{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

F*ckup report: что бы я сделала по-другому, управляя маркетингом 4 года назад

Не бежала бы делать, что говорят; подробно считала экономику и четко прописывала коммуникационную стратегию.

4 года назад я пришла в свою первую компанию, где одна отвечала за весь маркетинг. Компания занималась одеждой для малышей до 3 лет. Мне сильно повезло туда попасть, поскольку о маркетинге я тогда знала, пожалуй, 1-2% от того, что знаю теперь. Так что училась в бою, ну и, конечно, многое делала не так, как сейчас.

Критичных ошибок, к счастью, не было. Продажи и знание росли, но потенциал бренда был куда шире, и с нынешними знаниями я реализовала бы его иначе. Ниже — 3 пункта о том, где я профакапилась.

Стала делать, что говорят, вместо разработки стратегии

Естественное следствие микса маркетолог-новичок + сильный босс. Основным каналом продвижения был инстаграм со всеми вытекающими тенденциями 2017 года: нужно пилить полезный контент, нужно красивый дизайн, нужно залипательные сториз. Я не очень знала, как надо на самом деле, поэтому не могла сказать «так стоп, давайте разберемся, какие вообще есть варианты и какие из них разумнее всего», просто начала пилить контент. Это, кстати, получалось отлично, и на этом, в том числе, мы хорошо выехали: нам доверяли, посты сохраняли, аудитория была вовлечённой и активной, ну а я узнала всё и даже больше об утеплителях, особенностях младенческой терморегуляции, видах застежёк и так далее.

Проблема: здесь она в том, что написание одного реально полезного поста отнимает слишком много времени и сил — нужно изучать вопрос, читать источники, погружаться, согласовывать с технологами, чтобы не облажаться. То есть, гораздо больше усилий тратилось на производство контента, чем на его распространение. Мы публиковали пост и ждали лайков — всё.

Как бы я поступила сейчас: подумала над тем, какие каналы можно использовать для продвижения и расставила приоритеты — то есть выбрала те, что приносят наибольший выхлоп при наименьших усилиях. Больше бы вложила в распространение контента, чем в его производство: например, присутствие на различных маркетплейсах, откуда впоследствии компания получала приличный процент заказов; более обширный таргет, отзывы и репутационный маркетинг.

Не разработала коммуникационную стратегию

Как вы уже поняли, маркетинговой стратегии в целом не было, соответственно, и её коммуникационной части тоже. В пункте выше я говорила, что отбора каналов (то есть, мест, где мы пытаемся достать аудиторию) не было, но и четкое описание того, ЧТО мы доносим до аудитории я не делала. Оно, конечно, было у меня в голове: я знала преимущества перед конкурентами; представляла, каким тоном разговаривает бренд и какие у него принципы. Но это не было записано нигде на бумажке.

Проблема: можно считать это лишним бумагомаранием, но это не так. Оставив все эти мысли у себя в голове вместо того чтобы сделать четкий документ со стратегией, я организовала себе некое подвешенное представление о коммуникации бренда — каждый раз приходилось себе напоминать, о чем и как мы можем говорить.

Как бы я поступила сейчас: первое, что я делаю в компании сейчас, — стратегия: что говорим, кому и где. Это не просто красивый документ, чтобы показать боссам и выбить бюджеты, это реально работающая вещь, которая облегчит всё, что будет делаться дальше. Стратегия будет корректироваться по ходу того, как вы узнаете новое о продукте, но это всё равно набор базовых понятий, с которыми можно и нужно сверяться, принимая решения о каких-либо активностях в маркетинге. Пример такого реального документа я оставляла здесь.

Не посчитала экономику и не попросила полную информацию

Из цифр у меня были розничные и оптовые (не сразу) цены, примерные себестоимости, некоторая статистика в я.метрике и, пожалуй, всё. Я не очень знала, что именно нужно запрашивать, а отсутствие такой информации, конечно, сильно снижает четкость планирования, к тому же рождает цели, которые не имеют смысла или не соответствуют реальности (и от которых в итоге дергается глаз, когда они не выполняются). Таким, например, было пожелание руководителя, чтобы заказы из таргета были «не дороже 500 рублей», что, к моему ужасу, не раз случалось, хотя не имело смысла, поскольку реклама всегда была рентабельной (циферки этого кейса можно посмотреть тут).

Какие данные я бы запросила сейчас:

  • бизнес-цели (для чего всё это вообще и куда мы хотим прийти — незнание этого рождает неоправданные ожидания и конфликты);
  • количество заказов, стоимость лида и заказа, ROMI (за определенные периоды);
  • конверсия из лида в заказ;
  • стоимость доставки (расходная часть, участвующая в подсчёте окупаемости маркетинга);
  • влияние сезонности;
  • география клиентов;
  • etc — наверняка что-то забыла;
  • в целом доступ в CRM, поскольку первое время я даже не видела, сколько заказов нам приходит и откуда.

Такие дела. Сейчас есть четкое представление, что нужно, чтобы всё работало. Но может, еще через пару лет и оно будет казаться далёким от идеала. А какие факапы были у вас?)

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Илья Ефимов

Верил всем на слово, а оказалось, что всегда стоит брать расписки чуть ли не кровью))

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

О, это точно!

Ответить
Развернуть ветку
Invictus Domini

Получается вы изначально без профильного образования пошли в маркетинг, правильно Я понимаю?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Invictus Domini

Это печально

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Ну да, я социолог по образованию. Честно говоря, не уверена, что университетское образование по маркетингу сильно помогает. Судя по отзывам)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Неплохая цена))

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда