{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Классификация аналитиков на рынке по направлениям, полезности и зарплатам

Всем привет! Я Лаптев Алексей, основатель и главный разработчик сервиса сквозной аналитики и коллтрекинга Utmstat, а также телеграм-чата про сквозную аналитику. Сегодня расскажу про типы аналитиков на рынке.

Проблема на рынке

На волне хайпа про важность аналитики, аналитиков и прочих дата-саинтистов, не в последнюю очередь раздуваемых различными курсами, отчетливо видна картина, что даже сами аналитики не имеют четкого понимания какие аналитики есть на рынке и зачем.

В этой статье постараюсь классифицировать типы аналитиков и объяснить кто где нужен.

Дисклеймер

Я больше по сквозной и веб-аналитике, поэтому если где-то неточности, поправьте в комментариях.

Классификация аналитиков

Бизнес-аналитик

Что делает

Взял из вики.

Бизнес-аналитик — специалист, использующий методы бизнес-анализа для исследования потребностей деятельности организаций с целью определения проблем бизнеса и предложения их решения.

Международный Институт Бизнес-Анализа (IIBA, International Institute of Business Analysis) определяет бизнес-аналитика «как посредника между заинтересованными лицами для сбора, анализа, коммуницирования и проверки требований по изменению бизнес-процессов, регламентов и информационных систем. Бизнес-аналитик понимает проблемы и возможности бизнеса в контексте требований и рекомендует решения, позволяющие организации достичь своих целей».

Кейс использования

Если пиццерии А нужно 1 месяц и 10 человек, чтобы открыть точку, а пиццерии Б, нужно 2 месяца и 20 человек, чтобы открыть такую же точку.

То в пиццерии Б явно процессы не оптимальны и нужен бизнес-аналитик чтобы найти узкие места и предложить решение, чтобы достичь производительности пиццерии А.

Польза

Его услуги окупятся за счет экономии на зарплатах лишних 10 человек.

Инструменты

IDEF0, IDEF3, MNP, MS Visio, Excel, Powerpoint

Спрос

4 483 вакансии «Бизнес-аналитик»

3 970 вакансий «Бизнес аналитик»
Итого 8500 вакансий по РФ

Уровень дохода

Где нужны

Системный аналитик

Что делает

Взял из вики.

Системный аналитик — в широком смысле — специалист по решению сложных организационно-технических проблем, имеющих междисциплинарную природу, использующий принципы общей теории систем и методы системного анализа.

В узком смысле в сфере информационных технологий данный термин используется для обозначения профессиональной роли и профессии, ответственной за анализ потребностей пользователей на предмет возможности их удовлетворения посредством функций соответствующей информационной системы. Также его называют «постановщик задач». Основным продуктом такого системного аналитика являются организационно-технические решения, оформляемые как техническое задание на систему или программное обеспечение.

На мой взгляд, системный аналитик переводит бизнес-требования в ТЗ для написания какого-либо софта, поэтому должен разбираться в разработке ПО.

Кейс использования

Клиент: хотим возможность поиграться шрифтами на сайте и чтобы раз раз и готово.

Системный аналитик: ок, пишем в ТЗ добавить в админку полноценный редактор текста.

Польза

Переводит требования с языка клиентов на язык понятный, разработчикам.

Инструменты

Word, Mind Map, понимание основ разработки - БД, sql, json, xml, rest-api, возможности софта.

Спрос

2 953 вакансии «Системный аналитик»

3 068 вакансий «Системный-аналитик»

Итого 6000 вакансий по РФ.

Уровень дохода

Где нужны

Продуктовый аналитик

Что делает

Тут вики не помогло.

На мой взгляд, задача продуктового аналитика переводить работу продукта в метрики, например такие как LTV, CAC, MRR, Churn Rate и не которые другие, думать как одни метрики растить, а другие уменьшать.

Что в конечном итоге увеличивает выручку и прибыль продукта.

Кейс использования

В SaaS сервисе низкая конверсия в регистрацию при большом трафике и грамотной рекламе.

Задача продуктового аналитика выдвинуть гипотезу, что количество полей на форме регистрации стоит сократить с 20 до 2-х, так как пользователи ленивы и не стоит спрашивать сразу много информации.

Скорее всего это поможет и количество регистраций увеличится.

Польза

Больше регистраций - больше оплат.

Инструменты

Power BI и прочие инструменты визуализации, python/sql.

Градация по опыту

Junior - знает метрики, использует дашборды, где не нужны глубокие технические знания, делает очевидные выводы.

