Как мы на BlaBlaCar прокатили игрушечного медведя через всю Россию и обратно

Это несерьезная история про несерьезный проект с нулевым бюджетом. Может показаться, что за словом «несерьезность» мы как бы прикрываемся, что если кому-то история не понравится, то мы как бы и не очень-то старались. Но это не так.

За несерьезностью скрывается легкость и, простите, волшебство, удивительного проекта, который мы недавно завершили. А именно: полтора года назад мы отправили на BlaBlaCar игрушечного медведя по маршруту Москва-Владивосток-Москва. Одного. Без сопровождения…

Идея

Идея появилась пару лет назад почти случайно. Мы без конца думали о том, чтобы нам еще придумать такое, чтобы подчеркнуть надежность нашего сообщества попутчиков. Идей, на самом деле, было миллион, но все они требовали бюджет. Но, как говорится, с деньгами любой дурак сможет. И придумали идею с путешествующей игрушкой, которую наши пользователи (попутчики) передают друг другу из рук в руки.

Скажу честно, даже среди сотрудников BlaBlaCar не все были уверены, что это возможно

Украдут, потеряют, выкинут – самые популярные предположения из тех, что могло случиться в судьбе игрушки. А ведь мы еще планировали делать что-то вроде дневника путешественника в соцсетях, и если бы игрушка «вышла из проекта» ранее положенного срока, это был бы вполне себе репутационный риск. Думали-думали и все-таки рискнули.

Решили, что игрушка должна быть в образе мишки, как символа страны. В интернете купили хенд-мейдового косолапого приблизительно за две тысячи рублей и, с точки зрения прямых финансовых инвестиций, на этом расходы в проект закончились. Хотя нет, еще мы потратились на блины с вареньем и сгущенкой, когда пригласили в офис самого первого мишкиного попутчика. Зовут его Сергей Кукин, встреча состоялась в середине июля 2019 года.

Суть проекта

Конечно же, у нас не было задачи просто «прокатить» медведя по России.

Суть проекта была в том, чтобы через это путешествие показать реальных пользователей BlaBlaCar, рассказать их истории, поделиться с аудиторией их опытом использования сервиса

Попутчики передавали друг другу медведя. После этого мы с ними связывались, просили их сделать селфи с игрушкой, брали у них небольшое интервью и затем публиковали эти истории в рамках путевого дневника во ВКонтакте.

Еще раз: нам важно было показать личные истории, поэтому в постах было несколько абзацев, например, следующего содержания:

“(...) А еще, если попутчик классный, если он меня чем-то зацепил, то я обязательно сохраню его телефон, — рассказал Валерий. — Пишу в телефоне его имя, слово “бла” и дату поездки, и в примечании к номеру какую-то особенность, чтобы точно помнить, кто этот человек. В итоге, в разных городах у меня есть много хороших знакомых, которым очень приятно, если я, проезжая их город, звоню узнать, как дела и предлагаю пересечься. BlaBlaCar позволяет расширять круг знакомств. Я кайфую от общения с людьми (...)”.

Эти посты можно найти по хештегу #едемсмедведем

Механика проекта

Безусловно, нам приходилось модерировать проект, потому что медведь оказался, мягко говоря, молчаливым и не мог объяснить цели своего путешествия. Нам приходилось связываться с каждым из попутчиков, рассказывать о проекте, приглашать к участию.

Удивительно, но отказы мы получали крайне редко (если не ошибаюсь, речь идет о 3-4 людях). В основном все с большим интересом и желанием соглашались.

Слабым местом в проекте был только тайминг. Мы не могли (и, наверно, не очень-то хотели) спрогнозировать расписание движения по маршруту. Все водители-попутчики совершали свои личные поездки в удобное им время. Поэтому иногда мишка мог задерживаться в том или ином городе на пару месяцев. Ну и ковидные ограничения тоже сыграли свою роль.

Мы не заплатили попутчикам ни одного рубля за участие в проекте — это было их добровольное и искреннее желание. Это же круто!

Результаты

Статистика: путешествие длилось 17 месяцев, у мишки было 16 попутчиков-водителей и более 30 попутчиков-пассажиров.

Новый год мишка встретил в Чите (планировали «экватор» отметить во Владивостоке, но не получилось, не успели). Первую волну пандемии – с марта по июль 2020-го – мишка переждал в Биробиджане (уже на обратном пути своего маршрута).

Кстати, один из пользователей не просто сделал селфи с мишкой, но записал видеообращение для наших пользователей. So sweet.

Проект, изначально ориентированный на соцсети, получил огромный охват в ВК. Десятки тысяч просмотров каждого поста (ок-ок, у нас там и аудитория большая — около 500 000), тысячи лайков и комментариев, поэтому с вовлечением аудитории тоже не было проблем. Пожалуй, это были одни из самых высокооцененных постов.

Благодаря этому проекту, у нас почти каждый месяц был «сочный» контент, в котором мы могли подчеркнуть надежность, удобство и эффективность сервиса. Идеальная фактура для контент-менеджмента.

Мишка вернулся в Москву в ноябре 2020 года. Стоит ли говорить, что к этому моменту все мы по нему очень соскучились и теперь считаем его чем-то вроде нашего талисмана.

Теперь у нас – у глобального офиса BlaBlaCar – есть очередная (логичная) супер-идея: запустить мишку путешествовать дальше по Европе, вплоть до Лиссабона. Вот только нужно дождаться, когда закончится все это безобразие с коронавирусом…

0
28 комментариев
Написать комментарий...
Katya Bryuzgina

Молодцы, маркетологи! Хорошая акция и текст написан легко и понятно. Жалко, что не рассказали о подробной механике передачи медведя из рук в руки.

