити-менеджера, оператора и методиста.

Курс зашёл сразу. К нам пришли как руководители и СМО, так и сотрудники фриланс-агентств, маркетологи и таргетологи. Многих впечатлили и убедили кейсы команды, которые мы разместили у себя на лендинге. Многие просто знали агентство Qmarketing и доверяли нашему опыту.

Успехи и фейлы в продвижении

На этапе продвижения вложения уже, конечно, понадобились. В качестве канала мы выбрали Facebook ads. Решили, что на старте этого будет более чем достаточно, так как там более отлаженные алгоритмы и большие охваты. Да и наша целевая аудитория находится в основном в этом канале.

Первым делом мы выявили показатели эффективности для каждого этапа воронки, разработали пессимистичный и оптимистичный вариант развития событий. Для сегментирования использовали look-alike аудитории (аудиторию, похожую на ЦА по поведению и другим характеристикам), брали накопленные за время работы базы и делали таргет по похожим людям.

Во втором потоке масштабировали полученный результат и собирали сегменты, на основе тех людей из первого потока. На работу с look-alike аудиторией мы тратили 70% нашего бюджета на рекламу.

Для каждого запуска креативов мы готовили коммуникационную карту, где отражали основные боли и триггеры клиентов. На тот момент у нас ещё не было ретроспективы на аудитории, поэтому и посылы делали более общими. Уже в следующих потоках мы стали создавать более точечные креативы, основываясь на результатах исследования тех, кто купил продукт. Мы тестировали разные форматы и посылы, а удачные варианты затем масштабировали.

Но были и фейлы. Как-то мы создавали тестовую кампанию, где пробовали использовать лид-форму на холодную аудиторию и таргетинг по интересам. В результате получили огромное количество лидов, но с низким CR (Conversion rate) и с адски высокой стоимостью клика — 90 000 рублей. Заявки люди оставляли, но не совсем понимали для чего, поэтому, когда сейлзы им перезванивали, то большинство оказывались нецелевыми. Мы потратили кучу денег на рекламу, слили время отдела продаж и получили минимальный результат.

Как пандемия заставила чаще напоминать о себе

В 2019 году, когда мы только запускались, онлайн-образование уже активно развивалось. Каждый день появлялся человек, который решал запустить свой курс, поэтому на рынке было много случайных людей и странных школ. Но ситуация с коронавирусом ускорила развитие рынка EdTech, а самоизоляция сформировала новые привычки — потребители стали более избирательны, а время, необходимое для принятия решения о покупке, увеличилось.

Мы почувствовали это, анализируя результаты рекламных кампаний. Теперь нам приходится чаще напоминать о себе, требуется больше аргументов и касаний с продуктом.

Как раздали бесплатных курсов на 15 млн рублей

Если говорить о рынке в целом, то во время коронавируса многие компании сократили свои бюджеты на рекламу, стали меньше таргетироваться, поэтому упал CPC (Cost-Per-Click — цена за клик). Мы этим воспользовались и масштабировались, что и способствовало нашему росту в период пандемии. Это отличный момент для рывка вперед при грамотном вложении в рекламу.

Одним из таких вложений стала наша акция для поддержки людей, которые потеряли работу из-за пандемии. За каждый купленный курс мы открывали доступ для двух студентов бесплатно. Так мы раздали курсов на общую сумму 15 миллионов рублей. И не пожалели: акция вызвала отличный отклик в соцсетях и сильно увеличила конверсию в заказы. На таргетированную рекламу ушло около 20 000 рублей, а взамен получили множество хороших отзывов и охват более 200 000 людей.

Как выделиться, но сохранить качество

В этом году вместе с ростом образовательных продуктов увеличилось и количество инфоцыган. Но я делаю ставку на победу школ с качественным подходом, которые постепенно вытеснят продукты без какой-либо практической ценности. Полностью от них, конечно, не избавиться, но люди уже стали более избирательны.

Почему это так? Учитывая быстрые изменения в digital-среде, контент образовательной программы должен постоянно обновляться, а для этого нужна целая команда. А у инфоцыган так не принято: у них надо, чтобы дешево и надолго. Мы же в Qmarketing не перестаем следить за рынком, так как работаем в нем и видим все тренды первыми, чувствуем их на себе, и сразу же внедряем. Недавно, например, мы обновили программу на 10 блоков сразу, добавив TikTok, SEO, Яндекс.Дзен, личный бренд, медийную рекламу и programmatic-маркетинг.

И над обновлением работала большая команда профессионалов, которым нужно платить зарплату, а это уже не маленькие расходы. Люди, которые приобрели курс, не хотят долго ждать, пока им ответят, дадут доступ к материалу, проверят домашку. Качественная работа с учениками требует много денег, времени и ресурсов.