Middle - знает метрики, работает как с готовыми дашбордами, так и может делать аналитику по сырым данным, используя SQL.

Senior - знает метрики, может ставить себе цели для исследования и использовать python/sql для получения данных.

Спрос

7 477 вакансий «Продуктовый аналитик»

1 185 вакансий «Продуктовый-аналитик»

Итого 8500 вакансий по РФ.

Уровень дохода

Где нужны

Дата-аналитик (data scientist)

Что делает

На мой взгляд, задачей дата-аналитика является решение одноразовых, но при этом важных и сложных задач, которые могут тянуться месяцы или даже годы.

Например:

  • Одноразовые небольшие исследования, например динамика и прогнозы по коронавирусу
  • Скоринг
  • Ценообразование
  • Товарные рекомендации
  • Компьютерное зрение
  • Прочие задачи связанные с ML.

Почему задачи одноразовые?

Потому-что они нужны конкретной конторе и их решение скорее всего нельзя масштабировать. А там где можно, уже давно все завернуто в сервисы и смысла там что-то изобретать нет.

Яркий пример - сервисы сквозной аналитики.

Кейс использования

Скоринг клиентов для выдачи кредитов в банке.

Задача одноразовая и нужна конкретному банку со своими взглядами на выдачу кредитов, но тем не менее очень актуальная.

Суть задачи - выявить закономерности между известными фактами о заемщиках и тем, как быстро они возвращают кредиты.

В самом простом случае можно фильтровать банальным SQL по возрасту, полу, гео и факту возврата, строя несложные дашборды.

В продвинутом варианте, можно подключить машинное обучение и выявить зависимости от фаз луны.

Польза

Если научить скоринг более менее угадывать надежных клиентов, то % невозратов упадет и банк хорошо дополнительно заработает, многократно окупив разработку скоринга.

Инструменты

Python, SQL, pandas, ML, базы данных, инструменты визуализации.

Градация по опыту

Junior - может сделать SQL запросы и визуализировать в каком-нибуть pandas.

Middle - может написать скрипт парсинга какого-нибуть API на питоне и залить в БД для дальнейшей визуализации. При этом ясно понимает как работает код питона и БД.

Senior - подключает ML для решения своих задач и свободно ориентируется что где лучше использовать. Может спроектировать всю аналитическую инфраструктуру из готовых инструментов.

Спрос

283 вакансии «data scientist»

279 вакансий «Data-scientist»

90 вакансий «Дата аналитик»

35 вакансий «Дата-аналитик»

Итого 600 вакансий по РФ.

Уровень дохода

Где нужны

Веб-аналитик

Что делает

Оценивает эффективность сайта с точки зрения достижения его целей:

  1. Если задача сайт продавать, то насколько эффективно он продает и окупается ли реклама.
  2. Если задача сайта генерировать трафик, то насколько долго посетители задерживаются на сайте, дочитывают ли статьи.

Разумеется далеко не у всех эти показатели такие, какие хотелось бы иметь. Вот веб-аналитик и занимается тем, что думает как улучшить сайт, чтобы показатели росли, используя в качестве ориентира 10-20 типовых отчетов.

Кейс использования

Самый банальный кейс - оценка эффективности рекламы.

Настроили цель на страницу "спасибо" и посчитали сколько конверсий было с яндекса и гугла.

Например, вложили 10000 руб в яндекс и гугл.

Яндекс - 50 конверсий (продаж) при затратах 10000 руб.

Гугл - 5 конверсий (продаж) при затратах 10000 руб.

Видно что Яндекс в 10 раз эффективней и имеет смысл вложить все средства именно в него, значительно увеличив количество продаж.

Польза

Увеличение выручки с продаж на сайте, за счет понимания какая реклама работает и фокусировки ресурсов на рабочие связки. А также исправление грубых ошибок на сайте, влияющих на конверсию и продажи.

Инструменты

Яндекс Метрика, Google Analytics, Google Data Studio и платные сервисы сквозной аналитики.

Градация по опыту

Junior - аналитика на уровне целей по utm-меткам в Яндекс Метрике, Google Analytics и простых дашбордах в Google Data Studio. Нет системного понимания как работать с данными и какой план действий.

Middle - аналитика на уровне продаж из CRM, использование платных сервисов сквозной аналитики, понимание почему это выгодно. При наличие большого количества времени - самостоятельная реализация дашбордов в Power BI и Google Data Studio.