Ответить
Развернуть ветку
Sergio A-Rzhevskiy
Автор

Катя, спасибо за отзыв. Выше в комментариях я рассказал подробней о механике передачи медведя из рук в руки

Ответить
Развернуть ветку
Denis Novikov

Мда, вот недавно был опыт так опыт. Родственнице надо было возвращаться в соседний город и попробовали сделать ей аккаунт в бла бла каре. Выбрали водителя. На следующее утро он отменяет заказ. Выбираем другого. Звоним, пишем чтобы окончательно договориться что всё в силе - в итоге тишина. Время отъезда подходит. Выезжаем. И на середине пути после очередной попытки позвонить получаем отказ. Затем снова выбираем другой вариант. Получаем подтверждение. Доезжаем на место, хотим узнать как выглядит машина - пара звонков и сообщений и тоже отказ. В итоге плюнули и поехали на автовокзал и сразу получилось сесть и поехать.
А на бла бла каре никаких гарантий и даже отзыв не оставишь таким по свински ведущим себя людям. Похоже либо аватарка людям не нравилась, либо наше желание узнать уедем ли мы вообще обидело богов сервиса.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Omelyan

Если с тобой отказываются ехать то это уже твой бок, бро.
Я тоже не беру кого-попало))

Ответить
Развернуть ветку
Denis Novikov

Когда я делал от своего имени заказ - то не было проблем никогда. Но когда я создал аккаунт на крёстную жены - все высказали негласно своё нежелание везти женщину в возрасте. Что как бы как минимум некрасиво.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Omelyan

Та не красиво 100%. Но это ж не совсем коммерческие услуги.
Вот взял я бабушку в дорогу 400 км например..
Музыку громко не включиш, сиги в окно не покуриш, не поговоришь, быстро не поедешь. Нахер оно надо?

А так взял студентку - ехать одно удовольствие)))
На блаблакаре же не благотворительностью занимаются водители

Ответить
Развернуть ветку
Denis Novikov

Да, но зачем сначала одобрять и за 5 минут до поездки отменять её. По аватару же видно кто будет. Даже женщины отменяют. Или они предпочитают тоже студенток?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Глущенко

Шикарный кейс. Люди отзывчивы к такой движухе) Но интересно где лежал мишка во время простоев: я видел ответ выше, но это актуально когда всё происходит в пределах пары дней. За два месяца простоя он вполне мог потеряться...

Ответить
Развернуть ветку
Sergio A-Rzhevskiy
Автор

Во время "простоя" мишка просто лежал дома у попутчика, ну или он его возил с собой в бардачке, мишка-то маленький. 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Глущенко

Я к тому что если попутчик сам уезжает из города в который он приехал - могут начаться проблемы. Ну или если заболеет. Или просто будет загружен в момент ожидаемой передачи. Мишка просто продолжит лежать?

Ответить
Развернуть ветку
Sergio A-Rzhevskiy
Автор

Всякое бывало. Это к вопросу про "тайминг" - слабое место проекта. Иногда были такие форс-мажоры. Приходилось ждать. 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Глущенко

А как подписчики реагировали на простои? Спокойно ждали или требовали новостей? Интересно узнать как именно вы обыгрывали тему в соцсетях)

Ответить
Развернуть ветку
Sergio A-Rzhevskiy
Автор

когда мы делали очередной пост после паузы, нам писали в коммантериях: "ну наконец-то", "а мы уж думали, что мишка сгинул", "живой!". что-то в этом роде. 

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Варгафтик

Очень интересна механика этой акции. Начало понятно - нашли первого попутчика, вручили ему медведя. Он приехал в свой конечный пункт. Как он нашел следующего пассажира, которому передал медведя? И далее, как происходил поиск следующего пассажира и передача медведя?

Ответить
Развернуть ветку
Sergio A-Rzhevskiy
Автор

Игорь, следующего попутчика находили мы. Это было так: 
- Человек приезжает из города А в город Б.
- Мы находим другого человека, который из города Б в ближайшем будущем планирует поехать в городе С. Связываемся с ним, рассказываем ему про наш проект и просим подвести мишку. Если он соглашается (и забрать мишку, и потом передать следующему попутчику), то мы...
- Обмениваем этих людей контактами, они сами договариваются о встрече (да, им нужно было тратить на это свое время) и встречаются. 
- И дальше история повторяется. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergio A-Rzhevskiy
Автор

Людей отбирали по опыту использования сервиса, потому что хотели, чтобы пользователи рассказали нам про "трушный икспириенс". 

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Варгафтик

Спасибо за ответ. Весьма трудоемкая работа. Интересно было бы последить за акцией отправки мишки не по случайному маршруту, а по заранее анонсированному. Скажем 10 любых городов в определенном порядке. Можно было бы делать ставки на время доставки мишки в конечный населенный пункт )

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergio A-Rzhevskiy
Автор

это вы с чем меряете? вроде бы с каждым днем пользователей становится все больше. 

Ответить
Развернуть ветку
Mary Kudryavceva

Классный проект, спасибо за рассказ :)

Ответить
Развернуть ветку
Sergio A-Rzhevskiy
Автор

спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Лиана Батова

Очень итересная история, читала с большим удовольствием

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Omelyan

Я так и не понял как блаблакар монетезируется.
Платных функций не нашел там

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey

Так же как и развивается - никак

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergio A-Rzhevskiy
Автор

1. мы в фотошоп не умеем =)
2. в том-то и фокус - добровольно, бесплатно, с большим желанием! им очень нравилась идея стать частью такого необычного проекта. 

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Раскрывать всегда