Зачем брали заем

На старте мы не вкладывали денег, потому что хотели проверить: нужен ли людям сам продукт — наши знания. Гипотеза подтвердилась — наше обучение востребовано. Теперь мы смело расширяемся и все заработанное вкладываем в развитие, поэтому нам и потребовался заем.

Первый мы взяли в Потоке не так давно: буквально в ноябре.

В агентстве Qmarketing мы уже работали с «Потоком», так что тариф для нас был чуть ниже, как для проверенных заемщиков. Дело в том, что инвесторы приходят охотнее, когда знают, что ты не нарушаешь сроки платежей и в целом ведешь крепкий и понятный бизнес.

В бизнесе вообще очень важно не просто вкладываться, но и делать это вовремя. 2020 и 2021 год — максимально выгодное время для онлайн-образования, когда нужно по максимуму развивать свой бизнес и не жалеть вкладывать в него времени и денег. Я уверен, что с учетом хорошего продукта, результат не заставит себя ждать и все вложенное вернется с гораздо большим оборотом.

Понимая это, мы активно расширяем команду. На данный момент в Qmarketing Aacademy уже около 50 сотрудников, но мы не планируем останавливаться: прямо сейчас мы ищем продавцов, таргетолога, комьюнити-менеджера и многих других специалистов. Они будут помогать развивать новые направления, так как теперь мы учим не только интернет-маркетологов, но и digital-дизайнеров.

Наша цель — выйти на выручку 600 млн в следующем году, но главное

сделать это не в ущерб качеству, а стать лучшей школой, которая учит digital-профессиям в России. Да и не только в России, в наших глобальных планах выйти на зарубежный рынок.

0
87 комментариев
Написать комментарий...
White Night

Все резко поняли, что добывать золото тяжко и муторно. Давайте дружно втюхивать лопаты.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Замечательно другое... Роман отвечал за маркетинг в Qlean'е, когда инвесторы все еще позволяли бесконтрольно сжигать в маркетинговой топке адское количество бабла. И одновременно у него же было агентство QMarketing... :)

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kumar

Это оценочное суждение, которое ошибочно сразу в двух местах:

1) Инвесторы позволяли бесконтрольно сжигать бабло на маркетинг - это не так, можете спросить у Add Venture (нашего основного инвестора). 

2) Я открыл агентство после того, как перестал быть директором по маркетингу в Qlean, про это есть статья на VC

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

А что у них спрашивать-то - Макс вас и менеджил практически в ручном режиме. Что, мне кажется, было далеко не последним фактором в том, что все было так печально - одно дело инвесторам красивые истории рассказывать, и совсем другое - управлять операционной компанией. Но Вы правы, слово "бесконтрольно" действительно неверное, его надо заменить на "бессмысленно".

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kumar

Т.е. вы утверждаете публично, что в первые 2 года работы компании Макс менеджерил управление трафиком и закупка его была неэффективной?))) Мб позовем Макса в комменты, чтобы публично доказать, что вы пиздобол?
 

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

До лета 2019го в группах Кулина и в ВК и ФБ был регулярный постинг - минимум раз в неделю. Но за 2020й год в ВК два поста - 3 апреля и 26 марта, а предыдущие - за 2019й год. В ФБ с середины лета 2019 никаких постов нет. Т.е. уже полтора года все лежит мертвое, может просветите нас, что ж случилось с Кулином? :)

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kumar

Сейчас Qlean отлично себя чувствует, ждите новостей скоро. 

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
Сейчас Qlean отлично себя чувствует

Сейчас?! А что раньше было? :)))

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kumar

В 2020-м была пандемия, пришлось много костов порезать и сократить объемы. С вашего позволения, я прекращу этот тупой диалог. Вам удачи с анализом бизнеса по постам в соц. сетях и домыслами о вещах, в которых вы нихера не разбираетесь)))

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

1. Посты прекратились в конце весны 2019го - до пандемии еще целыц год был.
2. Не несите бред - всем на рынке известно, что такое был Qlean. Как Вы изволили написать ниже:

KPI маркетолога - это стоимость привлечения клиентов и их количество. Все остальное - субъективизм и балабольство

Вы ровно так и действовали, как говорите: сжигали инвесторское бабло на маркетинге уходя в минуса по юнит-экономике и, самое главное, имели просто никакую возвратность клиентов. А посколько клиенты не возвращались, то чтобы показывать хоть какой-то трэкшен, сжигать бабла в маркетинге приходилось все больше и больше. В 19м просто текущих инвесторов это окончательно достало, а никому другому это нафик не сдалось - уже всем стало ясно, что "место тут проклятое". Потратили многие годы, чужое бабло съели, но бизнеса так и не построили.

Ответить
Развернуть ветку
84 комментария
Раскрывать всегда