Senior - ясное понимание всей инфраструктуры веб-аналитики и способность правильно соединить все сервисы. Продвинутая работа на базе Google Analytics и Google Analytics 360, использование ML атрибуций. Работа с крупными проектами.

Спрос

2 205 вакансий «Веб аналитик»

964 вакансии «Веб-аналитик»

Итого 3000 вакансий по РФ.

Уровень дохода

Где нужны

Мобильный аналитик

Что делает

Оценивает эффективность трафика в мобильном приложении.

Как веб-аналитик, только для приложений.

Кейс использования

Тоже банально.

Пусть есть очередная игра про ферму.

Тратим 10000 руб на рекламу в Youtube.

Тратим 10000 руб на рекламу в Facebook.

Youtube - 50 установок, 5 покупок.

Facebook - 500 установок, 50 покупок.

Вывод: Facebook в 10 эффективней, стоит бюджеты направить в первую очередь туда.

Польза

Привлечение большего числа пользователей и как следствие платежей за меньшие деньги (CAC).

Инструменты

AppMetrika, AppsFlyer

Спрос

2 155 вакансий «Мобильный аналитик»

Уровень дохода

Где нужны

Где деньги? Куда бежать работать?

Стоить помнить, что значимые деньги платят только за значимый опыт. Никакие сертификаты и курсы не влияют серьезно на зарплату, а местами даже мешают.

Ну а далее кому что интересно и по способностям.

Если хотите рисовать схемы и оптимизировать процессы - бизнес и системная аналитика.

Если хотите растить один продукт (с примесью несложного SQL и питона), а не распыляться - продуктовая аналитика.

Если хотите больших, но интересных сложностей и очень много думать - дата-аналитика. Но готовьтесь стать почти программистом на питоне и смежных инструментах. Так же обратите внимание что спрос на рынке всего 600 вакансий, так что зарплат в 400к на всех может не хватить.

Если хотите спокойную работу по известному плану - веб и мобильная аналитика.

Кого завтра автоматизируют?

Тут я хочу отдельно напомнить, что UTMSTAT и другие сервисы сквозной аналитики работают в сегментах "Дата-аналитика" со специализацией "Маркетинг" + senior веб-аналитика.

Поэтому если вы вдруг решили построить карьеру в этих сегментах, то еще раз хорошо подумайте. Потребность массовая, задачи типовые - все давно завернуто в сервисы. Обосновывать свою ЗП на фоне стоимости сервисов будет сложно.

Поэтому если вы хотите стать аналитиком, то лучше заниматься уникальными вещами, автоматизация которых не имеет смысла или заниматься потоковой аналитикой на базе готовых сервисов.

Изобретать то что уже изобретено - не стоит.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Зоя Афанасьева

Спасибо! 

Ответить
Развернуть ветку
Даня Рамазанова

Это, как минимум, забавно😅👍

Ответить
Развернуть ветку
Denis Deep

Спасибо! Достаточно, чтобы сделать выбор, если хочешь в аналитика.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Филатов

мобильный, веб и продуктовый - эти роли часто совмещают в едином лице и только при высокой загрузке дают джунов в помощь и обучение, тк редко понимают степень загрузки этих ролей и спектра обязанностей

Ответить
Развернуть ветку
Constantine Monahoff

Андрюх, посчитать загрузку вполне себе простая задача в данном случае

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Филатов

если задаться вопросом - описать все сценарии и процессы можно...

Ответить
Развернуть ветку
ДмитрийН

Хорошая статья, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Лотик

Заплакала. Просто лайк

Ответить
Развернуть ветку
Павел Чернозубенко

Спасибо. Немного сумбурно. Рекомендую. По ссылке хорошее представление аналитики по видам данных, по прикладной цели анализа, а также, отчего функциональный анализ в менеджменте – не равно аналитика, как и исследования (полевые и кабинетные) не равно анализ. https://www.marketch.ru/marketing_marginalia/marketolog-analitik-novaya-professiya/

Ответить
Развернуть ветку
Peter Elliott

Это очень круто,что такие опытные бизнес-аналитики могут делиться своими знаниями в подобных статьях. Я предлагаю не довольствоваться малым , а работать только в лучших зарубежных компаниях . Такие вакансии вам может предложить платформа EPAM. К примеру, https://anywhere.epam.com/freelance-remote-business-analyst-jobs. Эти специалисты специализируются на поиске внештатных и удалённых сотрудников для работодателей не только нашей, но и зарубежных стран.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда