Метрики креативности в рекламе. Ключевые показатели эффективности (KPI), используемые для измерения эффективности креатива
Креативные стратегии в интернет-продвижении призваны к достижению высоких результатов, превосходящих ожидания заказчика и оправдывающих затраченные ресурсы. Креативная реклама выполняет несколько значимых функций. Одной из наиболее очевидных и важных функций является привлечение внимания целевой аудитории. Также продукты креативного маркетинга способны сформировать позитивное отношение к бренду. Креативная реклама решает и бизнес задачи, а именно она располагает к покупке, ускоряет продажи и увеличивает их объем в целом.
Значимость этих функций определяется соотношением результатов и минимизации затрат от заказчика. Таким образом, креатив – это один из факторов, которые позволяют оценить эффективность креативной рекламы. Другие критерии эффективности любой рекламы – это анализ рынка, конкурентов, целевых аудиторий, комплексное и разумное использование каналов и инструментов продвижения и др. Так мы можем сделать вывод, что оценка креативности рекламы является важным элементом оценки эффективности и рентабельности рекламных продуктов и информационной кампании в целом.
Теперь о KPI. KPI (Key Performance Indicators) — это ключевые показатели эффективности или деятельности. KPI в числовом выражении отражают качество и результат действий за определенный период времени. Показатели помогают оценить эффективность работы сотрудников, бизнес-процессов и компании в целом.
KPI разрабатываются отдельно для каждой должности и отдела. Нельзя применять одну систему оценки для всех сотрудников.
Также индикаторы эффективности используют для анализа бизнес-процессов или рекламных кампаний. Например, основные метрики в маркетинге:
- CTR (Click-through rate) - Коэффициент кликабельности, отражает отношение количества кликов к числу показов
CTR = (Количество кликов ÷ Количество показов) × 100 %
- CR (Conversion Rate) - Коэффициент конверсии, показывает сколько пользователей совершили целевое действие
CR = (Количество целевых действий ÷ Количество посещений сайта) × 100 %
- CPC (Cost Per Click) - Стоимость клика
CPC = Расходы на рекламную кампанию ÷ Количество кликов
- CPL (Cost Per Lead) - Стоимость лида, то есть пользователя, который совершил одно из целевых действий
CPL = Затраты на маркетинг ÷ Количество лидов
- LTV (LifeTime Value) - Пожизненная стоимость клиентов, доход с одного клиента за все время работы с ним
LTV = Доход за конкретный период ÷ Все клиенты за этот период
- CPO (Cost Per Order) - Стоимость заказа, отражает затраты на привлечение одного клиента
CPO = Расходы ÷ Количество заказов
- BR (Bounce Rate) - Показатель отказов, какой процент пользователей покинуло сайт после просмотра первой страницы
BR = (Количество отказов ÷ Количество посещений сайта) × 100 %
- ROI (Return Of Investments) - Окупаемость инвестиций, какой доход принесли потраченные средства
ROI = (Доход ÷ Инвестиции) × 100 %
- ROMI (Return Of Marketing Investment) - Окупаемость расходов на маркетинг
ROMI = (Прибыль-Расходы на маркетинг) ÷ Расходы на маркетинг × 100 %
- NPS (Net Promoter Score) - Индекс лояльности клиентов, помогает оценить готовность к повторным покупкам и рекомендации
NPS = (Количество промоутеров – количество критиков) / (число респондентов) * 100 %
Плюсы и минусы системы KPI
Преимущества системы:
- Понятная и объективная система оценки сотрудников и бизнес-процессов;
- Мотивация и самоконтроль персонала;
- Оперативное обнаружение ошибок и неэффективных решений.
Недостатки системы:
- Сложно правильно определить и рассчитать показатели.
- Неверно выбранные показатели ведут не к росту эффективности, а к погоне за нормативами. Сотрудники выполняют бессмысленные действия ради статистики.
- Дополнительные затраты на менеджмент: проверка отчетов, контроль за правильностью подсчета.
- Персоналу требуется период для адаптации под новые требования, поэтому KPI вводят поэтапно.
Что касается креативности самой рекламы, в одной из статей (М. М. Кремешкова, В. А. Давыдик), на основе метода глубинного интервью среди респондентов, выделили следующие критерии оценивания эффективности креативной рекламы:
- Новизна креативной идеи заключается в использовании новых процессов, концепций, способов и материалов в продвижении.
- Креативная идея должна быть способной формировать потенциальные возможности, а именно побуждать к нахождению новых решений.
- Оригинальность креативной идеи или решения (оценка по этому критерию вызывает сложности) определяется по отсутствию подобной идеи в соответствующей сфере для конкретной целевой аудитории.
- Гибкость в настоящее время является важной характеристикой креативной стратегии: креативная идея и решения способны изменяться, модифицироваться, адаптироваться к изменяющейся внешней среде.
- Адекватность креативной стратегии констатируется, если креатив отвечает степени сложности проблемы.
- Применимость креативных решений можно определить, как степень удобства в использовании для решения задач креативной стратегии.
- Логичность идеи не отрицает применение средств выразительности, вымысла для придания художественности образу, но при этом креатив должен соответствовать реалиям.
- Способность креативной идеи решать обозначенную проблему – одна из самых ценных характеристик, при этом чем шире перечень решаемых задач, тем ценнее креативное решение.
- Комплексный подход в формировании стратегии предполагает учет всех возможных оптимальных элементов креативной стратегии.
- Способность креативной рекламы привлекать внимание целевой аудитории – первостепенная задача.
- Простота креативной идеи измеряется доступностью для восприятия целевой аудиторией, особенно характеризующейся массовостью. Простоту также можно оп��еделить как изящное изложение достаточной сложной мысли.
- Органичность креативной стратегии означает естественность присутствия во внутренней и внешней среде.
- Отдельно стоит упомянуть про соответствие позиционированию бренда и интересам целевой аудитории.
Эффективность креативной стратегии оценивается в основном по результатам реализации стратегии, то есть апостериорно. Результаты реализации стратегии предполагают оценку соотношения нескольких показателей: объемы продаж или прибыли до проведения рекламной кампании; объемы продаж или прибыли по итогам проведения рекламной кампании; затраченные ресурсы, в том числе финансовые и нефинансовые; достижение намеченных целей стратегии.
Целями стратегии могут быть, например, изменение доли информированности заданной целевой аудитории о рекламодателе, повышение узнаваемости бренда, повышение активности целевой аудитории на каналах продвижения бренда и др.
Для разработки эффективной креативной стратегии, помимо тестирования разработанных креативных решений, требуется априорная оценка эффективности – оценка рекламной кампании еще до ее проведения и тестирования на основе объективных критериев. Для оптимизации затрат необходимо прогнозировать, насколько создаваемая реклама будет эффективна. Сложность оценки креативной рекламы обусловлена сложно прогнозируемыми факторами, влияющими на ее эффективность и рентабельность.
Виктор Стулов, Факультет рекламы и связи с общественностью, РГГУ